Файл: Методическое пособие по дисциплине методы оптимальных решений 1 семестр Направление подготовки 080100 Экономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При этом плане значение ее линейной формы равно Таким образом, с помощью алгоритма двойственного симплекс-метода произведен упорядоченный переход от одного плана двойственной задачи к другому.

Так как в столбце вектора Р0 таблицы 17 стоит отрицательное число -7, то рассмотрим элементы 2-й строки. Среди этих чисел есть одно отрицательное -3/2. Если бы такое число отсутствовало, то исходная задача была бы неразрешима. В данном случая переходим к новой симплекс-таблице (табл. 18).

Таблица 18

i

Базис

Сб

Р0

1

1

2

0

0













P1

P2

P3

p4

p5

1

2

3

4

p3

P1

p2

2

1

1

8/3

14/3

2/3

32/3

0

1

0

0

0

0

1

0

1

0

0

0

1/3

-2/3

1/3

1/3

2/3

-1/3

-1/3

2/3

Как видно из таблицы 18, найдены оптимальные планы исходной и двойственной задач. Ими являются и . При этих планах значения линейных форм исходной и двойственной задач равны:


1.17. Найти максимальное значение функции при условиях



Решение. Умножая первое и третье уравнения системы ограничений задачи на -1, в результате приходим к задаче нахождения максимального значения функции при условиях



Взяв в качестве базиса векторы Р3, Р4 и Р5, составляем симплекс-таблицу (табл. 19).

Таблица 19

i

Базис

Сб

Р0

2

3

0

5

0













P1

P2

P3

p4

p5

1

2

3

4

p3

P4

p5

0

5

0

-12

10

-18

50

2

1

-3

3

-1

2

2

7

1

0

0

0

0

1

0

0

0

0

1

0

В 4-й строке таблице 19 нет отрицательных чисел. Следовательно, если бы в столбце вектора Р0 не было отрицательных чисел, то в таблице 19 был бы записан оптимальный план. Поскольку в указанном столбце отрицательные числа имеются и такие же числа содержатся в соответствующих строках, переходим к новой симплекс-таблице (таблица 20). Для этого исключим из базиса вектор Р5 и введем в базис вектор Р1. В результате получим псевдоплан



Таблица 20

i

Базис

Сб

Р0

2

3

0

5

0













P1

P2

P3

p4

p5

1

2

3

4

p3

P4

p1

0

5

2

-24

4

6

32

0

0

1

0

1/3

8/3

-2/3

9

1

0

0

0

0

1

0

0

2/3

1/3

-1/3

1

Так как в строке вектора Р3 нет отрицательных чисел, то исходная задача не имеет решения.

Построение математических моделей. Решение задачи оптимального распределения ресурсов в среде EXCEL

Цель занятия: знакомство студентов с задачами линейного программирования.

Задачи занятия:

- изучение формы моделей задачи линейного программирования (ЗЛП);

- получение навыка решения ЗЛП в среде EXCEL
Методические указания

.






R=






В ячейке А1 введем целевую функцию, в ячейках С1-5 задавая неизвестные пока значения переменных целевой функции:

В ячейке В задаем левые части неравенств системы ограничений:

Через СЕРВИС/НАДСТРОЙКИ установить Поиск решения:

Через СЕРВИС/ПОИСК РЕШЕНИЯ открыть окно поиска решения и выбрать А1 целевой ячейкой:

В окне «Изменяя ячейки» выбираем С1-С5 и вводим ограничения (кнопка ДОБАВИТЬ):

Нажав кнопку ВЫПОЛНИТЬ, получим решение:



Графический метод решения ПЗЛП

Задачи:

- изучение алгоритма графического метода решения ЗЛП;

- получение практического навыка решения ЗЛП графическим методом.

Методические указания

Рассмотрим следующую задачу линейного программирования1:





На рис. 4.1 представлено множество допустимых точек, удовлетворяющих всем ограничениям задачи и представляющее собой пересечение полуплоскостей, отражающих ограничения задачи линейного программирования.



Рис. 4.1. Геометрическая интерпретация решения задачи
Геометрическую интерпретацию имеют ЗЛП с двумя переменными.

Исследуем целевую функцию 30х1 + 40х2. Данной целевой функции соответствует семейство прямых 30
х1 + 40х2 = L, представляющих собой множество параллельных прямых, каждая из которых соответствует определенному значению параметра L. Тогда задачу линейного программирования можно сформулировать следующим образом. Найти такое максимальное значение L, при котором прямая 30х1 + 40х2 = L пересекает допустимое множество.

В общем случае с геометрической точки зрения в задаче линейного программирования ищется такая угловая точка или набор точек из допустимого множества решений, на которой достигается самая верхняя (нижняя) линия уровня (прямая, отражающая целевую функцию), расположенная дальше (ближе) остальных в направлении наискорейшего роста.

Для нахождения экстремального значения целевой функции при графическом решении ЗЛП используют вектор-градиент целевой функции Ñf(`X) на плоскости Х1ОХ2. Этот вектор показывает направление наискорейшего изменения целевой функции, он равен

,

где и - единичные векторы по осям ОХ1 и ОХ2 соответственно. Таким образом, Ñf(`X) = (f/x1, (f/x2). Координатами вектора-градиента целевой функции Ñf(`X) являются коэффициенты целевой функции f(`X).

В рассматриваемом примере, если двигать прямую 30х1 + 40х2 = L из начала координат по направлению вектора-градиента целевой функции, то точкой, в которой достигается самая верхняя линия уровня является точка М пересечения прямых 5x1 + 2x2 = 1000 и x1 + 2x2 = 4000 с координатами x1 = 1500 и x2 = 1250. Таким образом, оптимальное решение достигается в точке М (1500; 1250). При этом значение целевой функции составит f(`X*) =30 * 1500 + 40 * 1250 = 95000.

На этом примере можно увидеть основные свойства задач линейного программирования: допустимое множество точек представляет собой выпуклый многоугольник, получившийся в результате пересечения полуплоскостей и наибольшее значение целевой функции достигается в его вершине – крайней точке.

Решение задачи линейного программирования может быть не единственным, а состоять из бесконечного числа точек.