ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.06.2021
Просмотров: 654
Скачиваний: 2
В сентябре 1985 г. Горбачев, не дожидаясь технической революции на производстве, призвал шире использовать «скрытые резервы», к числу которых он отнес максимальную загрузку производственных мощностей путем организации их многосменного режима работы, укрепление трудовой дисциплины, использование предложений рационализаторов, повышение качества продукции, развитие соцсоревнования.
В мае 1985 г. началась антиалкогольная кампания, которая, по мнению ее инициаторов, должна была обеспечить не только «всеобщую трезвость», но и повышение производительности труда рабочих и служащих на производстве.
Экономическая реформа 1987 г. предусматривала: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора экономики; отказ от монополии внешней торговли; более глубокая интеграция в мировой рынок; сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить «партнерские» отношения; признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования.
Тем не менее, несмотря на то что реальных сдвигов в госсекторе не произошло, одним из итогов реформы 1987 г. стало начало формирования частного сектора в экономике (хотя этот процесс шел с большим трудом). Принятые в мае 1988 г. законы открыли возможность частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг.
По мере неудач в реформировании госсектора Горбачев все более ориентировался на рациональный переход к рынку. Так, он провел через Верховный Совет СССР в июне 1990 г. постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем и конкретные законы. Они предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, постепенную демонополизацию, децентрализацию и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др. Однако реализация большинства названных мероприятий откладывалась до 1991 г., а перевод лишь 20% предприятий на аренду растягивался до 1995 г.
С большим опозданием Горбачев приступил и к реформированию сельского хозяйства. Оно также носило половинчатый характер.
Таким образом, ни одна из реформ, начатых в экономике за годы перестройки, так и не была доведена до логического завершения, а значит, и не дала положительных результатов. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г.— в промышленности. Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (чего не было с 1947 г.). Резко усилились инфляционные тенденции. Дефицит бюджета в 1989 г. превысил 100 млрд. рублей, что составляло 11% валового национального продукта. Золотой запас страны сократился в 1991 г. в десять раз по сравнению с 1985 г. и составил 240 т.
В условиях стремительного падения уровня жизни населения простые люди все меньше верили в способность властей добиться перемен к лучшему. Летом 1989 г. начались первые массовые забастовки рабочих, которые стали с тех пор повседневным явлением. Обострение национального сепаратизма также сказывалось на экономическом положении страны. Требовались радикальные и быстрые реформы, однако власть на них так и не пошла.
По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических партий. В руководстве КПСС участились нападки на Горбачева и перестроечный курс. В апреле и июле 1991 г. ряд членов ЦК потребовали его отставки.
К лету 1991 г. большинство союзных республик СССР приняло законы о суверенитете, что заставило Горбачева ускорить разработку нового союзного договора. Его подписание было назначено на 20 августа. Подписание нового союзного договора означало не только сохранение единого государства, но и переход к его реальному федеративному устройству, а также ликвидацию ряда традиционных для СССР государственных структур.
Стремясь не допустить этого, консервативные силы в руководстве страны предприняли попытку сорвать подписание договора. В отсутствие президента Горбачева, в ночь на 19 августа 1991 г., был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент Г. Янаев, премьер В. Павлов, министр обороны Д. Язов, председатель.
КГБ В. Крючков, министр внутренних дел Б. Пут и др. ГКЧП ввел в отдельных районах страны чрезвычайное положение; объявил расформированными структуры власти, действовавшие вопреки Конституции 1977 г.; приостановил деятельность оппозиционных партий и движений; запретил митинги и демонстрации; установил жесткий контроль над средствами массовой информации; ввел войска в Москву.
Одновременно с сообщением об указах ГКЧП руководство РСФСР (Президент Б. Ельцин, глава правительства И. Силаев, первый заместитель Председателя Верховного Совета Р. Хасбулатов) выступило с обращением к россиянам, в котором осудило действия ГКЧП как правый, реакционный антиконституционный переворот, а сам ГКЧП и его решения объявило незаконными. По призыву Президента России десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг Белого дома России. 21 августа была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета России, поддержавшая руководство республики. В тот же день Президент СССР Горбачев возвратился в Москву. Члены ГКЧП были арестованы.
Большинство республик после событий августа 1991 г. отказались от подписания союзного договора. В декабре 1991 г. лидеры Российской Федерации, Украины и Белоруссии (стран-учредителей СССР) заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и намерении создать Содружество Независимых Государств (СНГ). Оно объединило первоначально 11 бывших союзных республик (без Грузии и Прибалтики). В декабре 1991 г. Президент Горбачев ушел в отставку. СССР прекратил свое существование.
После выборов народных депутатов РСФСР (1990 г.) новое российское руководство (Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б. Н. Ельцин), как и лидеры других республик Союза, было вынуждено предпринять собственные шаги по экономическому реформированию. Летом 1990 г. Г. Явлинский, академик С. Шаталин и другие видные экономисты разработали программу «500 дней», которая предполагала за этот срок провести приватизацию государственных предприятий и значительно урезать экономическую власть Центра. Данный проект создавал реальную основу для экономического союза республик. Но под давлением консерваторов Горбачев отказался от поддержки этой программы. Была создана «согласительная» комиссия, которая в поисках компромисса пошла фактически на ее выхолащивание.
В этих условиях руководство России заявило, что начнет осуществление предложенной программы в одностороннем порядке, опираясь на поддержку Запада. Скорректированная программа предусматривала переход СССР к рынку к 1997 г. Однако этот план не был даже обсужден из-за осложнения политической ситуации. В июне 1991 г. первым Президентом России всенародным голосованием был избран Б. Н. Ельцин. Его избрание означало, по существу, поддержку почти 60% участников выборов курса на радикализацию и ускорение экономических реформ. В то же время консерваторы в союзном руководстве требовали наделения правительства В. Павлова чрезвычайными полномочиями. Все чаще звучали требования отставки Горбачева с поста Генерального секретаря ЦК КПСС.
Становилось очевидным, что политическая борьба вокруг содержания, темпов и методов реформы экономики вступает в решающую фазу. Речь теперь уже шла не о подновлении традиционной экономической модели, а о полном ее демонтаже и замене новой.
Если в экономике перестройка началась с постановки задач ускорения, то в духовной и культурной жизни ее лейтмотивом стала «гласность».
«Гласность» замышлялась изначально не более чем обновление скомпрометированной официальной идеологии. «Гласность» способствовала резкому столкновению различных идейных, социальных, политических, национальных, религиозных течений, групповых интересов. Недовольство положением дел в обществе вылилось в конце концов в массовое недовольство той системой организации власти. Для большинства советских людей «гласность» обернулась большой душевной, а порой и личной драмой. Но из этого вовсе не вытекал вывод о том, что сокрытие правды, новая неправда были бы в этой ситуации лучше.
Тем не менее именно «гласность», превратившаяся за годы перестройки из политического лозунга в мощное средство реформирования общества, во многом определила необратимый характер перемен.
Весной 1991 г. состоялся официальный роспуск Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора, завершивший распад социалистической системы. В декабре 1991 г. прекратил существование сам СССР.
Безусловно, за годы перестройки международная напряженность ослабла настолько, что во всем мире заговорили об окончании «холодной войны». В сознании людей как на Западе, так и на Востоке был в значительной степени размыт создававшийся десятками лет образ врага.
Впервые в истории началось не просто ограничение ядерных вооружений или их частичное сокращение, а ликвидация целых классов оружия массового поражения и освобождение Европы от обычных вооружений. Ослабло региональное противоборство СССР и США, что принесло народам многих стран мир и возможность самоопределения без вмешательства извне.
Наметились реальные перспективы более тесной интеграции СССР и стран Восточной Европы в мировое хозяйство и международные политические структуры.
Вместе с тем наряду с безусловными позитивными переменами, происшедшими в мире, очевидно и другое — с окончанием «холодной войны», распадом СССР и крахом коммунистических режимов в Восточной Европе взорванной оказалась биполярная система международных отношений, на которой базировалась стабильность в мире. Из «холодной войны» вышла лишь одна сверхдержава — США. Вторая распалась под влиянием внутренних и внешних факторов, в результате возникла опасность утечки современнейших военных технологий и вооружений в страны, от которых может исходить военная угроза.
Распад единой системы Вооруженных Сил СССР, «приватизация» бывшими союзными республиками наиболее оснащенных в техническом отношении ударных военных группировок, находившихся по периметру границ СССР, не только снизили обороноспособность России, но и во многом способствовали эскалации межнациональных военных конфликтов (прежде всего, на Кавказе и в Средней Азии). Рухнули и надежды на значительную западную помощь в решении внутренних проблем.
Наконец, с распадом социалистического лагеря и отказом от поддержки традиционных союзников в «третьем мире» Россия оказалась в сложном положении, не обретя с западными странами тех союзнических отношений, на которые рассчитывал Горбачев.
5. Организация и совершенствование системы защиты информации в СССР
(70-е гг. – август 1991 г.)
5.1. Совершенствование системы органов защиты информации
Для совершенствования деятельности органов защиты информации большое значение имело принятие 7 октября 1977 г. Конституции СССР, где указывалось, что обеспечение безопасности государства является одной из главных задач государства, решение которой относится к ведению Союза ССР в лице его высших органов государственной власти и управления.
5 июля 1978 г. был принят Закон СССР о Совете Министров СССР.
На основе этого закона и Конституции СССР КГБ при Совете Министров СССР (с 13 марта 1954 г.) был переименован в КГБ СССР. Как и раньше, союзно-республиканский орган. В с.р. (кроме РСФСР) и а.р. – КГБ с.р. и а.р.
Местные органы государственной безопасности – Управления КГБ союзных республик в краях и областях, а также отделы (отделения) в автономных округах, городах и районах.
В систему органов государственной безопасности входили также особые отделы Вооруженных сил и Командование пограничными войсками.
Характерная особенность системы государственной безопасности – высокая степень централизации управления в этой области: органы государственной безопасности на местах не являлись управлениями (отделами, отделениями) исполкомов местных Советов депутатов трудящихся (как, например, органы внутренних дел), а подчинялись только по вертикали КГБ с.р., а в РСФСР – КГБ СССР.
КГБ СССР возглавлял председатель, назначаемый ВС СССР, а в период между сессиями – Президиумом ВС СССР с последующим представлением на утверждение ВС СССР. Заместители Председателя назначались СМ СССР. Председатель КГБ СССР входил в состав правительства СССР, председатели КГБ с.р. и а.р. входили в состав СМ с.р. и а.р.
Председатель в пределах компетенции КГБ СССР на основании и во исполнение законов СССР, указов Президиума ВС СССР издавал указания, приказы, инструкции и т.п., обязательные для исполнения всеми органами, пограничными войсками, учебными заведениями, учреждениями и организациями системы КГБ, утверждал положения и уставы о них, обладал правом контроля за деятельностью всех звеньев Комитета, как в центре, так и на местах.
Коллективным руководящим органом в КГБ являлась, как и в предшествующий период, Коллегия КГБ в составе: председателя, его заместителей, руководящих работников системы КГБ. Коллегия решала наиболее важные вопросы обеспечения государственной безопасности.
Как и в предшествующий период, особое внимание уделялось совершенствованию деятельности контрразведывательных подразделений.
К функциям 2-го ГУ в этот период относились:
-
контрразведывательная деятельность;
-
защита экономики и транспорта;
-
борьба с враждебными элементами внутри страны;
-
ЗГС.
Сосредоточение всех названных функций в одном подразделении затрудняло, снижало эффективность его работы.
В связи с этим в данный период реорганизации направлены в основном на совершенствование деятельности ВГУ.
В сентябре 1981 г. ЦК КПСС и СМ СССР признали необходимым создать в КГБ СССР самостоятельное 4-е Управление и соответствующие подразделения на местах (контрразведывательная работа на объектах транспорта и связи).
В октябре 1982 г. в системе КГБ СССР создается 6-е Управление и шестые подразделения на местах (защита экономики от подрывной деятельности спецслужб иностранных государств и организаций).
В 1983 г. ЦК КПСС и СМ СССР признали необходимым создать в КГБ СССР специальное подразделение по контрразведывательной защите органов МВД СССР (Управление «В» 3-го ГУ КГБ СССР и его органы на местах).