Файл: Отчет об итогах учебной технологической практики (методическая) Шачнева.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 1116
Скачиваний: 28
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• заготовки для рисования, вырезанные в какой-либо форме,
• наборы цветной бумаги,
• мольберт,
• ширма для выставки рисунков.
Центр театра и музыки - важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная и музыкальная деятельность помогают сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Здесь размещаются ширмы, различные виды театров (кукольный, настольный, бибабо, пальчиковый, маски, шапочки, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации, фланелеграф. Музыкальное развитие ребёнка осуществляется не только на занятиях с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Этому способствуют:
• музыкальные инструменты (металлофон, треугольник, маракасы, бубны. трещотки, колокольчики, дудочки, свистульки, погремушки, ложки;
• иллюстрации с изображением музыкальных инструментов,
• музыкальная лесенка с музыкальным молоточком,
• портреты композиторов
• музыкально-дидактические.
Центр конструирования сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, но он достаточно мобилен, его можно перемещать в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют деревянные большие и маленькие конструкторы. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами.
Для дежурства по столовой в группе оформлен «Центр дежурства», где дети сами видят, кто дежурный. В данном центре имеется схема дежурства, график дежурства, специальные фартуки и колпачки для дежурства.
Трансформируемость пространства группы обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:
-от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей. Все части пространства группы могут изменяться. Все предметы (игры, игрушки, пособия, обеспечивающие все виды детской активности) доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Все элементы предметно-пространственной среды в группе соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. Развивающая среда не может быть построена окончательно. Поэтому поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается.
За весь период стажировки я шла к намеченной цели - формированию и развитию компетентности по организации деятельности педагога в образовательном учреждении дошкольного образования.
Стажировка воспитателя является продуктивной формой повышения профессиональной квалификации и позволила мне решать следующие задачи:
-
формировать умение наблюдать и анализировать учебно-воспитательную деятельность воспитателей ДОУ, её результативность; -
формировать умение диагностировать личность воспитанника с целью прогнозирования, развития и коррекции; -
развивать умение планировать, проектировать собственную профессиональную деятельность, умение оперативно изменять направление деятельности с учётом промежуточных результатов, изменившихся условий; -
развивать умение оценивать собственные действия в освоении профессиональной деятельности; -
развивать умение разрабатывать и реализовывать программы учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы. -
развивать умения конструктивного общения с детьми дошкольного возраста.
Стажировка носит практико-ориентированный характер.
На первом, организационном, этапе, в проведённых беседах с представителями администрации и руководителем стажировки, познакомилась со структурой и спецификой работы учреждения, характеристикой контингента детей, с основными задачами и содержанием работы педагога ДОУ. Изучила нормативную документацию ДОУ.
Изучила уровень развития детей данной группы на начало стажировки и спроектировала индивидуальный план работы своей педагогической деятельности в качестве воспитателя. Постепенно включалась в проведение режимных моментов и руководство детской деятельностью.
Во время второго - основного этапа наблюдала и анализировала конструкты дня (режимные моменты) в группах раннего, среднего и старшего дошкольного возраста; занятия непосредственной образовательной деятельности по пяти направлениям на разных возрастах.
Мною были разработаны и проведены в соответствии с ФГОС ДО конструкты занятий непосредственной образовательной деятельности по пяти направлениям в первой младшей группе.
В вечернее время с родителями мною было составлено, проведено и проанализировано родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования».
В качестве воспитательной работы составила и провела консультацию для родителей «Нужен ли этикет нашим детям?», валеологическую беседу с детьми первой младшей группы о соблюдении культурно-гигиенических навыков на основе прочтения сказки «Почему у мышонка заболел живот?» Д. Минеевой и занятие НОД «Давайте воспитаем нашего зайку вежливым?».
Наблюдала за проявлением индивидуальных особенностей и основных свойств личности воспитанника и составила психолого-педагогическую характеристику.
Для работы с педагогами детского сада разработала и провела консультацию на тему: «Психомоторное развитие детей с использованием психогимнастики в педагогике оздоровления».
На последнем, итоговом, этапе провела анализ результатов практики, составила отчётную документацию, подвела итоги своей профессионально-педагогической деятельности.
С поставленными задачами справлялась. Затруднение вызвало изучение особенностей личности воспитанника и взаимодействие с сверхподвижными детьми при проведении занятий НОД, возможно потому что недостаточно изучена психология данного возраста. Считаю важным не останавливаться на достигнутом, а продолжать заниматься самообразованием и саморазвитием.
Организация стажировки была на достойном уровне, педагоги и представители администрации были доброжелательны и оказывали поддержку.
На протяжении всей практики и педагоги, и методисты оказывали мне значительную помощь в подготовке занятий, помогали с учебно-методической литературой, советовали, как лучше построить занятия. Воспитатель всегда была рядом и подсказывала, как лучше поступить в том или ином случае. Неоценимую помощь мне оказала старший воспитатель: она тщательно редактировала все конспекты занятий, вносила необходимые критические замечания, многое рассказала об особенностях вверенной мне группы. Мне в распоряжение были выданы необходимая документация и учебные пособия, просьбы по техническому оснащению занятий также не оставались без внимания.
Первые впечатления от группы также были позитивными: ребята показались мне веселыми, активными, инициативными, дисциплинированными. Первые впечатления оказались не обманчивыми: ребята практически на каждом занятии хорошо отвечали, аккуратно выполняли мои задания, предлагали что-то новое, что-то свое. «Трудных» воспитанников в этой группе не было. Контакт с группой был установлен почти сразу. Думаю, что это благодаря моему желанию подружиться с ребятами, стать для них помощником и другом.
Главной целью, которую я поставила перед собой, было приобретение педагогического опыта. Однако было много и трудностей. Что касается проведения занятий, мне сложно было предположить, сколько времени займет выполнение каждого упражнения. Однако задачи по сплочению коллектива были реализованы: все-таки большинство воспитанников хотели помочь и помогали друг другу, чувствуя личную ответственность за общее дело.
Я считаю, что важным средством в воспитании дошкольников является игра. Это ведущий вид деятельности. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому, умственному развитию ребенка. Игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов как внимание и память.
Исходя из личных наблюдений, могу сделать вывод, что в игре дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
В играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам.
При подборе игр я учитываю наглядно-действенный характер мышления ребенка. Необходимо также помнить о том, что игры должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Игра помогает ребенку овладевать процессами анализа, сравнения, абстракции, обобщения.
В игре дети должны себя чувствовать свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности и полноценности. В процессе игры дети активизируют свое внимание, память, мышление. Кроме учебного компонента, в процессе игры реализуются и здоровье сберегающие технологии. Постоянная смена деятельности (формы работы) способствуют снятию как физической, так и моральной нагрузки, ребенок больше двигается, чаще переключает внимание, что также способствует снятию напряжения, кроме того, игра дает прекрасную возможность показать свои способности даже самым слабым детям, ввиду различных способов деятельности, каждый ребенок может выбрать себе задание по уровню. Таким образом, в процессе игры решается много задач учебных, а также по сохранению физического и психического здоровья.
В своей работе, я подразделяю игры на несколько групп, которые развивают интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
III группа – дидактические игры.
IV группа – подвижные игры.
Я считаю, что совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.
Игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
Отбирая и планируя программное содержание, которое должны быть усвоено детьми в играх, четко определяю дидактические и игровые задачи, действия и правила, предполагаемый результат.
Включая игру в педагогический процесс, я учу детей играть, создавать, по словам А.С. Макаренко, хорошую игру.
Руководя игрой, я воздействую на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использую ее в целях умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
В процессе игры уточняю и углубляю знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свои представления перенести в игровые действия.
Особых замечаний к организации практики у меня нет. Подчеркну, что педагогическая практика стала важным этапом в моем профессиональном самоопределении. Она показала мне, что я не ошиблась в выборе своей профессии, что тяжелый труд педагога мне близок и я готова в дальнейшем, после окончания учебы, продолжить свой профессиональный и личностный рост в данной области, стремясь стать высококвалифицированным специалистом. Работа с детским коллективом достаточно сложна, однако радость общения с детьми, их готовность пойти навстречу человеку, который вкладывает много сил и труда в их развитие, огромна. Если свое будущее мне предстоит связать с педагогической деятельностью, я обязательно учту те промахи, которые допустила в рамках данной практики, постараюсь исправить их.
Задание 1. Провести анализ образовательных программ профильной направленности («Вдохновение», «От рождения до школы», «Детство», ООП ДОУ и дополнительной образовательной программы ДОУ) на предмет их соответствия действующим нормативным актам в сфере образования по предложенному алгоритму.
Наименование программы | Целевые установки или концептуальные основы программы | Структура программы | Соответствие нормативным документам (да/нет) | Краткие выводы |
От рождения до школы», | Заключается в создании в дошкольном образовательном учреждении благоприятных условий, которые будут способствовать полноценному проживанию ребенком дошкольного детства. Как утверждают авторы, эти условия должны способствовать формированию основ базовой культуры личности, всестороннему развитию психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовке к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольника. | -Пояснительная записка. _Организация жизни и воспитания детей. _Содержательная часть по возрастным группам_Итоговые результаты освоения Программы. _Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. _Работа с родителями. _Коррекционная работа. _Рекомендации по составлению перечня пособий. | Да | Ожидаемые результаты: прописаны знания и умения, которыми должны овладеть дошкольники, даются рекомендации, какие методы воспитания следует применять, прописываются пути достижения результатов, чего нет в другой программе; имеется раздел по коррекционной работе, в частности основные направления работы с детьми с ОВЗ образовательная область «Труд». |
«Детство», | Нацелена на создание в ДОО для каждого ребенка таких условий, которые дадут педагогу возможность развивать его способности, будут способствовать широкому взаимодействию ребенка с миром, обеспечат активную культурную практику и творческую самореализацию. Поддержка стремления ребенка к самостоятельности, становление познавательной и коммуникативной компетентности - одни из основных направлений Программы. Значимым и важным делом авторы Программы считают развитие у детей социальной уверенности и ценностных ориентиров, которые определяют поведение детей, их деятельность, картину мира и систему отношения к нему. | Комплексная программа направлена на творческую самореализацию и развитие самостоятельности у детей дошкольноого возраста. Структура программы представенна по следующим образовательным облостям: 1.Познавательное развитие. 2.Социально- коммуникативное развитие 3.Физическое развитие 4.Речевое развитие 5.Художественно- эстетическое развитие | Да | Ожидаемые результаты освоения программы представлены достижениями ребенка и неудачами (что вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей); |
| | | | |