Файл: Отчет о практической подготовке вид практики. Учебная практика.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 299
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
эмоциональный дефицит, -
эмоциональная отстраненность, -
личностная отстраненность, -
психосоматические и психовегетативные нарушения.
Тема 3. Профилактика и устранение «выгорания»
Принципы лечения и профилактики СПВ
Профилактические и лечебные меры при СПВ во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при терапии уже развившегося.
Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны быть направлены на снятие действия стрессора – снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затрачиваемыми усилиями и получаемым вознаграждением. При появлении и развитии признаков СПВ у кого-либо из специалистов представляется необходимым обратить внимание на улучшение условий труда (организационный уровень), характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).
Большая роль в борьбе с СПВ принадлежит прежде всего самому работнику. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, сотрудник не только сможет предотвратить возникновение СПВ, но и достичь снижения степени его выраженности.
1) Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей – успех, который повышает степень самовоспитания.
2) Использование тайм-аутов. Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны тайм-ауты, то есть отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.
3) Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию. Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.
4) Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от СПВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные, неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.
5) Избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком уж большое стремление к успеху в бизнесе создает тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению СПВ.
6) Эмоциональное общение. Когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти для него разумное решение возникшей у него проблемы.
7) Поддержание хорошей физической формы. Между телом и разумом существует тесная связь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую физическую форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление СПВ.
Чтобы избежать СПВ, необходимо следовать следующим правилам:
1) стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
2) учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
3) проще относиться к конфликтам на работе;
4) не пытаться всегда и во всем быть лучшими.
Одним из путей профилактики СПВ является включение в обязанности психолога в учреждении работы с персоналом по профилактике, выявлению и коррекции симптомов синдрома (анкетирование, тренинги, беседы). Руководители учреждений могут нейтрализовать угрозу СПВ путем разнообразия видов деятельности (в рамках профессиональных обязанностей сотрудника).
При СПВ наиболее часто применяются групповые формы работы, среди которых можно отметить проведение дебрифинга. В ходе занятий осуществляется анализ эго-состояний личности (Заботливый Родитель, Критикующий Родитель, Взрослый, Естественный Ребенок, Адаптивный Ребенок), драйверного поведения и ранних детских решений. После обобщения информации каждому участнику предлагается определиться с его контрактом, вернуться к первоначальному. Также проводятся медитации, тренинги для вырабатывания уверенного поведения, ассертивности. Дебрифинг проводится сразу после события, которое явилось сильным стрессором.
Чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания:
-
старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки; -
учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой; -
проще относитесь к конфликтам на работе; -
как ни странно это звучит - не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими.
Помните: работа - всего лишь часть жизни.
Учитывая влияние личностных характеристик на развитие синдрома профессионального (эмоционального) выгорания, видится перспективным использование личностно-ориентированных методик с целью уменьшения профессионального стресса, профилактики и лечения синдрома эмоционального выгорания.
Выводы
-
Профессиональная деятельность работников социальной сферы несет потенциальную угрозу развития синдрома эмоционального выгорания (более 70% респондентов имеют различной степени выраженности признаки синдрома выгорания). -
Личностные черты эмоциональной неустойчивости, конформности, робости, подозрительности, склонности к чувству вины, консерватизма, импульсивности, напряженности, интроверсии, а также локус контроля имеют значение в формировании синдрома эмоционального выгорания. -
Психопатологические структуры синдрома эмоционального выгорания у работников социальной сферы во многом основываются на личностной тревожности. -
Наиболее тесная связь определяется между личностными чертами и тревожно-депрессивным компонентом выгорания, психосоматическими и психовегетативными нарушениями. -
Малой выраженности синдрома эмоционального выгорания сопутствует отчетливо выраженный характерологический стержень. -
Развитие синдрома эмоционального выгорания связано со снижением показателей психической адаптации.
Список использованной литературы
-
Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. - № 2, 2006, – с. 216 – 222. -
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. –СПб.: Питер, 2011 -
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005. -
Грачёва Л.В. Тренинг внутренней свободы. СПб., 2005 -
Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб., 2003 -
Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во “Эксмо”, 2005. -
Селевко Г.К. Утверждай себя. Москва, 2006 -
Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2015. -
Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. 2002. №7 -
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Москва, 2015 -
Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. СПб., 2013
6. Изучение психологических особенностей клиента (самостоятельная исследовательская деятельность)
В ходе прохождения учебной практики мне было дано задание дать психолого-педагогическую характеристику воспитанника старшей группы каратэ, для этого было проведено наблюдение за учеником и беседа с ним. Далее представим саму характеристику.
Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника старшей группы каратэ Кар. обл. филиал ОО «РНФ Киокушинкай - кан каратэ»
В секцию М.А. пришёл в 2018 году. Адаптационный период к обучению проходил легко: мальчик влился в коллектив, проявляя положительную направленность на него. Уровень готовности к обучению по результатам психолого-педагогического обследования был высокий.
Программный материал усваивает положительно. На уроках принимает активное участие. Старателен в овладении знаниями. Стремится выполнять все требования и рекомендации учителя. Склонен к естественно- гуманитарным наукам: биология, история, обществознание. Реализует свои способности и склонности в участии в олимпиадах, как на школьном, так и муниципальном уровне.
Уровень учебной мотивации выше среднего: считает необходимым получение хорошего образования для достижения своих целей.
Способен планировать учебную и трудовую деятельность. Умеет выделять главное в учебном материале, старается выделять и излагать наиболее существенное, делать обобщение, выводы. Осуществляет самоконтроль в учении, стремиться преодолевать затруднения, если ему нравится данный предмет или заинтересовала тема, он приложит все усилия, внимательность и собранность.
В настоящее время М.А. является референтным лицом почти для всех одногруппников (по результатам социометрических исследований), при этом сам проявляет положительную направленность на коллектив.
Уровень тревожности чуть выше среднего (что соответствует возрастным нормам), самооценка адекватная, уровень притязаний высокий. Уровень личностной тревожности – высокий; анализ ситуации показал, что мальчик почти постоянно обеспокоен ситуацией, сложившейся в семье.
Скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота – средние.
Уровень избирательности внимания, его концентрации и помехоустойчивости – выше среднего, хорошо развита зрительная и слуховая память.