Файл: КонституционноеправоРоссийской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 1442

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 26. Органы государственной власти субъектов РФ 725
В соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную законодательный орган и высший исполнительный ор- ган государственной власти субъекта РФ осуществляют свои пол- номочия самостоятельно. Они взаимодействуют в целях эффек- тивного управления процессами экономического и социального развития субъекта РФ и в интересах его населения.
Законодательный орган может принимать участие в формиро- вании отдельных исполнительных органов, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц, а при определенных условиях также в согласовании назна- чения на должность руководителей территориальных органов фе- деральных органов исполнительной власти.
Споры между законодательным органом и высшим исполни- тельным органом государственной власти субъекта РФ по вопро- сам осуществления их полномочий разрешаются в соответствии с согласительными процедурами, предусмотренными Конституци- ей РФ, конституцией (уставом) и законом субъекта РФ, либо в судебном порядке. Правовые акты органов исполнительной вла- сти субъекта РФ, противоречащие Конституции РФ, федераль- ным законам, конституции (уставу) и законам субъекта РФ, под- лежат опротестованию соответствующим прокурором или его за- местителем в установленном законом порядке.
Президент РФ вправе приостановить действие акта высшего должностного лица, а также действие акта органа исполнитель- ной власти в случае противоречия этого акта Конституции РФ,
федеральным законам, международным обязательствам Россий- ской Федерации или нарушения прав и свобод человека и граж- данина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Президент РФ выносит предупреждение высшему должност- ному лицу субъекта РФ в случае издания этим лицом норматив- ного правового акта, противоречащего Конституции РФ, феде- ральным конституционным законам и федеральным законам, ес- ли такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступ- ления в силу решения суда либо в течение иного предусмотрен- ного решением суда срока не приняло в пределах своих полно- мочий мер по исполнению решения суда. Предупреждение также выносится в случае уклонения высшего должностного лица в те- чение двух месяцев со дня издания указа Президента РФ о при- остановлении действия нормативного правового акта высшего


726 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации должностного лица либо органа исполнительной власти субъек- та РФ от издания акта, предусматривающего отмену приостанов- ленного акта, или от внесения в указанный акт изменений, если в течение этого срока высшее должностное лицо не обратилось в соответствующий суд для разрешения спора.
В порядке, установленном уголовно-процессуальным законо- дательством, Президент вправе по мотивированному представле- нию Генерального прокурора РФ временно отстранить высшее должностное лицо от исполнения обязанностей в случае предъ- явления указанному лицу обвинения в совершении преступле- ния.
Решение об отрешении от должности либо о временном от- странении от исполнения обязанностей высшего должностного лица доводится до сведения законодательного органа. При этом высшее должностное лицо вправе обжаловать в Верховный
Суд РФ соответствующий указ Президента в течение 10 дней со дня его официального опубликования.
Законом специально оговаривается, что высшие должностные лица субъектов РФ, избранные до вступления в силу нового фе- дерального закона, осуществляют свои полномочия до истечения срока полномочий, установленного конституцией (уставом) субъ- екта РФ в соответствии с федеральным законом. Но они могут поставить перед Президентом РФ вопрос о доверии и досрочном сложении своих полномочий. Президент в течение семи дней принимает решение о доверии и внесении кандидатуры в законо- дательный орган.
Президентом РФ установлен порядок рассмотрения кандида- тур на должность высшего должностного лица субъекта РФ (Указ в редакции от 11 февраля 2006 г.). Кандидатуры представляются руководителем Администрации Президента РФ, а ему — полпре- дом Президента в соответствующем федеральному округе. Учи- тываются авторитет и деловая репутация, а также результаты консультаций с общественными объединениями; вносится не ме- нее двух кандидатур. К предложению прилагается копия деклара- ции о доходах и имуществе, обязательство лица прекратить дея- тельность, не совместимую со статусом этой должности, др.
Республики. Поскольку Конституция РФ рассматривает рес- публики как государства, конституции республик учреждают пост главы государства, именуемого президентом или главой рес- публики. Пост президента учрежден в Адыгее, Башкортостане,
Бурятии, Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Марий

Глава 26. Органы государственной власти субъектов РФ 727
Эл, Саха (Якутия), Северной Осетии — Алании, Татарстане, Ты- ве, Чувашии.
В Коми функции главы государства выполняет лицо, именуе- мое Главой Республики, а в Карелии и Хакасии — Председатель правительства. В Мордовии после острой конфронтации между исполнительной и законодательной властью пост президента был упразднен, а его функции поделены между Главой Республики и
Председателем правительства. В Удмуртии форма правления больше напоминает парламентскую республику, но в 2000 г. был введен пост Президента. В 2003 г. была принята новая Конститу- ция Республики Дагестан, в соответствии с которой учрежден пост Президента республики.
Конституционный статус главы государства (президента, гла- вы республики) устанавливается по-разному. В некоторых рес- публиках глава государства, подобно Президенту РФ, как бы вы- водится за пределы трех ветвей власти или рассматривается как участник осуществления полномочий каждой из них. Только не- которые республики объявляют главу государства главой испол- нительной власти, он иногда объявляется высшим должностным лицом республики. Обычно предусматривается, что он выступает гарантом Конституции республики, прав и свобод человека,
представляет республику в отношениях с Российской Федераци- ей и др. Главе государства всегда предоставляются право подпи- сывать и обнародовать законы республики, а также право зако- нодательной инициативы. В решении вопроса об отношениях с правительством существуют большие различия.
1. Правительство является органом исполнительной власти, под- отчетным президенту республики (главе республики), хотя ответ- ственно и перед парламентом. В Татарстане Президент возглавля- ет систему органов государственного управления и обеспечивает их взаимодействие с Государственным Советом (парламентом).
Он представляет Государственному Совету на утверждение кан- дидатуру на пост Премьер-министра и по согласованию с Госу- дарственным Советом формирует Кабинет Министров с правом освобождать от должности Премьер-министра и членов Кабинета.
По представлению Президента Государственный Совет образует и упраздняет министерства и государственные комитеты.
В Башкортостане Президент является высшим должностным лицом, он назначает премьер-министра с согласия Государствен- ного Собрания (парламента) и руководит деятельностью Кабине- та Министров. Кабинет Министров проводит выработанную Го-


728 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации сударственным Собранием и Президентом политику Республики.
В Кабардино-Балкарии Президент является главой государства и исполнительной власти, высшим должностным лицом. Кабинет
Министров подотчетен Президенту, является исполнительным органом государственной власти. Его структура закреплена
Конституцией. Схожее положение существует в Северной Осе- тии — Алании, Карачаево-Черкесии, Ингушетии. В Чувашской
Республике Кабинет Министров — Правительство является орга- ном исполнительной власти и осуществляет свою деятельность под руководством Президента, которому и подотчетен. Кабинет министров ответствен перед Президентом, который сам принима- ет решение об отставке Кабинета, одновременно формируя новый состав Кабинета. Выражение недоверия Президенту и его отставка влекут за собой отставку всех членов Кабинета Министров.
В Республике Саха (Якутия) Президент с предварительного со- гласия Палаты Республики назначает Председателя Правительст- ва, его заместителей и ведущих министров, а с согласия другой палаты парламента — Палаты представителей назначает и освобо- ждает от должности других министров и руководителей государ- ственных комитетов. Президент принимает отставку Правитель- ства, возглавляет систему органов государственного управления,
обеспечивая взаимодействие с высшими органами государствен- ной власти республики. Но работой Правительства руководит его
Председатель. Правительство разрабатывает и осуществляет соци- ально-экономическую политику и несет за ее реализацию всю полноту ответственности.
В Калмыкии Президент является главой исполнительной вла- сти, он устанавливает структуру органов исполнительной власти,
а создание Правительства или Кабинета Министров не преду- смотрено.
В данной группе республик правительство фактически работа- ет под непосредственным руководством главы государства.
2. Глава государства возглавляет систему исполнительной власти
и является председателем Правительства. В Республике Коми Гла- ва республики является главой государства и Правительства, воз- главляет систему государственного управления и обеспечивает взаимодействие с республиканскими и федеральными органами государственной власти. Он представляет Государственному Со- вету ежегодные доклады о положении в республике и программу деятельности исполнительной власти на предстоящий период, с согласия Государственного Совета формирует структуру органов


Глава 26. Органы государственной власти субъектов РФ 729
государственного управления, формирует Правительство, на- значая и особождая от должности министров, иных руководи- телей и др.
В Республике Бурятия Президент является главой республики и ее исполнительной власти, Председателем Правительства. Он назначает членов Правительства с согласия Народного Хурала,
представляет ему предложения об образовании и упразднении министерств и государственных комитетов, Правительство пред- ставляет Народному Хуралу программу предстоящей деятельно- сти. Схожее положение закреплено Конституцией Республики
Тыва. В Карелии главой исполнительной власти и высшим долж- ностным лицом республики является избираемый населением
Председатель Правительства. Он представляет на утверждение
Законодательного Собрания структуру исполнительной власти,
назначает и освобождает министров и руководителей других ве- домств (некоторые из них назначаются с согласия Палаты Рес- публики Законодательного Собрания), формирует Правительство и др.
В этой группе республик имеет место прямое слияние функ- ций главы государства и главы правительства в одном лице.
Конституцией Республики Дагестан закреплено, что государст- венную власть в Республике осуществляют Президент Республи- ки, Народное Собрание, Правительство Республики, суды; систе- ма органов государственной власти в Республике устанавливается в соответствии с основами конституционного строя Российской
Федерации и общими принципами организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, установленными федеральным законом;
Президент Республики является высшим должностным лицом
Республики Дагестан, возглавляет исполнительную власть Респуб- лики.
Края, области и другие субъекты РФ. Как и республики, края,
области и другие субъекты РФ самостоятельно формируют систе- му органов исполнительной власти на своей территории. Право- вой базой для этого выступает устав, а также законы, принимае- мые собственными представительными органами, и правовые ак- ты глав администраций.
В отличие от республик, многие края и области руководству- ются не только уставами, но и так называемой схемой управле- ния, которая призвана обеспечить комплексное управление субъ- ектом РФ по всем важнейшим вопросам. Схема включает в себя


730 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации перечень субъектов и объектов управления, характеристику функций органов исполнительной власти и порядок их взаимоот- ношений, процедуру принятия решений и т. д. Такой документ предопределяет систему органов исполнительной власти и в оп- ределенной степени связывает главу администрации в его дейст- виях по перестройке аппарата исполнительной власти.
Функции исполнительной власти на территории субъекта РФ
осуществляет система органов исполнительной власти, возглав- ляемая соответствующей администрацией.
Систему органов исполнительной власти образуют три основ- ные группы органов:
1) органы, составляющие аппарат главы администрации;
2) управления, комитеты, отделы и прочие службы админист- рации, находящиеся в двойном подчинении с преобладанием подчинения главе администрации;
3) территориальные органы федеральных министерств и ве- домств, входящие в систему органов исполнительной власти субъекта РФ, но имеющие ярко выраженную вертикальную под- чиненность. Кроме того, в субъектах РФ действуют различные коммерческие предприятия, созданные на базе бывших подразде- лений краевых, областных органов, и подведомственные админи- страции, а также различные общественные советы при соответст- вующих администрациях и их главах.
Администрация состоит из главы администрации, часто име- нуемого губернатором, а в Москве — мэром, и его заместителей,
руководителей многочисленных управленческих структур.
Следует отметить, что в ряде областей (Ленинградская, Курган- ская), в краях (Ставропольский), городе федерального значения
Москве термин «администрация» заменен на термин «правитель- ство», что отражает стремление этих субъектов РФ к уравниванию своих государственно-правовых форм с республиканскими.
1   ...   58   59   60   61   62   63   64   65   66