Файл: Жизнедеятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 461

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

157

немедленно извещать своего непосредственного или выше- стоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здо- ровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на произ- водстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания.
Предупредительный надзор за охраной труда осуществляется еще до пуска в эксплуатацию промышленных зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов. В предупредительный над- зор входит прием в эксплуатацию промышленных зданий, машин, станков, технологических процессов (ст. 215 ТК РФ).
Постановлениями Правительства РФ функции по надзору за ох- раной труда возлагаются на такие организации, как Ростехнадзор Рос- сии, Роспотребнадзор России, Роструд России. Они осуществляют свою деятельность непосредственно и через свои территориальные ор- ганы во взаимодействии с другими федеральными органами исполни- тельной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, ор- ганами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атом- ному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом испол- нительной власти. Она осуществляет функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атом- ной энергии; безопасности электрических и тепловых установок и сетей
(кроме бытовых установок и сетей); безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооруже- ний, а также гидротехнических сооружений, полномочия по надзору за которыми переданы органам местного самоуправления); безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов про- мышленного назначения; специальные функции в области государст- венной безопасности в указанной сфере, в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воз- действия, а также функции по организации и проведению государст- венной экологической экспертизы федерального уровня.
Постановлением Правительства РФ от 04.05.2008 № 333 установ- лены полномочия Федеральной службы по экологическому, технологи- ческому и атомному надзору в области противодействия терроризму.


158
Согласно постановлению Правительства РФ от 19.11.2008
№ 864 Ростехнадзор России осуществляет государственный кон- троль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций в об- ласти инженерных изысканий, архитектурно-строительного проек- тирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объ- ектов капитального строительства, а также ведение реестра указан- ных организаций.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным орга- ном исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благопо- лучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Она находится в ведении Министерства здравоохранения и социаль- ного развития Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.05.2005 № 303 установ- лены полномочия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет надзор и контроль над исполне- нием обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на- селения, защиты прав потребителей в области потребительского рынка, в том числе:

государственный санитарно-эпидемиологический надзор за со- блюдением санитарного законодательства;

государственный контроль над соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

контроль над соблюдением правил продажи отдельных пред- усмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;

санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

контроль над впервые внедряемыми в производство и ранее не использовавшимися химическими, биологическими веществами и из-

159
готовляемыми на их основе препаратами, потенциально опасными для человека (кроме лекарственных средств);

контроль над отдельными видами продукции, представляющими потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств).
Кроме того, данная служба:

информирует органы государственной власти Российской Фе- дерации, органы государственной власти субъектов Российской Феде- рации, органы местного самоуправления и население о санитарно- эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспече- нию санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

организует деятельность системы государственной санитарно- эпидемиологической службы Российской Федерации;

осуществляет в установленном порядке проверку деятельнос- ти юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законода- тельства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров;

осуществляет иные функции в установленной сфере деятель- ности, если такие предусмотрены федеральными законами.
В соответствии с письмом Роспотребнадзора от 07.03.2006
№ 0100/2473–06–32 должностным лицам службы запрещается осуще- ствление «контрольной покупки», поскольку она не включена в пере- чень мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Федеральная служба по труду и занятости является федераль- ным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной граж- данской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содей- ствия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой мигра- ции и урегулирования коллективных трудовых споров. Служба нахо- дится в ведении Министерства труда и социальной защиты Россий- ской Федерации.
Федеральная служба по труду и занятости осуществляет:

контроль над соблюдением работодателями трудового законо- дательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обяза-


160
тельных для исполнения предписаний об устранении нарушений, со- ставления протоколов об административных правонарушениях в пре- делах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с феде- ральными законами и иными нормативными правовыми актами Рос- сийской Федерации;

контроль над соблюдением установленного порядка расследо- вания и учета несчастных случаев на производстве;

контроль над осуществлением органами государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения своих функций в полном объеме и качественно с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, о привлечении к установленной законодательством Россий- ской Федерации ответственности должностных лиц органов и государ- ственных учреждений службы занятости населения субъектов РФ, об отстранении от должности указанных должностных лиц;

надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществля- емым органами государственной власти субъектов РФ в области со- действия занятости населения, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных пра- вовых актов или о внесении в них изменений; надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обяза- тельному социальному страхованию от несчастных случаев на произ- водстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

контроль над прохождением гражданами альтернативной граж- данской службы и увольнением с нее;

принятие решения о переводе гражданина, проходящего аль- тернативную гражданскую службу, из одной организации в другую;

рассмотрение в соответствии с законодательством Российской
Федерации дел об административных правонарушениях;

анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике;

содействие в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заклю-

161
чаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллектив- ных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерально- го бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Фе- дерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастов- ка не может быть проведена;

информирование о положении на рынке труда в Российской
Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и за- щиты от безработицы;

анализ обстоятельств и причин выявленных нарушений трудо- вого законодательства и иных нормативных правовых актов, содержа- щих нормы трудового права, принятие мер по их устранению и вос- становлению нарушенных трудовых прав граждан;

иные функции в установленной сфере деятельности, если та- ковые предусмотрены федеральными законами, нормативными право- выми актами Президента РФ или Правительства РФ.
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   28

Вопросы
и
задания
для
самоконтроля
1. На кого возлагается ответственность за условия и охрану тру- да на производстве?
2. Назовите принципы осуществления государственной полити- ки в области охраны труда.
3. Какие органы осуществляют государственный надзор и кон- троль за охраной труда? Каковы их полномочия?
4. Кто проводит инструктажи работников по технике безопасно- сти и в какие сроки?
2.2.
Законодательство
по
охране
труда
Основные
законодательные акты по охране труда и принци-
пы
государственной политики в области охраны труда. В России централизованные нормы трудового законодательства, устанавли- вающие минимум правовых мер по охране труда, сочетаются с дого- ворным методом, конкретизирующим этот минимум в социально- партнерских соглашениях, коллективных договорах, а также трудо- вых договорах (контрактах).

162
В настоящее время основными нормативными актами об охране труда являются Трудовой кодекс РФ, Закон РФ о профсоюзах (ст. 20), а также иные нормативные акты, принятые Президентом РФ, Прави- тельством РФ, Министерством труда и социального развития РФ и спе- циализированными федеральными инспекциями по надзору за охра- ной труда (Роструд России, Ростехнадзор России, Роспотребнадзор
России и др.); единые и отраслевые правила техники безопасности и производственной гигиены труда (многие из которых в целях уни- фикации требований по охране труда включены в стандарты); Систе- ма стандартов безопасности труда.
Трудовой кодекс РФ (в редакции Федерального закона от 30.06.2006
№ 90-ФЗ) закрепил основные принципы государственной политики в области охраны труда, право работников на охрану труда и гарантии этого права. В нем предусмотрены правовой и экономический меха- низмы обеспечения охраны труда, надзора и контроля над соблюдени- ем законодательства об охране труда и ответственность за его нару- шение. Таким образом, основное внимание в ТК РФ уделено обеспе- чению охраны труда, что в настоящее время особенно важно. Трудо- вой кодекс предусматривает, что охраной труда управляет государст- во непосредственно через Правительство РФ или по его поручению через федеральные органы исполнительной власти. В нем закреплены единые принципы и нормы охраны труда, а также понятия условий труда, вредного и опасного производственных факторов, безопасных условий труда, рабочего места, средств индивидуальной и коллектив- ной защиты работников, сертификата безопасности, производствен- ной деятельности.
Трудовым законодательством предусматривается создание и ук- репление службы охраны труда, а также института уполномоченных
(доверенных) лиц и комиссий (комитетов) по охране труда в организа- циях независимо от форм собственности, продолжение работы по пе- ресмотру действующих нормативных правовых актов об охране труда.
Основные принципы государственной политики в области охра- ны труда закреплены в ст. 210 ТК РФ. По направленности их можно разделить на следующие три группы:

принципы организации труда;

принципы экономической политики в области охраны труда;

организационные принципы охраны труда.


163
Принципы организации труда:
1) признание и обеспечение приоритета сохранения жизни и здо- ровья работников;
2) координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и соци- альной деятельности;
3) международное сотрудничество в области охраны труда;
4) принятие и реализация федеральных законов и иных норматив- ных правовых актов Российской Федерации в области охраны труда;
5) государственное управление охраной труда, включая государ- ственный надзор и контроль над соблюдением государственных нор- мативных требований охраны труда и государственную экспертизу условий труда;
6) установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
7) содействие общественному контролю над соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
8) расследование и учет несчастных случаев и профессиональ- ных заболеваний;
9) организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессио- нальной заболеваемости и об их материальных последствиях.
Принципы экономической государственной политики в области
охраны труда:
1) проведение эффективной налоговой политики, стимулирую- щей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение без- опасной техники и технологий, производство средств индивидуаль- ной и коллективной защиты;
2) участие государства в финансировании мероприятий по охра- не труда;
3) установление компенсаций за тяжелую работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
4) защита законных интересов работников, пострадавших от не- счастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального стра- хования работников от несчастных случаев на производстве и про- фессиональных заболеваний.

164
Организационные принципы охраны труда:
1) подготовка специалистов в области охраны труда и повыше- ние их квалификации;
2) обеспечение функционирования единой информационной сис- темы охраны труда;
3) распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда.
К указанным принципам следует добавить и принцип особой защиты от производственных вредностей тех, кто нуждается в такой защите: женщин, подростков, инвалидов (гл. 41 и 42 ТК РФ, ст. 23, 24,
26 и 27 Основ законодательства об охране здоровья граждан).
Нормативная
и нормативно-техническая документация. Нор-
мативная документация определяет требования к условиям труда, т. е. к уровню вредных производственных факторов.
Нормативно-техническая документация обеспечивает защиту работающих от действия опасных и вредных факторов, определяет требования к производственному оборудованию и производственным помещениям, к организации и проведению технологических процес- сов, созданию и применению средств защиты.
Требования нормативной и нормативно-технической докумен- тации должны учитываться как на этапе эксплуатации сооружений, оборудования, средств защиты и осуществления технологических процессов, так и на этапе их проектирования.
Нормативная документация представлена санитарными норма- ми и правилами Минздрава РФ (СН, СанПиН, ГН), строительными нормами и правилами (СНиП) и стандартами Госстандарта РФ. Нор- мативно-техническая документация включает правила, нормы, строи- тельные нормы и правила, инструкции, стандарты.
Нормы и правила в области охраны труда подразделяются:

на единые (федеральные), которые распространяются на все от- расли экономики, принимаются федеральными директивными органа- ми совместно или по соглашению с Федерацией профсоюзов и содер- жат важнейшие требования, единые для всего хозяйства страны;

межотраслевые, распространяющиеся на несколько отраслей либо на отдельные виды производства или работ во всех отраслях.
Порядок их принятия такой же, как и федеральных;