Файл: Экономика и организация предпринимательской деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 232

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
обучающем виде консультант не только собирает идеи, анализирует решения, но и подготавливает почву для их возникновения, предоставляя клиенту соответствующую теоретическую и практическую информацию в форме лекций, семина­ров, пособий и т. д.

Преимуществом консультирования является его конкретно-индивидуальный подход. При этом знания, которыми обладают консультанты, трансформируются так, чтобы решить конкретные проблемы того или иного предприятия. При обучении же знания в области менеджмента, экономики, права и т. д. передаются менеджером в общей форме и затем уже применяются ими на практике.

В конкретных проектах или на их различных стадиях могут применяться комбинации всех видов консультирования, иногда оно становится экспертно-промышленным, процессно-обучающим, экспертно-обучающим и т. д.

В Европейском спра­вочнике-указателе консультантов по менеджменту в настоящее время выделены 84 вида консалтинговых услуг, объединенных в восемь групп.

Рассмотрим кратко задачи, для решения которых можно пригласить консультантов по каждой из восьми групп кон­салтинговых услуг.

1. Консультантов по общему управлению приглашают для помощи в решении проблем, связанных с существованием пред­приятия и перспективами бизнеса. Они оценивают состояние дел в организации в целом и внешнюю для нее среду, определяют общие цели и систему ценностей организации, разрабатывают стратегию развития, составляют прогнозы, помогают в организа­ции филиалов и дочерних фирм, дают рекомендации по измене­нию форм собственности и состава собственников, приобрете­нию имущества, акций и паев, совершенствованию организаци­онных структур и т. д.

2. Консультанты по административному управлению (ад­министрированию) занимаются такими вопросами, как форми­рование и регистрация компаний, организация работы офиса, об­работка данных, система административного контроля и т. д. Их основная задача - оптимизировать управление организацией.

3. Консультанты по финансовому управлению оказывают помощь в решении трех основных задач: 1) поиск источников и использование финансовых ресурсов; 2) оценка и повышение текущей финансовой эффективности деятельности организации; 3) укрепление финансового положения организации на перспективу. Они занимаются вопросами финансового планирования и контроля, налогообложения, бухгалтерского учета, размещения ценных бумаг, кредита, страхования, прибыли и себестоимости, неплатежеспособности и т. д.


4. Консультанты по управлению кадрами разрабатывают решения по вопросам подбора сотрудников, контроля качества кадрового состава, системы оплаты труда, повышения квалификации и управления кадрами, охраны труда и психологического климата в коллективе. Их главная задача - содействовать менеджерам в оптимизации привлечениям использования такого клю­чевого для любой организации ресурса, как человеческий фактор.

5. Консультанты по маркетингу оказывают менеджерам помощь в решении жизненно важной для любого предприятия, действующего в условиях рыночной экономики, задачи: обеспечение такого его функционирования, чтобы произведенные им товары и услуги были куплены потребителем. Они занимаются вопросами исследования рынка и обеспечивают принятие реше­ний в области сбыта, ценообразования, рекламы и разработки новой продукции, послепродажного обслуживания и т. д. Поскольку в рыночной экономике наиболее сложной проблемой для предприятия является не производство, а продажа продукции, маркетинг представляет собой одну из самых важных областей консультационного обеспечения бизнеса.

6. Консультанты по организации производства, разбираю­тся в экономических, управленческих и инженерных вопросах, оказывают менеджерам помощь в решении таких задач, как выбор технологии производственного процесса, стимулирование производительности труда, оценка и контроль качества продукции, анализ издержек производства, планирование производства, использование оборудования и материалов, конструирование совершенствование продукции, оценка работ и т. д.

7. Консультанты по информационным технологиям занимаются разработкой рекомендаций по внедрению систем автоматизированного проектирования (САПР) и автоматизированных систем управления (АСУ), информационно-поисковых систем, применению компьютеров в бухгалтерском учете и других количественных методах оценки деятельности предприятия.

8. Специализированные консалтинговые услуги – это виды услуг, которые не относятся ни к одной из семи вышеописанных групп. Они отличаются от них либо методами (обучающее кон­сультирование, информационный консалтинг), либо объектами (консалтинг по управлению электроэнергетикой, телекоммуника­циям, экологии, материально-техническому обеспечению, консал­тинг в государственном секторе), либо характером внедряемых знаний (инженерный консалтинг, юридической консалтинг).


Вопросы для повторения:

  1. Что понимается под консалтинговыми услугами, и какими методами они осуществляются?

  2. В чем заключается преимущества консультирования?

  3. Назовите виды и особенности консалтинговых услуг?

  4. Как можно оценить эффективность использования консалтинговых услуг?

  5. Чем отличается «плохой» и «хороший» консультант?


26. Финансовое предпринимательство. Понятие, сущность, формы, факторы. Виды регулирования.
В Федеральном законе РФ "О банках и банковской деятельности в Российской Федерации" называются четыре субъекта кредитно-банковской системы.

Банк – кредитная организация, которая имеет право осуще­ствлять в совокупности следующие банковские операции: при­влечение во вклады денежных средств физических и юридичес­ких лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Кредитная организация – юридическое лицо, которое для из­влечения прибыли как основной цели своей деятельности на ос­новании специального разрешения (лицензии) Центрального бан­ка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществ­лять банковские операции, предусмотренные федеральным за­коном о банках и банковской деятельности.

Небанковская кредитная организация – кредитная органи­зация, имеющая право осуществлять отдельные банковские опе­рации, предусмотренные законом о банках и банковской дея­тельности. Допускаемые сочетания банковских операций для не­банковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Иностранный банк – банк, признанный таковым по законо­дательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Банки и небанковские кредитные организации от всех других субъектов экономики отличает одно качество – спе­циализация на рыночных денежных операциях.

Операции, которые могут производить только банки, следующие:

– прием денег во вклады (депозиты) от юридических и физи­ческих лиц;

– выдача денежных кредитов юридическим и физическим лицам;

– покупка у юридических и физических лиц и продажа им иностранной валюты (наличной и на счетах);

– привлечение и размещение во вклады иностранной валюты;

– расчетно-кассовое обслуживание (оплата со счетов клиентов их обязательств перед другими лицами и выдача наличных денег);


– финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителей депозитов.

Проведение этих групп операций, прежде всего первых двух, означает уменьшение или увеличение денежной массы в обращении, сжатие или эмиссию кредитных денег. А это – вопрос регулирования денежного хозяйства страны, здоровья финансо­вой системы, вопрос первостепенной государственной важности. Нельзя допускать, чтобы выпуском денег в обращение и их изъя­тием из обращения занимался кто угодно и как угодно.

Банки проводят три группы операций:

1. Операции, которые проводят только банки и никто кроме банков.

2. Операции, которые проводят как банки, так и другие кре­дитные организации.

3. Операции, которые могут проводить банки, небанковские кредитные организации и прочие хозяйственные организации (они не требуют лицензии ЦБ РФ).

Приемом денег от клиентов занимаются и банки, и некото­рые кредитные организации. Но эта внешне одинаковая опера­ция имеет разное экономическое содержание. Клиенты банка со­храняют право распоряжаться вложенными в него средствами.

Клиенты кредитной организации, оставаясь собственниками внесенных денег, теряют право распоряжаться ими.

Итак, банки – это кредитные организации, ведущие счета своих клиентов, "торгующие" денежным капиталом, осуществляющие рас­четы и предоставляющие множество других услуг своим клиентам.

Банковская система Российской Федерации, как и большинства стран, состоит из двух уровней. Первый уровень – Центральный или эмиссионный банк. Второй уровень – деловые банки: коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные, муници­пальные и др., занимающиеся обслуживанием своей клиентуры.

Первым и основным принципом деятельности коммерческих (или как принято называть их на Западе деловых) банков является работа в пределах имеющихся ресурсов. Это значит, что банк мо­жет осуществлять безналичные платежи в пользу других банков и предоставлять кредиты только в пределах имеющихся у него ос­татков средств на своих корреспондентских счетах. Этот принцип означает, что банк должен обеспечивать не только количествен­ное соответствие выдаваемых кредитов имеющимся ресурсам, но и обеспечить их качественное соответствие, т.е. соответствие сро­ков выдаваемых кредитов срокам мобилизованных ресурсов.

Второй принцип работы коммерческих (деловых) банков – полная экономическая самостоятельность и экономическая от­ветственность за результаты своей деятельности.


Третий принцип – взаимоотношения деловых банков с кли­ентами строятся на рыночных основах.

Четвертый принцип – регулирование деятельности деловых банков осуществляется не административными, а экономически­ми методами. Государство определяет "правила игры" деловых банков, а не отдает им приказы.

Сущность и роль банков проявляются в их функциях:

1) мобилизация (аккумуляция) временно свободных денежных средств и превращение их (прежде всего через кредитование) в функционирующий капитал;

2) кредитование предприятий, государства и населения;

3) эмиссия кредитных денег;

4) осуществление расчетов и платежей (посредничество в рас­четах);

5) эмиссионно-учредительская деятельность;

6) посредничество в операциях с ценными бумагами;

7) всевозможные консультационные информационные услуги;

8) управление доверительной собственностью;

9) обеспечение слияния денежного (банковского) капитала с промышленным и торговым и организация функционирования финансового капитала.

Все эти функции позволяют банкам активно воздействовать на экономику, пропорциональность ее развития, инвестицион­но-инновационную стратегию предприятий. Таким образом, бан­ки играют огромную и пока никем не заменимую роль в совре­менной экономике. А эффективность их созидательной деятель­ности во многом зависит от умения организации управления на­родным хозяйством страны, в том числе и банковской сферы.

Возникновение, функционирование и развитие предпринимательства в значительной мере связаны с предоставлением кредита.

Кредит ссуда в форме денег или товара во временное пользование с условием своевременного возвращения и выплаты за это определенного вознаграждения (процента). Процент (или цена за временное пользование капиталом) – прибыль за пользование предоставленным в ссуду капиталом в денежной или товар­ной форме.

Коммерческий кредит кредит, который предоставляется одними предприятиями (фирмами, компаниями) другим в форме продажи товара с отсрочкой платежа и оформляется векселем; используется с целью ускоре­ния реализации товаров, цена которых возрастает на сумму процента.

Банковский кредит – кредит, который предоставляется кредитно-финансовыми учреждениями (прежде всего банками) хозяйствующим субъ­ектам (предприятиям, государству, предпринимателям, собственникам до­машних хозяйств) в форме денежных ссуд.