Файл: Введение глава общие понятия о классе антибактериальных средств.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 2. МАРКЕТИНГОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ АПТЕЧНОГО
АССОРТИМЕНТА
2.1. Понятие и основные показатели ассортимента
Ассортимент – это фундамент, на котором создаётся благосостояние и стабильность торговой организации. Если говорить об аптеке, то кто не мечтает о том, чтобы подобрать минимальный ассортимент, который бы позволил добиться максимальной прибыли. Однако, не так – то просто управлять ассортиментной политикой в аптеке. При формировании ассортиментного портфеля, в первую очередь, необходимо определить маркетинговые показатели ассортимента. К основным маркетинговым показателям относятся широта, полнота, устойчивость, степень обновления, и которые составляют основу для расчета коэффициента рациональности ассортимента.
Широта ассортимента - количество ассортиментных групп (подгрупп и классов товаров). Для расчета данного показателя необходимо определить, что будет считаться фактической широтой. Ассортиментные группы (совокупность товаров, объединенных по какому-либо признаку) либо ассортиментные подгруппы и пр. От этого зависит, что будет принято за основу для сравнения или базовую широту ассортимента. В то же время полезным бывает проведение расчетов показателей широты поэтапно, сначала по всей товарной номенклатуре, ориентируясь на федеральные и региональные документы, утверждающие перечни товаров, разрешенных к отпуску из фармацевтических организаций.
Далее можно рассчитать показатели широты по ассортиментным группам, где базой сравнения могут быть и Государственный реестр лекарственных средств, и любой другой справочник по лекарственным препаратам и другим товарам. Каждый из приведенных справочников имеет и достоинства, и недостатки (в данном случае имеется в виду только использование их для проведения маркетинговых исследований и анализа ассортимента). Не акцентируя внимание на этом, можно лишь сказать, что от того, что было использовано в качестве базы сравнения, зависит и конечный результат, поскольку, например, для лекарственных средств, в данных документах используются различные подходы к их классификации.
Отношение фактической и базовой широты ассортимента показывает коэффициент широты Кш.
Коэффициент широты рассчитывается по формуле:
Кш= Шфакт / Шбазовая
Этот показатель ассортимента выступает в качестве одного из факторов конкурентоспособности аптечной организации, поскольку на фармацевтическом рынке значительно увеличилось предложение как со стороны производителей и дистрибьюторов, так и за счет роста розничной аптечной сети. По большому счету для аптечной организации расширение ассортимента - мера вынужденная и, как уже отмечалось, связана как с конкуренцией на фармацевтическом рынке, так и с последствиями государственного регулирования цен на ЛП, а также с возрастающей потребностью населения в профилактических средствах для поддержания здорового образа жизни. Безусловно, только по показателю широты трудно оценить, насколько рационально сформирован ассортимент, хотя косвенно считается, что чем больше широта, тем больше и насыщенность ассортимента.
Глубина ассортимента – это отношение количества позиций одной фармакологической группы, имеющихся в наличии, к числу позиций фармакологических групп, представленных на рынке. Глубина ассортимента характеризуется разновидностью дозировок, концентраций, фасовок одного наименования лекарственного средства. Глубокий ассортимент позволяет удовлетворять потребности различных потребительских сегментов по одному лекарственному веществу, повышает конкурентоспособность учреждения, дает возможность предлагать диапазон цен.
Коэффициент глубины рассчитывается по формуле:
Кг= Гфакт / Гбазовая
Свойство полноты ассортимента определяет способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Для определения количественных значений данного показателя также необходимы сведения о фактическом наличии различных ассортиментных позиций товара. Отношение фактической и базовой полноты характеризуется коэффициентом полноты (насыщенности) ассортимента. Чем больше полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что потребитель получит необходимый объем, качественной лекарственной, другой фармацевтической помощи.
Коэффициент полноты ассортимента рассчитывается по формуле:
Кп= Пфакт / Пбазовая
Однако, с другой стороны, значительное увеличение полноты ассортимента затрудняет потребительский выбор и увеличивает затраты.
В то же время, очевидно, что наиболее значимыми показателями деятельности аптечной организации являются полнота ассортимента по группе ЛП и в меньшей степени по медицинским изделиям, средствам ухода и гигиены. Поэтому для определения рациональности ассортимента аптечной организации можно учитывать только эти две группы.
Показатель обновления (новизны) ассортимента демонстрирует способность товара удовлетворять изменившиеся потребности за счет появления новых товаров аптечного ассортимента, лекарственных форм, дозировок, упаковок и фасовок.
Новый ассортимент позволяет диверсифицировать рынок и находить новые ниши на нем. С другой стороны, продвижение на рынке новых товаров всегда связано с огромными затратами и риском, поскольку новые виды фармацевтической и парафармацевтической продукции, возможно, не будут пользоваться спросом.
2.2. Устойчивость ассортимента
Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять покупательский спрос. Устойчивость ассортимента свидетельствует о постоянных предпочтениях промежуточных и конечных потребителей, которые могут быть объяснены как постоянством вкусов, привычкой, ценовыми факторами, если речь идет о конечных потребителях, так и, например, включением ЛС в список препаратов, отпускаемых бесплатно или на льготных условиях.
Устойчивость ассортимента можно определять, как в разрезе ассортиментных групп (если в обращении постоянно присутствуют одни и те же группы товаров, то этот показатель будет равен и коэффициенту полноты и коэффициенту широты), так и внутри ассортиментной группы.
Основной проблемой является выбор метода определения устойчивых товаров. Чаще всего используются два способа:
По количеству дней, когда товар был в продаже (условно, если в течение более чем 280 дней в году товар пользовался спросом, то спрос на него можно считать устойчивым);
По срокам, в течение которых товар был реализован из аптеки (коэффициент скорости реализации менее 0,5).
Коэффициент устойчивости (Ку) рассчитывается как отношение количества товарных единиц, пользующихся устойчивым спросом (У), к фактической насыщенности ассортимента (Пфакт.).
При формировании ассортиментного портфеля естественное желание каждого руководителя увеличить число позиций в ассортименте, пользующихся устойчивым спросом, поскольку это оказывает положительное влияние на ассортиментный портфель и отражается на стабильности продаж аптеки.
На основе полученных маркетинговых характеристик можно рассчитать показатель рациональности ассортимента, который можно определить как в целом по аптечной организации, так и по отдельным группам.
Коэффициент рациональности (Кр) представляет собой среднее значение основных маркетинговых характеристик ассортимента, умноженных на коэффициент весомости.
Коэффициент весомости характеризует значимость того или иного маркетингового показателя определяется экспертным путем. Чаще всего исследования проводятся по товарным накладным, - приходным и расходным документам, которые являются основными документами, показывающими в рублях, днях и единицах товара аптечный товарооборот.
Однако не существует единых для всех ЛП и товаров показателей весомости, они индивидуальны, можно сделать некоторые допущения и предположить, что все маркетинговые характеристики одинаково существенны, тогда все коэффициенты будут равны 0,25. Тогда в среднем для аптеки коэффициент рациональности ассортимента составляет 6,9, а для аптечного киоска - 5,8. Из приведенных расчетов можно сделать вывод, что ассортимент аптек является более рациональным. Увеличение показателя будет свидетельствовать о более рационально сформированном ассортиментном портфеле аптечного предприятия. При сравнении данных показателей у нескольких аптечных организаций, там, где показатель выше, ассортимент более рациональный.
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ АССОРТИМЕНТА ПРОТИВОМИКРОБНЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
3.1. Субъект исследования
Базой (субъектом) исследования послужила аптека №6, филиал Государственного унитарного предприятия «Фармация», расположенная в городе Онега, Архангельской области. Она же являлась базой производственной и преддипломной практики. Это крупная аптечная организация, обеспечивающая ЛП и ТАА жителей всего района, лечебные организации, фельдшерско – акушерские пункты. Аптека занимается реализацией рецептурных и безрецептурных ЛП, товаров аптечного ассортимента, льготным и бесплатным отпуском. Тип выкладки – закрытый.
3.2. Маркетинговый анализ антибактериальных лекарственных препаратов, применяемых в педиатрической практике
Субъект исследования имеет широкий ассортимент рецептурных и безрецептурных лекарственных препаратов, а также изделий медицинского назначения, который насчитывает 2595 наименований лекарственных препаратов различных фармакологических групп, лекарственных форм, дозировок и производителей. Маркетинговому анализу была подвергнута группа противомикробных лекарственных средств, применяемых в педиатрии.
Согласно АТС – классификации, группа А07АА «Антибиотики» включает в себя следующие подгруппы (приведены только те, которые встречаются в субъекте исследования):
А07АА01 – неомицин;
А07АА02 – нистатин;
А07АА04 – стрептомицин;
А07АА08 – канамицин;
А07АА51 – неомицин в комбинации с другими препаратами;
А07АА54 – стрептомицин в комбинации с другими препаратами.
На долю исследуемой фармакологической группы противомикробных средств приходится 98 наименований, что составляет 4% от общего ассортимента различных групп лекарственных препаратов, реализуемых аптекой №6.
Изучаемая нами группа лекарственных препаратов очень значима в терапии широкого круга «маленьких» пациентов, что оценивалось по факту включения препаратов в перечень жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП) и список жизненно необходимых препаратов ВОЗ.
Весь ассортимент антибиотиков, применяемых в педиатрии, имеющийся на реализации в субъекте исследования был нами изучен и разделён на основные группы:
Природные пенициллины;
Полусинтетические пенициллины;
Защищённые пенициллины;
Цефалоспорины;
Макролиды;
Сульфаниламидные препараты;
Противогрибковые препараты.
Таким образом, проведённый анализ аптечного ассортимента противомикробных средств позволил выявить, что наиболее емкими группами являются сульфаниламидные препараты, макролиды и защищённые пенициллины. Все фармакологические группы антибиотиков представлены в различных дозировках, в том числе детских, а также во всех лекарственных формах. Анализ последних будет представлен в работе далее.
Кроме того, нами были определены генерические и торговые названия противомикробных средств, имеющихся в ассортиментном портфеле аптеки №6 ГУПАО «Фармация». Полученные данные приведены нами в сводной таблице 4.
Таблица 4
Синонимы антимикробных препаратов
Группа антибиотиков
Международное (генерическое) название
Торговое название
Природные пенициллины
Бензилпенициллина натриевая соль
Пенициллин G
Полусинтетические пенициллины
Амоксициллин
Флемоксина солютаб;
Хиконцил
Защищенные пенициллины
Амоксициллин / клавуланат
Аугментин; Амоксиклав; Медоклав
Цефалоспорины:
1 поколения
Цефазолин
Цефамезин
2 поколения
Цефуроксим аксетил
Цефаклор
Зиннат
Цеклор
3 поколения
Цефиксим
Цефтриаксон
Супракс
Роцефин, Лендацин
Аминогликозиды
Амикацин
Нетилмицин
Тобрамицин
Амикин
Нетромицин
Бруламицин, Небцин
Макролиды
Кларитромицин
Рокситромицин
Азитромицин
Мидекамицин
Спирамицин
Джозамицин
Клацид
Рулид
Сумамед, Хемомицин
Макропен
Ровамицин
Вильпрафен
Сульфаниламиды
Ко-тримоксазол
Бисептол
Противогрибковые препараты
Флуконазол
Дифлюкан, Микосист,
Микомакс
Дальнейшее исследование направлено на изучение лекарственных форм антибиотиков, применяемых в педиатрии: таблетки, сироп, растворы, свечи, капли, мази и линименты. Каждая ЛФ имеет свои достоинства и недостатки. % - ное соотношение различных видов лекарственных форм представлено на рис. 3. Подавляющее большинство антибиотиков, кроме парентеральных, имеют и пероральные формы.
В целом рост потребления примерно на 20% наблюдается осенью и зимой.
Дальнейший анализ показал, что при выборе терапии необходимо учитывать не только терапевтическую эффективность, но и затраты на её проведение, весомую долю в которых составляет стоимость самих препаратов. Значение цен изучаемой группы антибиотиков позволяет провести сравнительную оценку их экономической доступности. Препараты с наименьшей средневзвешенной стоимостью характеризуются и наивысшим потреблением. Исследование показало, что из достаточно большого числа антибиотиков, применяемых в педиатрии, наиболее востребованы лишь пять. Это все формы «Флемоксин солютаб», «Амоксиклав», «Бисептол», «Зиннат» суспензия, «Сумамед» суспензия, они же самые удобные в применении и доступные по цене.
АССОРТИМЕНТА
2.1. Понятие и основные показатели ассортимента
Ассортимент – это фундамент, на котором создаётся благосостояние и стабильность торговой организации. Если говорить об аптеке, то кто не мечтает о том, чтобы подобрать минимальный ассортимент, который бы позволил добиться максимальной прибыли. Однако, не так – то просто управлять ассортиментной политикой в аптеке. При формировании ассортиментного портфеля, в первую очередь, необходимо определить маркетинговые показатели ассортимента. К основным маркетинговым показателям относятся широта, полнота, устойчивость, степень обновления, и которые составляют основу для расчета коэффициента рациональности ассортимента.
Широта ассортимента - количество ассортиментных групп (подгрупп и классов товаров). Для расчета данного показателя необходимо определить, что будет считаться фактической широтой. Ассортиментные группы (совокупность товаров, объединенных по какому-либо признаку) либо ассортиментные подгруппы и пр. От этого зависит, что будет принято за основу для сравнения или базовую широту ассортимента. В то же время полезным бывает проведение расчетов показателей широты поэтапно, сначала по всей товарной номенклатуре, ориентируясь на федеральные и региональные документы, утверждающие перечни товаров, разрешенных к отпуску из фармацевтических организаций.
Далее можно рассчитать показатели широты по ассортиментным группам, где базой сравнения могут быть и Государственный реестр лекарственных средств, и любой другой справочник по лекарственным препаратам и другим товарам. Каждый из приведенных справочников имеет и достоинства, и недостатки (в данном случае имеется в виду только использование их для проведения маркетинговых исследований и анализа ассортимента). Не акцентируя внимание на этом, можно лишь сказать, что от того, что было использовано в качестве базы сравнения, зависит и конечный результат, поскольку, например, для лекарственных средств, в данных документах используются различные подходы к их классификации.
Отношение фактической и базовой широты ассортимента показывает коэффициент широты Кш.
Коэффициент широты рассчитывается по формуле:
Кш= Шфакт / Шбазовая
Этот показатель ассортимента выступает в качестве одного из факторов конкурентоспособности аптечной организации, поскольку на фармацевтическом рынке значительно увеличилось предложение как со стороны производителей и дистрибьюторов, так и за счет роста розничной аптечной сети. По большому счету для аптечной организации расширение ассортимента - мера вынужденная и, как уже отмечалось, связана как с конкуренцией на фармацевтическом рынке, так и с последствиями государственного регулирования цен на ЛП, а также с возрастающей потребностью населения в профилактических средствах для поддержания здорового образа жизни. Безусловно, только по показателю широты трудно оценить, насколько рационально сформирован ассортимент, хотя косвенно считается, что чем больше широта, тем больше и насыщенность ассортимента.
Глубина ассортимента – это отношение количества позиций одной фармакологической группы, имеющихся в наличии, к числу позиций фармакологических групп, представленных на рынке. Глубина ассортимента характеризуется разновидностью дозировок, концентраций, фасовок одного наименования лекарственного средства. Глубокий ассортимент позволяет удовлетворять потребности различных потребительских сегментов по одному лекарственному веществу, повышает конкурентоспособность учреждения, дает возможность предлагать диапазон цен.
Коэффициент глубины рассчитывается по формуле:
Кг= Гфакт / Гбазовая
Свойство полноты ассортимента определяет способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Для определения количественных значений данного показателя также необходимы сведения о фактическом наличии различных ассортиментных позиций товара. Отношение фактической и базовой полноты характеризуется коэффициентом полноты (насыщенности) ассортимента. Чем больше полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что потребитель получит необходимый объем, качественной лекарственной, другой фармацевтической помощи.
Коэффициент полноты ассортимента рассчитывается по формуле:
Кп= Пфакт / Пбазовая
Однако, с другой стороны, значительное увеличение полноты ассортимента затрудняет потребительский выбор и увеличивает затраты.
В то же время, очевидно, что наиболее значимыми показателями деятельности аптечной организации являются полнота ассортимента по группе ЛП и в меньшей степени по медицинским изделиям, средствам ухода и гигиены. Поэтому для определения рациональности ассортимента аптечной организации можно учитывать только эти две группы.
Показатель обновления (новизны) ассортимента демонстрирует способность товара удовлетворять изменившиеся потребности за счет появления новых товаров аптечного ассортимента, лекарственных форм, дозировок, упаковок и фасовок.
Новый ассортимент позволяет диверсифицировать рынок и находить новые ниши на нем. С другой стороны, продвижение на рынке новых товаров всегда связано с огромными затратами и риском, поскольку новые виды фармацевтической и парафармацевтической продукции, возможно, не будут пользоваться спросом.
2.2. Устойчивость ассортимента
Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять покупательский спрос. Устойчивость ассортимента свидетельствует о постоянных предпочтениях промежуточных и конечных потребителей, которые могут быть объяснены как постоянством вкусов, привычкой, ценовыми факторами, если речь идет о конечных потребителях, так и, например, включением ЛС в список препаратов, отпускаемых бесплатно или на льготных условиях.
Устойчивость ассортимента можно определять, как в разрезе ассортиментных групп (если в обращении постоянно присутствуют одни и те же группы товаров, то этот показатель будет равен и коэффициенту полноты и коэффициенту широты), так и внутри ассортиментной группы.
Основной проблемой является выбор метода определения устойчивых товаров. Чаще всего используются два способа:
По количеству дней, когда товар был в продаже (условно, если в течение более чем 280 дней в году товар пользовался спросом, то спрос на него можно считать устойчивым);
По срокам, в течение которых товар был реализован из аптеки (коэффициент скорости реализации менее 0,5).
Коэффициент устойчивости (Ку) рассчитывается как отношение количества товарных единиц, пользующихся устойчивым спросом (У), к фактической насыщенности ассортимента (Пфакт.).
При формировании ассортиментного портфеля естественное желание каждого руководителя увеличить число позиций в ассортименте, пользующихся устойчивым спросом, поскольку это оказывает положительное влияние на ассортиментный портфель и отражается на стабильности продаж аптеки.
На основе полученных маркетинговых характеристик можно рассчитать показатель рациональности ассортимента, который можно определить как в целом по аптечной организации, так и по отдельным группам.
Коэффициент рациональности (Кр) представляет собой среднее значение основных маркетинговых характеристик ассортимента, умноженных на коэффициент весомости.
Коэффициент весомости характеризует значимость того или иного маркетингового показателя определяется экспертным путем. Чаще всего исследования проводятся по товарным накладным, - приходным и расходным документам, которые являются основными документами, показывающими в рублях, днях и единицах товара аптечный товарооборот.
Однако не существует единых для всех ЛП и товаров показателей весомости, они индивидуальны, можно сделать некоторые допущения и предположить, что все маркетинговые характеристики одинаково существенны, тогда все коэффициенты будут равны 0,25. Тогда в среднем для аптеки коэффициент рациональности ассортимента составляет 6,9, а для аптечного киоска - 5,8. Из приведенных расчетов можно сделать вывод, что ассортимент аптек является более рациональным. Увеличение показателя будет свидетельствовать о более рационально сформированном ассортиментном портфеле аптечного предприятия. При сравнении данных показателей у нескольких аптечных организаций, там, где показатель выше, ассортимент более рациональный.
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ АССОРТИМЕНТА ПРОТИВОМИКРОБНЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
3.1. Субъект исследования
Базой (субъектом) исследования послужила аптека №6, филиал Государственного унитарного предприятия «Фармация», расположенная в городе Онега, Архангельской области. Она же являлась базой производственной и преддипломной практики. Это крупная аптечная организация, обеспечивающая ЛП и ТАА жителей всего района, лечебные организации, фельдшерско – акушерские пункты. Аптека занимается реализацией рецептурных и безрецептурных ЛП, товаров аптечного ассортимента, льготным и бесплатным отпуском. Тип выкладки – закрытый.
3.2. Маркетинговый анализ антибактериальных лекарственных препаратов, применяемых в педиатрической практике
Субъект исследования имеет широкий ассортимент рецептурных и безрецептурных лекарственных препаратов, а также изделий медицинского назначения, который насчитывает 2595 наименований лекарственных препаратов различных фармакологических групп, лекарственных форм, дозировок и производителей. Маркетинговому анализу была подвергнута группа противомикробных лекарственных средств, применяемых в педиатрии.
Согласно АТС – классификации, группа А07АА «Антибиотики» включает в себя следующие подгруппы (приведены только те, которые встречаются в субъекте исследования):
А07АА01 – неомицин;
А07АА02 – нистатин;
А07АА04 – стрептомицин;
А07АА08 – канамицин;
А07АА51 – неомицин в комбинации с другими препаратами;
А07АА54 – стрептомицин в комбинации с другими препаратами.
На долю исследуемой фармакологической группы противомикробных средств приходится 98 наименований, что составляет 4% от общего ассортимента различных групп лекарственных препаратов, реализуемых аптекой №6.
Изучаемая нами группа лекарственных препаратов очень значима в терапии широкого круга «маленьких» пациентов, что оценивалось по факту включения препаратов в перечень жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП) и список жизненно необходимых препаратов ВОЗ.
Весь ассортимент антибиотиков, применяемых в педиатрии, имеющийся на реализации в субъекте исследования был нами изучен и разделён на основные группы:
Природные пенициллины;
Полусинтетические пенициллины;
Защищённые пенициллины;
Цефалоспорины;
Макролиды;
Сульфаниламидные препараты;
Противогрибковые препараты.
Таким образом, проведённый анализ аптечного ассортимента противомикробных средств позволил выявить, что наиболее емкими группами являются сульфаниламидные препараты, макролиды и защищённые пенициллины. Все фармакологические группы антибиотиков представлены в различных дозировках, в том числе детских, а также во всех лекарственных формах. Анализ последних будет представлен в работе далее.
Кроме того, нами были определены генерические и торговые названия противомикробных средств, имеющихся в ассортиментном портфеле аптеки №6 ГУПАО «Фармация». Полученные данные приведены нами в сводной таблице 4.
Таблица 4
Синонимы антимикробных препаратов
Группа антибиотиков
Международное (генерическое) название
Торговое название
Природные пенициллины
Бензилпенициллина натриевая соль
Пенициллин G
Полусинтетические пенициллины
Амоксициллин
Флемоксина солютаб;
Хиконцил
Защищенные пенициллины
Амоксициллин / клавуланат
Аугментин; Амоксиклав; Медоклав
Цефалоспорины:
1 поколения
Цефазолин
Цефамезин
2 поколения
Цефуроксим аксетил
Цефаклор
Зиннат
Цеклор
3 поколения
Цефиксим
Цефтриаксон
Супракс
Роцефин, Лендацин
Аминогликозиды
Амикацин
Нетилмицин
Тобрамицин
Амикин
Нетромицин
Бруламицин, Небцин
Макролиды
Кларитромицин
Рокситромицин
Азитромицин
Мидекамицин
Спирамицин
Джозамицин
Клацид
Рулид
Сумамед, Хемомицин
Макропен
Ровамицин
Вильпрафен
Сульфаниламиды
Ко-тримоксазол
Бисептол
Противогрибковые препараты
Флуконазол
Дифлюкан, Микосист,
Микомакс
Дальнейшее исследование направлено на изучение лекарственных форм антибиотиков, применяемых в педиатрии: таблетки, сироп, растворы, свечи, капли, мази и линименты. Каждая ЛФ имеет свои достоинства и недостатки. % - ное соотношение различных видов лекарственных форм представлено на рис. 3. Подавляющее большинство антибиотиков, кроме парентеральных, имеют и пероральные формы.
В целом рост потребления примерно на 20% наблюдается осенью и зимой.
Дальнейший анализ показал, что при выборе терапии необходимо учитывать не только терапевтическую эффективность, но и затраты на её проведение, весомую долю в которых составляет стоимость самих препаратов. Значение цен изучаемой группы антибиотиков позволяет провести сравнительную оценку их экономической доступности. Препараты с наименьшей средневзвешенной стоимостью характеризуются и наивысшим потреблением. Исследование показало, что из достаточно большого числа антибиотиков, применяемых в педиатрии, наиболее востребованы лишь пять. Это все формы «Флемоксин солютаб», «Амоксиклав», «Бисептол», «Зиннат» суспензия, «Сумамед» суспензия, они же самые удобные в применении и доступные по цене.