Файл: Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Как в этом рассказе появляется автор?

4. В чем смысл слов рассказчика: «Во имя чего ждать?.. Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений?.. Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!»?

5. Какова роль описаний природы в рассказе?

Вопросы и задания к рассказу «О любви»

1. Как и каким показан герой-рассказчик?

2. Почему автор подчеркивает несовпадение внешнего и внутреннего мира?

3. В чем дисгармоничность жизни Алехина?

4. В чем трагична жизнь Лугановичей и Пелагеи?
Решить тест по теме.

1. В каком городе родился А.П. Чехов?

1. Ростов

2. Таганрог

3. Санкт-Петербург

4. Тула

2. В каком из трех рассказов повествование строится вокруг П.К. Алехина и А.А. Луганович?

1. "О любви"

2. "Человек в футляре"

3. "Крыжовник"

4. "Шинель

3. Какой из рассказов был написан первым?

1. "О любви"

2. "Человек в футляре"

3. "Крыжовник"

4. писались параллельно

4. Какой термин появился благодаря рассказам Чехова?

1. шаблонность

2. бескомпромиссность

3. отрешенность

4. футлярность

5. Какой мотив прослеживается во всех трех рассказах?

1. мотив преходящести славы и успеха

2. мотив любви к деньгам и корыстолюбия

3. мотив ответственности за свою жизнь и выбор пути

4. мотив одиночества и затворничества основных героев

6. Какой герой встречается в рассказе "Человек в футляре"?

1. Емельян Пугачев

2. Николенька Иртеньев

3. Михаил Коваленко

4. Аркадий Свидригайлов

7. Какая из цитат принадлежит рассказу "Крыжовник"?

1. "Годы шли, перевели его в другую губернию, минуло ему уже сорок лет, а он всё читал объявления в газетах и копил".

2. "Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло".

3. "Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа".

4. "Савельич встретил нас на крыльце. Он ахнул, увидя несомненные признаки моего усердия к службе».

8. В мировой литературе А.П. Чехов известен не только как автор коротких рассказов, но и как…

1. поэт

2. новеллист

3. юрист

4. драматург.
Литература:

1. Лебедев, Ю.В. Русская литература 19: учебник для10-11кл. в 2х частях:1ч.+ 2ч./Ю.В.Лебедев-4е изд.стер.-М.:Просвещение,2011 .-362с.

Методические указания по выполнению практической работы №6

Тема: Чехов – драматург. Пьеса «Вишневый сад».

Цель: анализировать драматическое произведение

Оборудование: ПК, проектор, экран, портрет А.П. Чехова.

Контрольные вопросы:

- К каким социальным группам относятся герои пьесы «Вишневый сад»

- Какой период времени охватывает пьеса?

- Почему идея Лопахина вызывает столь резкий протест у Раневской и Гаева?

- «Как это ни странно», Гаеву 51 год. Почему он остается вечным ребенком?

- Какова тема пьесы «Вишневый сад»?

Краткие теоретические сведения

Чехов тщательно обдумывал заглавие пьесы. Он писал Станиславскому: “...Я нашел чудесное название для пьесы. Чудесное!., не Вишневый, а Вишнёвый сад”

Главный герой пьесы – вишневый сад. Он символизирует собой меру труда, меру человеческой жизни. Сад у Чехова воплощает долгую мирнуюжизнь, долгий неустанный труд в расчете не на один только свой краткосрочный век, а с мыслью о потомках. И свое кредо Чехов доверяет – вишневому саду.
Вишневый сад-главный персонаж пьесы, он является ключом к тексту. “Художественное произведение непременно должно выражать какую-нибудь большую мысль. Только то прекрасно, что серьезно...”

Вишневый сад - это “судья” персонажей. Их отношение к саду - вот авторская мера нравственного достоинства того или иного героя. Природа у Чехова напоминает человеку о высшем его предназначении, о его неисчерпаемых возможностях, о красоте и счастье человеческой жизни.

Вишневый сад в пьесе - это не только красота во время цветения, это и корни.

“Сад” - олицетворение ценности и смысла жизни на земле, где каждый новый день вечно ответвляется от минувшего, как молодые побеги идут от старых корней и стволов. Без прошлого не было бы никакого “теперь”, ни сегодняшнего, ни завтрашнего дня, ни сочувствия ко всем живущим на свете людям, уходящим в прошлое по трудной дороге своего бытия.

Вишневый сад дорог каждому герою.

Порядок выполнения работы:
Используя теоретические сведения, выполнить предложенное преподавателем задание

Соответствующим образом оформить работу


Лист 1.


Практическая работа № ___ по теме

«_______________________»

Выполнил:__________

(ФИО)

группа:_____________
Проверил:__________

Оценка:____________

Лист 2.
№ задания
Текст выполненного задания


Ход работы.

Практическая часть урока (развитие индивидуальных, интеллектуальных, творческих способностей обучающихся)



Красота спасет мир

Вишневый сад - символ мира

Задания.

1) Нарисуйте вишневое дерево или цветущие веточки

2) Условно поделите лист на четыре части.

3) Фирс, Раневская и Гаев, Лопахин, Петя Трофимов и Аня. Что значит вишневый сад для героев?
(Нарисовать, изобразить, можно использовать ключевые слова и фразы)

Дополнительный материал. Фирс - барское раздолье, богатство. Сад давал доходы. “Денег было! Мариновали, сушили, варили вишню”

Раневская и Гаев – дом, могила сына, мужа, беседки, стол (чаепитие), скамейки - предмет дворянской гордости (“в энциклопедическом словаре упоминается”), молодость, детство.

Лопахин – “О мое детство, чистота моя!”

Прошлое: дед и отец были рабами.

Настоящее: участки, аренда под дачи (пеньки...)

Предмет гордости, олицетворение силы, его господства: “Вишневый сад теперь мой!”

Трофимов и Аня: “Вся Россия - наш сад”

Можно нарисовать вишневые деревья и зачеркнуть, так как Трофимов не разрешает себе любоваться красотой этого сада, расстаётся с ним без сожаления и внушает Ане такие же

Чувства. “Мы посадим новый сад”.

Раневская и Гаев сопротивляются тому, чтобы рубили сад не только из-за аристократического снобизма, но и потому, что сад этот - символ мира, где природное всегда выше искусственного. Велик был Чехов. Он предвидел потерю красоты и поэтому, где бы он ни был, старался сажать сады. А сад растет долго, и по своей наивности этот Великий Человек думал, что его сады зацветут как раз к тому времени, когда люди поймут и оценят красоту.
Литература:

1. Лебедев, Ю.В. Русская литература 19: учебник для10-11кл. в 2х частях:1ч.+ 2ч./Ю.В.Лебедев-4е изд.стер.-М.:Просвещение,2011 .-362с.

Методические указания по выполнению практической работы №7
Тема: Пьеса М. Горького «На дне».

Цель: анализировать эпизод

Оборудование: ПК, проектор, экран, портрет М. Горького
Контрольные вопросы:
- В каком году была написана пьеса?
- Назвать тему пьесы.
- Даны ли в пьесе подробные биографии людей «дна»
- Какую тему в литературе продолжает пьеса «На дне»?
- Три философии в пьесе. Назовите их.

Краткие теоретические сведения

Столкновение чести – совести и ума – хитрости как основы сути личности Горький передал сюжетным ходом, расплёл сложнейшие отношения между героями.

Игра – условная схема жизни.

Играем – думаем о жизни.


Карты, ко всему прочему, ещё и выбор судьбы, способ на неё повлиять.
Впервые перед зрителем предстал невиданный до сих пор мир бродяг, воров, проституток, а в нем отразился тот мир, откуда были извергнуты эти люди.
Изображение этого страшного мира – обвинительный акт против несправедливого общественного строя. Мрачный быт костылевской ночлежки изображен как воплощение социального зла.

Порядок выполнения работы:
Используя теоретические сведения, выполнить предложенное преподавателем задание

Соответствующим образом оформить работу


Лист 1.


Практическая работа № ___ по теме

«_______________________»

Выполнил:__________

(ФИО)

группа:_____________
Проверил:__________

Оценка:____________

Лист 2.
№ задания
Текст выполненного задания



Ход работы.

Практическая работа выполняется на стандартном листе.

Герои пьесы играют в карты. Поделите героев на две группы: честные игроки (ТАТАРИН, ЗОБ) и карточные жулики (САТИН, БУБНОВ, БАРОН), расположите героев на листе.

Задание №1. Сатин и Барон - карточные жулики, Татарин и Зоб играют честно.

Что советует Клещ Татарину и Зобу? (бросить игру) (запишите по центру листа) Почему?

(Клещ, ратовавший за честь и совесть, отринул возможность играть (жить честно и успешно... (“Живут без чести и без совести”).

Задание №2. Когда честные проиграли (Татарин и Зоб), Татарин и Сатин попытались выяснить, зачем играть и жить честно? Найдите ответы героев и запишите под фамилиями (прозвищами) на листе.

Сатин: “Не знаю”.

Зоб: “Коли им честно жить начать, они в три дня с голоду издохнут.”

Татарин: “Надо честно жить”.

Задание №3. В игре Барона, человека образованного, есть слабое место – он бездарно передернул карту и был разоблачён. Причину неудач Барона открыл Актёр. Приведите реплику актера, объясняющую причину неудач Барона. (“Таланта нет… нет веры в себя... а без этого... никогда, ничего...”)

Задание №4. Пьяница Бубнов обыграл трезвого Медведева, партия не завершена. “Не туда я пошёл”,- констатировал Медведев. (“Не туда”)

Укажите путь Медведева (из полицейского стал ночлежником, сожителем Квашни).

Задание №5. В игру М. Горький вставляет стоны умирающей Анны, реплики её диалога с Лукой о муках на том свете. Зачем? Запишите.


(Судьба Анны расценивается как реальная проигрышная и проигранная партия жизни)

Задание №6. Клещ, дурной вестник, сглазил игру. Клещ - не простои зритель, он невольный участник, соучастник заведомо неудачных партий, дурных жизненных развязок (смерть жены). Сама жизнь обернется для него пыткой, потому что, не выдержав ноши страданий, он закричал в 3 акте о правде жизни. Приведите эту реплику.

(“Жить нельзя... вот она – правда... ненавижу я всех! И эту правду... Будь она проклята”).

Задание №7. В руках Клеща ключи, замки, тиски, молоток, наковальня. Изобразите их вокруг Клеща. Что они символизируют?

(Обреченность его усилий на изменение быта. Клещ проиграл, он слесарь, имеет дело с железом, а не с душой, его работа – неодухотворённая механика, неспособная преобразить мертвое в живое).

Задание № 8. Проиллюстрируйте песню “солнце всходит и заходит” и сделайте вывод о жизни героев ночлежки.
Литература:

1. Лебедев, Ю.В. Русская литература 19: учебник для10-11кл. в 2х частях:1ч.+ 2ч./Ю.В.Лебедев-4е изд.стер.-М.:Просвещение,2011 .-362с.

Методические указания по выполнению практической работы №8

Тема: Лирика А.А. Блока.

Цель: анализировать стихотворение

Оборудование: ПК, проектор, экран, портрет А.А. Блока
Контрольные вопросы

-Каким вам представляется лирический герой стихотворений А.А. Блока?

- Как называется первый сборник стихотворений А. Блока?

- Назвать основные темы лирики поэта.

- Назвать поэмы А.А. Блока.

Краткие теоретические сведения

А. Блок – поэт – циклизатор. Все его стихотворения включены в циклы. И каждое отдельно взятое стихотворение поэта нужно рассматривать в контексте цикла, к которому оно относится.
Главнвя тема творчества Блока – путь лирического героя, который мистически воспринимает мир к стремлению понять и разделить чаяния народа; от любви, преклонения перед Вечной Женственностью, Прекрасной Даме, к реальной любви к Родине, России.
Этот путь был необычайно труден, противоречив. Но всегда в творчестве, как и в жизни, Блок честен и мужественен. И каждое его стихотворение – это страница большой книги, тема которой – жизнь.

Порядок выполнения работы:
Используя теоретические сведения, выполнить предложенное преподавателем задание

Соответствующим образом оформить работу


Лист 1.


Практическая работа № ___ по теме

«_______________________»

Выполнил:__________

(ФИО)

группа:_____________
Проверил:__________

Оценка:____________

Лист 2.
№ задания
Текст выполненного задания