Файл: Отчет об итогах учебной технологической практики (методическая) Шачнева.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 1121
Скачиваний: 28
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 2. На примере вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования представить развернутое календарно-тематическое планирование, рассчитанное на одно полугодие, по предложенной схеме (календарно-тематический план или «системную паутинку»). (с 1 сентября 2022 по 31 января 2023г)
Календарно-тематический план в старшей группе
январь | «Народные праздники января» | Познакомить детей с древними русскими праздниками (Рождество, Святки, Крещение), объяснить их происхождение и назначение; - Дать детям представления об особенностях рождественских праздников, обычаями русского народа (гостеприимство, взаимопомощь, сострадание). Воспитывать бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации. | Калядки. День Здоровья. | Неделя зимних игр и забав. |
«Город мастеров» | Формировать знания об особенностях русского народного декоративно-прикладного искусства (гжель, хохлома, городец, жостово, народные игрушки – филимоновские, дымковские, богородские, матрешки). Воспитывать бережного отношения к культурному наследию и традициям. | | Выставка альбомов росписей. | |
«Сибирь - мой край родной» | Развивать у детей познавательную мотивацию о месте проживания - Сибири, о людях населяющих наш край, климатических, географических, демографических особенностях края; расширять кругозор об истории Новосибирской области, родного поселка, его символики; закреплять знания о названиях улиц, о знаменитых людях области, поселка, о зданиях различного назначения, достопримечательностях. Воспитывать гражданственности. | | Фотовыставка «Я живу в Сибири». | |
февраль | «Животные Сибири» | Расширять представления детей о животных Сибири, об их повадках, развивать представления детей о пользе диких животных. Развивать логическое мышление, речевую активность, формировать образные представления. Формирование бережного отношения к природе и окружающей среде. | | Выставка книг о животных. животные – муляжи. |
«Север России» | Расширять представления детей об искусстве, традициях и обычаях народов России. Продолжать знакомить с народными песнями, плясками, обрядами, календарными праздниками, приметами, пословицами, поговорками, сказками. Воспитывать бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации. | | Выставка кукол в национальных костюмах | |
«Детские писатели о природе» | Вызвать интерес к окружающему миру, понять и полюбить лесных обитателей, формировать реалистические представления о природе. Расширить знания о животном и растительном мире через произведения писателей — натуралистов. Обогащать словарный запас, развивать связную речь, умение сравнивать, анализировать. Воспитывать бережного отношения к природе и окружающей среде. | | Выставка книг по теме, изготовление книг своими руками. | |
«Защитники Отечества» | Формировать у мальчиков стремление быть сильными, ловкими, выносливыми, стать защитниками Родины. Расширять представления о Российской армии, военной профессии. Воспитывать у детей чувства патриотизма; формирование уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества. | Патриотический праздник День защитников Отечества | Выставка детских работ «Мой папа солдат». Фотовыставка «Служу Отечеству» | |
Март | «О любимых мамах» | Формировать элементарные представления о Международном женском дне, о традициях празднования этого праздника. Организовывать все виды детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважения к человеку труда и старшему поколению; формирование взаимного уважения; формирование бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации | Мамин день | День открытых дверей. Фото -выставка «Профессии наших мам». |
«Человек и Семья» | Формировать чувство принадлежности к своей семье, видеть себя как её неотъемлемую часть. Расширять представления об основах нравственности во взаимоотношениях с родителями. Воспитывать бережное отношение к семейным ценностям и традициям. | Праздник «День семьи» | Изготовление семейного древа. рассматривание семейных альбомов. | |
«Мой дом» (мебель, посуда, бытовая техника) | Формировать понятия: дом, квартира. Уточнить представления детей о мебели, материале изготовления, предназначении, истории происхождения. Формировать умение различать и называть посуду, материал изготовления. Расширить представления о современной бытовой технике, её предназначении, мерах безопасности при работе с ней. Формирование уважения к человеку труда и старшему поколению. | | Изготовление посуды из глины, выставка посуды. | |
«Подводный мир рек, морей и океанов» | Познакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете. Познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира. Развивать умение сравнивать и анализировать. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов. Обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире. Воспитывать бережное отношение к природе, коммуникативные навыки, самостоятельность. | | Выставка макетов «Подводный мир» | |
«Театральный калейдоскоп» | Продолжать знакомство детей с театром, вызвать интерес к театрализованной деятельности. Развивать эмоционально - чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению. Воспитывать у детей навыки театральной культуры, приобщать детей к театральному искусству; воспитывать любовь к театру. Формирование взаимного уважения; | | Участие в поселковом конкурсе | |
апрель | «Весна» | Формировать обобщенные представления о весне, как времени года, о приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширять знания о характерных признаках весны, о прилете птиц, о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда, о весенних изменениях в природе (тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. Воспитывать бережного отношения к природе и окружающей среде. | День смеха. | Субботник – акция «Чистая берёзовая роща» совместно с жителями близлежащих домов, учащимися гимназии № 1 Развешивание скворечников. |
| каникуляная | | | |
«Космос» | Формировать у детей понятия «космос», «Вселенная». Закрепить знания детей о том, что они живут на планете Земля; в космосе есть другие планеты, дать элементарное понятие о планетах. Прививать детям потребность в физической культуре и спорте. Воспитывать чувство уважения к профессии космонавта. Воспитывать гражданственности; формирование уважения к человеку труда и старшему поколению. | | Участие в выставке поделок в ЦДО «Спутник». | |
«Путешествие вокруг света» | Познакомить детей с глобусом, как моделью Земли. Формирование умения находить на глобусе и карте необходимые географические объекты (океаны и материки). Расширять кругозор посредством приобщения к накопленному человечеством опыту познания мира. Воспитывать основ дружбы, взаимопомощи; формирование условий для стремления к знаниям. | Развлечение «Путешествуем по странам» | Изготовление макетов земли, земного шара. Создание детско-родительских газет-репортажей «Страны, где мы побывали» | |
«Наша Родина-Россия» | Углублять и уточнять представление о Родине – России; поддерживать интерес к государственным праздникам, к событиям, происходящим в стране; воспитывать чувство гордости за достижения своей страны; закреплять знания о флаге, гербе и гимне России. Воспитывать у детей чувства патриотизма; формирование гражданственности; формирование уважения к закону и правопорядку. | | Выставка книг «Россия большая страна» | |
Май | «Майские праздники» | Расширять знания о героях великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Знакомить с памятниками героям Великой отечественной войны. Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма, любовь к Родине.; Воспитывать уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества; формирование бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации. | 9 мая - День победы Праздник победы Красной Армии и советского народа над нацисткой Германией в ВОВ 1941-1945г. | Возложение цветов к памятнику войнам ВОВ. Посещение музеев, библиотеки. Акции «Бессмертный полк», «Свеча памяти». |
«Цветущая весна» | Закрепить знания детей о последовательности весенних изменений в природе (увеличение продолжительности дня, повышения температуры воздуха, рост и цветения растений, прилет птиц, появление насекомых, воспитывать чувство любви к природе). Развивать связную речь, наблюдательность. Воспитывать уважительное, бережное отношение к природе, окружающему миру. | Выпускной бал. | Аллея выпускников. | |
мониторинг | Выявить уровень знаний детей к концу учебного года. | 1.Диагностика индивидуального развития детей воспитателями и педагогом-психологом. 2.Заполнение карт индивидуального развития детей. | | |
мониторинг | | |||
| |
Задание 3. Составить банк активных приемов обучения и форм организации образовательно-воспитательного взаимодействия на примере рабочей программы (младшая группа, средняя группа, старшая группа, подготовительная группа (на выбор)).
1.Психологические упражнения
Поддерживают психический тонус участников, необходимый для успешного проведения методического мероприятия, они направлены на развитие активности, сплоченности, мотивации и заинтересованности, а также на преодоление усталости и монотонности; они повышают настроение, снижают напряженность и скованность. Каждому участнику они дают опыт совместной рефлексивной деятельности.
Психологическое упражнение «Свеча».
Это упражнение призвано создать определенный психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, Нои к продуктивному общению.
«Свеча».
Формула ведущего : «Начать нашу встречу мне поможет свеча: сейчас мы все встанем в круг, будем передавать ее из рук в руки и говорить друг другу комплементы, пожелания и таким образом заряжаться положительной энергией на предстоящую работу. Ведь свеча – камертон души: камертон настраивает звучание музыкального инструмента, а свеча настраивает человеческую душу. Этот маленький огонек олицетворяет те положительные эмоции, то тепло, которое исходит от нас. Он поможет согреть душу каждого. Принимая и передавая свечу, почувствуйте это». Участники передают зажженную свечу из рук в руки, говорят друг другу комплементы и пожелания.
Использование подобных упражнений позволяет формировать чувство принадлежности к группе, позитивное отношение к своему «Я».развивать чувство эмпатии. Кроме того, побывав в «внутри круга», почувствовав на себе эффективность подобных упражнений, педагоги используют подобные приемы в своей работе с родителями и детьми.
Психологическое упражнение «Гроздь винограда».
Для положительного эмоционального настроя педагогов.
«Гроздь винограда».
Формула ведущего : «Сегодня мне захотелось принести на нашу встречу виноград. Виноград – символ благополучия, богатства, он заключает в себе солнечное тепло, и эту солнечную энергию мы получаем от этих ягод. Но если внимательно посмотреть на эту гроздь, то можно заметить, что каждая ягодка индивидуальна, не похожа на другие. Я предлагаю вам , передавая виноград, рассмотреть ягодки и прежде чем съесть одну, постараться охарактеризовать понравившуюся вам ягодку, что она может вам дать».
Реплики участников: «Эта ягодка очень сочная, я думаю, что это солнечный сок, и он такой же теплый, как солнце и придаст мне положительной энергии».
Финальная формула ведущего : «Итак, мы смогли попробовать «кусочек солнца», но вы обратили внимание, что одинаковых ягод не было – каждая ягодка отличалась от других своими свойствами, характеристиками, каждая ягодка индивидуальна, но посмотрите – все вместе ягоды составляют единую гроздь и сила этого единства в индивидуальности каждого.
Упражнение «Вертушка».
Педагоги делятся на пары, встают в круг и в парах рассказывают, что они знают друг о друге. Затем внешний круг передвигается вправо на одного человека, и опять продолжается обмен мнениями и т.д.
Затем каждый говорит; что нового он открыл в себе после первого упражнения, какие чувства это у него вызвало.
Упражнение «Необитаемый остров».
Один участник становится в центре круга. Остальные составляют список умений и навыков, которыми обладает этот человек и которые ему пригодятся на необитаемом острове.
Игра «Поменяйтесь местами»
Участники стоят в кругу. Ведущий называет некий признак, по которому они меняются местами. Чтобы участники нашли больше признаков, объединяющих друг друга, вопросы необходимо подбирать по принципу: веселые, проблемные и чередовать их между собой. Признаки могут быть такими:
-кто пришел в юбке;
-у кого подавленное настроение;
-у кого короткая стрижка;
-кто испытывает трудности в планировании своей деятельности;
-кто любит золотые украшения;
-кто не знает, как составлять конспекты занятий;
-у кого двое детей;
-кто иногда опаздывает на работу;
-у кого ничего не болит;
-кто не знает, как общаться с родителями;
-кто любит играть роли;
-кто жалеет, что выбрал профессию педагога;
-кто любит играть на море.
2.Формы групповой деятельности с педагогами.
«Разброс мнений».
«Разброс мнений» - это организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по какой- либо проблеме или теме. Предполагается, что суждения могут быть разными, неожиданными как по форме, так и по содержанию. Никаких границ для выражения мнения не существует, каждый имеет право сказать то, что хочет, что приходит в голову.
«Разброс мнений» - это очень оперативная и гибкая форма организации группового дела, удобная для обсуждения конфликтных ситуаций, для выявления группового общественного мнения.
Методическим ключом такого группового дела служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами самого общего характера. Их прочтение и произнесение вслух инициирует мышление, как бы провоцируя на нечаянное высказывание, которое рождается тут же, в момент чтения и произнесения. Начатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало своего короткого выступления по теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает в первый момент беседы иметь, что сказать, потому что определяет подход к теме и ракурс взгляда на поставленный вопрос.
Методическая сторона группового дела «разброс мнений» предельно проста, сводится к выдвижению интересного вопроса и подготовке карточек. Число карточек непременно равняется числу участников дискуссии. На карточке (плотный картон, лучше – цветной, четкий текст фразы) – первые слова, с которых начинается высказывание.
Плодотворным является проведения предварительного «разброса мнений» - перед тем, как приступить к большому и важному делу. Но полезен и итоговый «разброс мнений», когда дело уже завершено.
«Я не задумывалась над этим вопросом раньше, но могу сказать, что…..»
«Мне кажется, что в этом вопросе главным является….»
«Ежедневно с данной проблемой сталкивается человек, когда…»
«Для меня этот вопрос не представляется трудным, потому что…»
«Я могу применить это в своей работе так как…»
« Я считаю, что заниматься этим следует потому, что…»
«Меня в этом вопросе больше всего смущает…»
«Значимость этого вопроса в том…»
«У зеркала».
Умение отдавать себе отчет в собственной жизни является одним из значительных признаков личностного развития человека. Формированию данного умения способствует групповая работа с педагогами под названием «У зеркала». Суть этого дела – поставить педагога перед самим собою хотя бы на мгновение, предоставив возможность взглянуть на себя со стороны как на некое неповторимое, отличное от всех, как на носителя человеческих свойств и качеств, некоторый эмансипированный, самостоятельный внутренний мир в его автономии от окружения.
У зеркала рассаживается группа, либо каждый член группы – перед отдельным зеркалом. Перед каждым участником лежит веер цветных карточек, на обороте которых написаны незавершенные фразы. Поочередно перевертывая карточки, участники группового занятия, глядя на себя в зеркало, завершают фразу про себя, мысленно, или же вслух. Если зеркало у каждого, то по просьбе ведущего все одновременно берут карточку одного цвета и сообщают зеркальному отображению свое мнение. В зеркале мы воспринимаем лишь оболочку человека без его содержательного наполнения, оно – своеобразный идеологический вакуум, который мы вправе наполнить самовольно собственным идеологическим соком. Зеркало помогает нам вывести наше «я» за пределы нас самих, увидеть на время свою личность со стороны, представив ее в качестве объекта рассмотрения и наблюдения.
Примеры текста карточек: «Я вижу перед собой…», «Я обнаруживаю в себе…», «Мне интересен этот человек, потому что…», «Я бы не возражала побеседовать с ней , потому что…», «Я хотела бы задать прямой вопрос…», «В моем собеседнике мне непонятным кажется…».
«Сократовская беседа»
Данная форма получила название по имени философа Сократа, обучавшего учеников путем постановки системы вопросов.
Ее возникновение связано с социальными причинами: сегодня гораздо важнее видеть проблемы, чем иметь ответ на них; самостоятельно производить выбор, чем получать готовый; уметь мыслить, чем уметь извлекать чужое мнение. Затребованную временем способность следует неуклонно и постоянно развивать. «Сократовская беседа» - одна из форм культивирования искусства думать, умения ставить вопросы там, где они не лежат на поверхности, взрывая очевидность общепринятых расхожих суждений.