Файл: КонституционноеправоРоссийской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 1441

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 26. Органы государственной власти субъектов РФ 719
В целях учета интересов субъектов РФ федеральным законом предусматривается определенный порядок рассмотрения Госу- дарственной Думой законопроектов по предметам совместного ведения. Такие законопроекты согласовываются с законодатель- ными органами государственной власти субъектов РФ и высши- ми исполнительными органами государственной власти субъек- тов РФ; эти проекты после их внесения в Государственную Думу
Федерального Собрания направляются в законодательные орга- ны государственной власти субъектов РФ и высшие исполни- тельные органы государственной власти субъектов РФ для пред- ставления в Государственную Думу в 30-дневный срок отзывов на них.
Основы, закрепленные в конституциях и уставах субъектов РФ.
Организация государственной власти составляет обязательный предмет регулирования конституций и уставов субъектов РФ. Ус- тановление общих принципов организации системы органов го- сударственной власти относится к совместному ведению Россий- ской Федерации и ее субъектов (п. «н» ч. 1 ст. 72 Конститу- ции РФ). Субъекты РФ также опираются на другое положение
Конституции РФ, согласно которому они образуют свои органы государственной власти самостоятельно (ч. 2 ст. 11).
Как уже отмечалось, отсутствие в течение длительного време- ни федерального закона об общих принципах организации систе- мы органов государственной власти побудило субъекты РФ к созданию таких систем по собственным представлениям. Естест- венно, что они (по крайней мере, большинство) ориентировались на президентскую форму правления. Но были и отдельные ис- ключения или особенности, порожденные инерцией следования традициям предшествующей Конституции РФ.
Конституции и уставы закрепляют в качестве основ конститу- ционного строя системы органов государственной власти, в число которых входят президент республики (глава государства, глава республики) или губернатор других субъектов РФ (в некоторых республиках единоличного главы государства нет), законодатель- ный (представительный) орган (с разными названиями), прави- тельство (кабинет, администрация). В систему органов государст- венной власти иногда отдельно включается конституционный суд. И хотя в целом эта схема за некоторыми исключениями по- вторяет федеральную, по форме системы органов власти субъек- тов РФ все же очень разнятся. Это объясняется тем, что субъек- ты РФ, и особенно республики, стремятся внести в системы орга-


720 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации нов власти региональную (национальную) специфику или просто уйти от однообразия.
Определяя порядок разграничения предметов ведения и пол- номочий органов субъекта РФ и федеральных органов, конститу- ции и уставы чаще всего прямо исходят из принципов, установ- ленных Конституцией РФ. Это в полной мере соответствует ст. 73 Конституции РФ, согласно которой вне пределов ведения
Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и субъектов РФ субъ- екты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
При решении вопросов организации государственной власти подавляющее большинство субъектов РФ закрепляют в конститу- циях и уставах принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также само- стоятельность каждой власти в пределах своей компетенции.
Однако закрепление в конституции или уставе принципа разде- ления властей не привело повсюду к последовательному решению важного и сложного вопроса о взаимоотношениях между законода- тельной и исполнительной властями. Здесь часто проявлялась тен- денция к установлению определенных форм подотчетности ис- полнительной власти по отношению к законодательной. В ряде субъектов РФ (Алтайский край, Читинская область, Тамбовская область и др.) в уставы были включены положения, по существу,
нарушавшие принцип разделения властей и делавшие явный крен в пользу приоритета представительных органов государст- венной власти, что проявлялось в предоставлении этим органам ряда несвойственных им прав. В Республиках Татарстан и Уд- муртия парламент (Государственный Совет) рассматривался в
Конституции как высший представительный, законодательный и контрольный орган, вследствие чего кабинет министров нес пе- ред ним ответственность.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 18 января 1996 г. о проверке конституционности ряда положений Устава Алтайского края отметил, что конституционный принцип единства государствен- ной власти требует, чтобы субъекты РФ в основном исходили из фе- деральной схемы взаимоотношений исполнительной и законодатель- ной власти. Поскольку, согласно Конституции РФ, законодательная и исполнительная ветви власти являются самостоятельными, недо- пустимо, выходя за пределы, предусмотренные Конституцией РФ,
закреплять в Уставе нормы, ставящие исполнительную власть в под- чиненное по отношению к представительному органу положение.


Глава 26. Органы государственной власти субъектов РФ 721
Это противоречило бы и ст. 77 (ч. 2) Конституции РФ, так как созда- вало бы препятствия для реализации ее положения о том, что по оп- ределенным полномочиям федеральные органы исполнительной вла- сти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти. Поскольку федеративное устройство
Российской Федерации основано на единстве системы государствен- ной власти, органы государственной власти в субъектах РФ форми- руются на тех же принципах, что и федеральные.
После принятия этого постановления положение в целом вы- правилось.
Нормами конституций и уставов субъектов РФ закрепляются основы и третьей ветви государственной власти — судебной. По- давляющее большинство субъектов РФ закрепляют положения о судебной власти как о составной части государственной власти на своей территории наряду с законодательной и исполнитель- ной. Эти положения, однако, не относятся к находящимся на территории субъектов РФ федеральным судебным органам.
Конституции и уставы ряда субъектов РФ закрепляют созда- ние конституционных или уставных судов как своих органов го- сударственной власти, т. е. вне какой-либо связи с Конституци- онным Судом РФ, что соответствует Конституции РФ и Феде- ральному конституционному закону.
1   ...   56   57   58   59   60   61   62   63   ...   66

§ 2. Органы исполнительной власти
Исполнительная власть в субъектах РФ занимает ведущее ме- сто в системе органов государственной власти, она наделяется широкими полномочиями и регламентируется более подробно,
чем федеральная исполнительная власть в Конституции РФ.
И хотя в конституциях и уставах субъектов РФ главы об этой вет- ви власти иногда следуют после глав о законодательной власти,
исполнительная власть, неразрывно связанная с полномочиями главы государства, далеко не ограничивается отведенной ей ро- лью только исполнителя законов и по своему политическому ве- су превосходит законодательную власть.
Формирование системы органов исполнительной власти рес- публики, края, области и других субъектов РФ происходит в соот- ветствии с конституционными положениями, федеральным зако- ном, а также нормативными актами, определяющими правовой статус республики, края, области как субъектов РФ, правовой статус и организацию взаимодействия органов власти. Такими ак-

722 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации тами являются конституции, уставы краев и областей, схема управления, законы, а также положения об отдельных органах ис- полнительной власти республик, краев, областей, утверждаемые главой исполнительной власти субъекта РФ.
Как отмечалось, конституционный принцип равноправия субъектов РФ не исключает разнообразия форм организации го- сударственной власти. Это особенно характерно для органов ис- полнительной власти, организационные формы которой различа- ются в каждом регионе.
Федеральные законодательные принципы. До 2005 г. высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного ор- гана государственной власти субъекта) избиралось гражданами,
проживающими на территории субъекта РФ и обладающими ак- тивным избирательным правом, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Однако в конце 2004 г. положение претерпело существенные изменения. Принятый 11 декабря 2004 г. Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принци- пах организации законодательных (представительных) и испол- нительных органов государственной власти субъектов Россий- ской Федерации» установил следующее. Гражданин РФ наделя- ется полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ
(руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) по представлению Президента РФ законодательным
(представительным) органом государственной власти субъек- та РФ в порядке, предусмотренном данным Федеральным зако- ном и конституцией (уставом) субъекта РФ.
В случае, если конституцией (уставом) субъекта РФ преду- смотрен двухпалатный законодательный орган государственной власти, решение о наделении гражданина полномочиями высше- го должностного лица субъекта РФ принимается на совместном заседании палат.
Законом установлено, что предложение о кандидатуре высше- го должностного лица субъекта РФ вносится Президентом в за- конодательный орган государственной власти субъекта РФ не позднее чем за 35 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица. Кандидатура должна быть рассмотрена в те- чение 14 дней.
Право инициировать рассмотрение законодательным органом субъекта РФ предложение Президенту РФ о кандидатуре высше- го должностного лица предоставлено также политическим парти-


Глава 26. Органы государственной власти субъектов РФ 723
ям. Но речь идет о тех партиях, которые по результатам выборов в законодательный орган субъекта РФ получили по итогам рас- пределения наибольшее количество депутатских мандатов (Феде- ральный закон «О политических партиях»).
В случае отклонения представленной кандидатуры Президен- том не позднее семи дней повторно вносится предложение о кан- дидатуре. При двукратном отклонении представленной кандида- туры Президент назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ, но не более чем на шесть месяцев. Временно исполняющий обязанности высшего должностного лица не имеет права распускать законодательный орган субъекта РФ, вносить предложения об изменении консти- туции (устава).
Законом допускается отрешение высшего должностного лица от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия Прези- дента, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, в связи с выраженным этому лицу недоверием законодательным органом субъекта РФ.
Высшим должностным лицом может стать гражданин Россий- ской Федерации, обладающий пассивным избирательным пра- вом, в возрасте не менее 30 лет. Это лицо не может быть одно- временно депутатом законодательного органа, депутатом пред- ставительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме препода- вательской, научной и иной творческой деятельности. Высшее должностное лицо обретает полномочия на срок не более пяти лет и не может занимать указанную должность более двух сроков подряд.
Высшее должностное лицо:
• представляет субъект РФ в отношениях с федеральными ор- ганами государственной власти, органами государственной вла- сти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осу- ществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе под- писывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;
• обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо откло- няет законы, принятые законодательным органом с последующим возвратом их на новое рассмотрение с мотивированным обоснова- нием или с предложением об изменениях и дополнениях;
• формирует высший исполнительный орган государственной власти в соответствии с законодательством субъекта РФ;

724 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации
• вправе участвовать в работе законодательного органа с пра- вом совещательного голоса;
• обеспечивает координацию деятельности органов исполни- тельной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ и в соответствии с законодательством РФ
может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного са- моуправления и общественными объединениями.
При ненадлежащем исполнении своих обязанностей полно- мочия высшего должностного лица могут быть прекращены дос- рочно. Решение об этом принимается законодательным органом субъекта РФ по представлению Президента РФ. В случае вынесе- ния законодательным органом недоверия высшему должностно- му лицу решение об этом направляется на рассмотрение Прези- дента РФ для решения вопроса об отрешении высшего должно- стного лица от должности. Однако в определенных случаях решение о досрочном прекращении полномочий высшего долж- ностного лица принимается Президентом РФ самостоятельно
(Федеральный закон от 31 декабря 2005 г.).
Высший исполнительный орган государственной власти субъ- екта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития, участвует в проведении единой государственной политики в области финан- сов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспе- чения и экологии. Он осуществляет в пределах своих полномо- чий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, разрабатывает проект бюджета субъекта РФ, а также обеспечивает исполнение бюджета и др.
Этот орган вправе предложить органу местного самоуправле- ния, выборному или иному должностному лицу местного само- управления привести в соответствие с законодательством Рос- сийской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции РФ, федеральным за- конам и иным нормативным правовым актам Российской Феде- рации, конституции (уставу), законам и иным нормативным пра- вовым актам субъекта РФ, а также вправе обратиться в суд.
Высшее должностное лицо субъекта РФ издает указы (поста- новления) и распоряжения, которые обязательны к исполнению в субъекте РФ.