Файл: Введение Статистические данные.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для исключения ошибок при расчете сроков предъявления исполнительного документа к исполнению в НП ВС «О применении судами некоторых норм законодательства об исполнительном производстве» необходимо разъяснить порядок расчета сроков по статье 11 Закона об исполнительном производстве.

Судебный исполнитель также обязан проверять, имел ли должник время для добровольного исполнения.

Часто должники приводят довод о том, что такой срок им предоставлен не был.

В силу пункта 1-1 статьи 11 Закона об исполнительном производстве исполнительные документы могут быть предъявлены к принудительному исполнению не ранее пяти рабочих дней после вступления в законную силу судебного акта, за исключением документов, предусмотренных подпунктом 4) пункта 1 настоящей статьи.

Указанные сроки обязательны, их нарушение влечет отказ в возбуждении исполнительного производства.

К примеру, 1 октября 2021 года нотариусом учинена исполнительная надпись о взыскании с ТОО 1 в пользу ТОО 2 задолженности. Взыскателю исполнительная надпись выдана нотариусом 18 октября 2021 года, в этом же день предъявлена к исполнению ЧСИ.

Постановлением ЧСИ от 19 октября 2021 года возбуждено исполнительное производство, приняты меры принудительного исполнения.

Удовлетворяя требования об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства, суды пришли к выводу, что должнику не предоставлен срок для добровольного исполнения требований исполнительной надписи. Срок подлежит исчислению со следующего дня после выдачи исполнительной надписи на руки взыскателю (6001-22-00-6ап/276).

Статьей 38 Закона об исполнительном производстве предусмотрено право судебного исполнителя и основания для отказа в возбуждении исполнительного производства.

Судебный исполнитель обязан проверить наличие этих оснований до возбуждения исполнительного производства.

При разрешении споров по законности возбуждения либо законности отказа в возбуждении исполнительного производства проверке подлежат следующие обстоятельства:

  • соответствие исполнительного документа требованиям законодательства;

  • соблюдение срока предъявления (с расчетом сроков перерыва);

  • адреса регистрации, проживания и работы должника;

  • наличие у должника зарегистрированного имущества;

  • правовой статус должника (состав учредителей, участие государства).

На практике одновременно с возбуждением исполнительного производства судебные исполнители применяют меры принудительного исполнения.


Главой 5 Закона об исполнительном производстве предусмотрены меры принудительного исполнения.

Основанием для применения мер принудительного исполнения является исполнительный документ, принятый судебным исполнителем к своему производству.

Меры принудительного исполнения подразделены на:

  • меры по обеспечению исполнения исполнительных документов (статья 32 Закона об исполнительном производстве);

  • временное ограничение на выезд физического лица, руководителя (исполняющего обязанности) юридического лица, являющегося должником, из Республики Казахстан (статья 33 Закона об исполнительном производстве);

  • временные ограничения в сфере выдачи и действия лицензий, разрешений и специальных прав (статья 34 Закона об исполнительном производстве).

Типичными ошибками судебных исполнителей можно определить:

  • несоразмерность принятых мер;

  • нарушение сроков принятия мер;

  • несвоевременная либо незаконная отмена принятых мер.

Как следствие, проблемные вопросы и споры возникают как при несогласии с применением мер принудительного исполнения, так и при необходимости отмены указанных мер в случаях окончания исполнительного производства.

К примеру, в судебном порядке должник добился отмены мер принудительного исполнения. 26 мая 2021 года ЧСИ возбуждено исполнительное производство о взыскании с ТОО в пользу ООО задолженности. 19 августа 2021 года исполнительный документ возвращен по ходатайству взыскателя. Однако принятые меры принудительного исполнения (арест имущества, ограничение выезда) ЧСИ не отменил. Суды указали об отсутствии оснований для сохранения мер принудительного исполнения (6001-22-00-6ап/541).

Статьей 32 Закона об исполнительном производстве предусмотрены меры по обеспечению исполнения, направленные на сохранность имущества должника, за счет которого в последующем может быть произведено исполнение требований исполнительного документа.

Порядок снятия мер обеспечения регламентирован статьей 47 Закона и пунктом 6 статьи 48 Закона.

Законом предусмотрено 2 вида окончания исполнительного производства ‑ прекращение и возврат.

В силу пункта 1 статьи 48 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено не в полном объеме, по постановлению судебного исполнителя возвращается взыскателю в следующих случаях:



1) по заявлению взыскателя;

2) если у должника отсутствуют имущество, в том числе деньги, ценные бумаги или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным исполнителем все предусмотренные законом меры по выявлению его имущества или доходов оказались безрезультатными, за исключением исполнительного документа о конфискации имущества;

3) если по исполнительному документу неимущественного характера все предусмотренные законом меры по исполнению оказались безрезультатными;

4) если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, непроданное при исполнении исполнительного документа;

5) если взыскатель отказался от внесения на текущий счет частного судебного исполнителя, предназначенный для хранения взысканных сумм в пользу взыскателей, авансовых сумм, необходимых для покрытия расходов по исполнению;

6) в случае выбытия должника (смерти гражданина, реорганизации юридического лица, перевода долга) на момент исполнения исполнительного документа судебный исполнитель возвращает исполнительный документ без исполнения взыскателю с разъяснением ему права обращения в суд с требованием об установлении правопреемника и замене должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом;

7) если в процессе исполнения исполнительного документа выяснится, что должник выехал на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан, за исключением случаев, когда имущество должника находится в Республике Казахстан;

8) наличия оснований для отвода частного судебного исполнителя, указанных в пункте 1 статьи 54 настоящего Закона.

Возвращение исполнительного документа влечет за собой окончание исполнительного производства, следовательно, фактически возбужденное исполнительное производство в отношении должника отсутствует.

Однако возвращение исполнительного документа не влечет безусловную отмену мер обеспечения исполнения. При разрешении указанного вопроса необходимо неукоснительно руководствоваться требованиями статей 32, 33, 48 Закона об исполнительном производстве.

Статьей 33 Закона об исполнительном производстве предусмотрены основания снятия временного ограничения на выезд.

Снятие временного ограничения на выезд физического лица, руководителя (исполняющего обязанности) юридического лица, являющегося должником, из Республики Казахстан производится в течение одного рабочего дня в случаях:


1) прекращения исполнительного производства;

2) отсутствия задолженности по исполнительным производствам о периодических взысканиях;

3) возвращения исполнительного документа без исполнения по требованию суда или другого органа, выдавшего документ;

4) заявления взыскателя, за исключением взысканий в пользу государства;

5) смены руководителя юридического лица, являющегося должником, за исключением случаев, когда руководитель является единственным учредителем (участником) юридического лица;

6) отмены постановления судебного исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

В соответствии с частью 1 статьи 10 АППК при осуществлении административного усмотрения административный орган, должностное лицо обеспечивают справедливый баланс интересов участника административной процедуры и общества. При этом административный акт, административное действие (бездействие) должны быть соразмерными, то есть являться пригодными, необходимыми и пропорциональными.

Статья 31 Закона об исполнительном производстве регламентирует принятие мер принудительного исполнения. Данная норма указывает, что основанием для применения мер принуждения является исполнительный лист. В случае его отсутствия в производстве должник вправе требовать отмены мер принудительного исполнения.

Однако не во всех случаях при возврате исполнительного листа меры подлежат отмене.

В соответствии с пунктом 1-1 статьи 99 Закона об исполнительном производстве в силу особенности исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов принятые меры обеспечения подлежат отмене только при отсутствии задолженности по алиментам и другим периодическим платежам.

Аналогичное требование для снятия ограничения на выезд предусмотрено статьей 33 Закона об исполнительном производстве, в силу которой снятие временного ограничения на выезд физического лица, являющегося должником, из Республики Казахстан производится в течение одного рабочего дня в случаях: отсутствия задолженности по исполнительным производствам о периодических взысканиях.

К примеру, СКАД ВС отменила в этой части судебные акты местных судов. Судебным приказом с Н. в пользу А. взысканы алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка. 12 ноября 2013 года ГСИ возбуждено исполнительное производство. Постановлением ГСИ от 21 февраля 2020 года исполнительный документ возвращен взыскателю по его заявлению. При этом, задолженность на дату возвращения исполнительного документа составляла 7230364 тенге. Поскольку задолженность не погашена, имеется неисполненное постановление об определении задолженности, у ответчика отсутствовали правовые основания для отмены мер обеспечения, в связи с чем действия ответчика по отказу в отмене указанных мер коллегией признаны законными (6001-22-00-6ап/551).


Таким образом, меры принудительного исполнения подлежат отмене по исполнительным производства о взыскании алиментов только при отсутствии задолженности.

Судебным исполнителям надлежит в полной мере проверять наличие оснований для снятия мер принудительного исполнения по исполнительным производствам, имеющим социальное значение (взыскание алиментов, заработной платы и других периодических платежей).


    1. Исполнение судебных актов об обеспечении иска


В соответствии с подпунктом 4-1) статьи 9 Закона об исполнительном производстве определения судов об обеспечении иска или отмене мер обеспечения иска являются исполнительными документами.

В силу части 3 статьи 156 ГПК меры по обеспечению иска должны быть соразмерны заявленному истцом требованию и не нарушать публичных интересов и интересов третьих лиц.

Пунктом 4 статьи 63 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что при исполнении определения об обеспечении иска судебный исполнитель в зависимости от исковых требований налагает арест на все имущество или его часть, соразмерную заявленному требованию.

Типичной ошибкой судебных исполнителей и, как следствие, основанием предъявления исков по данной категории, является нарушение соразмерности при исполнении определений судов по принятию обеспечительных мер.

На практике при поступлении к судебным исполнителям определения суда об обеспечении иска арест накладывается на все выявленное имущество, денежные средства на банковских счетах.

В случае, если данные действия обеспечивают исполнение судебного акта, они являются законными.

К примеру, АО обратилось в суд с иском к М., ТОО и М. о взыскании суммы 48 646 369 тенге. В целях обеспечения иска судом принято определение о наложении ареста на имущество ответчиков в пределах суммы иска. Ввиду отсутствия денежных средств на банковских счетах ответчиков, судебный исполнитель наложил арест на движимое и недвижимое имущество ответчиков. Эти действия ЧСИ суды посчитали законными и соразмерными принятым обеспечительным мерам (6001-22-00-6ап/133).

Следовательно, при исполнении данного вида исполнительных документов судебному исполнителю надлежит проверять и выяснять наличие денежных сумм на банковских счетах, достаточных для исполнения определения суда.

Выставление инкассовых распоряжений при исполнении определения суда об обеспечении иска недопустимо.