Файл: Педагогическая практика по физической культуре в школе Учебнометодическое пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет – УПИ»
И.В. Еркомайшвили
О.Л. Жукова
Педагогическая практика
по физической культуре в школе
Учебно-методическое пособие
Под редакцией доцента, кандидата биологических наук
А.В.Чудиновских,
Екатеринбург
2004

3
УДК 37.037.1:371.133.2(075.8)
ББК 74.267.5я73
Е 71
Рецензенты:
Кафедра ОТ и ППФП Гуманитарного университета, зав. Кафедрой – канд. пед. наук, доц. Г.А. Ямалетдинова;
Институт физической культуры, УрГПУ,
Д-р пед., проф. В.И. Прокопенко
Авторы - составители: И.В.Еркомайшвили, О.Л.Жукова
Е 71 Педагогическая практика по физической культуре в школе:
Учебно-методическое пособие/И.В.Еркомайшвили, О.Л.Жукова.
Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004. 88 с.
ISBN 5-321-00499-4
Пособие раскрывает содержание педагогической практики сту- дентов. Содержит практические рекомендации по организации учеб- ной и внеурочной работы студентов-практикантов в образовательных учреждениях. Поможет выполнить задания по педагогической практи- ке и справиться с отчетной документацией.
Пособие предназначено для учителей физической культуры, сту- дентов и организаторов педагогической практики.
Библтогр.: 11 назв. Табл. 5. Прил. 3.
УДК 37.037.1:371.133.2(075.8)
ББК 74.267.5я73
ISBN 5-321-00499-4
© ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет – УПИ», 2004
© Еркомайшвили И.В., Жукова О.Л.

4
От авторов-составителей
Одним из средств успешной подготовки студентов к работе в сфере фи- зической культуры является педагогическая практика, которая проходит в условиях, максимально приближенных к профессиональной деятельности.
Педагогическая практика студентов факультетов физической культуры яв- ляется формой организации учебного процесса, позволяет познакомиться с будущей профессиональной деятельностью, овладеть профессиональными умениями и навыками, опытом педагогической работы. Государственные образовательные стандарты по специальностям 022300 – Физическая куль- тура и спорт и 022500 – Физическая культура и спорт для лиц с отклоне- ниями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) предпола- гают обязательное прохождение практик в образовательных учреждениях.
В силу своей компетенции авторы обратили внимание на педагогическую практику.
Многолетний опыт авторов учебного пособия показал, что будущие спортивные педагоги не всегда качественно справляются с теми требова- ниями, которые предъявляются к ним в период прохождения педагогиче- ской практики в условиях образовательных учреждений. Особенно это про- является в оформлении отчетной документации по таким разделам, как раз- работка документов планирования, составление конспектов уроков, педаго- гический анализ урока по физической культуре. Не меньшие затруднения вызывают составление документов по организации внеурочных форм ра- боты со школьниками, выбор темы доклада и выступление на итоговой конференции. Умениям правильно организовать педагогическую практику студентов посвящаются первые три раздела данного пособия.
Ухудшение здоровья школьников, низкий уровень организации работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, побудили нас ак- центировать внимание на работе студентов в области адаптивной физиче- ской культуры. Данные проблемы отражены в четвертом разделе пособия.
Информация, располагающаяся в конце пособия, поможет студентам- практикантам в оформлении документов отчетности.
Авторы надеются, что данное учебное пособие вызовет интерес у студентов, начинающих спортивных педагогов, а также у организаторов пе- дагогической практики в вузах и учебных учреждениях.


5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В СИСТЕМЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО
ПЕДАГОГА
1. Цель и задачи педагогической практики студентов по предмету
«Физическая культура» в школе………………………………….…..6 2. Содержание и организация педагогической практики …………..7 3.Требования к студентам и организаторам педагогической практики ………………………………………………..……………. 10
Глава 2.ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПРАКТИКАНТОВ
1.Основные требования к разработке документов планирования педагогической практики студентов ……………………………..…12 2. Педагогический анализ урока физической культуры ………..….15 2.1. Подготовка к уроку: анализ конспекта, подготовка учителя и учащихся к уроку ………………………………………………...17 2.2. Методика проведения урока: использование принципов, средств и методов физического воспитания на уроке; предупреждение, выявление, исправление ошибок; домашние задания по физической культуре ……..........................22 2.3. Анализ физической нагрузки на уроке: определение плотности урока; регистрация и анализ пульсовых данных на уроке ………………………………………………………….…34 2.4. Техника безопасности на уроках физической культуры …...41 2.5. Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль на занятиях физической культурой ……………………………44 2.6 Оценка физической подготовленности школьников …………..51 2.7. Деятельность учителя и учащихся на уроке ………….……..60 2.8. Учет успеваемости и подведение результатов урока ……….61
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
1. Организация воспитательных мероприятий: воспитательные дела, спортивно-массовые мероприятия ………………………………..65 2. Организация спортивных соревнований в учебном заведении ………71

6
Глава 4. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ
1. Распределение школьников на медицинские группы ……….…77 2. Организация занятий с учащимися, отнесенных к специальной медицинской группе ……………………………………………..….78 3. Особенности методики занятий со школьниками, имеющими отклонения в состоянии здоровья ………………………………...…79
Список литературы …...…………………………………………………84
Приложения ………………………………………………………...……85

7
Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРАКТИКА В СИСТЕМЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО
ПЕДАГОГА
1. Цель и задачи педагогической практики студентов
по предмету «Физическая культура» в школе
Педагогическая практика является важнейшим звеном в системе профессиональной подготовки спортивного педагога: учителя физиче- ской культуры, тренера, инструктора по избранному виду спорта, спе- циалиста в области адаптивной физической культуры. В системе выс- шего физкультурного образования она является основой для приобре- тения соответствующих навыков и умений в будущей профессиональ- ной деятельности.
Цель педагогической практики: формирование профессиональ- ных умений студентов по организации учебно-воспитательного про- цесса по физической культуре в образовательных учреждениях.
Задачи педагогической практики:
- углубление и закрепление теоретических знаний студентов;
- развитие потребности в педагогическом самообразовании и посто- янном самовоспитании;
- воспитание и закрепление интереса к профессии учителя физиче- ской культуры;
- воспитание профессионально значимых качеств личности будущего учителя;
- формирование и развитие профессиональных умений и навыков;
- изучение опыта работы по физическому воспитанию в общеобразо- вательных школах;
- формирование творческого, исследовательского подхода к педаго- гической деятельности.
Студенты проходят педагогическую практику в образователь- ных учреждениях по распределению деканата. В исключительных слу- чаях студенты могут проходить педагогическую практику по месту


8
жительства в сроки, предусмотренные учебным планом университета, по разрешению деканата факультета.
Руководство школьной практикой и методическое обеспечение осуществляет кафедра теории физической культуры факультета физи- ческой культуры ГОУ ВПО УГТУ - УПИ.
Педагогическая практика проводится в 6-м семестре в течение 4 недель. Непосредственное руководство работой студентов на практи- ке осуществляется руководителем от кафедры, в условиях образова- тельного учреждения - учителем физической культуры.
2. Содержание и организация педагогической практики
Педагогическая практика включает ряд заданий, выполняемых в определенной последовательности. В течение первой недели студенты работают в качестве помощников учителя физической культуры. Затем на протяжении оставшихся недель практиканты работают самостоя- тельно. В конечном итоге каждый из студентов должен провести кон- трольный урок.
В процессе педагогической практики студенты должны получить знания об основных особенностях содержания учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, ознакомиться с основными зако- нодательными и регламентирующими документами: Законом РФ «Об образовании», Государственным образовательным стандартом по предмету «Физическая культура» в общеобразовательной школе, ком- плексными программами физического воспитания учащихся общеоб- разовательных школ, а также с организацией врачебно-педагогическо- го контроля над учащимися во время занятий физической культурой.
В начале педагогической практики студенты под руководством учителя физической культуры составляют индивидуальный план про- хождения практики. В плане определяются конкретные мероприятия, которые должны быть проведены по всем разделам программы прак- тики в установленные сроки применительно к условиям школы. На все время практики студент прикрепляется к одному из классов в качестве помощника классного руководителя.

9
За педагогическую практику в школе студенту выставляется дифференцированная отметка. Для получения положительной отмет- ки необходимо полностью выполнить программу практики, успешно провести контрольный урок, своевременно сдать руководителю отчет- ную документацию, подготовленную в процессе практики. Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную отметку, считается не выпол- нившим учебный план.
Для успешного прохождения школьно-педагогической практики рекомендуем ознакомиться с основными требованиями по организа- ции и проведению учебных и внеурочных занятий.
2.1.Требования по организации и проведению учебных занятий
Овладеть навыками планирования учебной работы. Практиканту необходимо уметь:
- распределять материалы программы в годовом плане-графике;
- составлять четвертной план;
- составлять конспекты урока по физической культуре.
Овладеть организационными навыками и умениями, необходи- мыми в подготовке и проведении урока. Практиканту необходимо уметь:
- подготовить места занятий, инвентарь и оборудование в соответст- вии с задачами урока;
- целесообразно организовать учащихся для решения задач в процес- се урока;
- применять на практике различные методы организации учащихся;
- выбирать место для руководства уроком, четко и правильно давать команды и распоряжения;
- осуществлять за учащимися педагогический контроль.
Овладеть умениями и навыками обучения движениям и развития физических качеств. Практиканту необходимо уметь:
- целесообразно выбирать и использовать основные средства и мето- ды обучения двигательным действиям и развития физических ка- честв в зависимости от задач урока, возраста и условий проведения занятий;


10
- проводить занятия по теоретическому разделу программы;
- осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом физи- ческой подготовленности и состояния здоровья.
Овладеть умениями и навыками педагогического анализа уроков.
Практиканту необходимо:
- уметь анализировать основные стороны деятельности учителя фи- зической культуры, фиксировать поведение учащихся на уроке;
- выполнять педагогический анализ урока;
- научиться хронометрировать урок, регистрировать и анализировать пульсовые данные, полученные на уроке.
- уметь обрабатывать полученные данные и делать соответствующие педагогические выводы.
2.2.
Требования по организации и проведению воспитательной работы:
- Овладеть умениями и навыками проведения внеклассной спортивно- массовой и физкультурно-оздоровительной работы.
- Закрепить навыки организации и проведения судейства спортивных соревнований.
- Ознакомиться с содержанием, формами и методами воспитательной работы с учащимися.
- Уметь провести с учащимися беседы на спортивную тематику.
- Уметь организовать воспитательные мероприятия с учащимися
(трудовые, культурно-массовые, физкультурно-массовые).
2.3. Отчетная документация студентов
1. Тематический план прохождения педагогической практики.
2. Три конспекта уроков различных типов (обучение новому ма- териалу, совершенствования, контрольный или смешанный урок).
3. Протокол хронометрирования урока.
4. График регистрации и анализ пульсовых данных на уроке.
5. Развернутый педагогический анализ урока (на выезде).
6. Протокол тестирования физических качеств учащихся или дневник самоконтроля одного ученика.
7. Сценарий воспитательного (физкультурно-массового) меро- приятия либо документы о проведении спортивного соревнования.

11 8. Отзыв (характеристика) учителя физической культуры о рабо- те практиканта.
9. Отзыв классного руководителя.
10. Выводы и предложения студента об организации школьно- педагогической практики.
11. Дневник практиканта.
12. Тезисы выступления о прохождении педагогической практи- ки на итоговой конференции.
Каждый отчетный документ проверяется или заверяется учите- лем физической культуры. Содержание отчетной документации пред- ставлено в приложениях 1, 2, 3.
3. Требования к студентам и организаторам
педагогической практики
1. Обязанности студента-практиканта:
- выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики, на высоком качественном уровне осуществлять учебно- воспитательный процесс;
- организовать свою деятельность в соответствии с уставом учебного заведения, в котором проходит практику, подчиняться правилам внутреннего распорядка, распоряжениям администрации и руково- дителя практики. В случае невыполнения предъявляемых к нему требований он может быть отстранен от прохождения практики.
2. Обязанности руководителя педагогической практики от кафедр:
- организует и проводит педагогическую практику;
- участвует в подготовке проекта приказа о педагогической практике;
- организует консультационную помощь студентам в период практи- ки;
- организует и проводит установочные собрания студентов перед на- чалом практики;
- принимает участие (выборочно) в обсуждении и анализе открытых уроков, проводимых студентами;


12
- организует и проводит студенческую конференцию по итогам педа- гогической практики;
- принимает отчеты по педагогической практике у студентов и вы- ставляет им дифференцированные отметки в ведомости и в зачет- ные книжки;
- организует хранение на кафедре в течение 5 лет отчетов студентов по практике;
3. Учебная нагрузка студентов-практикантов:
- проведение 5 уроков в качестве помощника учителя;
- проведение 20 самостоятельных уроков;
- проведение 1 открытого урока;
- посещение школы по выбору (педагогический анализ урока студен- та-практиканта);
Первые три дня практики студентам рекомендуется отвести на знакомство со школой. Выделить время на организацию встречи с ад- министрацией школы, а также на посещение уроков учителя физиче- ской культуры, ознакомление с документацией по организации учеб- ного процесса.
4. Внеурочная нагрузка практикантов:
- организация помощи школе по оформлению наглядной агитации, методических разработок, по ремонту инвентаря и др. виды работ;
- организация и проведение одного внеклассного мероприятия.
5. Обязанности директора школы:
- отвечает за организацию педпрактики в школе;
- обеспечивает условия для проведения педагогической практики;
- знакомит студентов со школой, ее основными задачами, составом учителей, постановкой учебно-воспитательной и внеклассной рабо- ты, традициями и правилами внутреннего распорядка, которые обя- заны соблюдать практиканты;
- посещает отдельные уроки практикантов и участвует в их разборе;
- обеспечивает студентам возможность изучения опыта работы учи- телей;
- участвует в подведении итогов педпрактики в школе.
6. Обязанности учителя физической культуры:

13
- обеспечивает изучение студентами постановки физического воспи- тания в школе, знакомит их с планами работы и отчетной докумен- тацией;
- проводит открытые показательные уроки для практикантов;
- закрепляет студентов за классами, определят темы и конкретные задачи учебной работы;
- помогает студентам в составлении планов, подготовке к урокам и другим мероприятиям;
- утверждает учебные и рабочие планы, проверяет конспекты очеред- ных уроков;
- осуществляет анализ уроков, оценивает каждый урок;
- по окончании практики оценивает деятельность студента и пред- ставляет методисту характеристику на каждого практиканта.
7. Обязанности классного руководителя:
- знакомит студента с составом класса, с задачами и планом воспита- тельной работы;
- помогает в составлении и выполнении плана классного руководите- ля, присутствует на мероприятиях, проводимых практикантом, дает отзыв на них;
- составляет характеристику на студента по выполненной им работе.
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПРАКТИКАНТОВ
1. Основные требования к разработке документов
планирования педагогической практики студентов
Для того чтобы повысить эффективность образовательного про- цесса, следует уметь планировать следующие основные документы по предмету «физическая культура»:
1. Общий план работы по физическому воспитанию.
2. Годовой план-график учебного процесса.
3. Поурочный (тематический) план на четверть.
4. План-конспект урока.
5. Дневник практиканта.