ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 414
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Рисунок 4 – Схема закрепления кольца с некруглой
Рисунок 17--Схема образования погрешности закрепления
Поэтому и для технологической системы необходимо, чтобы
3.5.3 Задание к лабораторной работе
3.5.5 Методика и порядок выполнения лабораторной работы
4. Проников А.С. Надёжность машин. М. Маш. 1978. 591с.
5. Когаев В.П., Дроздов Ю.Н. прочность и износостойкость деталей машин. М. ВШ.1991.319с.
6. Аристов А.В. управление качеством. М. Инфра М. 2000. 238с.
3.6.2.2 Погрешности, связанные с тепловыми деформациями технологических систем
Компрессорные масла используют для смазки пар трения компрессорных машин, в том числе цилиндров, клапанов, уплотнений поршневых штоков и др.
Масла для холодильных; машин применяют для смазки винтовых, поршневых, ротационных пластинчатых и центробежных компрессоров холодильных машин, работающих на хладагентах—аммиаке, диоксиде углерода, галогенопроизводных (фреон) и др.
Приборные и специализированные масла используют для смазки контрольно-измерительных приборов, счетно-аналитических машин, точных приборов, микроэлектродвигателей, часовых механизмов, малонагруженных редукторов, счетчиков, микроподшипников, радиокомпасов, трансформаторов, выключателей, вакуум-насосов и др.
Индустриальные масла применяют в промышленности для смазки станочного парка, прокатных станов и другого оборудования.
Пластичные смазочные материалы (ПСМ) представляют собой коллоидную систему, состоящую из трех основных компонентов: жидкой основы, загустителя и добавок. Жидкая основа или дисперсионная среда (70...90%)—это масла нефтяного и синтетического происхождения или их смесь. К загустителям (дисперсная фаза) относятся мыла, твердые углеводороды и некоторые другие продукты органического и неорганического происхождения (10...30%), к; добавкам—различные присадки и наполнители как правило, вводимые в комплексе.
Многоцелевые ПСМ выгодно отличаются тем, что они применяются практически для всех видов узлов трения, это позволяет иногда использовать один смазочный материал для всего механизма, что весьма важно при эксплуатации.
ПСМ общего назначения имеют по сравнению с многоцелевыми ПСМ меньший температурньй диапазон применения, худшую механическую стабильность, но хорошие консервационные свойства. Применяются в подъемно-транспортных, дорожных машинах, станках, насосах, компрессорах.
Морозостойкие ПСМ предназначены для применения; при низких температурах, когда смазки общего назначения и многоцелевые не обеспечивают нормальной работоспособности и особенно запуск механизма.
Термостойкие ПСМ обеспечивают стабильную работу узлов трения при температурах, превышающих 120...150ºС.
Химически стойкие ПСМ предназначены для работы в агрессивных средах.
Авиационные ПСМ должны обладать высокой работоспособностью и надежностью, согласно специфическим требованиям, предъявляемым к летательным аппаратам.
Приборные ПСМ используют для смазки приборов, счетно-решающих и точных механизмов.
Работоспособность ПСМ в основном зависит от их рецептуры, физических, химических, и, механических свойств, структуры, эксплуатационных условий и конструктивных особенностей узлов трения.
Для тяжелонагруженных узлов трения используют смазочные материалы, содержащие порошки мягких металлов. Они образуют металлическую пленку, способствующую наступлению режима избирательного переноса, они могут содержать соединения, растворимые в дисперсионной среде (металлоорганические, комплексные).
В таблице 12 приведены смазки с расширенным температурным диапазоном применения (–200...+1000°С) и повышенной работоспособностью
Таблица 12 – Смазки с расширенным диапазоном применения
Смазки | Температура применения, ºС | Область применения | ||
нименование | состав | |||
ЦИАТИМ-221 | Полисилоксановая жидкость, комплексное кальциевое мыло | –60…+150, кратковременно до 200 | Многоцелевая смазка | |
ВНИИНП-207 | Смесь синтетических жидкостей, комплексное кальциевое мыло | –60…+200 | Подшипники авиационных электромашин | |
“Эра” | Углеводородное мыло, литиевое мыло | –60…+120 | В авиации, в узлах трения скольжения и качения | |
СЭДА | Синтетическая жидкость, кальциевое мыло, добавки | –60...+180 | Подшипники качения электрических машин | |
ВНИИНП-274 | Кремний органическая жидкость, литиевое мыло | –80…+130 | Узлы трения приборов, работающих в вакууме | |
ВНИИНП-257 | Смесь синтетических жидкостей, комплексное натриевое мыло | –60…+160 | Зубчатые передачи оптических приборов | |
“Атланта” | Смесь синтетических жидкостей, комплексное кальциевое мыло, наполнители | –60…+150 | Тяжелонагруженные узлы скольжения, шарнирно -болтовые соединения | |
“Сапфир” | Смесь синтетических жидкостей, наполнители | –60…+180 | Роликовые подшипники ступиц колес шасси самолета | |
“Криогель” | Синтетическая жидкость, силикагель, добавки | –200…+200 | Узлы трения кислородного оборудования, агрессивные среды | |
ВНИИНП-279 | Синтетическая жидкость, силикагель | –50…+50 | Подшипники качения и скольжения, резьбовые соединения, агрессивные среды | |
ВНИИНП-294 | Кремнийорганическая жидкость, силикагель | –60…+150 | Подшипники скольжения, контакт с водой | |
ВНИИНП-223 | Синтетическая жидкость, комплексное мыло | –60…+150 | Для гироскопов, высоко скоростных подшипников качения | |
ВНИИНП-260 | Углеводородное масло, комплексное мыло | –20…+180 | Приборы, гироскопы | |
ИНДА | Синтетические компоненты | До +250 | Малооборотные подшипники конвейеров | |
“Резол” | Углеводородное масло, оксид металла | »+1000 | Крепежные резьбовые соединения | |
ВНИИНП-501 | Эфир, смесь антифрикционных компонентов | –40…+250 | Зубчатые зацепления, шли цевые соединения | |
ВНИИНП-231 | Полисилоксан, неорганический загуститель | -60…+250 | Червячно-винтовые меха низмы, малооборотные подшипники качения | |
ВНИИНП-235 | Синтетические компоненты | -60…+250 | Малонагруженные подшипники качения (до 12000 обмин) | |
ВНИИНП-245 | То же | 0…+135 | Подшипники качения, зубчатые зацепления, суммарная доза радиации до 10 рад | |
ВНИИНП-284 | « | -110…+200 | Узлы трения, агрессивные среды | |
РЭМА | ” | До +700 | Крепежные резьбовые соединения | |
ВЭСМА | ” | -10...+200 | Подшипники системы управления вакуумных сварочных машин | |
ЭЛМА | ” | -60...+300 | Подшипники качения электромеханизмов | |
ВНИИНП-275 | ” | -40…+250 | Силовые винтовые пары. Суммарная доза радиации до 10 рад | |
ВНИИНП-282 | ” | -40…+150 | Узлы трения, агрессивные\ среды, кислород (р=40…60 МПа) | |
ВНИИНП-283 | | -45…+200 | Резьбовые соединения, узлы трения, агрессивная среда, кислород (р=100МПа) |
Твердые смазочные материалы (ТСМ) относятся к антифрикционным и обладают высокой степенью сцепления с основой, малым сопротивлением ;сдвигу, возможностью эффективной работы в вакууме. Они стойки к воздействию радиации и старению, имеют низкий коэффициент трения. Различают неорганические ТСМ, к которым относят слоистые материалы: графит, дихалъкогенды (сульфиды, селениды, теллуриды) металлов, нитрид бора и другие—и неслоистые: иодиды, хлориды, фториды металлов, их оксиды и мягкие металлы (медь, олово, кобальт, цинк, свинец, серебро и др.), а также органические: полиамиды и полиимиды, фторопласт, полиэтилены и др.
Металлы и оксиды используют в ТСП в качестве основы или компонентов, пор описи Мягких металлов и оксидов применяют в качестве добавок в композиции АФМ и смазках.
1 Твердосмазочные покрытия (ТСП). Антифрикционность ТСП определяется составом наполнителя и его количественным соотношением со связующим. Связующее вещество (неорганическое, полимерное), не являясь смазывающим агентом, существенно влияет на температурный диапазон эксплуатации, адгезионную способность к металлам, толщину и равнопрочность слоя, коррозионное воздействие на металлы и др. ТСП без связующего изнашиваются значительно быстрее. Основные требования, предъявляемые к ТСП,—низкое сопротивление срезу, высокая адгезия к твердой подложке, долговечность, термостойкость, малая толщина, отсутствие коррозионного воздействия на подложку.
3.11.2.5 Антифрикционные материалы
К антифрикционным материалам относят материалы для узлов трения, обладающие повышенной изностойкостью, низким коэффициентом, другими свойствами. Антифрикционные материалы в общем случае состоят из основы (матрицы), наполнителей материалов, позволяющих получить высокие прочностные характеристики. В качестве основы используют полимерные, углеграфитовые, металлические, спеченные металлические, спеченные пористые, твердосплавные, комбинированные и другие материалы. В качестве наполнителей—антифрикционные добавки (слоистые порошковые материалы: графит, дисульфид молибдена, нитрид бора, диселениды, иодиды металлов и др.); полимеры ПЭ, ПТФЖ, пластификаторы, смазочные материалы и др., а также комплексные наполнители, наряду с антифрикционными добавками, содержащие жесткие и прочные наполнители волокнистые (полимерные, металлические, стеклянные, углеродные) и дисперсные (органические, и металлические порошки).
Антифрикционные материалы могут быть комбинированными, когда на прочную основу (стальная лента, массивный образец) наносится металлофторопластовая лента (металлопласты и тканевые антифрикционные материалы). Антифрикционные материалы могут быть как объемными, так и в виде тонкослойных покрытий. Некоторые характеристики отдельных антифрикционных материалов указаны в таблицах 13…15.
Антифрикционные полимерные материалы (АПМ) широко используют в подвижных сопряжениях машин, в первую очередь, в подшипниках скольжения, в других узлах трения, работающих в том числе без смазки, таких, как направляющие, ползуны, ролики, кулачки, зубчатые колеса уплотнения, манжеты и т. д.
Таблица13 – Некоторые характеристики антифрикционных материалов
Группа материалов | Материалы | Контактные напряжения р, МПа | Скорость скольжения vs, м/с | [pvs], МПа х м/с | Коэффициент трения f | Рабочая температура, ºС | Основные отличительные свойства | Область применения |
Углеграфитовые и композиции | Графит АО, АГ, ПК Графит, пропитанный металлами и смолами Углепластик | 1,…4,0 4,0 1,05…3,5 – | 0,5…40 2,0…3,0 1,5 1,5…2,0 | 1,0 1,5 – – | 0,05… 0,1 – – – | 100 100 140 200 | Термостойкость, химическая стойкость, тепло- и электропроводность | Машиностроение, авиационная и химическая промышленность, уплотнения, кольца, вкладыши и другие детали узлов трения |
АПМ: на основе термоластов на основе реактопластов | ПТФЭ ПТФЭс наполнителями Полиамидные смолы (основа) Покрытия из полиамидных сморл с наполнителями Фенолформальдегидные смолы Эпоксидные смолы Типа АМАН | 3,0 3,0 4,0 5,0…6,0 5,0 – 6,0… 35,0 | 1,0 5,0 1,0…5,0 1,0…5,0 0,5…5,0 – 4,0…5,0 | 0,2 0,45 0,2 0,2 0,9 0,1 0,4 -1,0 | 0,04… 0,12 0,05… 0,14 0,1…0,3 0,1…0,3 0,1…1,1 0,2…0,5 0,12 | -270… +250 -270… +250 50 80 80… 180 150 130… …300 | Изностойкость, технологичность при изготовлении деталей, химическая стойкость Термостойкость, малая себестоимость | Широкий класс деталей узлов трения, подшипники, кулачки, зубчатые колеса и др. Конструкционные детали, подшипники качения (элементы) и скольжения |
Продолжение таблицы 13
Ленточные | МФЛ наполненные биметаллические Тканевые материалы | 2,0…10,0 | 5,0 | 0,45… …4,9 | 0,06… …0,3 | -270… +280 | Теплопроводность, высокая несущая способность, износостойкость | Тяжелонагружен-ные подшипники скльжения |
Порошковые | Наполненные твердосмазочными материалами Металлографитовые | 8,0… …12,0 2,0…1.5 | 1,5…2,5 10,0 | 1,2 3,2… 5,0 | – 0,26… 0,05 | 100– –250 600 | – | – |
Металлокера-мические | Твердые сплавы Металлокерамика, пропитанная фторопластом | 30,0 | 15,0 | 1,0 …1,5 | – | 3000 | Теплостойкость и теплопроводность | Узлы трения с тяжелым температурным режимом |
Минералокера-мические | ЦМ-332 С-8 Ситалл | 1,0 2,0 1,0 | 2,5 2,5…4,0 5,0 | 1,55 2,6 1,55 | – – – | 500 700 540 | То же | Химическое оборудование, подшипники насосов, реакторов |
Прессованная древесина | Непропитанная | 3,0 | 1 | 2,5 | – | 80 | – | Вкладыши, втулки, подпятники Сельхозмашиностроение, пищевая промышленность, судостроение и др. |
Таблица 14 – Некоторые характеристики антифрикционных материалов
Характеристика | Материал | |||||
ПА-6 | ПА-66 | ПА-12Л | П-АК-93/7 | Капро лон В | Фенилон С2 | |
Плотность кг/м2 | 1130 | 1130… 1150 | 1020 | 1140 | 1150 1170 | 1330 |
Твердость по Бринеллю, МПа | - | 110… 180 | 74…180 | 100...120 | 180…250 | 220 |
Предел точности при изгибе, МПа | - | 100… 126 | 50…70 | 100..120 | 120…150 | 200 |
Модуль упругости, МПа , | 1400 | 1500 | 1200… 1800 | 1500… 1600 | 2000 | 3100 |
МПам/с | 0,08 | 0,08 | 0,07 | - | 0,08 | - |
Коэффициент трения без замазки | 0,4 | 0,4 | 0,3 | 0,24… 0,25 | 0,35 | - |
Относительное удлинение, | 200 | 60 | 70…300 | 80…100 | 10… 50 | 7 |
Температура эксплуатации, С | До 90 | До 90 | До 90 | - | До 100 | 70…250 |