ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 448
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
217 4) национальные: последствия охватывают несколько экономи- ческих районов или регионов, но не выходят за пределы страны. Лик- видация таких чрезвычайных ситуаций осуществляется силами госу- дарства, как правило, с привлечением иностранной помощи;
5) глобальные: последствия выходят за пределы страны и рас- пространяются на другие государства, устраняются как силами каж- дого государства на своей территории, так и силами международного сообщества.
Границы между всеми перечисленными типами и классами чрезвычайных ситуаций в определенной мере условны. Некоторые стихийные бедствия (оползни, опустынивание, в отдельных случаях землетрясения, лесные и торфяные пожары и т. д.) могут иметь как природное, так и природно-антропогенное происхождение. Эту ус- ловность можно отнести и к систематизации чрезвычайных ситуаций по другим признакам.
Последствия чрезвычайной ситуации могут быть самыми разно- образными. Они зависят от вида, характера ЧС и масштаба ее распро- странения. Основными последствиями чрезвычайной ситуации явля- ются гибель, заболевания людей, разрушения, радиоактивное загряз- нение, химическое, бактериальное заражение.
На людей, находящихся в экстремальных условиях чрезвычай- ной ситуации, наряду с различными поражающими факторами дейст- вуют и психотравмирующие обстоятельства. Они представляют собой обычно комплекс сверхсильных раздражителей, вызывающих наруше- ние психической деятельности в виде так называемых реактивных
(психогенных) состояний. Психогенное воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой, непосредственной угрозы жизни человека, но и из опосредованной, связанной с ожиданием ее реализации вне зон поражения. Если радиусы воздействия опасных и вредных факторов чрезвычайной ситуации можно с той или иной степенью точности определить заблаговременно расчетным путем, то радиус психологического воздействия в реальной действительности может иметь самые различные значения. В ряде случаев он, возмож- но, будет во много раз превосходить радиусы воздействия других по- ражающих факторов.
Очаг поражения – территория, на которую воздействуют опасные и вредные факторы чрезвычайной ситуации, с находящимися на ней на-
218
селением, животными, зданиями и сооружениями, инженерными сетя- ми и коммуникациями. Очаги поражения бывают простыми (однород- ными) и сложными (комбинированными).
Простым очагом поражения называют очаг, возникший под воздействием одного поражающего фактора (например, разрушения от взрыва, пожара, только химическое или бактериальное зараже- ние). Сложные очаги поражения возникают в результате действия нескольких поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Напри- мер, взрыв на химическом предприятии влечет за собой разрушения, пожары, химическое заражение окружающей местности; землетрясе- ние и ураган помимо разрушения сооружений могут вызвать затоп- ление прибрежной полосы, пожары вследствие повреждения элек- трических сетей, химическое заражение в результате утечки сильно- действующих ядовитых веществ при разрушении емкостей и т. д.
Форма очагов поражения в зависимости от природы источника опасных факторов может быть круглой (при землетрясениях, взры- вах), полосной (при ураганах, смерчах, затоплениях, селевых потоках, лавинах и др.), неправильной (при пожарах, цунами, оползнях и т. п.).
Предпосылкой успешной защиты в чрезвычайной ситуации являет- ся познание условий, причин и механизма ее возникновения. Зная сущ- ность процессов, можно их предсказывать. Своевременный и точный прогноз чрезвычайной ситуации является наиважнейшей предпосылкой действенной защиты. Чрезвычайные ситуации возникают в результате:
●
быстрых природных процессов, обусловленных действием гравитации, земного вращения или разницей температур;
●
воздействия внешних природных факторов, приводящих к ста- рению или коррозии материалов конструкций, сооружений, сниже- нию их физико-механических показателей;
●
проектно-производственных дефектов сооружений (ошибок при изысканиях и проектировании);
●
низкого качества строительных материалов, конструкций, а так- же нарушения правил техники безопасности при ведении строитель- ных и ремонтных работ;
●
воздействия технологических процессов промышленного произ- водства на материалы сооружений (нагрузки, превышающие допускае- мые; высокая температура; вибрация; действие окислителей, парогазо- вой и жидкой агрессивных сред, минеральных масел, эмульсий);
219
●
нарушения правил эксплуатации сооружений и технологических процессов производства, вызывающие взрывы котлов, химических ве- ществ, угольной пыли и метана в шахтах, древесной пыли на деревооб- рабатывающих предприятиях, пыли на зерновых элеваторах и т. п.;
●
военной деятельности в некоторых видах ее проявления.
Независимо от происхождения и типа развития чрезвычайных ситуаций выделяют четыре характерные стадии (фазы) их протека- ния: зарождения, инициирования, кульминационную и затухания (ли- квидации последствий).
На стадии зарождения складываются условия, являющиеся предпосылкой будущей чрезвычайной ситуации. В частности, активи- зируются неблагоприятные природные процессы, накапливаются проектно-производственные дефекты сооружений и многочисленные технические неисправности, происходят сбои в работе оборудования, инженерно-технического персонала и т. д.
Установить продолжительность стадии зарождения, причем приблизительно, можно только с помощью регулярной статистики отказов, сбоев, локальных аварий, данных наблюдений сейсмических, метеорологических, противоселевых и других станций.
На стадии инициирования чрезвычайного события наиболее су- щественно влияние человеческого фактора. Так, статистика свидетель- ствует, что свыше 60 % аварий происходит из-за ошибок персонала.
На кульминационной стадии происходит высвобождение энергии или веществ, оказывающих неблагоприятное воздействие на население и окружающую среду, т. е. возникает собственно чрезвычайное собы- тие. Особенность чрезвычайного события – цепной характер протека- ния, когда разрушительное действие инициирующего события много- кратно (иногда в сотни раз) усиливается вследствие вовлечения в про- цесс энергонасыщенных, токсичных, биологически активных компо- нентов. Образно говоря, это цепной процесс разрушительного высво- бождения энергии и веществ.
Стадия затухания чрезвычайной ситуации по времени охваты- вает период от перекрытия (ограничения) источника опасно- сти (локализации чрезвычайной ситуации) до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий, включая всю цепочку вторичных, третичных и т. д. последствий. Продолжительность данной стадии может составлять годы, а иногда и десятилетия.
220
Знание причинно-следственной цепи формирования чрезвычайной ситуации в конкретных условиях дает возможность уменьшить риск ее возникновения, обеспечить готовность к чрезвычайной обстановке.
Вопросы
и
задания
для
самоконтроля
1. По каким признакам строят классификации чрезвычайных си- туаций?
2. Что такое техногенные катастрофы?
3. Что означает понятие «антропогенная катастрофа»?
4. Какие типы чрезвычайных ситуаций выделяют по масштабу распространения?
5. Какие причины могут вызвать чрезвычайную ситуацию?
6. Назовите стадии (фазы) протекания чрезвычайной ситуации.
Принципы_и_способы_защиты_населения_в_чрезвычайных_ситуациях'>3.3.
Принципы
и
способы
защиты
населения
в
чрезвычайных
ситуациях
Защита населения в чрезвычайных ситуациях представляет со- бой комплекс мероприятий, имеющих цель не допустить неблагопри- ятного воздействия последствий ЧС или максимально ослабить сте- пень их влияния. Эффективность защиты населения в чрезвычайной ситуации может быть достигнута лишь с учетом принципов обеспе- чения безопасности в чрезвычайных ситуациях и наилучшего исполь- зования всех имеющихся средств и способов защиты.
Принципы
обеспечения безопасности по признаку их реализа- ции условно делятся на три группы:
1) заблаговременная подготовка, предполагающая прежде всего накопление средств защиты (коллективных и индивидуальных) от опасных и вредных факторов и поддержание их в готовности для ис- пользования населением, а также подготовку к проведению меро- приятий по эвакуации населения из опасных зон (зон риска);
2) дифференцированный подход, выражающийся в том, что ха- рактер и объем защитных мероприятий устанавливаются в зависимос- ти от вида источников опасных и вредных факторов, а также от мест- ных условий;
3) комплексность мероприятий, заключающаяся в эффективном применении средств и способов защиты от последствий чрезвычай-
221
ных ситуаций наряду с осуществлением всех других мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности в современной техно- социальной среде.
Основными
способами защиты населения в чрезвычайных си- туациях являются:
●
эвакуация населения;
●
укрытие в защитных сооружениях;
●
использование средств индивидуальной защиты, а также средств медицинской профилактики.
Укрытие населения в защитных сооружениях является наибо- лее надежным способом защиты в случае военно-политических кон- фликтов с применением современных средств поражения, а также в чрезвычайных ситуациях, сопровождающихся выбросом радиоак- тивных и химических веществ.
Защитные сооружения – это инженерные сооружения, специ- ально предназначенные для защиты населения от физических, хими- ческих и биологических опасных и вредных факторов. В зависимости от защитных свойств эти сооружения подразделяются на убежища и противорадиационные укрытия. Убежища и укрытия проектируют- ся в соответствии со строительными нормами и правилами.
Средства индивидуальной зашиты населения предназначены для защиты от попадания внутрь организма, на кожные покровы и одежду радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств.
Медицинские средства индивидуальной защиты предназначены для профилактики и оказания медицинской помощи населению, попав- шему в чрезвычайную ситуацию. С их помощью можно спасти жизнь, предупредить или значительно уменьшить степень развития поражения у людей, повысить устойчивость организма человека к воздействию не- которых опасных и вредных факторов (ионизирующих излучений, ток- сичных веществ и бактериальных средств). К ним относятся радиопро- текторы (например, гистамин, снижающий степень воздействия иони- зирующих излучений); антидоты (вещества, предупреждающие или ос- лабляющие действие токсичных веществ); противобактериальные сред- ства (антибиотики, интерфероны, вакцины, анатоксины и т. п.); средства частичной санитарной обработки (индивидуальный перевязочный па- кет, индивидуальный противохимический пакет).
222
Для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в чрезвычайной ситуации особое значение приобретает заблаговре- менное осуществление комплекса мер. К ним относятся:
●
обучение населения действиям в чрезвычайной ситуации;
●
организация своевременного оповещения об угрозе возникно- вения чрезвычайной ситуации;
●
организация и проведение радиационной, химической и бакте- риологической разведок, а также дозиметрического и лабораторного
(химического) контроля;
●
проведение профилактических противопожарных, противоэпи- демических и санитарно-гигиенических мероприятий;
●
создание запасов материальных средств для проведения спаса- тельных и других неотложных работ.
Одно из первых по актуальности мест в обеспечении безопасно- сти жизнедеятельности занимает в последние годы пожарная без- опасность. В соответствии с этим существенно обновляются правовые основы нормативно-технического регулирования в области пожарной безопасности. В частности, в целях защиты жизни, здоровья, имуще- ства граждан и юридических лиц, государственного и муниципально- го имущества от пожаров принят Федеральный закон РФ «Техниче- ский регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008
№ 123-ФЗ, который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объек- там, пожарно-технической продукции и продукции общего назначе- ния. В соответствии с законом каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Федеральный закон РФ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994
№ 69-ФЗ (по состоянию на октябрь 2010 г.) определяет систему обе- спечения пожарной безопасности как совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социаль- ного и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Она выполняет следующие основные функции:
•
нормативное правовое регулирование и осуществление госу- дарственных мер в области пожарной безопасности;
•
создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
•
разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
223
•
реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
•
проведение противопожарной пропаганды и обучение населе- ния мерам пожарной безопасности;
•
содействие деятельности добровольных пожарных, привлече- ние населения к обеспечению пожарной безопасности;
•
научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
•
информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
•
осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
•
производство пожарно-технической продукции;
•
выполнение работ и оказание услуг в области пожарной без- опасности;
•
лицензирование деятельности в области пожарной безопасности;
•
тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
•
учет пожаров и их последствий;
•
установление особого противопожарного режима.
Государственный пожарный надзор на подземных объектах и при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилиза- ции взрывчатых материалов в организациях, ведущих взрывные рабо- ты с использованием взрывчатых материалов промышленного назна- чения, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти и подведомственными им государственными учреждениями в области промышленной безопасности.
Основными элементами системы обеспечения пожарной без- опасности являются органы государственной власти, органы местно- го самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодатель- ством Российской Федерации.
Вопросы
и
задания
для
самоконтроля
1. Назовите основные принципы защиты населения в чрезвы- чайных ситуациях.
2. Какие существуют способы и средства защиты населения в чрезвычайной ситуации?
224
3.4.
Обеспечение
безопасности
жизнедеятельности
в
чрезвычайных
ситуациях
Обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайной ситуации представляет собой комплекс организационных, инженерно- технических мероприятий и средств, направленных на сохранение жизни и здоровья человека во всех сферах его деятельности.
В качестве основных направлений в решении задач, обеспечиваю- щих безопасность жизнедеятельности, рассматриваются следующие:
●
прогнозирование и оценка возможных последствий чрезвы- чайной ситуации;
●
планирование мероприятий по предотвращению или уменьше- нию вероятности возникновения чрезвычайной ситуации, а также по сокращению масштабов ее последствий;
●
обеспечение устойчивой работы объектов экономики в чрезвы- чайной ситуации;
●
обучение населения действиям в чрезвычайной ситуации;
●
ликвидация последствий чрезвычайной ситуации [5].
3.4.1.
Прогнозирование
и
оценка
возможных
последствий
чрезвычайных
ситуаций
Прогнозирование чрезвычайных ситуаций – метод ориентиро- вочного выявления и оценки обстановки, складывающейся в резуль- тате стихийных бедствий, аварий и катастроф.
В отличие от прогнозирования во многих естественных науках, где оно имеет целью приспособить действия к ожидаемому состоя- нию, в безопасности жизнедеятельности значение прогнозирования определяется степенью использования полученных данных для изме- нения обстановки. Сложность заключается в том, что требуется оце- нить район, характер и масштабы чрезвычайной ситуации в условиях неполной и ненадежной информации и на их основе ориентировочно определить характер и объем работ по ликвидации последствий ЧС.
В настоящее время определены и хорошо изучены сейсмически опасные районы, районы и места возможных обвалов и селевых пото- ков, установлены границы зон возможного затопления при разруше-
225
нии плотин, наводнениях, а также выявлены промышленные объекты, аварии на которых могут привести к большим разрушениям, пораже- ниям людей, заражению территории. Это позволяет составить долго- срочный прогноз возникновения ЧС [5].
В задачу прогнозирования в области безопасности жизнедеятель- ности входит также ориентировочное определение времени возникно- вения чрезвычайной ситуации (краткосрочный прогноз), по которому принимаются оперативные решения об обеспечении безопасности насе- ления во всех сферах его деятельности. В настоящее время усилиями многих ученых и специалистов наметились реальные возможности про- гнозирования начала некоторых стихийных бедствий. При этом исполь- зуются расчетные статистические данные о цикличности солнечной ак- тивности, данные, полученные с искусственных спутников Земли, а так- же данные метеорологических, сейсмических, вулканических, противо- селевых, противолавинных и других станций. Например, ураганы, тай- фуны, извержения вулканов, селевые потоки прогнозируются с по- мощью метеорологических спутников Земли. Для прогнозирования зе- млетрясений необходима систематическая работа: анализ химического состава воды в сейсмически опасных районах; измерение упругих, элек- трических и магнитных характеристик грунта; наблюдения за измене- нием уровня воды в колодцах, поведением животных. Практикуется прогнозирование лесных, торфяных и других ландшафтных пожаров по комплексному показателю на основе суммирования коэффициентов, учитывающих температурные, географические, погодные, статистиче- ские и другие условия. Для поиска скрытых очагов пожара (торфяные, подземные) с целью прогнозирования угрозы возникновения лесных пожаров применяется инфракрасная аппаратура для съемки с самолетов и спутников Земли.
Прогнозирование обстановки, связанной с возникновением чрез- вычайной ситуации, осуществляется и математическими методами с ис- пользованием компьютерных технологий.
Исходными данными для прогнозирования обстановки являются места (координаты) потенциально опасных объектов и запасы ве- ществ или энергии; численность и плотность населения; характер по- строек, количество и тип защитных сооружений, их вместимость и другие сведения. Также учитываются метеорологические условия, характер местности и т. д.