Файл: Факультет психологопедагогического образования кафедра психологии и педагогики организационнопедагогиеские условия профессиональной компетенции педагога.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

  • Психолого-педагогическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагога


Определение сущности и особенностей организации психолого-педагогического сопровождения развития профессиональной компетентности педагога требует решения ряда задач.

Во-первых, определения цели психолого-педагогического сопровождения развития профессиональной компетентности учителя, что предполагает анализ сложившейся к настоящему времени системы сопровождения в образовании.

Во-вторых, необходимо определение и выделение направлений психолого-педагогического сопровождения развития профессиональной компетентности учителя. Решение данной задачи предполагает анализ теоретических подходов к проблематике психолого- педагогического сопровождения,
отраженных в отечественной и зарубежной науке.

В настоящее время в системе образования четко обозначился подход к сопровождению, а именно сопровождение образовательного процесса. При таком подходе объектом психолого-педагогического сопровождения является - образовательный процесс, а предметом ситуация развития ребенка как система отношений его с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой. При этом речь идет о том, что необходимо создавать систему психолого-педагогического сопровождения, которая должна опираться на следующие принципы: соблюдение интересов ребенка; принцип непрерывности (ребенку гарантировано непрерывное сопровождение и

помощь в решении проблемы на всех этапах образовательной деятельности); принцип системности сопровождения (определение основных задач и мероприятий по оказанию помощи ребенку должно основываться на комплексной, качественной диагностике, позволяющей выявить не только его проблемные, но и сильные стороны, на которые можно будет опираться при проведении работы с ним).

Отсюда цель психолого-педагогического сопровождения обеспечение нормального развития ребенка соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Данная цель обуславливает постановку ряда задач:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблем с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

  • психологическое обеспечение образовательных программ;

  • развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.


Наиболее сильными стимулами для реализации компетентностей у специалиста считаются творческая составляющая, духовно-нравственные начала, чувство ответственности и жизненные ценности. Исходя из этого, можно заключить, что термин «компетентность» включает в себя не только когнитивный и операционально-технологический компоненты, но и мотивационный, эстетический и социальный. Знания, которыми обладает специалист, в свою очередь, определяют сущность компетентности.

Содержание компетенций может быть совершенно разным ввиду того, что каждый автор предлагает свои точки зрения на эту тему. А. М. Новиков основными, первостепенными квалификациями называет: умение работать за компьютером; владение базами данных; знания в области экономики; знание норм и законов различных предприятий; владение иностранными языками; психологическая готовность к смене сферы деятельности и другие.

Важно, чтобы компетенции отвечали двум главным критериям: обобщённости и функциональности. Обобщённость позволяет распространять компетенции на различные области деятельности, а функциональность характеризуется моментом включённости человека в какую-либо деятельность.

К общим компетенциям можно отнести следующие:

1. Общенаучные или фундаментальные. Они состоят из базовых знаний в области естественных и гуманитарных наук, базовых навыков работы за компьютером и др.

2. Социально-личностные и коммуникативные, состоящие из способности человека к критике, терпимости, умения работать в коллективе.

3. Организационно-управленческие. Состоят из умения планировать и осуществлять работу, применять на практике теоретические знания и умения, способности к анализу информации из разной литературы, способности адаптироваться к измененным условиям [20].

Первый тип общих компетенций мы можем приобрести в учебном заведении, получая профессию. Именно там мы приобретаем знания фундаментальных наук и знакомимся с каждой из них в той или иной степени, что является важным для специалиста любой отрасли. Второй и третий типы в большей степени относятся к умениям и способностям самого человека, к чертам его характера. Однако, могут развиваться в процессе учебной деятельности.


Профессиональные компетенции можно разделить на два блока:

1.Базовые общие профессиональные знания.

2.Профессиональные знания, относящиеся к узкому профилю специальности.

И без тех, и без других знаний осуществление профессиональной деятельности, в большинстве случаев, невозможно. Есть такие случаи, когда человек, не имеющий специального документа об образовании (диплома), проявляет в работе себя лучше, чем тот, кто получил диплом. Но в таких ситуациях всё равно необходимо наличие диплома и людям приходится поступать в учебное заведение, где они, так или иначе, получают профессиональные знания, в подтверждении чего им выдается диплом об образовании.

Формирование профессиональной компетентности педагога является непростым, многосторонним процессом, связанным со многими элементами учебно-образовательного процесса. Кроме того, формирование профессиональной компетентности содержит в себе развитие созидательных особенностей личности, чувствительности к образовательным нововведениям, возможностей приспосабливаться к регулярно меняющейся среде, поскольку от деятельности преподавателя зависит развитие всего общества в целом.

С точки зрения А. Л. Кирсанова, нынешняя система повышения квалификации выступает в качестве динамичной системы, которая соответствует условиям определённых образовательных учреждений и учитывает сформировавшуюся профессиональную компетентность учителей. Повышение квалификации должно основываться как на общенаучных принципах, так и на специфических принципах. К специфическим принципам можно отнести следующие:

1. Принцип динамичности. Включает в себя возможность изменения или дополнения образовательных программ.

2. Принцип осознанной перспективы. Заключается в углублённом осмыслении учениками и преподавателями системы различных возможностей обучения.

3. Принцип разносторонности методического консультирования. Включает высокую заинтересованность от учеников и компетентность от преподавателей.

4. Принцип паритетности. Заключается во взаимодействии обучающихся и педагогов – система «ученик-учитель» [21].

Компетентностный подход актуализирует проблему о современном представлении принципа фундаментальности российского образования.