ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.06.2021
Просмотров: 833
Скачиваний: 3
Однако между ними есть существенные различия: если в разведывательной деятельности допускается применение только законных методов для достижения целей, не противоречащих действующему законодательству и целям предприятия, то в экономическом шпионаже используются незаконные методы для достижения не дозволенных законом преимуществ своего предприятия над своими конкурентами.
Некоторые авторы называют в числе подразделений службы безопасности такие, которые по существу являются штабными подразделениями (информационно-аналитические, связь с общественностью и т.д.). Вызывает возражение включение в состав службы безопасности таких подразделений, как пожарная охрана (законом не допускается) и оперативной работы (законодательством разрешается проводить ее только оперативно-розыскным подразделениям МВД России, ФСБ и т.д.). С учетом этих соображений автор предлагает следующую оптимальную, на его взгляд, структуру службы безопасности.
Начальник службы безопасности
Более подробно о структуре штаба, разведывательного, контрразведывательного отдела и отдела охраны (см. главы VI-IX).
Методы управления службой безопасности подразделяются на три группы: экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические. Руководители службы безопасности должны безупречно владеть всеми методами управления в их единстве. Для этого они должны знать особенности каждого из них.
На уровне сотрудника службы безопасности преимущественным влиянием пользуется такой экономический стимул, как заработная плата. Умелое использование этого стимула с учетом уровня профессионализма, стажа работы, результатов деятельности сотрудника и т.д. позволяет в значительной степени повысить его трудовую активность.
Организационно-распорядительные методы управления (приказы, распоряжения, указания, инструкции и т.д.) подразделяются на три группы: распорядительные, организационно-стабилизирующие и дисциплинирующие. Особое внимание в деятельности службы безопасности следует уделить таким нормативам (производные от организационно-стабилизирующих методов), как нормативы времени выполнения той или иной деятельности, численности сотрудников того или иного подразделения и т.д. Такие нормативы обычно перенимаются из опыта работы органов внутренних дел, ФСБ и т.д., с поправкой на специфику деятельности службы безопасности предприятия, фирмы. Социально- психологические методы основаны на использовании моральных стимулов к труду и воздействуют на личность сотрудника службы безопасности с помощью психологических приемов в целях превращения задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет и т.д.). На уровне коллектива службы безопасности действуют методы, включающие оценку индивидуальных качеств сотрудников и выработку ориентиров, создающих условия для максимального проявления их профессиональных качеств.
Принципы управления службой безопасности определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. В рамках службы безопасности это следующие принципы:
-
Научность. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов. Между прочим, этот принцип требует от руководителей службы безопасности и его подразделений внимательного изучения управленческой и специальной литературы по проблемам обеспечения безопасности предприятия.
-
Единоначалие и коллегиальность. Сущность этого принципа заключается в том, что на основе мнений низовых руководителей и рядовых исполнителей конкретных решений, вышестоящий начальник пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию.
-
Принцип системности и комплексности. Системность означает необходимость использования элементов теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата управляемой системы, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств. Этот принцип требует от руководителей службы безопасности выработки у себя аналитико-синтетического склада мышления.
-
Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации. Этот принцип состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений. Здесь следует руководствоваться таким правилом: тот, кому предстоит выполнять управленческое решение, должен его самостоятельно разработать и, с учетом возможных корректив вышестоящего руководства, активно добиваться его реализации.
-
Принцип плановости. Сущность этого принципа состоит в установлении основных направлений и пропорций службы безопасности в перспективе. Практическая реализация этого принципа означает, что все сотрудники, подразделения и службы безопасности в целом должны планировать свою деятельность в такой последовательности:служба безопасности - подразделения - сотрудник.
-
Принцип сочетания прав. обязанностей и ответственности. Этот принцип предполагает, что каждый сотрудник службы безопасности должен выполнять возложенные на него обязанности, при этом он наделяется адекватными ему правами и несет ответственность за качество их выполнения.
Для успешного функционирования и эффективного управления службой безопасности необходимо обеспечить ее материально-техническими, финансовыми, кадровыми и информационными ресурсами. (Более подробно об этих ресурсах см. гл. гл. 1, 4, 6-9). Среди кадровых ресурсов особое значение имеет подготовка и квалификация руководителей служб безопасности. В частности, начальник службы безопасности должен иметь следующие способности:
-
концептуальность, т.е. представлять деятельность службы безопасности в целом и адаптировать ее к меняющимся условиям внешнего мира;
-
оперативность, т.е. обладать квалификацией на уровне принимаемого решения;
-
аналитичность, т.е. уметь эффективно применять научные методы анализа;
-
способность к административным решениям, т.е. обладать навыками организационных решений и процедурных вопросов;
-
коммуникационность, т.е. уметь передавать свои идеи и разработки как в устной, так и в письменной форме;
-
обладание определенным уровнем специальных знаний по вопросам организации системы обеспечения безопасности предприятия;
-
коммуникабельность, т.е. уметь строить свои отношения в общении с вышестоящими руководителями, коллегами, гражданами и подчиненными.
К сожалению, наблюдение за карьерой начальников служб безопасности и их опрос показывает, что руководитель предприятия-учредителя зачастую ценит в них не эти профессиональные качества (если они есть), а их способность поддерживать «нужные» связи прежде всего в правоохранительных органах. Вследствие этого происходит определенная переориентация способностей начальников служб безопасности и через несколько лет одновременно с утратой «нужных» связей происходит потеря и квалификации.
Важное место в механизме управления занимают критерии эффективности управления деятельностью службы безопасности. Таким общим критерием, на взгляд автора, может быть способность руководства службы безопасности при минимальных ресурсах и за определенный промежуток времени достичь поставленной цели в форме конкретных результатов. (Напомним, что под целью в управлении, обычно, понимают заранее заданный результат, которого следует достичь).
Разумеется, этот критерий может быть понят только через систему количественных показателей, раскрывающих его сущность. На практике, обычно, применяют такие показатели, как количество задержанных правонарушителей, сумма (в рублях) возможного ущерба по предотвращенным и пресеченным преступлениям и административным проступкам и т.д. Поскольку до настоящего времени нормативно закрепленных критериев эффективности деятельности служб безопасности нет, то при отсутствии этой базовой основы очень сложно разработать критерии оценки эффективности управления ими. В связи с этим автор полагает, что предлагаемый им вариант критерия эффективности управления деятельностью службы безопасности является дискуссионным и может применяться с известными оговорками.
Процесс управления.
Структура процесса управления в самом общем виде состоит из трех стадий, каждая из которых включает в себя последовательно осуществляемые этапы или операции:
I
стадия.
Сбор, обработка, обобщение и анализ
информации.
II
стадия.
Выработка и принятие управленческого
решения.
III
стадия.
Организация исполнения управленческого
решения.
Разумеется, такая структура процесса управления не является общепринятым образцом, который следует копировать при управлении деятельностью службы безопасности.
Исходя из специфики деятельности самой службы безопасности и ее внешнего окружения, следует (в рамках вышеуказанной структуры процесса управления) вырабатывать свой подход к процессу управления. Например, в работе Олейникова В.В. (Делайте бизнес надежным и безопасным. Рыбинск: ОАО «Рыбинский Дом печати», 1997, стр. 300-322) приводится следующий вариант структуры процесса управления:
-
I. Оценка обстановки.
-
Преамбула.
-
Формулирование ограничений и критериев принятия решения.
-
Формирование набора альтернативных решений проблемы.
-
Оценка альтернатив.
-
-
II. Оценка противостоящих сил на рынке услуг (производстве) • преступных элементов (групп) в районе (зоне) дислокации фирмы.
-
III. Оценка своих сил.
-
Техническое обеспечение защиты фирмы.
-
Физическое обеспечение защиты.
-
Качественная характеристика сотрудников службы безопасности.
-
-
IV. Оценка сотрудничающих и взаимодействующих фирм на рынке услуг.
-
V. Организация взаимодействия постов и порядок их усиления при различных режимах деятельности.
-
VI. Организация связи между постами для обеспечения взаимодействия.
-
VII. Организация взаимодействия с органами МВД.
-
VIII. Действие сил и средств службы безопасности при нарушении режимов защиты.
-
IX. Обеспечение охраны ведущих специалистов фирмы, их семей и собственности.
Таким образом, рациональное внедрение в практику основных элементов системы, механизма и процесса управления позволит руководству службы безопасности значительно повысить эффективность управленческого воздействия на результаты его деятельности.
ГЛАВА VI. РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
В
условиях обострения конкурентной борьбы
и роста преступности роль и значение
разведки службы безопасности предприятия
будет постоянно повышаться. Такой вывод
вытекает не только из опыта стран с
развитой рыночной экономикой, но также
из осознания отечественными
предпринимателями практической
потребности получения знаний упреждающего
характера о тенденциях, фактах, явлениях
и т.д., существующих вне предприятия.
Информацию такого рода способна
предоставлять (при надлежащей организации
ее работы) разведка службы безопасности.
Перед этим подразделением обычно
ставится одна общая цель: своевременное
выявление и предоставление руководству
предприятия закрытой информации о
реальных и потенциальных внешних угрозах
его функционированию.
Конечно, цель
разведки может быть сформулирована и
иным образом, но в любом случае она
должна отражать следующие моменты.
Во-первых, своевременность выявления
и представления потребителю (т.е.
руководству предприятия) необходимой
информации (совершенно очевидно, что
отсутствие или запаздывание соответствующей
информации не позволит принять меры по
ликвидации или нейтрализации угроз
деятельности предприятия).
Во-вторых,
необходимо поставлять потребителю не
всякую, а качественную информацию. Такой
она будет в том случае, если установлены:
а) важность (способность внести вклад
в деятельность предприятия); б) точность
(надежность источника и самой информации);
в) значимость (ценность и правильное
понимание информации). Наконец, в-третьих,
сфера действий разведки должна находиться
во внешней среде функционирования
предприятия.
Именно внешняя среда
функционирования предприятия является
объектом разведывательной деятельности
службы безопасности. Она включает в
себя:
-
Поставщиков (юридические и физические лица, обеспечивающие предприятие и его конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг).
-
Маркетинговых посредников (фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентуры), включающих в себя:
-
торговых посредников (деловые фирмы, помогающие компании подыскивать клиентов и/или непосредственно продавать им ее товары);
-
фирмы по организации товародвижения (склады, транспортные предприятия и т.д.);
-
агентства по оказанию маркетинговых услуг (фирмы маркетинговых исследований, рекламные агентства, организации средств рекламы и консультационные фирмы по маркетингу);
-
кредитно-финансовые учреждения (банки, кредитные компании, страховые компании и т.д.).
-
-
Клиентуру (отдельные лица, приобретающие товары и услуги для личного потребления; организации, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства; организации, приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи их с прибылью для себя; государственные организации, приобретающие товары и услуги либо для последующего их использования в сфере коммунальных услуг, либо для передачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается; зарубежные потребители, производители, промежуточные продавцы и государственные учреждения).
-
Конкурентов.
-
Контактные аудитории (любая группа, которая проявляет ре-альный или потенциальный интерес к предприятию или оказывает влияние на его способность достигать поставленных целей), включающие в себя:
-
финансовые круги (банки, инвестиционные компании, брокерские фирмы, фондовые биржи, акционеры);
-
средства массовой информации (газеты, журналы, радиостанции, телецентры и т.д.);
-
государственные учреждения, чья деятельность способна отрицательно воздействовать на работу предприятия;
-
гражданские группы действий (организации потребителей, экологические объединения, группы, представляющие национальные меньшинства и т.д.);
-
местные контактные аудитории (организации самоуправления, преступные группировки, первичные ячейки общественных движений и партий и т.д.).
-