Файл: Экономика и организация предпринимательской деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 232
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
обучающем виде консультант не только собирает идеи, анализирует решения, но и подготавливает почву для их возникновения, предоставляя клиенту соответствующую теоретическую и практическую информацию в форме лекций, семинаров, пособий и т. д.
Преимуществом консультирования является его конкретно-индивидуальный подход. При этом знания, которыми обладают консультанты, трансформируются так, чтобы решить конкретные проблемы того или иного предприятия. При обучении же знания в области менеджмента, экономики, права и т. д. передаются менеджером в общей форме и затем уже применяются ими на практике.
В конкретных проектах или на их различных стадиях могут применяться комбинации всех видов консультирования, иногда оно становится экспертно-промышленным, процессно-обучающим, экспертно-обучающим и т. д.
В Европейском справочнике-указателе консультантов по менеджменту в настоящее время выделены 84 вида консалтинговых услуг, объединенных в восемь групп.
Рассмотрим кратко задачи, для решения которых можно пригласить консультантов по каждой из восьми групп консалтинговых услуг.
1. Консультантов по общему управлению приглашают для помощи в решении проблем, связанных с существованием предприятия и перспективами бизнеса. Они оценивают состояние дел в организации в целом и внешнюю для нее среду, определяют общие цели и систему ценностей организации, разрабатывают стратегию развития, составляют прогнозы, помогают в организации филиалов и дочерних фирм, дают рекомендации по изменению форм собственности и состава собственников, приобретению имущества, акций и паев, совершенствованию организационных структур и т. д.
2. Консультанты по административному управлению (администрированию) занимаются такими вопросами, как формирование и регистрация компаний, организация работы офиса, обработка данных, система административного контроля и т. д. Их основная задача - оптимизировать управление организацией.
3. Консультанты по финансовому управлению оказывают помощь в решении трех основных задач: 1) поиск источников и использование финансовых ресурсов; 2) оценка и повышение текущей финансовой эффективности деятельности организации; 3) укрепление финансового положения организации на перспективу. Они занимаются вопросами финансового планирования и контроля, налогообложения, бухгалтерского учета, размещения ценных бумаг, кредита, страхования, прибыли и себестоимости, неплатежеспособности и т. д.
4. Консультанты по управлению кадрами разрабатывают решения по вопросам подбора сотрудников, контроля качества кадрового состава, системы оплаты труда, повышения квалификации и управления кадрами, охраны труда и психологического климата в коллективе. Их главная задача - содействовать менеджерам в оптимизации привлечениям использования такого ключевого для любой организации ресурса, как человеческий фактор.
5. Консультанты по маркетингу оказывают менеджерам помощь в решении жизненно важной для любого предприятия, действующего в условиях рыночной экономики, задачи: обеспечение такого его функционирования, чтобы произведенные им товары и услуги были куплены потребителем. Они занимаются вопросами исследования рынка и обеспечивают принятие решений в области сбыта, ценообразования, рекламы и разработки новой продукции, послепродажного обслуживания и т. д. Поскольку в рыночной экономике наиболее сложной проблемой для предприятия является не производство, а продажа продукции, маркетинг представляет собой одну из самых важных областей консультационного обеспечения бизнеса.
6. Консультанты по организации производства, разбираются в экономических, управленческих и инженерных вопросах, оказывают менеджерам помощь в решении таких задач, как выбор технологии производственного процесса, стимулирование производительности труда, оценка и контроль качества продукции, анализ издержек производства, планирование производства, использование оборудования и материалов, конструирование совершенствование продукции, оценка работ и т. д.
7. Консультанты по информационным технологиям занимаются разработкой рекомендаций по внедрению систем автоматизированного проектирования (САПР) и автоматизированных систем управления (АСУ), информационно-поисковых систем, применению компьютеров в бухгалтерском учете и других количественных методах оценки деятельности предприятия.
8. Специализированные консалтинговые услуги – это виды услуг, которые не относятся ни к одной из семи вышеописанных групп. Они отличаются от них либо методами (обучающее консультирование, информационный консалтинг), либо объектами (консалтинг по управлению электроэнергетикой, телекоммуникациям, экологии, материально-техническому обеспечению, консалтинг в государственном секторе), либо характером внедряемых знаний (инженерный консалтинг, юридической консалтинг).
Вопросы для повторения:
26. Финансовое предпринимательство. Понятие, сущность, формы, факторы. Виды регулирования.
В Федеральном законе РФ "О банках и банковской деятельности в Российской Федерации" называются четыре субъекта кредитно-банковской системы.
Банк – кредитная организация, которая имеет право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные федеральным законом о банках и банковской деятельности.
Небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом о банках и банковской деятельности. Допускаемые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.
Иностранный банк – банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
Банки и небанковские кредитные организации от всех других субъектов экономики отличает одно качество – специализация на рыночных денежных операциях.
Операции, которые могут производить только банки, следующие:
– прием денег во вклады (депозиты) от юридических и физических лиц;
– выдача денежных кредитов юридическим и физическим лицам;
– покупка у юридических и физических лиц и продажа им иностранной валюты (наличной и на счетах);
– привлечение и размещение во вклады иностранной валюты;
– расчетно-кассовое обслуживание (оплата со счетов клиентов их обязательств перед другими лицами и выдача наличных денег);
– финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителей депозитов.
Проведение этих групп операций, прежде всего первых двух, означает уменьшение или увеличение денежной массы в обращении, сжатие или эмиссию кредитных денег. А это – вопрос регулирования денежного хозяйства страны, здоровья финансовой системы, вопрос первостепенной государственной важности. Нельзя допускать, чтобы выпуском денег в обращение и их изъятием из обращения занимался кто угодно и как угодно.
Банки проводят три группы операций:
1. Операции, которые проводят только банки и никто кроме банков.
2. Операции, которые проводят как банки, так и другие кредитные организации.
3. Операции, которые могут проводить банки, небанковские кредитные организации и прочие хозяйственные организации (они не требуют лицензии ЦБ РФ).
Приемом денег от клиентов занимаются и банки, и некоторые кредитные организации. Но эта внешне одинаковая операция имеет разное экономическое содержание. Клиенты банка сохраняют право распоряжаться вложенными в него средствами.
Клиенты кредитной организации, оставаясь собственниками внесенных денег, теряют право распоряжаться ими.
Итак, банки – это кредитные организации, ведущие счета своих клиентов, "торгующие" денежным капиталом, осуществляющие расчеты и предоставляющие множество других услуг своим клиентам.
Банковская система Российской Федерации, как и большинства стран, состоит из двух уровней. Первый уровень – Центральный или эмиссионный банк. Второй уровень – деловые банки: коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные, муниципальные и др., занимающиеся обслуживанием своей клиентуры.
Первым и основным принципом деятельности коммерческих (или как принято называть их на Западе деловых) банков является работа в пределах имеющихся ресурсов. Это значит, что банк может осуществлять безналичные платежи в пользу других банков и предоставлять кредиты только в пределах имеющихся у него остатков средств на своих корреспондентских счетах. Этот принцип означает, что банк должен обеспечивать не только количественное соответствие выдаваемых кредитов имеющимся ресурсам, но и обеспечить их качественное соответствие, т.е. соответствие сроков выдаваемых кредитов срокам мобилизованных ресурсов.
Второй принцип работы коммерческих (деловых) банков – полная экономическая самостоятельность и экономическая ответственность за результаты своей деятельности.
Третий принцип – взаимоотношения деловых банков с клиентами строятся на рыночных основах.
Четвертый принцип – регулирование деятельности деловых банков осуществляется не административными, а экономическими методами. Государство определяет "правила игры" деловых банков, а не отдает им приказы.
Сущность и роль банков проявляются в их функциях:
1) мобилизация (аккумуляция) временно свободных денежных средств и превращение их (прежде всего через кредитование) в функционирующий капитал;
2) кредитование предприятий, государства и населения;
3) эмиссия кредитных денег;
4) осуществление расчетов и платежей (посредничество в расчетах);
5) эмиссионно-учредительская деятельность;
6) посредничество в операциях с ценными бумагами;
7) всевозможные консультационные информационные услуги;
8) управление доверительной собственностью;
9) обеспечение слияния денежного (банковского) капитала с промышленным и торговым и организация функционирования финансового капитала.
Все эти функции позволяют банкам активно воздействовать на экономику, пропорциональность ее развития, инвестиционно-инновационную стратегию предприятий. Таким образом, банки играют огромную и пока никем не заменимую роль в современной экономике. А эффективность их созидательной деятельности во многом зависит от умения организации управления народным хозяйством страны, в том числе и банковской сферы.
Возникновение, функционирование и развитие предпринимательства в значительной мере связаны с предоставлением кредита.
Кредит – ссуда в форме денег или товара во временное пользование с условием своевременного возвращения и выплаты за это определенного вознаграждения (процента). Процент (или цена за временное пользование капиталом) – прибыль за пользование предоставленным в ссуду капиталом в денежной или товарной форме.
Коммерческий кредит – кредит, который предоставляется одними предприятиями (фирмами, компаниями) другим в форме продажи товара с отсрочкой платежа и оформляется векселем; используется с целью ускорения реализации товаров, цена которых возрастает на сумму процента.
Банковский кредит – кредит, который предоставляется кредитно-финансовыми учреждениями (прежде всего банками) хозяйствующим субъектам (предприятиям, государству, предпринимателям, собственникам домашних хозяйств) в форме денежных ссуд.
Преимуществом консультирования является его конкретно-индивидуальный подход. При этом знания, которыми обладают консультанты, трансформируются так, чтобы решить конкретные проблемы того или иного предприятия. При обучении же знания в области менеджмента, экономики, права и т. д. передаются менеджером в общей форме и затем уже применяются ими на практике.
В конкретных проектах или на их различных стадиях могут применяться комбинации всех видов консультирования, иногда оно становится экспертно-промышленным, процессно-обучающим, экспертно-обучающим и т. д.
В Европейском справочнике-указателе консультантов по менеджменту в настоящее время выделены 84 вида консалтинговых услуг, объединенных в восемь групп.
Рассмотрим кратко задачи, для решения которых можно пригласить консультантов по каждой из восьми групп консалтинговых услуг.
1. Консультантов по общему управлению приглашают для помощи в решении проблем, связанных с существованием предприятия и перспективами бизнеса. Они оценивают состояние дел в организации в целом и внешнюю для нее среду, определяют общие цели и систему ценностей организации, разрабатывают стратегию развития, составляют прогнозы, помогают в организации филиалов и дочерних фирм, дают рекомендации по изменению форм собственности и состава собственников, приобретению имущества, акций и паев, совершенствованию организационных структур и т. д.
2. Консультанты по административному управлению (администрированию) занимаются такими вопросами, как формирование и регистрация компаний, организация работы офиса, обработка данных, система административного контроля и т. д. Их основная задача - оптимизировать управление организацией.
3. Консультанты по финансовому управлению оказывают помощь в решении трех основных задач: 1) поиск источников и использование финансовых ресурсов; 2) оценка и повышение текущей финансовой эффективности деятельности организации; 3) укрепление финансового положения организации на перспективу. Они занимаются вопросами финансового планирования и контроля, налогообложения, бухгалтерского учета, размещения ценных бумаг, кредита, страхования, прибыли и себестоимости, неплатежеспособности и т. д.
4. Консультанты по управлению кадрами разрабатывают решения по вопросам подбора сотрудников, контроля качества кадрового состава, системы оплаты труда, повышения квалификации и управления кадрами, охраны труда и психологического климата в коллективе. Их главная задача - содействовать менеджерам в оптимизации привлечениям использования такого ключевого для любой организации ресурса, как человеческий фактор.
5. Консультанты по маркетингу оказывают менеджерам помощь в решении жизненно важной для любого предприятия, действующего в условиях рыночной экономики, задачи: обеспечение такого его функционирования, чтобы произведенные им товары и услуги были куплены потребителем. Они занимаются вопросами исследования рынка и обеспечивают принятие решений в области сбыта, ценообразования, рекламы и разработки новой продукции, послепродажного обслуживания и т. д. Поскольку в рыночной экономике наиболее сложной проблемой для предприятия является не производство, а продажа продукции, маркетинг представляет собой одну из самых важных областей консультационного обеспечения бизнеса.
6. Консультанты по организации производства, разбираются в экономических, управленческих и инженерных вопросах, оказывают менеджерам помощь в решении таких задач, как выбор технологии производственного процесса, стимулирование производительности труда, оценка и контроль качества продукции, анализ издержек производства, планирование производства, использование оборудования и материалов, конструирование совершенствование продукции, оценка работ и т. д.
7. Консультанты по информационным технологиям занимаются разработкой рекомендаций по внедрению систем автоматизированного проектирования (САПР) и автоматизированных систем управления (АСУ), информационно-поисковых систем, применению компьютеров в бухгалтерском учете и других количественных методах оценки деятельности предприятия.
8. Специализированные консалтинговые услуги – это виды услуг, которые не относятся ни к одной из семи вышеописанных групп. Они отличаются от них либо методами (обучающее консультирование, информационный консалтинг), либо объектами (консалтинг по управлению электроэнергетикой, телекоммуникациям, экологии, материально-техническому обеспечению, консалтинг в государственном секторе), либо характером внедряемых знаний (инженерный консалтинг, юридической консалтинг).
Вопросы для повторения:
-
Что понимается под консалтинговыми услугами, и какими методами они осуществляются? -
В чем заключается преимущества консультирования? -
Назовите виды и особенности консалтинговых услуг? -
Как можно оценить эффективность использования консалтинговых услуг? -
Чем отличается «плохой» и «хороший» консультант?
26. Финансовое предпринимательство. Понятие, сущность, формы, факторы. Виды регулирования.
В Федеральном законе РФ "О банках и банковской деятельности в Российской Федерации" называются четыре субъекта кредитно-банковской системы.
Банк – кредитная организация, которая имеет право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные федеральным законом о банках и банковской деятельности.
Небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом о банках и банковской деятельности. Допускаемые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.
Иностранный банк – банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
Банки и небанковские кредитные организации от всех других субъектов экономики отличает одно качество – специализация на рыночных денежных операциях.
Операции, которые могут производить только банки, следующие:
– прием денег во вклады (депозиты) от юридических и физических лиц;
– выдача денежных кредитов юридическим и физическим лицам;
– покупка у юридических и физических лиц и продажа им иностранной валюты (наличной и на счетах);
– привлечение и размещение во вклады иностранной валюты;
– расчетно-кассовое обслуживание (оплата со счетов клиентов их обязательств перед другими лицами и выдача наличных денег);
– финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителей депозитов.
Проведение этих групп операций, прежде всего первых двух, означает уменьшение или увеличение денежной массы в обращении, сжатие или эмиссию кредитных денег. А это – вопрос регулирования денежного хозяйства страны, здоровья финансовой системы, вопрос первостепенной государственной важности. Нельзя допускать, чтобы выпуском денег в обращение и их изъятием из обращения занимался кто угодно и как угодно.
Банки проводят три группы операций:
1. Операции, которые проводят только банки и никто кроме банков.
2. Операции, которые проводят как банки, так и другие кредитные организации.
3. Операции, которые могут проводить банки, небанковские кредитные организации и прочие хозяйственные организации (они не требуют лицензии ЦБ РФ).
Приемом денег от клиентов занимаются и банки, и некоторые кредитные организации. Но эта внешне одинаковая операция имеет разное экономическое содержание. Клиенты банка сохраняют право распоряжаться вложенными в него средствами.
Клиенты кредитной организации, оставаясь собственниками внесенных денег, теряют право распоряжаться ими.
Итак, банки – это кредитные организации, ведущие счета своих клиентов, "торгующие" денежным капиталом, осуществляющие расчеты и предоставляющие множество других услуг своим клиентам.
Банковская система Российской Федерации, как и большинства стран, состоит из двух уровней. Первый уровень – Центральный или эмиссионный банк. Второй уровень – деловые банки: коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные, муниципальные и др., занимающиеся обслуживанием своей клиентуры.
Первым и основным принципом деятельности коммерческих (или как принято называть их на Западе деловых) банков является работа в пределах имеющихся ресурсов. Это значит, что банк может осуществлять безналичные платежи в пользу других банков и предоставлять кредиты только в пределах имеющихся у него остатков средств на своих корреспондентских счетах. Этот принцип означает, что банк должен обеспечивать не только количественное соответствие выдаваемых кредитов имеющимся ресурсам, но и обеспечить их качественное соответствие, т.е. соответствие сроков выдаваемых кредитов срокам мобилизованных ресурсов.
Второй принцип работы коммерческих (деловых) банков – полная экономическая самостоятельность и экономическая ответственность за результаты своей деятельности.
Третий принцип – взаимоотношения деловых банков с клиентами строятся на рыночных основах.
Четвертый принцип – регулирование деятельности деловых банков осуществляется не административными, а экономическими методами. Государство определяет "правила игры" деловых банков, а не отдает им приказы.
Сущность и роль банков проявляются в их функциях:
1) мобилизация (аккумуляция) временно свободных денежных средств и превращение их (прежде всего через кредитование) в функционирующий капитал;
2) кредитование предприятий, государства и населения;
3) эмиссия кредитных денег;
4) осуществление расчетов и платежей (посредничество в расчетах);
5) эмиссионно-учредительская деятельность;
6) посредничество в операциях с ценными бумагами;
7) всевозможные консультационные информационные услуги;
8) управление доверительной собственностью;
9) обеспечение слияния денежного (банковского) капитала с промышленным и торговым и организация функционирования финансового капитала.
Все эти функции позволяют банкам активно воздействовать на экономику, пропорциональность ее развития, инвестиционно-инновационную стратегию предприятий. Таким образом, банки играют огромную и пока никем не заменимую роль в современной экономике. А эффективность их созидательной деятельности во многом зависит от умения организации управления народным хозяйством страны, в том числе и банковской сферы.
Возникновение, функционирование и развитие предпринимательства в значительной мере связаны с предоставлением кредита.
Кредит – ссуда в форме денег или товара во временное пользование с условием своевременного возвращения и выплаты за это определенного вознаграждения (процента). Процент (или цена за временное пользование капиталом) – прибыль за пользование предоставленным в ссуду капиталом в денежной или товарной форме.
Коммерческий кредит – кредит, который предоставляется одними предприятиями (фирмами, компаниями) другим в форме продажи товара с отсрочкой платежа и оформляется векселем; используется с целью ускорения реализации товаров, цена которых возрастает на сумму процента.
Банковский кредит – кредит, который предоставляется кредитно-финансовыми учреждениями (прежде всего банками) хозяйствующим субъектам (предприятиям, государству, предпринимателям, собственникам домашних хозяйств) в форме денежных ссуд.