Файл: Жизнедеятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 449

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

208
Следствием аварий могут являться взрывы и пожары. При взры-
вах ударная волна приводит не только к разрушениям, но и к челове- ческим жертвам. Степень и характер разрушений зависят, кроме мощ- ности взрыва, от технического состояния сооружений, характера за- стройки и рельефа местности.
Взрывы происходят чаще всего на тех предприятиях, где в боль- ших количествах применяются углеводородные газы (метан, этан, пропан). Взрываются котлы в котельных, газовая аппаратура, продук- ция и полуфабрикаты химических заводов, пары бензина и других компонентов, мука на мельницах, пыль на элеваторах, сахарная пудра на сахарных заводах, древесная пыль на деревообрабатывающих предприятиях.
Взрывы возможны и в жилых помещениях, когда люди забыва- ют выключить газ.
Взрывы на газопроводах происходят при плохом контроле над их состоянием и несоблюдении требований безопасности при их экс- плуатации, как это имело место в Башкортостане 3 июля 1989 г. Взор- валась смесь из пропана, метана и бензина. Пламя мгновенно охвати- ло огромную территорию. В огненном котле оказались два пассажир- ских встречных поезда. Пострадало большое количество людей, мно- гие получили травмы и увечья.
К тяжелым последствиям приводят взрывы рудничного газа в шах- тах, вызывающие пожары, обвалы, затопления подземными водами.
Пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее матери- альный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства [5].
Пожары происходят всюду: на промышленных предприятиях, объектах сельского хозяйства, в учебных заведениях, детских до- школьных учреждениях, в жилых домах. Они возникают при перевоз- ках горючего всеми видами транспорта. Самовозгораются такие хи- микаты, как скипидар, камфара, нафталин. В процессе горения поро- лона выделяется ядовитый дым, который приводит к опасным отрав- лениям. В процессе производства при определенных условиях стано- вятся опасными и возгораются древесная, угольная, торфяная, алюми- ниевая, мучная, зерновая пыль, а также пыль хлопка, льна, пеньки.
Летом 1985 г. тонкий хлопковый пух, который образовывался после стирки и сушки белья в прачечной гостиницы «Космос» (Мос-

209
ква), забил вентиляционную шахту. Работники прачечной решили из- бавиться от пуха с помощью... огня, забыв, что при определенных ус- ловиях он взрывается, как порох. Так, собственно, и произошло. Как только чиркнули спичкой, прогремел взрыв. Восемь человек получи- ли ожоги и ранения. Ударная волна разворотила перекрытие.
Каждые 4–5 мин в России вспыхивает пожар. Ежегодно в дым и пепел превращаются ценности на миллиарды рублей. Каждый час в огне погибает 1 человек и около 20 получают ожоги и травмы.
14 марта 1993 г. начался крупнейший за предыдущие 10 лет по- жар в России. Полностью сгорел на КамАЗе завод по производству двигателей. Общая площадь пожара составила 200 тыс. м
2
Аварии на железнодорожном транспорте. Основными причи- нами аварий и катастроф являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще все- го происходят сход подвижного состава с рельсов, столкновения, на- езды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обва- лы, оползни, наводнения.
При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламе- няющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные веще- ства, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов. Ликви- дировать такие аварии довольно сложно.
В Арзамасе 4 июня 1988 г. в 300 м от вокзала взорвались три ваго- на с промышленной взрывчаткой. Были уничтожены локомотив, 11 ва- гонов, 250 м железнодорожных путей, разрушены вокзал и 185 близле- жащих зданий. После взрыва образовалась воронка глубиной 26 м, ди- аметром 53 м. Первыми в очаг прибыли бойцы противопожарной служ- бы гражданской обороны, которые локализовали пожар и перекрыли газ на разрушенной магистрали. На следующий день в 11 ч 40 мин через станцию Арзамас проследовал первый поезд по восстановленному пути.
Ровно через год 3 июня в Башкортостане произошла страшная же- лезнодорожная катастрофа. В зоне взрыва продуктопровода оказались два встречных поезда. Было разрушено 350 м пути. Взрывная волна сбросила с полотна 11 вагонов, 7 из которых полностью сгорели. В по- ездах находились 1284 пассажира и 84 работника из поездных бригад.
Многие погибли, еще больше людей получили ожоги и травмы.


210
В течение 10 мин были оповещены руководители республики и члены комиссии по ЧС. Для проведения спасательных и других не- отложных работ привлекались формирования гражданской обороны и Вооруженных сил. В ходе работ решались главные задачи – оказа- ние пострадавшим первой медицинской помощи и отправка их в бли- жайшие медицинские учреждения. Место проведения работ было оцеплено и ограждено.
К сожалению, количество аварий на железнодорожном тран- спорте не сокращается. Ежегодно погибает до 3 тыс. человек, уничто- жается имущество, государство несет огромные убытки.
Автомобильные аварии и катастрофы. Причины дорожно-тран- спортных происшествий могут быть различны. Это прежде всего нару- шение правил дорожного движения, техническая неисправность авто- мобиля, превышение скорости движения, недостаточная подготовка лиц, управляющих автомобилями, слабая их реакция, низкая эмоцио- нальная устойчивость. Нередко причиной аварий и катастроф становит- ся управление автомобилем лицами в нетрезвом состоянии. К серьез- ным дорожно-транспортным происшествиям приводят невыполнение правил перевозки опасных грузов и несоблюдение при этом необходи- мых требований безопасности.
Другой причиной дорожных аварий является неудовлетвори- тельное состояние дорог. Иногда на проезжей части можно видеть от- крытые люки, неогороженные и неосвещенные участки ремонтных работ, отсутствие знаков, предупреждающих об опасности. Все это в совокупности приводит к огромным потерям.
Только в Москве на дорогах города за год погибают до 60 детей
(это два полных класса). Травмы получают 1000 детей – целая школа.
В России за год под колесами машин и в дорожных авариях погибают более 30 тыс. человек. По данным ВОЗ, в результате дорожно-тран- спортных происшествий в Западной Европе ежегодно погибают около
100 тыс. человек и свыше 200 тыс. получают серьезные травмы. Коли- чество аварий пока не сокращается [8].
При автокатастрофе главное – своевременно оказать первую ме- дицинскую (доврачебную) помощь пострадавшим. Надо иметь в виду, что водитель и пассажиры чаще всего получают ранения головы, ко- нечностей и грудной клетки от ударов конструкциями дверей, рулевой

211
колонки, передней стенки кузова и ветровым стеклом. Дополнитель- ные травмы наносят предметы, находящиеся в машине. Пешеходы наи- большие повреждения получают от ударов бамперами, крыльями, фа- рами и капотом. Около 60 % всех ранений – результат вторичного уда- ра о дорожное полотно, бордюрный камень.
Каждый водитель проходящей машины, каждый пешеход обяза- ны немедленно принять все возможные меры по спасению людей, оказанию им первой помощи, особенно по остановке кровотечения.
К месту происшествия вызываются работники дорожно-патрульной службы, скорая медицинская и техническая помощь. Место катастро- фы ограждается предупредительными знаками.
Пострадавшие после оказания им первой медицинской помощи доставляются в ближайшие лечебные учреждения. Основные работы при крупных автомобильных авариях проводят специальные коман- ды, имеющие автокраны, машины техпомощи с приспособлениями для резки металла, реечными домкратами, клиньями, гроссами и дру- гим необходимым инструментом.
Для ликвидации последствий аварий с автомобилями, перевозя- щими химически опасные, взрывчатые, ядовитые, радиоактивные ве- щества, привлекаются специализированные невоенизированные фор- мирования гражданской обороны, силы противопожарной службы.
Аварии на водном транспорте. Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходят под воздействием ураганов, штор- мов, туманов, льдов, а также по вине людей (капитанов, лоцманов и членов экипажа). Много аварий происходит из-за промахов и оши- бок при проектировании и строительстве судов. Половина из них яв- ляется следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкно- вения и опрокидывание судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.
К работам по ликвидации последствий аварий, катастроф и спа- сению утопающих привлекаются все члены экипажа, при необходи- мости капитан может обратиться и к другим лицам, находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан как начальник гражданской обороны. Основными задачами являются спа- сение людей, терпящих бедствие, борьба за живучесть корабля, лик- видация пожара, пробоин.


212
К работам по спасению судна привлекаются специальные спасате- ли, буксиры, пожарные катера, экипажи других плавсредств, специаль- ные подразделения аварийно-спасательных, судоподъемных и подъем- но-технических работ.
В случае аварийных ситуаций на нефтеналивных судах (танке- рах) прекращаются все работы по наливу или откачке нефтепродук- тов, задраиваются крышки люков всех емкостей, проводится охлаж- дение горящих емкостей, бортов корабля. Пустые емкости наполня- ются водой. Принимаются меры по предотвращению растекания горя- щих жидкостей по акватории.
Авиационные аварии и катастрофы. Авиационные аварии – это авиапроисшествия, не приведшие к человеческим жертвам, но вызы- вающие разрушения самолета различной степени. Катастрофа – это авария с человеческими жертвами. Их происходит достаточно много.
К тяжелым последствиям приводят разрушение отдельных конструк- ций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управле- ния, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, пе- ребои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров. На сегодня, пожа- луй, наиболее опасной и часто встречающейся трагедией на борту са- молета являются пожар и взрыв.
Спасательные и аварийные работы можно разделить на два ви- да: проводимые членами экипажа и организуемые наземными служба- ми. Экипажу для принятия мер, как правило, не хватает времени. Все происходит крайне быстро. Экипаж подает сигнал бедствия и призем- ляется в ближайшем аэропорту. Перед самой посадкой открываются все входные двери и люки, освобождаются проходы к ним. Как толь- ко самолет останавливается, организуется немедленная эвакуация лю- дей на безопасное расстояние.
Пострадавшим сразу же оказывается первая медицинская по- мощь. Всеми работами руководит командир корабля. Его распоряже- ния обязательны как для экипажа, так и для всех пассажиров.
К месту посадки прибывают аварийно-спасательная команда, медицинские работники, пожарные, подразделения охраны, которые и проводят основные работы по оказанию помощи людям, ликвида- ции последствий аварии.
Аварии на гидротехнических сооружениях. Опасность возникно- вения затопления низинных районов происходит при разрушении пло-

213
тин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий затопление и раз- рушение зданий и сооружений, приводящий к жертвам среди населе- ния. Высота и скорость волны прорыва зависят от степени разрушения гидросооружения и разности высот в верхнем и нижнем бьефах. Для равнинных районов скорость движения волны прорыва колеблется от
3 до 25 км/ч, в горных местностях доходит до 100 км/ч.
Значительные участки местности через 15–30 мин обычно ока- зываются затопленными слоем воды толщиной от 0,5 до 10 м и более.
Время, в течение которого территории могут находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.
По каждому гидроузлу имеются схемы и карты, где показаны границы зоны затопления и дана характеристика волны прорыва. В зоне затопления запрещено строительство жилья и предприятий. Од- нако в Республике Башкортостан, Воронежской, Ростовской и Рязан- ской областях подобные нарушения начинают приобретать устойчи- вый характер. Здесь можно ждать очередных чрезвычайных ситуаций с гибелью людей.
В случае прорыва плотины для оповещения населения использу- ются все средства: сирены, радио, телевидение, телефон и средства громкоговорящей связи. Получив сигнал, надо немедленно эвакуиро- ваться на ближайшие возвышенные участки. В безопасном месте не- обходимо находиться до тех пор, пока не спадет вода или не будет по- лучено сообщение о том, что опасность миновала.
При возвращении на прежние места следует остерегаться обор- ванных проводов, не употреблять продукты, которые находились в контакте с водными потоками, не брать воду из открытых колодцев.
Прежде чем войти в дом, надо внимательно осмотреть его и убедить- ся, что нет опасности разрушения. Перед входом в здание нужно обя- зательно проветрить его. Спичками не следует пользоваться, так как возможно присутствие газа. Необходимо принять все меры для просу- шивания здания, полов и стен.
При катастрофе и крупной аварии очень важно своевременно оповестить и организовать защиту рабочих и служащих, всего прожи- вающего вблизи населения, которому угрожает опасность.
В первую очередь необходимо организовать спасательные рабо- ты, оказать пострадавшим первую медицинскую (доврачебную) по-


214
мощь и доставить их в лечебные учреждения. Наиболее характерны- ми видами травм при авариях и катастрофах бывают ранения, ушибы, переломы костей, разрывы и раздавливание тканей, поражение элек- трическим током, ожоги, отравления.
После разведки пораженных участков объекта организуется ло- кализация и тушение пожаров, принимаются меры по предотвраще- нию дальнейших разрушений. Отдельные конструкции, которые угро- жают падением, обрушают или, наоборот, укрепляют, проводят неот- ложные работы на коммунально-энергетических сетях. При этом ог- ромное значение имеет соблюдение требований безопасности. Напри- мер, запрещается без надобности ходить по завалам, входить в разру- шенные здания, проводить работы вблизи сооружений, грозящих об- рушением. Нельзя прикасаться к оголенным проводам и различным электрическим устройствам.
Участок спасательных и восстановительных работ должен быть огражден, необходимо своевременно выставить охрану и наблюдателей.
В результате аварии или катастрофы могут растекаться горючие и агрессивные жидкости. Это надо учитывать при организации работ.
Характер последствий техногенной катастрофы зависит от вида аварии, ее масштабов и особенностей предприятия, на котором воз- никла авария (от вида транспорта и обстоятельств, при которых она произошла).
Техногенные катастрофы могут быть следствием воздействия внешних природных факторов, в том числе стихийных бедствий, про- ектно-производственных дефектов сооружений, нарушения техноло- гических процессов производства, правил эксплуатации транспорта, оборудования, машин, механизмов и т. д. Однако наиболее распро- страненными причинами являются нарушения технологического про- цесса производства и правил техники безопасности.
Знание возможных причин производственных аварий на том или ином предприятии, всесторонняя оценка потенциальной опасности, угрожающей работающим на нем и проживающему вблизи населе- нию в случаях аварий, позволяют, во-первых, правильно определить мероприятия по их предупреждению, а во-вторых, предусмотреть не- обходимые меры по защите людей и снижению ущерба при возникно- вении технологической катастрофы.

215
Сегодня основные усилия направляются на предупреждение чрезвычайных ситуаций. В целях повышения контроля над качеством градостроительной документации и проектов строительства потенци- ально опасных объектов при МЧС России создана Государственная экспертиза проектов.
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   28

Антропогенные
и экологические катастрофы. Антропогенная
катастрофа – качественное изменение биосферы, порождаемое хо- зяйственной деятельностью человека и оказывающее вредное влияние на людей, животный и растительный мир, а также на окружающую среду в целом.
Деградация окружающей среды является следствием развития урбанизации, резкого расширения масштабов хозяйственной деятель- ности человека, бездумно-потребительского отношения к природе.
К чрезвычайным ситуациям экологического характера можно отнести катастрофу, возникшую в результате аварии на Чернобыль- ской атомной электростанции в 1986 г.
Наиболее ощутимо отрицательное воздействие человека на при- родную среду в городах, где сосредоточены многочисленные предпри- ятия, большое количество энергетических установок и многие тысячи автомобилей. Многочисленные топки, промышленные предприятия, транспорт выбрасывают в воздух массу пылевидных веществ. Пыль уменьшает продолжительность солнечного сияния. В связи с запылен- ностью в городах уменьшается интенсивность ультрафиолетового об- лучения, воздух отличается меньшей концентрацией кислорода и боль- шей – углекислого газа. Значительный вклад в загрязнение биосферы вредными веществами и ухудшение экологической обстановки вносят тяжелые металлы (кадмий, свинец, ртуть, хром и т. д.) и их химические соединения. Другими вредными факторами являются шум, электро- магнитные поля и ионизирующие излучения, кислотные дожди, раз- рушение озонового слоя, температурные инверсии над промышленны- ми городами (смог), загрязнение, засорение и истощение водных ре- сурсов и др. Все это не только снижает качество жизни людей, но и уг- рожает их здоровью.
Социально
-политические конфликты – крайне острая форма разрешения противоречий между государствами с применением со- временных средств поражения (военно-политические конфликты), а также межнациональные кризисы, сопровождающиеся насилием.

216
По скорости распространения опасности чрезвычайные ситуа- ции классифицируют следующим образом:

внезапные (землетрясения, взрывы, транспортные аварии и т. д.);

стремительные (пожары, гидродинамические аварии с образо- ванием волны прорыва, аварии с выбросом газообразных сильнодей- ствующих ядовитых веществ и т. д.);

умеренные (паводковые наводнения, извержения вулканов, аварии с выбросом радиоактивных веществ);

плавные – с медленно распространяющейся опасностью (засу- хи, эпидемии, аварии на промышленных очистных сооружениях, за- грязнение почвы и воды вредными химическими веществами и т. д.).
Показателями масштаба распространения чрезвычайной ситу- ации являются не только размеры территорий, непосредственно под- вергшихся воздействию поражающих факторов, но и возможные кос- венные последствия, которые могут представлять собой серьезные нарушения организационных, экономических, социальных и других важных связей. Кроме того, в данном признаке классификации учи- тывается тяжесть последствий, которая порой, несмотря на малую площадь поражения, может быть весьма значительной. Поэтому для определения категории чрезвычайной ситуации по ее масштабу оце- нивают одновременно площадь поражения (масштаб первичных и вто- ричных последствий), косвенные последствия, а также их тяжесть. По- следние в данной классификации оцениваются уровнем сил и ресур- сов, которые необходимо привлечь для их ликвидации.
По этому комплексному признаку чрезвычайные ситуации мож- но подразделить на пять типов [5]:
1) локальные (объектовые): последствия ограничиваются преде- лами хозяйственного объекта и могут быть устранены за счет его сил и ресурсов;
2) местные: последствия имеют масштабы распространения в пре- делах населенного пункта, в том числе крупного города, администра- тивного района, нескольких районов или области и могут быть устра- нены за счет сил и ресурсов области;
3) региональные: последствия ограничиваются пределами не- скольких областей или экономического района и могут быть ликви- дированы за счет сил и ресурсов региона;