Файл: Факультет психологопедагогического образования кафедра психологии и педагогики организационнопедагогиеские условия профессиональной компетенции педагога.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По мнению В.Я. Адольф, решающее влияние на структуру профессиональной компетентности соответственно ее целям в системе профессиональной подготовки оказывают:

  • структура познавательной деятельности;

  • структура совокупного объекта изучения окружающей человека действительности, отраженная в предметной структуре научного знания;

  • необходимость и специфика конкретных видов познавательной деятельности;

  • необходимость развития положительных индивидуальных качеств личности (способностей, интересов, склонностей);

  • логика развития основных параллелей учебного процесса.

Важно отметить, что ни одна из этих детерминант не может быть поставлена над другими – все эти факторы совокупно, комплексно влияют на структуру профессиональной компетентности. Отсюда основными компонентами структуры профессиональной
компетентности, по мнению автора, являются: содержательно-оперативный, мотивационный, целеполагающий, личностный.

Структуру профессиональной компетентности В.А. Сластенин предлагает раскрыть через совокупность общих и частных профессиональных умений. В идеале полное соответствие специалиста требованиям квалификационной характеристики означает сформированность интегрирующего в себе всей совокупности профессиональных умений.

И.В. Гришина, рассматривая профессиональную компетентность директора школы, выделяет следующие функционально связанные между собой компоненты:

  • мотивационный совокупность мотивов, адекватных целям и задачам управления;

  • когнитивный – совокупность знаний, необходимых для управления;

  • операционный – совокупность умений и навыков практического решения задач;

  • личностный – совокупность важных для управления личностных качеств;

  • рефлексивный совокупность способностей предвосхищать, оценивать собственную деятельность, выбирать стратегию управления. Выделение данных компонентов основано на следующих

  • теоретических положениях:

  • по своей сущности и структуре профессиональная компетентность директора школы включает основные компоненты, которые тесно связаны с основными структурными элементами управленческого процесса;

  • такая компетентность не является просто механическим отображением управленческого процесса, а тесно связана с «Я-концепцией» директора школы совокупностью его представлений о себе, установок на себя (рефлексия);

  • в каждом из компонентов структуры профессиональной компетентности директора школы представлены качества, которые принадлежат как к первому, так и второму уровню управления, и, соответственно, профессиональная компетентность в данном случае рассматривается как целостная структура, в единстве всех ее элементов;

  • учитывая особенности управления в системе среднего образования, особое место среди качеств, которые относятся ко второму уровню (принятие управленческого решения, влияние на людей, учет потребностей, мотивов, интересов работающих, общение и т.п.), будет уделяться личностным образованиям, связанным с гуманистической направленностью управления.


По мнению автора, данная модель является универсальной, поэтому с ее помощью можно описать профессиональную компетентность и учителя, и классного руководителя, и других представителей педагогической профессии. Различия данных описаний будут проистекать из тех конкретных ситуаций, в которых действуют эти специалисты. Другими словами, если необходимо оценить компетентность любого специалиста, нужно определить не только субъективный, но и реальный контекст его действий. Конкретная ситуация, в которой он действует, непосредственно влияет и на развитие уже сформировавшейся, и на овладение новой компетентностью. Исходя из этого, формирование профессиональной компетентности у директоров школ осуществлялось И.В. Гришиной
на основе решения ими различных типов управленческих ситуаций, а именно: типовых управленческих ситуаций, общих для деятельности руководителей традиционных и новых типов общеобразовательных учреждений; типовых управленческих ситуаций, характерных для деятельности руководителей школ нового типа (гимназий, лицеев); организационно-управленческих и психологических ситуаций в деятельности руководителей школ.

На основании теоретических положений, представленных в работах И.В.Гришиной, Н.Е.Костылевой, Н.В.Кузьминой, В.А.Сластенина, структура профессиональной компетентности педагога в данной работе рассматривается состоящей из трех компонентов:

  • деятельного компонента (предметно – деятельностные знания, стремление быть профессионалом, стремление к свободе выбора, ориентация на работу с людьми, ориентация на интеграцию усилий других, стремление создавать новое, готовность преодолевать препятствия и брать ответственность за результат, мотивация к достижению успеха, готовность к риску);

  • личностного компонента (стремление самому строить свою жизнь, отвечать за происходящие в ней события, способность к проявлению поддержки, оказанию помощи другим, стремление к саморазвитию, умение контролировать свои эмоциональные состояния);

  • социально – коммуникативного компонента (гибкость в общении, толерантность к неопределенности, оптимизм, развитые навыки самоконтроля в общении).






1   2   3   4   5