ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 415
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Рисунок 4 – Схема закрепления кольца с некруглой
Рисунок 17--Схема образования погрешности закрепления
Поэтому и для технологической системы необходимо, чтобы
3.5.3 Задание к лабораторной работе
3.5.5 Методика и порядок выполнения лабораторной работы
4. Проников А.С. Надёжность машин. М. Маш. 1978. 591с.
5. Когаев В.П., Дроздов Ю.Н. прочность и износостойкость деталей машин. М. ВШ.1991.319с.
6. Аристов А.В. управление качеством. М. Инфра М. 2000. 238с.
3.6.2.2 Погрешности, связанные с тепловыми деформациями технологических систем
, где; h – величина износа за nц циклов процессов изнашивания (трения).
Скорость изнашивания, интенсивность изнашивания по времени определяются как отношение значения износа к интервалу времени возникновения износа: , где t – время изнашивания.
Установим зависимость линейной и .скоростной интенсивностей изнашивания: , где v – скорость перемещения (скольжения, качения).
3.11.2.3 Обеспечение трибологической надежности
Под надежностью понимается свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значение всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения транспортирования. Центральное место в проблеме надежности машин занимают износ, усталость и коррозия материалов.
Надежность включает понятия безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость. Долговечность―свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния. Предельное состояние характеризует состояние объекта, при котором его дальнейшее применение недопустимо - или нецелесообразно. Под трибологической надежностью будем понимать надежность, связанную с функционированием узлов трения. Повреждение―это событие, заключающееся в нарушении исправного состояния объекта при сохранении его работоспособности. Отказ―это событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния. Обычно нормативно-техническая, конструкторская документация устанавливает соответствие исправному состоянию, признаки предельного, состояния объекта, возможные критерии отказа. Наработка определяется продолжительностью или объемом работы объекта. Технический, ресурс выражается наработкой от начала эксплуатации объекта до перехода в предельное состояние. Срок службы календарная продолжительность от начала эксплуатации до перехода в предельное состояние. Показатели надежности включают вероятность безотказной работы, среднюю наработку до отказа, гамма-процентную наработку до отказа, среднюю наработку на отказ, интенсивность отказов, параметр потока отказов. Вероятность безотказной работы отражает вероятность названного процесса в пределах заданной наработки. Средняя наработка до отказа―это; математическое ожидание наработки объекта до первого отказа.
Гамма-процентная наработка до отказа определяется наработкой, в течение которой отказ объекта не возникает с вероятностью гамма (γ), выраженной в процентах. Средняя наработка на отказ выражается отношением наработки объекта к математическому ожиданию v числа его отказов в течение этой наработки. Интенсивность отказов―условная плотность
вероятности возникновения отказа объекта, определяемая для рассматриваемого момента времени при условии, что до этого момента отказ не возник. Параметр потоков отказов выражается отношением среднего числа отказов за произвольно малую его наработку к значениюэтой наработки.
Показатели долговечности отражают средний, гамма-процентный, назначенный ресурс и средний, гамма-процентный, назначенный срок службы. Назначенный срок службы—календарная продолжительность эксплуатации объекта, при достижении которой применение, его по назначению должно быть прекращено. Основной метод анализа надежности статистический, здесь учитываются факторы случайного характера.
Надежность объекта должна обеспечиваться на этапах разработки требований, проектирования, производства, монтажа, доводки, испытания эксплуатации ремонта и восстановления. Способность объекта выполнять требуемые функции может оцениваться различными параметрам, характеризующими производительность экономичность, безопасность, или силовыми, кинематическими, динамическими, точностными, акустическими и другими свойствами. Наука о надежности учитывает процессы, протекающие во время.
Вероятностные должны быть использованы при прогнозировании ресурса с использованием статистических сведений о вариации механических и физико-химических свойств действующих нагрузках, условии эксплуатации окружающей среды и др. Теория трибологической надежности механических систем основывается на синтезе механики, физики, химии, материалов, машин, конструкции теории случайных процессов. Вероятностью методы надежности узлов трения используют функцию характеризующую зависимость между вероятностью, износа и наработкой в условиях эксплуатации.
Прогнозирование на стадии проектирования включает согласование ожидаемых показателей долговечности с заданными а на стадии эксплуатации оценку остаточного ресурса конкретной машины или узла исходя из диагностических данных состояния, и истории нагружения. Накопление необратимых повреждений в элементах, деталях, узлах, механизмах, машинах и конструкциях, особенно связанных с процессами трения, износа, смазки, зависит от протекания физических химических и механических процессов. Вследствие вероятностной природы поверхностных повреждения и разрушении долговечности по критерию износа имеет значительный статистический разброс. Уменьшение разброса долговечности узлов трения представляет важную научно-практическую и экономическую задачу.
Диагностика изнашивания базируется на физических и физико-химических методах. К физическим методам относятся оптические с атомной и молекулярной спектроскопией (эмиссионная спектрофотомерия, атомно-абсорбционная спектрометрия, прямое фотометрирование, микроскопия, светорассеяние, феррография, магнитометрия, акустический анализы и др.). Физико-химические методы включают седиментометрию, полярографию, хроматографию. Большое значение в качестве экспресс методов представляют приборы, использующие анализ проб смазочных материалов с помощью неоднородных магнитных и электрических полей, методы феррографий, а также нейтронно-активационный, акустический методы.
Диагностика физико-химических изменении в смазочной среда оценивает скорость образования и наличие нерастворимых продуктов изнашивания, структурные изменения в базовом масле, срабатывание и превращение присадок к маслам. Микроанализ физико-химических процессов в смазочной среде в поверхностных слоях материалов, изучение кинетики процесса изнашивания проводят на основе электронографии, тоже и масспектроскопии, радиоспектроскопии, рентгеноструктурного анализа экзоэлектронной, акустической эмиссии, феррографии и других тонких методов физико-химического анализа. Значительный опыт накоплен в следующих методах измерения износа весовом, тепловом, микрометрирования, искусственных, баз, виброакустическом, профилографирования, радиоизотопных, химического спектрального анализа.
Объединение процессов измерения, оценки и прогноза характеристик позволяет перейти к мониторингу и саморегулируемым системам. Развитие приборной базы диагностики триботехнических систем (радиационных, голографических и др.) предусматривает достижения необходимой чувствительности, точности, быстродействия, позволяют повысить надежность; экономичность, безопасность машин приборов и устройств по критерию износа.
Организация на предприятиях и в конструкторских бюро специальных служб по триботехнике, ответственных за обеспечение работоспособности и надежности узлов трения на всех стадиях проектирования, изготовления, доводки, эксплуатации и ремонта, позволяет успешнее решать проблему трибологической надежности машин. Широкое использование ЭВМ для обработки, хранения информации, передачи трибологических сведений конструкторам, технологам, эксплуатационникам ускоряет оперативное и эффективное внедрение достижений трибологии в практику создания экспертных систем.
Успешному решению проблемы трибологической надежности механических систем способствуют научно-прикладные исследования процессов трения, износа, смазочного действия, разработка износостойких, антифрикционных, фрикционных материалов, покрытий, смазочных материалов, поверхностях упрочняющих технологий триботехнического назначения, методов физического и математического моделирования оптимизация узлов трения машин, оборудования, приборов, разработка методов и средств диагностики, а также обеспечение состояния безопасности, экологичности, создание экспертных систем, применяемых в эксплуатации изделий.
Высокая трибологическая надежность необходима при создании искусственных клапанов сердца, суставов человека и животных, биомеханических узлов.
3.11.2.4 Смазочные материалы
Смазочные масла состоят из основы―масла―и присадок с различными функциями, повышающих работоспособность узлов трения и эксплуатационные свойства масел. Смазочные масла подразделяют на моторные, в том числе для карбюраторных, дизельных, поршневых, газотурбинных двигателей; турбинные; цилиндровые; трансмиссионные и редукторные; компрессорные; для холодильных машин; приборные и специализированные. Для сохранности поверхностей трения неэксплуатируемых машин используют консервационные масла и присадки. По происхождению масла подразделяются на нефтяные, синтетические и смешанные.
Масла для карбюраторных и дизельных двигателей. К этим маслам предъявляют жесткие требования, что связано с высокой теплонапряженностью, особенно в зоне цилиндропоршневой группы (камера сгорания―свыше 2000°С, зона первой поршневой канавки―300°С, картер―70...120°С).
Масла для газотурбинных двигателей (ГТД). Условия работы узлов трения в ГТД близки к экстремальным: высокие температуры (300°С), контактные давления (3000МПа), частоты вращения турбин (20000об/мин).
Цилиндровые масла применяют для смазки нагретых деталей узлов паровых машин и насосов (цилиндры, штоки, золотники и др.).
Трансмиссионные и редукторные масла используют для смазки наземной (автомобили, трактора, другие гусеничные и, колесные машины) техники, летательных аппаратов и судов. К агрегатам трансмиссий относятся редукторы, коробки скоростей, отбора мощности, раздаточные механизмы, задние мосты, в конструкции которых входят цилиндрические, конические, спирально-конические, гипоидные и червячные передачи, подшипники, шарниры и другие узлы.
Скорость изнашивания, интенсивность изнашивания по времени определяются как отношение значения износа к интервалу времени возникновения износа: , где t – время изнашивания.
Установим зависимость линейной и .скоростной интенсивностей изнашивания: , где v – скорость перемещения (скольжения, качения).
3.11.2.3 Обеспечение трибологической надежности
Под надежностью понимается свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значение всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения транспортирования. Центральное место в проблеме надежности машин занимают износ, усталость и коррозия материалов.
Надежность включает понятия безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость. Долговечность―свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния. Предельное состояние характеризует состояние объекта, при котором его дальнейшее применение недопустимо - или нецелесообразно. Под трибологической надежностью будем понимать надежность, связанную с функционированием узлов трения. Повреждение―это событие, заключающееся в нарушении исправного состояния объекта при сохранении его работоспособности. Отказ―это событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния. Обычно нормативно-техническая, конструкторская документация устанавливает соответствие исправному состоянию, признаки предельного, состояния объекта, возможные критерии отказа. Наработка определяется продолжительностью или объемом работы объекта. Технический, ресурс выражается наработкой от начала эксплуатации объекта до перехода в предельное состояние. Срок службы календарная продолжительность от начала эксплуатации до перехода в предельное состояние. Показатели надежности включают вероятность безотказной работы, среднюю наработку до отказа, гамма-процентную наработку до отказа, среднюю наработку на отказ, интенсивность отказов, параметр потока отказов. Вероятность безотказной работы отражает вероятность названного процесса в пределах заданной наработки. Средняя наработка до отказа―это; математическое ожидание наработки объекта до первого отказа.
Гамма-процентная наработка до отказа определяется наработкой, в течение которой отказ объекта не возникает с вероятностью гамма (γ), выраженной в процентах. Средняя наработка на отказ выражается отношением наработки объекта к математическому ожиданию v числа его отказов в течение этой наработки. Интенсивность отказов―условная плотность
вероятности возникновения отказа объекта, определяемая для рассматриваемого момента времени при условии, что до этого момента отказ не возник. Параметр потоков отказов выражается отношением среднего числа отказов за произвольно малую его наработку к значениюэтой наработки.
Показатели долговечности отражают средний, гамма-процентный, назначенный ресурс и средний, гамма-процентный, назначенный срок службы. Назначенный срок службы—календарная продолжительность эксплуатации объекта, при достижении которой применение, его по назначению должно быть прекращено. Основной метод анализа надежности статистический, здесь учитываются факторы случайного характера.
Надежность объекта должна обеспечиваться на этапах разработки требований, проектирования, производства, монтажа, доводки, испытания эксплуатации ремонта и восстановления. Способность объекта выполнять требуемые функции может оцениваться различными параметрам, характеризующими производительность экономичность, безопасность, или силовыми, кинематическими, динамическими, точностными, акустическими и другими свойствами. Наука о надежности учитывает процессы, протекающие во время.
Вероятностные должны быть использованы при прогнозировании ресурса с использованием статистических сведений о вариации механических и физико-химических свойств действующих нагрузках, условии эксплуатации окружающей среды и др. Теория трибологической надежности механических систем основывается на синтезе механики, физики, химии, материалов, машин, конструкции теории случайных процессов. Вероятностью методы надежности узлов трения используют функцию характеризующую зависимость между вероятностью, износа и наработкой в условиях эксплуатации.
Прогнозирование на стадии проектирования включает согласование ожидаемых показателей долговечности с заданными а на стадии эксплуатации оценку остаточного ресурса конкретной машины или узла исходя из диагностических данных состояния, и истории нагружения. Накопление необратимых повреждений в элементах, деталях, узлах, механизмах, машинах и конструкциях, особенно связанных с процессами трения, износа, смазки, зависит от протекания физических химических и механических процессов. Вследствие вероятностной природы поверхностных повреждения и разрушении долговечности по критерию износа имеет значительный статистический разброс. Уменьшение разброса долговечности узлов трения представляет важную научно-практическую и экономическую задачу.
Диагностика изнашивания базируется на физических и физико-химических методах. К физическим методам относятся оптические с атомной и молекулярной спектроскопией (эмиссионная спектрофотомерия, атомно-абсорбционная спектрометрия, прямое фотометрирование, микроскопия, светорассеяние, феррография, магнитометрия, акустический анализы и др.). Физико-химические методы включают седиментометрию, полярографию, хроматографию. Большое значение в качестве экспресс методов представляют приборы, использующие анализ проб смазочных материалов с помощью неоднородных магнитных и электрических полей, методы феррографий, а также нейтронно-активационный, акустический методы.
Диагностика физико-химических изменении в смазочной среда оценивает скорость образования и наличие нерастворимых продуктов изнашивания, структурные изменения в базовом масле, срабатывание и превращение присадок к маслам. Микроанализ физико-химических процессов в смазочной среде в поверхностных слоях материалов, изучение кинетики процесса изнашивания проводят на основе электронографии, тоже и масспектроскопии, радиоспектроскопии, рентгеноструктурного анализа экзоэлектронной, акустической эмиссии, феррографии и других тонких методов физико-химического анализа. Значительный опыт накоплен в следующих методах измерения износа весовом, тепловом, микрометрирования, искусственных, баз, виброакустическом, профилографирования, радиоизотопных, химического спектрального анализа.
Объединение процессов измерения, оценки и прогноза характеристик позволяет перейти к мониторингу и саморегулируемым системам. Развитие приборной базы диагностики триботехнических систем (радиационных, голографических и др.) предусматривает достижения необходимой чувствительности, точности, быстродействия, позволяют повысить надежность; экономичность, безопасность машин приборов и устройств по критерию износа.
Организация на предприятиях и в конструкторских бюро специальных служб по триботехнике, ответственных за обеспечение работоспособности и надежности узлов трения на всех стадиях проектирования, изготовления, доводки, эксплуатации и ремонта, позволяет успешнее решать проблему трибологической надежности машин. Широкое использование ЭВМ для обработки, хранения информации, передачи трибологических сведений конструкторам, технологам, эксплуатационникам ускоряет оперативное и эффективное внедрение достижений трибологии в практику создания экспертных систем.
Успешному решению проблемы трибологической надежности механических систем способствуют научно-прикладные исследования процессов трения, износа, смазочного действия, разработка износостойких, антифрикционных, фрикционных материалов, покрытий, смазочных материалов, поверхностях упрочняющих технологий триботехнического назначения, методов физического и математического моделирования оптимизация узлов трения машин, оборудования, приборов, разработка методов и средств диагностики, а также обеспечение состояния безопасности, экологичности, создание экспертных систем, применяемых в эксплуатации изделий.
Высокая трибологическая надежность необходима при создании искусственных клапанов сердца, суставов человека и животных, биомеханических узлов.
3.11.2.4 Смазочные материалы
Смазочные масла состоят из основы―масла―и присадок с различными функциями, повышающих работоспособность узлов трения и эксплуатационные свойства масел. Смазочные масла подразделяют на моторные, в том числе для карбюраторных, дизельных, поршневых, газотурбинных двигателей; турбинные; цилиндровые; трансмиссионные и редукторные; компрессорные; для холодильных машин; приборные и специализированные. Для сохранности поверхностей трения неэксплуатируемых машин используют консервационные масла и присадки. По происхождению масла подразделяются на нефтяные, синтетические и смешанные.
Масла для карбюраторных и дизельных двигателей. К этим маслам предъявляют жесткие требования, что связано с высокой теплонапряженностью, особенно в зоне цилиндропоршневой группы (камера сгорания―свыше 2000°С, зона первой поршневой канавки―300°С, картер―70...120°С).
Масла для газотурбинных двигателей (ГТД). Условия работы узлов трения в ГТД близки к экстремальным: высокие температуры (300°С), контактные давления (3000МПа), частоты вращения турбин (20000об/мин).
Цилиндровые масла применяют для смазки нагретых деталей узлов паровых машин и насосов (цилиндры, штоки, золотники и др.).
Трансмиссионные и редукторные масла используют для смазки наземной (автомобили, трактора, другие гусеничные и, колесные машины) техники, летательных аппаратов и судов. К агрегатам трансмиссий относятся редукторы, коробки скоростей, отбора мощности, раздаточные механизмы, задние мосты, в конструкции которых входят цилиндрические, конические, спирально-конические, гипоидные и червячные передачи, подшипники, шарниры и другие узлы.