ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 455
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава
3
.
БЕЗОПАСНОСТЬ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В
УСЛОВИЯХ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ
3.1.
Единая
государственная
система
предупреждения
и
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций
.
Нормативно
-
правовые
акты
по
чрезвычайным
ситуациям
Тысячелетняя практика жизнедеятельности человека свидетель- ствует о том, что ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, любая деятельность потен- циально опасна.
Тенденция роста чрезвычайных ситуаций (ЧС) сохраняется. Уве- личивается число ЧС техногенного и природного характера. В связи с этим одна из основных проблем государства – создание гарантий без- опасного проживания и деятельности населения на всей его террито- рии как в мирное, так и в военное время [5]. Для этого в 1991 г. было создано Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычай- ным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) – федеральный орган исполнительной власти для осуществления госу- дарственного управления, координации и контроля в области граждан- ской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и приме- нением противником средств поражения.
Логическим продолжением деятельности в указанном направле- нии стало создание единой российской государственной системы пре- дупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситу- аций (РСЧС).
Для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а в случаях их возникновения – для ликвидации последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба экономике было принято постановление Прави- тельства РФ «О создании Российской системы предупреждения и дей- ствий в чрезвычайных ситуациях» от 18.04.1992 № 261.
192
С декабря 1994 г. основополагающим документом, регламенти- рующим и определяющим общие для Российской Федерации организа- ционно-правовые нормы в области защиты граждан, всего земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и со- циального назначения, а также окружающей природной среды, являет- ся Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвы- чайных ситуаций природного и техногенного характера». Во исполне- ние его и в целях совершенствования системы предупреждения и лик- видации чрезвычайных ситуаций Правительством РФ было принято постановление «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 05.11.1995 № 113.
Указанное постановление утвердило Положение о единой государ- ственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа- ций, которое определяет порядок ее организации и функционирования.
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства феде- ральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организа- ций, в полномочия которых входит решение вопросов в области за- щиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осущест- вляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных
Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвы- чайных ситуаций природного и техногенного характера».
РСЧС, состоящая из функциональных и территориальных под- систем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях и решает следующие основные задачи:
●
разработка и реализация правовых и экономических норм, свя- занных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
●
осуществление целевых и научно-технических программ, на- правленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости фун- кционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;
●
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
●
сбор, обработка информации в области защиты населения и территорий в ЧС;
193
●
подготовка населения к действиям в ЧС;
●
прогнозирование и оценка социально-экономических послед- ствий ЧС;
●
создание резервов финансовых и материальных ресурсов;
●
осуществление государственной экспертизы, надзора и кон- троля в области защиты населения и территорий от ЧС;
●
ликвидация ЧС;
●
осуществление мер по социальной защите населения, постра- давшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
●
международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Государственной думой принят Федеральный закон «О промыш- ленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997
№ 116-ФЗ, который определяет правовые, экономические и социаль- ные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных произ- водственных объектов, направлен на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации по- следствий указанных аварий.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 № 712 утвер- ждено Положение о государственном надзоре в области защиты насе- ления и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техно- генного характера, осуществляемом Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации по- следствий стихийных бедствий. В сферу ведения данного министер- ства входит решение задач в области предупреждения чрезвычайных ситуаций. Структурные подразделения территориальных органов
МЧС – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвы- чайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи в области граж- данской обороны и предупреждения и ликвидации чрезвычайных си- туаций в субъектах РФ.
Органы государственного надзора руководствуются в своей де- ятельности Конституцией РФ, федеральными законами, указами и рас- поряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями
Правительства РФ, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного решать задачи в об-
194
ласти защиты от чрезвычайных ситуаций. Так, например, постановле- нием Госстандарта России в 1994 г. приняты и введены в действие:
●
ГОСТ Р 22.0.05–94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях».
Стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области безопасности в техногенных чрезвычайных ситуациях. Они обязательны для применения во всех видах документации и литерату- ры по безопасности в чрезвычайных ситуациях;
●
межгосударственный стандарт ГОСТ 12.1.010–76
*
«Взрывобез- опасность. Общие требования» (с изменениями, утвержденными в фев- рале 1983 г.). Стандарт распространяется на производственные процес- сы (включая транспортирование и хранение), в которых участвуют ве- щества, способные образовать взрывоопасную среду, и устанавливает общие требования по обеспечению их взрывобезопасности. Стандарт не распространяется на производственные процессы, связанные с из- готовлением, применением, транспортированием и хранением взрыв- чатых веществ, и полностью соответствует СТ СЭВ 3517–81;
●
межгосударственный стандарт ГОСТ 12.1.008–76
*
«Биологичес- кая безопасность. Общие требования» (переиздан в сентябре 1999 г.).
Стандарт распространяется на работы с биологическими объектами.
Он устанавливает общие требования безопасности и является основой для разработки комплекса государственных и отраслевых стандартов по биологической безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юриди- ческих лиц, государственного и муниципального имущества от пожа- ров приняты Федеральный закон «О пожарной безопасности» от
21.12.1994 № 69-ФЗ (в редакции федеральных законов по состоянию на октябрь 2010 г.) и Федеральный закон «Технический регламент и требования пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ.
Первый из них определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Россий- ской Федерации; регулирует отношения в этой области между орга- нами государственной власти, местного самоуправления, учрежде- ниями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности, а также между общественны- ми объединениями, должностными лицами, гражданами Российской
Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
195
Технический регламент определяет основные положения техни- ческого регулирования в области пожарной безопасности и устанав- ливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты
(продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, про- мышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Все производственные процессы должны соответствовать требова- ниям стандартов и действующим нормам технологического проектирова- ния, утвержденным в установленном порядке, а также нормам и прави- лам безопасности, утвержденным органами государственного надзора.
Словосочетанием «чрезвычайная ситуация» обозначают опасные события или явления, приводящие к нарушению безопасности жизне- деятельности. В области научных знаний безопасности жизнедеятель- ности под чрезвычайной ситуацией в широком смысле понимают реа- лизацию опасности, которая угрожает жизни и здоровью людей.
Чрезвычайными ситуациями называют обстоятельства, возни- кающие в результате природных стихийных бедствий, аварий и ка- тастроф техногенного, экологического происхождения, военного, со- циального и политического характера, вызывающие резкое отклоне- ние от нормы жизнедеятельности людей, экономики, социальной сфе- ры или природной среды [3].
Потенциальность опасности означает ее скрытость, неопреде- ленность во времени и пространстве. Чтобы эта скрытая сила прояви- лась, необходимы условия, позволяющие потенциальной опасности реализоваться. Такие условия («пусковые механизмы») называют причинами. Вне зависимости от того, известны они или нет, причины всегда существуют. Знание этих причин, умение их идентифициро- вать и составляют основу профилактики чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, потенциальная опасность благодаря причинам реализуется в событие, именуемое чрезвычайной ситуацией, которое имеет различные последствия для общества (гибель и заболевания людей, материальный ущерб и т. п.). Иными словами, чрезвычайная ситуация – это реализовавшаяся опасность.
В литературе часто используется понятие «экстремальная ситуа- ция», которое отражает воздействие на человека опасных и вредных факторов, приведших к несчастному случаю или чрезмерному отрица- тельному эмоционально-психологическому воздействию. К экстремаль- ным ситуациям относятся травмы на производстве, пожары, взрывы,
196
дорожно-транспортные происшествия, а также обстоятельства, кото- рые могут привести к травмам различной тяжести. Экстремальные ситуации обычно связаны с небольшим количеством людей и имеют локальный характер.
Чрезвычайные ситуации – события, отличающиеся масштабно- стью, охватывающие значительную территорию и угрожающие боль- шому числу людей. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова слово
«чрезвычайный» трактуется как «исключительный, очень большой, превосходящий все» [14, с. 724].
При рассмотрении чрезвычайной ситуации как совокупности чрезвычайной и экстремальной ситуаций это явление называют опас-
ной ситуацией. В основе экстремальных и чрезвычайных ситуаций лежит остаточный риск, вытекающий из истины о потенциальной опасности любой деятельности человека.
В условиях чрезвычайной ситуации движимое естественным стрем- лением к самосохранению общество предпринимает осознанные, заранее предусмотренные меры, направленные на обеспечение безопасности.
Чрезвычайная ситуация – это явление, событие, процесс, у которо- го могут быть предвестники, несколько стадий развития и последствия.
Защита от чрезвычайной ситуации предусматривает систему мер, кото- рая включает:
●
ретроспективный анализ чрезвычайной ситуации;
●
проведение подготовительных работ;
●
подготовку к действиям в период чрезвычайной ситуации;
●
ликвидацию последствий и др.
Проблема чрезвычайных ситуаций включает в себя множество различных аспектов.
Вопросы
и
задания
для
самоконтроля
1. Дайте определение чрезвычайной ситуации.
2. Что означают понятия «опасная ситуация», «авария», «катаст- рофа»?
3. Назовите органы управления, надзора и контроля в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
4. Что включает система мер защиты от чрезвычайной ситуации?
197
3.2.
Классификация
,
причины
возникновения
и
характеристика
чрезвычайных
ситуаций
.
Действия
при
стихийных
бедствиях
,
авариях
и
катастрофах
Каждая чрезвычайная ситуация имеет свою физическую сущ- ность, свои, только ей присущие, причины возникновения, движущие силы, характер развития, свои особенности воздействия на человека и среду его обитания. Исходя из этого все ЧС могут быть классифи- цированы (систематизированы) по значительному числу признаков, описывающих эти сложные явления с различных характерных сторон их природы и свойств.
В частности, в практических целях классификационные струк- туры чрезвычайной ситуации строят по характеру их генезиса (при- чинам возникновения), по темпу развития (скорости распространения опасности), а также по масштабу распространения поражающих фак- торов с учетом тяжести последствий.
По причинам возникновения выделяются такие классы чрезвы- чайных ситуаций, как стихийные бедствия, техногенные катастрофы, антропогенные и экологические катастрофы, социально-политические конфликты.
Стихийные
бедствия. Это опасные природные явления или про- цессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферно- го и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают ката- строфические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением матери- альных ценностей, поражением и гибелью людей и животных.
К ним относятся землетрясения, наводнения, цунами, извержения вулканов, селевые потоки, оползни, обвалы, ураганы и смерчи, массо- вые лесные и торфяные пожары, снежные заносы и лавины. К числу стихийных бедствий относят также засухи, длительные проливные до- жди, сильные устойчивые морозы, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, массовое распространение вредителей лесного и сельского хозяйства.
Стихийные бедствия могут происходить:
●
в результате быстрого перемещения вещества (землетрясения, оползни);
●
в процессе высвобождения внутриземной энергии (вулканиче- ская деятельность, землетрясения);
198
●
при повышении водного уровня рек, озер и морей;
●
под воздействием необычайно сильного ветра (ураганы, ци- клоны).
Некоторые стихийные бедствия (пожары, обвалы, оползни и др.) могут возникать в результате действий самих людей, но последствия их всегда являются результатом действий сил природы. Для каждого стихийного бедствия характерно наличие присущих ему поражающих факторов, неблагоприятно воздействующих на состояние здоровья человека.
Подлинным бичом человечества являются землетрясения, на- воднения, массовые лесные и торфяные пожары, селевые потоки и оползни, бури, ураганы, смерчи, снежные заносы, обледенения. Они только за последние 20 лет унесли более 3 млн человеческих жизней.
Почти 1 млрд жителей нашей планеты, по данным ООН, за этот пери- од испытали последствия стихийных бедствий.
Землетрясения. Это подземные удары (толчки) и колебания по- верхности земли, вызванные естественными процессами, происходя- щими в земной коре.
Проекция центра очага землетрясения на поверхности земли на- зывается эпицентром. Очаги землетрясения возникают на различных глубинах, большей частью в 20–30 км от поверхности. По своей ин- тенсивности (проявлению сил природы на поверхности) землетрясе- ния подразделяются на 12 градаций – баллов.
Как правило, они охватывают обширные территории. Часто на- рушается целостность грунта, разрушаются здания и сооружения, вы- ходят из строя водопровод, канализация, линии связи, электро- и га- зоснабжения, имеются человеческие жертвы. Это одно из наиболее страшных стихийных бедствий. По данным ЮНЕСКО, землетрясени- ям принадлежит первое место по причиняемому экономическому ущербу и числу человеческих жертв.
Когда землетрясение происходит под водой, возникают огром- ные волны – цунами. Порой их высота достигает 60 м (16-этажный дом). Они вызывают огромные разрушения на суше.
Предупредить начало землетрясения точно пока невозможно.
Прогноз оправдывается в 80 % случаев и носит ориентировочный ха- рактер. Однако сибирским ученым удалось предсказать землетрясе- ние в Японии довольно точно. Они пришли к выводу, что страшное
199
стихийное бедствие силой в 7 баллов может произойти в Японии в пе- риод с 10 по 12 января 1995 г. Как оказалось, ученые ошиблись в сро- ках примерно на 5 дней, а в силе подземного толчка – всего на
0,2 балла. Их предположения основывались на резком росте сейсми- ческой активности на всей планете начиная с 4 января 1995 г.
Следует помнить, что пятая часть территории России подверже- на землетрясениям силой более 7 баллов. К чрезвычайно опасным зо- нам относятся Северный Кавказ, Якутия, Прибайкалье, Сахалин, Кам- чатка, Курильские острова [5].
При землетрясениях наибольший ущерб наносится каменным, кирпичным, железобетонным и земляным постройкам. 7 декабря 1988 г. землетрясение в Армении из-за низкого качества построенных домов привело к необычайно большому числу жертв.
Серьезным испытанием стало землетрясение, происшедшее в ночь с 28 на 29 мая 1995 г. на севере Сахалина. Город Нефтегорск оказался полностью разрушен. Погибло около 70 % населения. В мае 2008 г. в результате землетрясения в Китае (провинция Сычуань) погибло
80 тыс. человек.
Как следует поступать при землетрясении? Если первые толчки застали дома (на первом этаже), надо немедленно взять детей и как можно скорее выбежать на улицу. В распоряжении не более 15–
20 с. Тем, кто оказался на втором и последующих этажах, следует встать в дверных и балконных проемах, распахнув двери и прижав к се- бе ребенка. Чтобы не пораниться кусками штукатурки, стекла, посуды, картин, светильников, нужно спрятаться под стол, кровать, в платяной шкаф, закрыв лицо руками. Можно воспользоваться углами, образован- ными капитальными стенами, узкими коридорами внутри здания, встать возле опорных колонн, так как эти места наиболее прочны. Здесь боль- ше шансов остаться невредимыми. Ни в коем случае нельзя прыгать из окон и с балконов.
Как только толчки прекратятся, нужно немедленно выйти на улицу, подальше от здания, на свободную площадку. Нельзя пользо- ваться лифтом, в любой момент он может остановиться.
Если первые толчки застали на улице, следует немедленно отой- ти дальше от зданий, сооружений, заборов и столбов: они могут упасть и придавить.
3
.
БЕЗОПАСНОСТЬ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В
УСЛОВИЯХ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ
3.1.
Единая
государственная
система
предупреждения
и
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций
.
Нормативно
-
правовые
акты
по
чрезвычайным
ситуациям
Тысячелетняя практика жизнедеятельности человека свидетель- ствует о том, что ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, любая деятельность потен- циально опасна.
Тенденция роста чрезвычайных ситуаций (ЧС) сохраняется. Уве- личивается число ЧС техногенного и природного характера. В связи с этим одна из основных проблем государства – создание гарантий без- опасного проживания и деятельности населения на всей его террито- рии как в мирное, так и в военное время [5]. Для этого в 1991 г. было создано Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычай- ным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) – федеральный орган исполнительной власти для осуществления госу- дарственного управления, координации и контроля в области граждан- ской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и приме- нением противником средств поражения.
Логическим продолжением деятельности в указанном направле- нии стало создание единой российской государственной системы пре- дупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситу- аций (РСЧС).
Для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а в случаях их возникновения – для ликвидации последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба экономике было принято постановление Прави- тельства РФ «О создании Российской системы предупреждения и дей- ствий в чрезвычайных ситуациях» от 18.04.1992 № 261.
192
С декабря 1994 г. основополагающим документом, регламенти- рующим и определяющим общие для Российской Федерации организа- ционно-правовые нормы в области защиты граждан, всего земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и со- циального назначения, а также окружающей природной среды, являет- ся Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвы- чайных ситуаций природного и техногенного характера». Во исполне- ние его и в целях совершенствования системы предупреждения и лик- видации чрезвычайных ситуаций Правительством РФ было принято постановление «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 05.11.1995 № 113.
Указанное постановление утвердило Положение о единой государ- ственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа- ций, которое определяет порядок ее организации и функционирования.
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства феде- ральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организа- ций, в полномочия которых входит решение вопросов в области за- щиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осущест- вляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных
Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвы- чайных ситуаций природного и техногенного характера».
РСЧС, состоящая из функциональных и территориальных под- систем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях и решает следующие основные задачи:
●
разработка и реализация правовых и экономических норм, свя- занных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
●
осуществление целевых и научно-технических программ, на- правленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости фун- кционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;
●
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
●
сбор, обработка информации в области защиты населения и территорий в ЧС;
193
●
подготовка населения к действиям в ЧС;
●
прогнозирование и оценка социально-экономических послед- ствий ЧС;
●
создание резервов финансовых и материальных ресурсов;
●
осуществление государственной экспертизы, надзора и кон- троля в области защиты населения и территорий от ЧС;
●
ликвидация ЧС;
●
осуществление мер по социальной защите населения, постра- давшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
●
международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Государственной думой принят Федеральный закон «О промыш- ленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997
№ 116-ФЗ, который определяет правовые, экономические и социаль- ные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных произ- водственных объектов, направлен на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации по- следствий указанных аварий.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 № 712 утвер- ждено Положение о государственном надзоре в области защиты насе- ления и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техно- генного характера, осуществляемом Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации по- следствий стихийных бедствий. В сферу ведения данного министер- ства входит решение задач в области предупреждения чрезвычайных ситуаций. Структурные подразделения территориальных органов
МЧС – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвы- чайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи в области граж- данской обороны и предупреждения и ликвидации чрезвычайных си- туаций в субъектах РФ.
Органы государственного надзора руководствуются в своей де- ятельности Конституцией РФ, федеральными законами, указами и рас- поряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями
Правительства РФ, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного решать задачи в об-
194
ласти защиты от чрезвычайных ситуаций. Так, например, постановле- нием Госстандарта России в 1994 г. приняты и введены в действие:
●
ГОСТ Р 22.0.05–94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях».
Стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области безопасности в техногенных чрезвычайных ситуациях. Они обязательны для применения во всех видах документации и литерату- ры по безопасности в чрезвычайных ситуациях;
●
межгосударственный стандарт ГОСТ 12.1.010–76
*
«Взрывобез- опасность. Общие требования» (с изменениями, утвержденными в фев- рале 1983 г.). Стандарт распространяется на производственные процес- сы (включая транспортирование и хранение), в которых участвуют ве- щества, способные образовать взрывоопасную среду, и устанавливает общие требования по обеспечению их взрывобезопасности. Стандарт не распространяется на производственные процессы, связанные с из- готовлением, применением, транспортированием и хранением взрыв- чатых веществ, и полностью соответствует СТ СЭВ 3517–81;
●
межгосударственный стандарт ГОСТ 12.1.008–76
*
«Биологичес- кая безопасность. Общие требования» (переиздан в сентябре 1999 г.).
Стандарт распространяется на работы с биологическими объектами.
Он устанавливает общие требования безопасности и является основой для разработки комплекса государственных и отраслевых стандартов по биологической безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юриди- ческих лиц, государственного и муниципального имущества от пожа- ров приняты Федеральный закон «О пожарной безопасности» от
21.12.1994 № 69-ФЗ (в редакции федеральных законов по состоянию на октябрь 2010 г.) и Федеральный закон «Технический регламент и требования пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ.
Первый из них определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Россий- ской Федерации; регулирует отношения в этой области между орга- нами государственной власти, местного самоуправления, учрежде- ниями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности, а также между общественны- ми объединениями, должностными лицами, гражданами Российской
Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
195
Технический регламент определяет основные положения техни- ческого регулирования в области пожарной безопасности и устанав- ливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты
(продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, про- мышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Все производственные процессы должны соответствовать требова- ниям стандартов и действующим нормам технологического проектирова- ния, утвержденным в установленном порядке, а также нормам и прави- лам безопасности, утвержденным органами государственного надзора.
Словосочетанием «чрезвычайная ситуация» обозначают опасные события или явления, приводящие к нарушению безопасности жизне- деятельности. В области научных знаний безопасности жизнедеятель- ности под чрезвычайной ситуацией в широком смысле понимают реа- лизацию опасности, которая угрожает жизни и здоровью людей.
Чрезвычайными ситуациями называют обстоятельства, возни- кающие в результате природных стихийных бедствий, аварий и ка- тастроф техногенного, экологического происхождения, военного, со- циального и политического характера, вызывающие резкое отклоне- ние от нормы жизнедеятельности людей, экономики, социальной сфе- ры или природной среды [3].
Потенциальность опасности означает ее скрытость, неопреде- ленность во времени и пространстве. Чтобы эта скрытая сила прояви- лась, необходимы условия, позволяющие потенциальной опасности реализоваться. Такие условия («пусковые механизмы») называют причинами. Вне зависимости от того, известны они или нет, причины всегда существуют. Знание этих причин, умение их идентифициро- вать и составляют основу профилактики чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, потенциальная опасность благодаря причинам реализуется в событие, именуемое чрезвычайной ситуацией, которое имеет различные последствия для общества (гибель и заболевания людей, материальный ущерб и т. п.). Иными словами, чрезвычайная ситуация – это реализовавшаяся опасность.
В литературе часто используется понятие «экстремальная ситуа- ция», которое отражает воздействие на человека опасных и вредных факторов, приведших к несчастному случаю или чрезмерному отрица- тельному эмоционально-психологическому воздействию. К экстремаль- ным ситуациям относятся травмы на производстве, пожары, взрывы,
196
дорожно-транспортные происшествия, а также обстоятельства, кото- рые могут привести к травмам различной тяжести. Экстремальные ситуации обычно связаны с небольшим количеством людей и имеют локальный характер.
Чрезвычайные ситуации – события, отличающиеся масштабно- стью, охватывающие значительную территорию и угрожающие боль- шому числу людей. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова слово
«чрезвычайный» трактуется как «исключительный, очень большой, превосходящий все» [14, с. 724].
При рассмотрении чрезвычайной ситуации как совокупности чрезвычайной и экстремальной ситуаций это явление называют опас-
ной ситуацией. В основе экстремальных и чрезвычайных ситуаций лежит остаточный риск, вытекающий из истины о потенциальной опасности любой деятельности человека.
В условиях чрезвычайной ситуации движимое естественным стрем- лением к самосохранению общество предпринимает осознанные, заранее предусмотренные меры, направленные на обеспечение безопасности.
Чрезвычайная ситуация – это явление, событие, процесс, у которо- го могут быть предвестники, несколько стадий развития и последствия.
Защита от чрезвычайной ситуации предусматривает систему мер, кото- рая включает:
●
ретроспективный анализ чрезвычайной ситуации;
●
проведение подготовительных работ;
●
подготовку к действиям в период чрезвычайной ситуации;
●
ликвидацию последствий и др.
Проблема чрезвычайных ситуаций включает в себя множество различных аспектов.
Вопросы
и
задания
для
самоконтроля
1. Дайте определение чрезвычайной ситуации.
2. Что означают понятия «опасная ситуация», «авария», «катаст- рофа»?
3. Назовите органы управления, надзора и контроля в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
4. Что включает система мер защиты от чрезвычайной ситуации?
197
3.2.
Классификация
,
причины
возникновения
и
характеристика
чрезвычайных
ситуаций
.
Действия
при
стихийных
бедствиях
,
авариях
и
катастрофах
Каждая чрезвычайная ситуация имеет свою физическую сущ- ность, свои, только ей присущие, причины возникновения, движущие силы, характер развития, свои особенности воздействия на человека и среду его обитания. Исходя из этого все ЧС могут быть классифи- цированы (систематизированы) по значительному числу признаков, описывающих эти сложные явления с различных характерных сторон их природы и свойств.
В частности, в практических целях классификационные струк- туры чрезвычайной ситуации строят по характеру их генезиса (при- чинам возникновения), по темпу развития (скорости распространения опасности), а также по масштабу распространения поражающих фак- торов с учетом тяжести последствий.
По причинам возникновения выделяются такие классы чрезвы- чайных ситуаций, как стихийные бедствия, техногенные катастрофы, антропогенные и экологические катастрофы, социально-политические конфликты.
Стихийные
бедствия. Это опасные природные явления или про- цессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферно- го и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают ката- строфические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением матери- альных ценностей, поражением и гибелью людей и животных.
К ним относятся землетрясения, наводнения, цунами, извержения вулканов, селевые потоки, оползни, обвалы, ураганы и смерчи, массо- вые лесные и торфяные пожары, снежные заносы и лавины. К числу стихийных бедствий относят также засухи, длительные проливные до- жди, сильные устойчивые морозы, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, массовое распространение вредителей лесного и сельского хозяйства.
Стихийные бедствия могут происходить:
●
в результате быстрого перемещения вещества (землетрясения, оползни);
●
в процессе высвобождения внутриземной энергии (вулканиче- ская деятельность, землетрясения);
198
●
при повышении водного уровня рек, озер и морей;
●
под воздействием необычайно сильного ветра (ураганы, ци- клоны).
Некоторые стихийные бедствия (пожары, обвалы, оползни и др.) могут возникать в результате действий самих людей, но последствия их всегда являются результатом действий сил природы. Для каждого стихийного бедствия характерно наличие присущих ему поражающих факторов, неблагоприятно воздействующих на состояние здоровья человека.
Подлинным бичом человечества являются землетрясения, на- воднения, массовые лесные и торфяные пожары, селевые потоки и оползни, бури, ураганы, смерчи, снежные заносы, обледенения. Они только за последние 20 лет унесли более 3 млн человеческих жизней.
Почти 1 млрд жителей нашей планеты, по данным ООН, за этот пери- од испытали последствия стихийных бедствий.
Землетрясения. Это подземные удары (толчки) и колебания по- верхности земли, вызванные естественными процессами, происходя- щими в земной коре.
Проекция центра очага землетрясения на поверхности земли на- зывается эпицентром. Очаги землетрясения возникают на различных глубинах, большей частью в 20–30 км от поверхности. По своей ин- тенсивности (проявлению сил природы на поверхности) землетрясе- ния подразделяются на 12 градаций – баллов.
Как правило, они охватывают обширные территории. Часто на- рушается целостность грунта, разрушаются здания и сооружения, вы- ходят из строя водопровод, канализация, линии связи, электро- и га- зоснабжения, имеются человеческие жертвы. Это одно из наиболее страшных стихийных бедствий. По данным ЮНЕСКО, землетрясени- ям принадлежит первое место по причиняемому экономическому ущербу и числу человеческих жертв.
Когда землетрясение происходит под водой, возникают огром- ные волны – цунами. Порой их высота достигает 60 м (16-этажный дом). Они вызывают огромные разрушения на суше.
Предупредить начало землетрясения точно пока невозможно.
Прогноз оправдывается в 80 % случаев и носит ориентировочный ха- рактер. Однако сибирским ученым удалось предсказать землетрясе- ние в Японии довольно точно. Они пришли к выводу, что страшное
199
стихийное бедствие силой в 7 баллов может произойти в Японии в пе- риод с 10 по 12 января 1995 г. Как оказалось, ученые ошиблись в сро- ках примерно на 5 дней, а в силе подземного толчка – всего на
0,2 балла. Их предположения основывались на резком росте сейсми- ческой активности на всей планете начиная с 4 января 1995 г.
Следует помнить, что пятая часть территории России подверже- на землетрясениям силой более 7 баллов. К чрезвычайно опасным зо- нам относятся Северный Кавказ, Якутия, Прибайкалье, Сахалин, Кам- чатка, Курильские острова [5].
При землетрясениях наибольший ущерб наносится каменным, кирпичным, железобетонным и земляным постройкам. 7 декабря 1988 г. землетрясение в Армении из-за низкого качества построенных домов привело к необычайно большому числу жертв.
Серьезным испытанием стало землетрясение, происшедшее в ночь с 28 на 29 мая 1995 г. на севере Сахалина. Город Нефтегорск оказался полностью разрушен. Погибло около 70 % населения. В мае 2008 г. в результате землетрясения в Китае (провинция Сычуань) погибло
80 тыс. человек.
Как следует поступать при землетрясении? Если первые толчки застали дома (на первом этаже), надо немедленно взять детей и как можно скорее выбежать на улицу. В распоряжении не более 15–
20 с. Тем, кто оказался на втором и последующих этажах, следует встать в дверных и балконных проемах, распахнув двери и прижав к се- бе ребенка. Чтобы не пораниться кусками штукатурки, стекла, посуды, картин, светильников, нужно спрятаться под стол, кровать, в платяной шкаф, закрыв лицо руками. Можно воспользоваться углами, образован- ными капитальными стенами, узкими коридорами внутри здания, встать возле опорных колонн, так как эти места наиболее прочны. Здесь боль- ше шансов остаться невредимыми. Ни в коем случае нельзя прыгать из окон и с балконов.
Как только толчки прекратятся, нужно немедленно выйти на улицу, подальше от здания, на свободную площадку. Нельзя пользо- ваться лифтом, в любой момент он может остановиться.
Если первые толчки застали на улице, следует немедленно отой- ти дальше от зданий, сооружений, заборов и столбов: они могут упасть и придавить.