Файл: Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Как в этом рассказе появляется автор?
4. В чем смысл слов рассказчика: «Во имя чего ждать?.. Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений?.. Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!»?
5. Какова роль описаний природы в рассказе?
Вопросы и задания к рассказу «О любви»
1. Как и каким показан герой-рассказчик?
2. Почему автор подчеркивает несовпадение внешнего и внутреннего мира?
3. В чем дисгармоничность жизни Алехина?
4. В чем трагична жизнь Лугановичей и Пелагеи?
Решить тест по теме.
1. В каком городе родился А.П. Чехов?
1. Ростов
2. Таганрог
3. Санкт-Петербург
4. Тула
2. В каком из трех рассказов повествование строится вокруг П.К. Алехина и А.А. Луганович?
1. "О любви"
2. "Человек в футляре"
3. "Крыжовник"
4. "Шинель
3. Какой из рассказов был написан первым?
1. "О любви"
2. "Человек в футляре"
3. "Крыжовник"
4. писались параллельно
4. Какой термин появился благодаря рассказам Чехова?
1. шаблонность
2. бескомпромиссность
3. отрешенность
4. футлярность
5. Какой мотив прослеживается во всех трех рассказах?
1. мотив преходящести славы и успеха
2. мотив любви к деньгам и корыстолюбия
3. мотив ответственности за свою жизнь и выбор пути
4. мотив одиночества и затворничества основных героев
6. Какой герой встречается в рассказе "Человек в футляре"?
1. Емельян Пугачев
2. Николенька Иртеньев
3. Михаил Коваленко
4. Аркадий Свидригайлов
7. Какая из цитат принадлежит рассказу "Крыжовник"?
1. "Годы шли, перевели его в другую губернию, минуло ему уже сорок лет, а он всё читал объявления в газетах и копил".
2. "Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло".
3. "Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа".
4. "Савельич встретил нас на крыльце. Он ахнул, увидя несомненные признаки моего усердия к службе».
8. В мировой литературе А.П. Чехов известен не только как автор коротких рассказов, но и как…
1. поэт
2. новеллист
3. юрист
4. драматург.
Литература:
1. Лебедев, Ю.В. Русская литература 19: учебник для10-11кл. в 2х частях:1ч.+ 2ч./Ю.В.Лебедев-4е изд.стер.-М.:Просвещение,2011 .-362с.
Методические указания по выполнению практической работы №6
Тема: Чехов – драматург. Пьеса «Вишневый сад».
Цель: анализировать драматическое произведение
Оборудование: ПК, проектор, экран, портрет А.П. Чехова.
Контрольные вопросы:
- К каким социальным группам относятся герои пьесы «Вишневый сад»
- Какой период времени охватывает пьеса?
- Почему идея Лопахина вызывает столь резкий протест у Раневской и Гаева?
- «Как это ни странно», Гаеву 51 год. Почему он остается вечным ребенком?
- Какова тема пьесы «Вишневый сад»?
Краткие теоретические сведения
Чехов тщательно обдумывал заглавие пьесы. Он писал Станиславскому: “...Я нашел чудесное название для пьесы. Чудесное!., не Вишневый, а Вишнёвый сад”
Главный герой пьесы – вишневый сад. Он символизирует собой меру труда, меру человеческой жизни. Сад у Чехова воплощает долгую мирнуюжизнь, долгий неустанный труд в расчете не на один только свой краткосрочный век, а с мыслью о потомках. И свое кредо Чехов доверяет – вишневому саду.
Вишневый сад-главный персонаж пьесы, он является ключом к тексту. “Художественное произведение непременно должно выражать какую-нибудь большую мысль. Только то прекрасно, что серьезно...”
Вишневый сад - это “судья” персонажей. Их отношение к саду - вот авторская мера нравственного достоинства того или иного героя. Природа у Чехова напоминает человеку о высшем его предназначении, о его неисчерпаемых возможностях, о красоте и счастье человеческой жизни.
Вишневый сад в пьесе - это не только красота во время цветения, это и корни.
“Сад” - олицетворение ценности и смысла жизни на земле, где каждый новый день вечно ответвляется от минувшего, как молодые побеги идут от старых корней и стволов. Без прошлого не было бы никакого “теперь”, ни сегодняшнего, ни завтрашнего дня, ни сочувствия ко всем живущим на свете людям, уходящим в прошлое по трудной дороге своего бытия.
Вишневый сад дорог каждому герою.
Порядок выполнения работы:
Используя теоретические сведения, выполнить предложенное преподавателем задание
Соответствующим образом оформить работу
Лист 1. Практическая работа № ___ по теме «_______________________» Выполнил:__________ (ФИО) группа:_____________ Проверил:__________ Оценка:____________ | Лист 2. № задания Текст выполненного задания |
Ход работы.
Практическая часть урока (развитие индивидуальных, интеллектуальных, творческих способностей обучающихся)
Красота спасет мир
Вишневый сад - символ мира
Задания.
1) Нарисуйте вишневое дерево или цветущие веточки
2) Условно поделите лист на четыре части.
3) Фирс, Раневская и Гаев, Лопахин, Петя Трофимов и Аня. Что значит вишневый сад для героев?
(Нарисовать, изобразить, можно использовать ключевые слова и фразы)
Дополнительный материал. Фирс - барское раздолье, богатство. Сад давал доходы. “Денег было! Мариновали, сушили, варили вишню”
Раневская и Гаев – дом, могила сына, мужа, беседки, стол (чаепитие), скамейки - предмет дворянской гордости (“в энциклопедическом словаре упоминается”), молодость, детство.
Лопахин – “О мое детство, чистота моя!”
Прошлое: дед и отец были рабами.
Настоящее: участки, аренда под дачи (пеньки...)
Предмет гордости, олицетворение силы, его господства: “Вишневый сад теперь мой!”
Трофимов и Аня: “Вся Россия - наш сад”
Можно нарисовать вишневые деревья и зачеркнуть, так как Трофимов не разрешает себе любоваться красотой этого сада, расстаётся с ним без сожаления и внушает Ане такие же
Чувства. “Мы посадим новый сад”.
Раневская и Гаев сопротивляются тому, чтобы рубили сад не только из-за аристократического снобизма, но и потому, что сад этот - символ мира, где природное всегда выше искусственного. Велик был Чехов. Он предвидел потерю красоты и поэтому, где бы он ни был, старался сажать сады. А сад растет долго, и по своей наивности этот Великий Человек думал, что его сады зацветут как раз к тому времени, когда люди поймут и оценят красоту.
Литература:
1. Лебедев, Ю.В. Русская литература 19: учебник для10-11кл. в 2х частях:1ч.+ 2ч./Ю.В.Лебедев-4е изд.стер.-М.:Просвещение,2011 .-362с.
Методические указания по выполнению практической работы №7
Тема: Пьеса М. Горького «На дне».
Цель: анализировать эпизод
Оборудование: ПК, проектор, экран, портрет М. Горького
Контрольные вопросы:
- В каком году была написана пьеса?
- Назвать тему пьесы.
- Даны ли в пьесе подробные биографии людей «дна»
- Какую тему в литературе продолжает пьеса «На дне»?
- Три философии в пьесе. Назовите их.
Краткие теоретические сведения
Столкновение чести – совести и ума – хитрости как основы сути личности Горький передал сюжетным ходом, расплёл сложнейшие отношения между героями.
Игра – условная схема жизни.
Играем – думаем о жизни.
Карты, ко всему прочему, ещё и выбор судьбы, способ на неё повлиять.
Впервые перед зрителем предстал невиданный до сих пор мир бродяг, воров, проституток, а в нем отразился тот мир, откуда были извергнуты эти люди.
Изображение этого страшного мира – обвинительный акт против несправедливого общественного строя. Мрачный быт костылевской ночлежки изображен как воплощение социального зла.
Порядок выполнения работы:
Используя теоретические сведения, выполнить предложенное преподавателем задание
Соответствующим образом оформить работу
Лист 1. Практическая работа № ___ по теме «_______________________» Выполнил:__________ (ФИО) группа:_____________ Проверил:__________ Оценка:____________ | Лист 2. № задания Текст выполненного задания |
Ход работы.
Практическая работа выполняется на стандартном листе.
Герои пьесы играют в карты. Поделите героев на две группы: честные игроки (ТАТАРИН, ЗОБ) и карточные жулики (САТИН, БУБНОВ, БАРОН), расположите героев на листе.
Задание №1. Сатин и Барон - карточные жулики, Татарин и Зоб играют честно.
Что советует Клещ Татарину и Зобу? (бросить игру) (запишите по центру листа) Почему?
(Клещ, ратовавший за честь и совесть, отринул возможность играть (жить честно и успешно... (“Живут без чести и без совести”).
Задание №2. Когда честные проиграли (Татарин и Зоб), Татарин и Сатин попытались выяснить, зачем играть и жить честно? Найдите ответы героев и запишите под фамилиями (прозвищами) на листе.
Сатин: “Не знаю”.
Зоб: “Коли им честно жить начать, они в три дня с голоду издохнут.”
Татарин: “Надо честно жить”.
Задание №3. В игре Барона, человека образованного, есть слабое место – он бездарно передернул карту и был разоблачён. Причину неудач Барона открыл Актёр. Приведите реплику актера, объясняющую причину неудач Барона. (“Таланта нет… нет веры в себя... а без этого... никогда, ничего...”)
Задание №4. Пьяница Бубнов обыграл трезвого Медведева, партия не завершена. “Не туда я пошёл”,- констатировал Медведев. (“Не туда”)
Укажите путь Медведева (из полицейского стал ночлежником, сожителем Квашни).
Задание №5. В игру М. Горький вставляет стоны умирающей Анны, реплики её диалога с Лукой о муках на том свете. Зачем? Запишите.
(Судьба Анны расценивается как реальная проигрышная и проигранная партия жизни)
Задание №6. Клещ, дурной вестник, сглазил игру. Клещ - не простои зритель, он невольный участник, соучастник заведомо неудачных партий, дурных жизненных развязок (смерть жены). Сама жизнь обернется для него пыткой, потому что, не выдержав ноши страданий, он закричал в 3 акте о правде жизни. Приведите эту реплику.
(“Жить нельзя... вот она – правда... ненавижу я всех! И эту правду... Будь она проклята”).
Задание №7. В руках Клеща ключи, замки, тиски, молоток, наковальня. Изобразите их вокруг Клеща. Что они символизируют?
(Обреченность его усилий на изменение быта. Клещ проиграл, он слесарь, имеет дело с железом, а не с душой, его работа – неодухотворённая механика, неспособная преобразить мертвое в живое).
Задание № 8. Проиллюстрируйте песню “солнце всходит и заходит” и сделайте вывод о жизни героев ночлежки.
Литература:
1. Лебедев, Ю.В. Русская литература 19: учебник для10-11кл. в 2х частях:1ч.+ 2ч./Ю.В.Лебедев-4е изд.стер.-М.:Просвещение,2011 .-362с.
Методические указания по выполнению практической работы №8
Тема: Лирика А.А. Блока.
Цель: анализировать стихотворение
Оборудование: ПК, проектор, экран, портрет А.А. Блока
Контрольные вопросы
-Каким вам представляется лирический герой стихотворений А.А. Блока?
- Как называется первый сборник стихотворений А. Блока?
- Назвать основные темы лирики поэта.
- Назвать поэмы А.А. Блока.
Краткие теоретические сведения
А. Блок – поэт – циклизатор. Все его стихотворения включены в циклы. И каждое отдельно взятое стихотворение поэта нужно рассматривать в контексте цикла, к которому оно относится.
Главнвя тема творчества Блока – путь лирического героя, который мистически воспринимает мир к стремлению понять и разделить чаяния народа; от любви, преклонения перед Вечной Женственностью, Прекрасной Даме, к реальной любви к Родине, России.
Этот путь был необычайно труден, противоречив. Но всегда в творчестве, как и в жизни, Блок честен и мужественен. И каждое его стихотворение – это страница большой книги, тема которой – жизнь.
Порядок выполнения работы:
Используя теоретические сведения, выполнить предложенное преподавателем задание
Соответствующим образом оформить работу
Лист 1. Практическая работа № ___ по теме «_______________________» Выполнил:__________ (ФИО) группа:_____________ Проверил:__________ Оценка:____________ | Лист 2. № задания Текст выполненного задания |