Файл: Предмет и задачи дошкольной педагогики Соврем педагогика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


26.Современная система дошкольного образования в Республике Беларусь.

В Кодексе Республики Беларусь «Об образовании» указано, что дошкольное образование является первым уровнем основного образования, направленным на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.

Система дошкольного образования включает в себя:

  • участников образовательного процесса;

  • образовательную программу;

  • учреждения дошкольного образования;

  • органы государственного управления.

Дошкольное учреждение рассматривается как организация, призванная удовлетворить основные запросы семьи, общества и государства на разностороннее воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста, в соответствии с их возрастными возможностями и индивидуальными особенностями.

27.История создания программных документов по дошкольному воспитанию. Первым программным документом была "Инструкция по ведению очага и детского сада" (1919 г.). Центральное место в этом документе занимали вопросы организации обстановки, обеспечивающей проявление детской активности и инициативы. Различие между детским садом и очагом определялось временем пребывания ребенка в дошкольном учреждении: до 6 часов - детский сад, 8-10 часов -очаг. В 1921 г. выходит "Инструкция по ведению детского сада". Ведущим компонентом было физическое воспитание. Не нашло должного отражения умственное воспитание. Была попытка сформулировать средства, методы воспитания. Особенно большой упор был сделан на игру. В "Программе навыков" (1928 г.) определены разделы работы, конкретные задачи воспитания и их усложнение для каждой возрастной группы. В ней впервые была сделана попытка установить преемственность в работе яслей, детского сада и школы. Первый проект программы работы ДУ был издан в 1932 г. Проект состоял из двух частей: 1- по видам деятельности детей 2- по ''организующим моментам". Он был основой для планирования. Это была первая попытка определить задачи и объем содержания работы с детьми как для детского сада в целом, так и по каждой возрастной группе. Программно-методические указания "Руководство для воспитателя детского сада" (1938 г.) "Программа воспитания в детском саду" (1962г.) - единая программа воспитательной работы с детьми с раннего возраста до поступления в школу. В 1969г. вышла в свет усовершенствованная "Программа воспитания в детском саду". В БССР такая программа вышла с учетом быта, национальных традиций, характерных особенностей родного края, музыкальных, литературных произведений, игр и т.д. Начиная с 1990-х годов, управление дошкольного воспитания Министерства образования стало настоящим генератором разработки новых, соответствующих времени, идей дошкольной педагогики и внедрения их в практику. Были приняты важнейшие инструктивные, программно-методические документы. Такие как Постановление «О перестройке системы дошкольного воспитания в республике» и «Концепции дошкольного воспитания» (1990г.), Постановления «О со-хранении и развитии сети детских дошкольных учреждений», «Примерное положение о детском дошкольном учреждении» (1993г.), «Закон о правах ребенка» (1993г.).


28.Современное программное обеспечение деятельности дошкольных учреждений в Республике Беларусь.

Программа – государственный документ, утвержденный Министерством образования, в котором определены цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста, содержание образовательной работы с детьми разных возрастных групп.

Программа помогает воспитателю строить педагогический процесс плановое, видеть перспективу развития детей, осуществлять целостное формирование личности с ранних лет жизни, обеспечивать

преемственность в воспитательно-образовательной работе на протяжении дошкольного детства, является ориентиром для воспитания детей в семье.

Принципами построения программы являются:

1) концентрический – по мере взросления ребенка усложняется содержание;

2) линейный;

3) учета возрастных и индивидуальных особенностей;

4) доступности;

5) систематичности и последовательности расположения материала;

6) связи с жизнью;

7) развивающего обучения;

8) единства воспитательной и образовательной работы;

9) осуществления воспитания детей в деятельности.

Пралеска – первая государственная образовательная программа.

«Пралеска» – это программа дошкольного образования детей от рождения до поступления в школу. Авторский коллектив – это в основном преподаватели ФДО БГПУ. Среди авторов Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина, И.В. Житко, Н.В. Литвина, Т.В. Поздеева, А.Н. Белоус и др. Программа выполнена под редакцией профессора Е.А. Панько.

Учебная программа дошкольного образования – технический нормативный акт, входит в структуру учебно-программной документации. Учебная программа определяет цели и задачи изучения образовательных областей, их содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, виды детской деятельности, рекомендуемые формы и методы воспитания и обучения.

Акцент в дошкольном образовании ставится на развитие воспитанника, которое осуществляется по пятиосновным направлениям: физическому, социально-нравственному и личностному, познавательному, речевому, художественному и эстетическому.

29. Характеристика учебной программы дошкольного образования.



Учебная программа дошкольного образования – технический нормативный акт, входит в структуру учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования (далее – учебная программа).

Учебная программа определяет цели и задачи изучения образовательных областей, их содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, виды детской деятельности, рекомендуемые формы и методы воспитания и обучения.

Содержание учебной программы разделено на два блока:

первый блок – «Содержание дошкольного образования», в котором определены цели и задачи изучения образовательных областей, их содержание, дифференцированное по возрастным группам воспитанников;

второй блок – «Реализация со-держания дошкольного образования», в котором определяются время, отведенное на изучение содержания, виды детской деятельности, рекомендуемые формы и методы воспитания и обучения.

30. Законодательное и нормативное правовое

1. Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570XII «О правах ребенка» (в ред. Законов Республики Беларусь от 12.12.2013 № 84З).

2. Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435XII «О здравоохранении» (в ред. Законов Республики Беларусь от 16.06.2014 № 164З).

4. Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153З «Об оказании психологической помощи». 5. Закон Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301З «О государственных символах Республики Беларусь» (в ред. Законов Республики Беларусь от 28.12.2009 № 78З).

6. Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300З «Об обращениях граждан и юридических лиц».

7. Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 125З «О физической культуре и спорте».

8. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243З (в ред. Законов Республики Беларусь от 04.01.2014 № 126З).

9. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 декабря 2009 г. № 71З (статьи 94, 128, 140, 186) (в ред. Законов Республики Беларусь от 19.04.2015).

31. Сущность индивидуального подхода к ребенку.

Большой вклад в разработку вопросов индивид. подхода внесли: Я. А. Коменский, И. Г. Пестолоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, в сов. период – Сухомлинский, Аркин.

Индивид. подход к ребенку – это важнейший принцип образов. работы в ДУ. Ориентируются: на воспит., развит., своеобразие и неповторимость каждого человека. Отвечает потребностям личностно-ориентированного подхода к ребенку. Педагогика индивид. подхода имеет ввиду не приспособление цели и содержания образования к


индивид. особенностям детей, а приспособление методов и форм воспитания и обучения этим особенностям с тем, чтобы успешно реализовать общую для всех цель разностороннего развит личности.

Однако при всем разнообразии индивид. особен. детей наблюдаются и некоторые типичные черты, на которых основывается дифференцированный подход к воспит. и обучению. Дифференцированный подход представляет собой специфическую форму внутригруппного разделения детей, основанные на похожих, типичных особенностях некоторых детей.

32. Педагогическая культура законных представителей.

Виктор Владимирович Чечет воспринимает родительскую педагогическую культуру как состояние их зрелости в плане воспитания и их подготовленности к этому процессу. Культура эта приводит к определенным результатам как на уровне семьи, так и на уровне общества. Педагогическая культура родителей - это составная часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человечеством опыт эффективного воспитания детей в семье.

Педагогическая культура родителей включает в себя четыре компонента:

1) знания в области психологии, физиологии детей,

2) знания о целях, способах и средствах педагогической деятельности,

3) навыки и умения достижения воспитательных целей,

4) любовь к детям.

Чтобы создать необходимые условия для успешного воспитания ребенка, родители должны обратить внимание на следующие моменты.

  • Взаимоотношения между супругами.

  • Контакт глаз.

  • Физический контакт.

  • Пристальное внимание.

  • Дисциплина.


33. Детство как феном социального развития. Дошкольное детство, его самоценность и уникальность.

Детство как феномен социального развития — это социальное явление, определяющее роль, место и положение детей в целом в данном государстве и обществе, состояние и уровень отношения государства, общества и мира взрослых к детям, создание достаточных справедливых условий для выживания и развития детей, для защиты прав каждого ребенка, прежде всего посредством формирования и реализации адекватной социальной политики государства.

Этот период является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования психических и физических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.

Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов

деятельности.

Дошкольное детство охватывает период с 3 до 6–7 лет

Самоценность и уникальность дошкольного детства заключается в следующем:

1) Ребенок-дошкольник, как личность, находится в стадии становления, созревания и развития, ни одна сторона психики не носит завершенного характера;

2) Самоценность периода определяется наличием субкультуры детства, ролевой игры как ведущей деятельности ребенка;

3) Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, норм и правил, определяющих установление начальных отношений с ведущими сферами познания — миром людей, предметов, природы и собственным внутренним миром;

4) Неповторимые особенности физического, социального, психического развития проявляются в своеобразии способов познания и деятельности дошкольника;

5) Высшая эмоциональная насыщенность всех сфер жизнедеятельности ребенка, его непосредственность, оптимизм создают условия для эмоционально-практического познания мира и самого себя;