Файл: Отчет об итогах учебной технологической практики (методическая) Шачнева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1122

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Суждения предлагаются с учетом конкретных педагогических обстоятельств и уровня воспитанности участников. К предложенному суждению или вопросу участники разговора ставят ряд предварительных вопросов, от решения которых зависит выбор ответа. Вопросы фиксируются на доске. Но на них не ищут «правильного» ответа. Предполагается, что каждый участник сделает для себя свой собственный выбор.
«Предлагаю-выбираю».

Групповое дело под названием «Предлагаю – выбираю» учит в игровой форме умению слышать другого человека и воспринимать в едином ансамбле его слова, голос, жесты и т. д. Смысл игры состоит в следующем: один из играющих сообщает о личной жизненной проблеме или о проблеме на работе, стоящей перед ним, а другие поочередно предлагают ему свою помощь. Надо выбрать один из вариантов предлагаемой помощи, подойти, протянуть руку, и произнести: «Я выбираю твою помощь».

«Дискуссионные качели».

Суть этой занимательной формы – в имитации раскачивающихся качелей; партнерами становятся две группы педагогов, расположившиеся друг против друга. После того как предложен вопрос для обсуждения, они поочередно от каждой группы высказывают суждения по предложенному вопросу – «качели» начинают свое движение. Тематическое поле этой формы групповой деятельности безгранично: обсуждаться могут ситуативные вопросы, проблемные вопросы, конфликтные коллизии, филосовские категории, эмоциональные отношения. Если обсуждаемый вопрос чрезвычайно сложный, можно придать «качелям» альтернативный характер: партнеры «справа», допустим заведомо что-то утверждают, а партнеры «слева» - отрицают.

«Дискуссионные качели» - эффективное средство в разрешении групповых конфликтов методом анализа: игровая форма снимает психологическое напряжение и представляет противника конфликта в свете достойной позиции.
«Интеллектуальный аукцион».

Интеллектуальный аукцион содействует укреплению авторитета Знания и лидерства Знающего. Он стимулирует интерес к интеллектуальным ценностям, служит источником информации, улучшает психологическую атмосферу в коллективе.

Игровое оформление имитирует аукционную продажу: сначала «товар» рассматривается, когда его проносят среди публики в сопровождении похвальных слов в адрес «товара»; потом объявляется «плата» и принимаются первые взносы; обязательно молоточек отстукивает условное время для предъявления новой «платы», при этом воспроизводя словесно предыдущий «взнос»; «товар» вручается тому, кто последним «назначит цену», то есть сообщит сведения, никому не известные среди «покупателей» или просто совсем забытые.

Упражнение «Мыслительная карта».

Каждый педагог получает чистый лист бумаги, письменные принадлежности. Затем дается задание: разработать свой вариант мыслительной карты по обобщению представлений детей по теме, например, «Медведь» (поэтапно):

-напишите все, что вы знаете о медведе;

-обозначьте цифрами: что и в каком порядке вы можете рассказать детям о медведе (можно определить и возраст детей);

-укажите, какие формы работы для этого можно использовать;

-выберите итоговое мероприятие с детьми по этой теме.
Нестандартных заданий для педагогов, способствующих поиску активных методов методической работы.

Повседневное повышение квалификации тесно связано с воспитательно-образовательным процессом, и специалист детского сада должен иметь возможность на практике закрепить свои теоретические знания.

Поэтому наряду с традиционными методами проверки профессиональной компетентности воспитателей ДОУ необходимо использовать нестандартные задания, которые вызовут у них интерес и помогут оценить уровень их педагогического мастерства.

Нестандартное задание – широкое понятие, которое включает в себя ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных(стандартных).

Главный отличительный признак нестандартных заданий – их связь с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной, творческой.

Виды нестандартных заданий.

-проблемные ситуации(затруднительные положения, из которых надо найти выход, используя полученные знания);

-ролевые и деловые игры;

-конкурсы и соревнования;

-задания с элементами занимательности(житейские и фантастические ситуации, инсценировки, сказки, загадки, «расследования»).

Нестандартные задания вызывают удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждают интерес к изучаемым теоретическим вопросам дошкольной педагогике и психологии.

Особый интерес представляет терминологический диктант. Он может содержать разные виды нестандартных заданий. Рассмотрим их подробнее.
«Переводчик» - вид нестандартных заданий, предполагающих опознание и объяснение педагогических подходов, предъявляемых нетрадиционными способами(часто с элементами занимательности). Выполняя эти задания, педагоги должны заменять указанные ведущим педагогические термины синонимичными. Синонимическая замена делает высказывание точным, понятным, правильным.



К нестандартным заданиям этого типа относится «перевод»:

-иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов (например: «сусек» - это..» );

-текстов (или составление словарей к ним), написанных с педагогическими ошибками;

-текстов, составленных в одном стиле(например, деловом) на «язык» другого стиля (сказки, образное толкование слов-терминов);

-смысла терминов, употребленных заведомо неправильно для создания юмористического эффекта или в целях привлечения внимания к речевым ошибкам педагогов.
«Угадай-ка» - работа над заданиями этого вида заключается в восстановлении «первоисточника» по отдельным его деталям и признакам либо в «угадывании» термина по его описанию (толкованию). Выполнение этих заданий во многом напоминает хорошо известную всем игру-задачу «кроссворд» (без привычного заполнения буквами его клеточек, хотя возможен и такой вариант).

Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие:

-угадывание слов по толкованию или общему признаку (например, «Приспособление, привыкание организма к новым условиям»? ответ: адаптация);

-расшифровка терминов, фамилий ученых по отдельным признакам или названиям педагогических произведений (например, автор книги «Ступеньки творчества» Б. Никитин);

-разгадывание загадок терминологического свойства;

-игры-задачи «Я задумал слово», «Вопрос-ответ» и др.

Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас педагогов за счет узнавания значений новых и уточнения значений уже известных слов. Все это , в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей воспитателей.
«Почемучки» - вопросы, целью которых является активизация мыслительной деятельности педагогов при воспроизведении полученных ранее знаний.

К заданиям этой группы относятся:

-вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких, сопоставление вариантов);

-вопросы занимательного характера, в основе которых лежат педагогические ситуации: вопросы-шутки, вопросы-загадки, «неожиданные» или «детские» вопросы.
Задания «На засыпку».

К нестандартным заданиям этого типа можно отнести:

-диктанты «на засыпку» (например, объяснение терминов «эволюция», «локальный», «инвариантный»);

-редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных речевыми ошибками, неуместно употребленными терминами и понятиями (например, «Радостно и спонтанно идут на работу» и т.д.)

-подбор однотипных слов (пословиц) – по принципу «кто больше»? (например, «Одного поля ягодка», «Два сапога пара», «Из одного теста», «Одним миром мазаны», «Оба на одну колодку»); подбор метафор: нос корабля, льется речь, заря жизни, светлая голова, железный характер, каменное сердце;


- упражнения с выборочным ответом (выбор правильного варианта из нескольких предложенных или исключение явления из ряда по принципу «третий лишний»);

- «предметные» диктанты (например, запись одним словом диктуемых словосочетаний: наука о язык, девочка со светлыми волосами, и т.д.)

Задание 4. Разработать и провести занятие/образовательное мероприятие/непосредственно образовательную деятельность, направленное на формирование и развитие базовых национальных ценностей (предоставить конспект мероприятия с анализом его проведения).

Технологическая карта по ознакомлению детей с Хохломской росписью

Тема: «Хохлома».

Возрастная группа: старшая группа.

Образовательная область, интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие – приоритетное, интегрируются социально-коммуникативное развитие и речевое развитие.

Цель: ознакомление детей с особенностями росписи Хохломской посуды.

Задачи:

образовательные: знакомить детей с элементами хохломской росписи: ягоды, листья, травка, осока и различные завитки; расширять представления о народной посуде.

развивающие: развивать у детей эстетическое восприятие, умение различать характерные особенности посуды хохломской росписи (изготовление из дерева, подбор цвета, роспись узора).

воспитательные: воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

Дополнительные задачи: воспитывать любовь к прекрасному, желание и умение взаимодействовать со сверстниками и педагогом.

Словарная работа:

обогащение словаря: хохломская роспись, Хохлома.

активизация словаря: ---

Материалы, оборудование (средства): презентация с наглядным материалом, наглядный материал для ДИ: «Собери рисунки» (пазлы хохломской посуды).

Методы и приемы (способы): проблемный вопрос, вопросы детям, беседа, показ наглядного материала, рассказ воспитателя о Хохломской росписи на посуде, дидактическая игра, рефлексия, положительная оценка.

Подготовительная (предварительная) работа: рассматривание картинок с изображением различных предметов декоративно прикладного искусства; чтение произведений художественной литературы об изделиях народных мастеров; чтение художественной литературы.


Форма организации: фронтальная, дети сидят за рабочими местами напротив интерактивной доски.

Планируемый результат занятия: усвоенные знания детей об особенностях росписи Хохломской посуды.




Этапы, продолжитель

ность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Ожидаемый результат

1.


Организационно-мотивационный этап (вводная часть)

Заинтересовать детей предстоящей деятельностью.

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:

«Ветка плавно изогнулась,

И колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым

Земляника цветом алым.

Засияла, поднялась,

Сладким соком налилась.

А трава, как бахрома,

Золотая…»

Воспитатель: Ребята, кто мне скажет ответ?

Воспитатель: Правильно, это золотая хохлома!


Дети: хохлома.

Дети заинтересованы предстоящей деятельностью.

2

Основной этап













2.1

Этап постановки проблемы

Подготовить детей к восприятию предстоящей информации, выполнению предстоящих заданий.

Воспитатель: Как вы думаете, зачем сегодня я загадала вам эту загадку?

Предположительные ответы детей.

Дети подготовлены к восприятию предстоящей информации и выполнению предстоящих заданий.

2.2

Этап восприятия материала

Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (хохломская роспись); расширять представления о народной посуде; развивать у детей эстетическое восприятие, умение различать характерные особенности посуды хохломской росписи (изготовление из дерева, подбор цвета, роспись узора).

Воспитатель: Верно! Сегодня на занятии я хочу познакомить вас с русским народным декоративно-прикладным искусством -хохломская роспись.

Воспитатель: Как вы думаете, что в посуде хохломской росписи необычного?

Воспитатель: В этой росписи необычно то, что деревянные изделия золотистого цвета с растительным орнаментом, называют Хохлома.

Воспитатель: Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду. Давайте скажем все вместе: «Хохломская роспись».

Воспитатель: Откуда же пришло к нам это диво, вы хотите узнать?

Воспитатель: Тогда послушайте легенду о происхождении хохломской посуды.

Легенда:

«Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому, однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

Воспитатель: Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

Воспитатель: Ребята, давайте подробнее рассмотрим посуду с хохломской росписью.

Воспитатель: Какие узоры вы видите?

Воспитатель: Правильно! Это разные ягоды, листья, и травки. Из травки художники составляют разные композиции. Из «травинок» составляют изображения птиц и рыбок. Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с ягодами, листьями и цветами. «Травка» занимает всё пространство между ними. Она лёгкая, изогнутая или похожа на завитки с острыми кончиками «как осока на ветру». Узор занимает почти всю поверхность изделия, край украшен прямой каймой.

Гимнастика для глаз:

Глаза крепко закрываем,

Широко их открываем.

Все умеем мы моргать

И глазами “рисовать”.

Воспитатель: Какие цвета присутствуют в этой росписи?

Воспитатель: Верно, ребята! Но в основном используется золотистый цвет. Поэтому хохлому называют «золотой». Здорово, да ребята?

Воспитатель: А вы знали, что каждый цвет что-то значит?

Воспитатель: Так вот, Золото (жёлтый цвет) олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту. Трава, цветы, ягоды, листья (красный и зелёный) – напоминали людям о молодости, силе.

Чёрный цвет – цвет пепелища, земли.

Воспитатель: Ребята, давайте немного поиграем. Но для начала разомнемся.

Физкультминутка:

«Хохлома да хохлома, Наше чудо – дивное!

Мы рисуем хохлому

Красоты невиданной! Нарисуем травку

Солнечною краской Ягоды рябинки.

Краской цвета алого, Хохлома да хохлома.

Вот так чудо дивное!»


Дети: желтого цвета больше всего, ягодки, разные веточки.

Хоровые ответы детей.
Дети: Да, хотим.

Дети: ягоды, листочки, травка, осинка.

Дети: повторяют за воспитателем.

Дети: чёрный, красный, зелёный, золотистый.
Дети: Да!

Дети: знали.

Дети: выполняют движения за воспитателем.

Дети ознакомлены с народным декоративно-прикладным искусством (хохломская роспись). Расширены представления детей о народной посуде. У детей развито эстетическое восприятие, умение различать характерные особенности посуды хохломской росписи (изготовление из дерева, подбор цвета, роспись узора).

2.3

Этап практического решения проблемы

Развивать у детей эстетическое восприятие, умение различать характерные особенности посуды хохломской росписи (изготовление из дерева, подбор цвета, роспись узора); воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

Воспитатель: А игра в которую, мы будем играть, называется «Собери рисунки».

Воспитатель: Ребята, посмотрите у вас на столах, лежат пазлы. Ваша задача, из этих пазлов собрать рисунки, и рассказать, какой рисунок получился из пазлов.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Верно, собрали все рисунки.

Дети: играют в игру.



У детей развито эстетическое восприятие, умение различать характерные особенности посуды хохломской росписи (изготовление из дерева, подбор цвета, роспись узора). У детей воспитан интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

3.

Заключитель

ный этап

Подвести итог, провести анализ детских работ и (или) провести рефлексию с детьми.

Воспитатель: Кто мне скажет, о каком народном промысле я вам сегодня рассказывала?

Воспитатель: Что такое хохлома?

Воспитатель: А что необычного в этой посуде?

Воспитатель: Молодцы!

Предположительные ответы детей.

Подведены итоги, рефлексия.