Файл: Вопервых, это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
словам одного автора, в то время от

психологии отвернулись все, кто не считал ее своей профессией.

Другим неприятным следствием были накапливающиеся противоречия в

результатах. Результаты не совпадали не только у различных авторов, но даже

иногда у одного и того же автора при работе с разными испытуемыми.

Больше того, зашатались основы психологии - элементы сознания. Психологи

стали находить такие содержания сознания, которые никак не могли быть

разложены на отдельные ощущения или представлены в виде их сумм. Возьмите

мелодию, говорили они, и перенесите ее в другую тональность; в ней изменится

каждый звук, однако мелодия при этом сохранится. Значит, не отдельные звуки

определяют мелодию, не простая их совокупность, а какое-то особое качество,

которое связано с отношениями между звуками. Это качество целостной

структуры (нем. - "гешталъта"), а не суммы элементов.

Далее, систематическое применение интроспекции стало обнаруживать

нечувственные, или безобразные, элементы сознания. Среди них, например,

"чистые" движения мысли, без которых, как оказалось, невозможно достоверно

описать процесс мышления.

Наконец, стали выявляться неосознаваемые причины некоторых явлений сознания

(о них подробнее ниже).Известно, насколько разрушающим образом действует рефлексия на протекание

наших чувств: от нее они бледнеют, искажаются, а то и вовсе исчезают. И

напротив, насколько "отдача чувству" исключает возможность рефлексии!Они отмечали, что приходится наблюдать не столько сам

непосредственно текущий процесс, сколько его затухающий след.Остановимся на следующем утверждении - якобы возможности с помощью

интроспекции выявлять причинно-следственные связи в сфере сознания.

Пожалуй, примерами отдельных, так называемых произвольных, действий

справедливость этого тезиса и ограничивается. Зато с каким количеством

необъяснимых фактов собственного сознания мы встречаемся повседневно!

Неожиданно всплывшее воспоминание или изменившееся настроение часто

заставляет нас проводить настоящую исследовательскую работу по отысканию их

причин. Или возьмем процесс мышления: разве мы всегда знаем, какими путями

пришла нам в голову та или иная мысль? История научных открытий и

технических изобретений изобилует описаниями внезапных озарений!

И вообще, если бы человек мог непосредственно усматривать причины


психических процессов, то психология была бы совсем не нужна! Итак, тезис о

непосредственной открытости причин на проверку оказывается неверен.Наконец, рассмотрим мнение о том, что интроспекция поставляет сведения о

фактах сознания в неискаженном виде. Что это не так, видно уже из сделанного

выше замечания о вмешательстве интроспекции в исследуемый процесс. Даже

когда человек дает отчет по памяти о только что пережитом опыте, он и тогда

неизбежно его искажает, ибо направляет внимание только на определенные его

стороны или моменты.Отвечаю: эта возможность раздвоения сознания

существует. Но во-первых, она существует не всегда: например, раздвоение

сознание невозможно при полной отдаче какой-либо деятельности или

переживанию. Когда же все-таки оно удается, то наблюдение как вторая

деятельность вносит искажение в основной процесс. Получается нечто, похожее

на "деланную улыбку", "принужденную походку" и т. п. Ведь и в этих житейских

случаях мы раздваиваем наше сознание: улыбаемся или идем - и одновременно

следим за тем, как это выглядит.

Примерно то же происходит и при попытках интроспекции как специального

наблюдения. Надо сказать, что сами интроспекционисты многократно отмечали

ненадежность тех фактов, которые получались с помощью их методаМетод интроспекции - метод изучения свойств и законов сознания с помощью

рефлексивного наблюдения. Иногда он называется субъективным методом. Его

разновидностями являются метод аналитической интроспекции и метод

систематической интроспекции.

Речевой отчет - сообщение испытуемого о явлениях сознания при наивной

(неинтроспективной, неаналитической) установке. То же иногда называют

субъективным отчетом, субъективными показаниями, феноменальными данными,

данными самонаблюдения.


7.ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ПОВЕДЕНИИ

По сложившейся в психологии традиции под поведением понимают внешние

проявления психической деятельности человека. И в этом отношении поведение

противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно

переживаемых процессов. Иными словами, факты поведения и факты сознания

разводят по методу их выявления. Поведение происходит во внешнем мире и

обнаруживается путем внешнего наблюдения, а процессы сознания протекают

внутри субъекта и обнаруживаются путем самонаблюдения. Они одновременно и неотъемлемая сторона внутреннего состояния; и

непосредственное выражение характера человека, его опыта и его отношений; и

предмет собственного контроля; и средства общения между людьми - язык,

говорящий часто гораздо больше, чем можно сообщить с помощью слов.

Итак, внешние телесные реакции, жесты, движения, действия, поступки - вот

перечень явлений, относимых к поведению

Уотсон считал, что психология должна стать

естественнонаучной дисциплиной и должна ввести научный объективный метод.

Вопрос о методе был одним из главных для нового направления, я бы сказала

даже основным: именно из-за несостоятельности метода интроспекции

отвергалась идея изучения сознания вообще. Предметом науки может быть только то, что доступно

внешнему наблюдению, т. е. факты поведения. Их можно наблюдать из внешней

позиции, по поводу них можно добиться согласия нескольких наблюдателей. В то

же время факты сознания доступны только самому переживающему субъекту, и

доказать их достоверность невозможно.

Дж. Уотсон отрицал существование сознания как

представитель научной психологии. Он утверждал, что сознание не существует

для психологии. Как ученый-психолог, он не позволял себе думать иначе. То,

чем должна заниматься психология, требует доказательств существования, а

такие доказательства получает только то, что доступно внешнему наблюдению.

Поведение- система реакций. S - R (стимул - реакция) S - R единицей поведения

Он выделяет прежде всего: реакции врожденные и приобретенные.

Все человеческие действия и есть, по мнению Дж. Уотсона, сложные цепи, или


комплексы, реакций. Если вдуматься в это его утверждение, то станет ясно,

что оно абсолютно неверно. В действительности из приведенной схемы

невозможно понять, как появляются новые действия человека: ведь организм по концепции Дж. Уотсона располагает только арсеналом безусловных реакций

обнаруживаться чрезвычайная ограниченность схемы S - R для объяснения

поведения: как правило, "S" и "R" находятся в таких сложных и многообразных

отношениях, что непосредственную связь между ними проследить не удается.

Один из представителей позднего бихевиоризма Э. Толмен ввел в эту схему

существенную поправку. Он предложил поместить между S и R среднее звено, или

"промежуточные переменные" (V), в результате чего схема приобрела вид: S -

V - R. Под "промежуточными переменными" Э. Толмен понимал внутренние

процессы, которые опосредствуют действие стимула, т. е. влияют на внешнее

поведение. К ним отнес такие образования, как "цели", "намерения",

"гипотезы", "познавательные карты" (образы ситуаций) и т. п.

Важными заслугами бихевиоризма явились следующие. Во-первых, он внес в

психологию сильный материалистический дух, благодаря ему психология была

повернута на естественнонаучный путь развития. Во-вторых, он ввел

объективный метод - метод, основанный на регистрации и анализе внешне

наблюдаемых фактов, процессов, событий. Благодаря этому нововведению в

психологии получили бурное развитие инструментальные приемы исследования

психических процессов. Далее, чрезвычайно расширился класс исследуемых

объектов; стало интенсивно изучаться поведение животных, доре-чевых

младенцев и т. п. Наконец, в работах бихевио-ристкого направления были

значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в частности проблемы

научения, образования навыков и др.

Но основной недостаток бихевиоризма, как я уже подчеркивала, состоял в

недоучете сложности психической деятельности человека, сближении психики

животных и человека, игнорировании процессов сознания, высших форм научения,

творчества, самоопределения личности и т. п.
8.Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса: (1)

неосознаваемые механизмы сознательных действий
; (2) неосознаваемые

побудители сознательных действий; (3) "надсознательные" процессы.

В первый класс - неосознаваемых механизмов сознательных действий - входят в

свою очередь три различных подкласса:

а) неосознаваемые автоматизмы;

б) явления неосознаваемой установки;

в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий

а) Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты,

которые совершаются "сами собой", без участия сознания.

Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через

сознание и перестали осознаваться.

Первые составляют группу первичных автоматизмов, вторые - группу вторичных

автоматизмов. Первые называют иначе автоматическими действиями, вторые -

автоматизированными действиями, или навыками.

выработка навыка - это процесс, идущий как бы с двух противоположных

сторон: со стороны субъекта и со стороны организма.

руппуцроцессов третьего подкласса входят непроизвольные движения,

тонические напряжения, мимика и пантомимика, а также большой класс

вегетативных реакций, сопровождающих действия и состояния человека.

Легче всего человеку удается контролировать внешние действия (слова,

движения и пр.), заметно труднее - мышечную тонику (позу, мимику,

интонацию). Наконец, на последнем месте оказываются такие вегетативные

компоненты действий, как слезы, дрожь, изменения зрачка и т. п. Из

сказанного ясно, что малоосознаваемые реакции могут быть наиболее

информативными и, возможно, наиболее действенными в плане передачи

эмоциональных состояний в процессе общения.

неосознаваемым побудителям сознательных действий.

Фрейд был современником В. Вундта, В. Джемса и Э. Титченера.позитивном вкладе Фрейда - описании и

анализе неосознаваемых причин некоторых психических явлений и действий. Во-первых, неосознаваемость причин

совершаемых действий. Во-вторых, абсолютная действенность этих причин:

человек выполняет задание, несмотря на то, что сам не знает, почему он это

делает. В-третьих, стремление подыскать объяснение, или мотивировку, своему

действию. Наконец, в-четвертых, возможность иногда путем длительных

расспросов привести человека к воспоминанию об истинной причине его

действия, по крайней мере так было в случае с зонтиком.3. Фрейд создал свою теорию бессознательного. Согласно ей в психике человека

существуют три сферы, или области: сознание, предсознание и бессознательное.