ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 444
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
226
При прогнозировании обстановки в зависимости от вида чрез- вычайной ситуации определяются границы зон разрушения, катаст- рофических затоплений, пожаров и заражений (радиационного, хими- ческого и бактериологического), а также возможные потери населе- ния и ущерб, наносимый объектам экономики.
На основе анализа и обобщения данных прогнозирования обста- новки в очагах поражения делаются выводы для принятия решения, связанного с организацией и ведением спасательных и других неот- ложных работ.
Планирование_мероприятий_по_предотвращению_или_уменьшению_вероятности_возникновения_чрезвычайных'>3.4.2.
Планирование
мероприятий
по
предотвращению
или
уменьшению
вероятности
возникновения
чрезвычайных
ситуаций
Общая
характеристика мероприятий. Мероприятия по предот- вращению ущерба от чрезвычайной ситуации группируют следующим образом:
1) фоновые (постоянно проводимые) мероприятия, основанные на долгосрочном прогнозе:
●
выполнение строительно-монтажных работ с учетом требова- ний строительных норм и правил;
●
создание надежной системы оповещения населения об опасно- стях; накопление фонда защитных сооружений и обеспечение населе- ния средствами индивидуальной защиты;
●
организация радиационного, химического и бактериологичес- кого наблюдения, разведки и лабораторного контроля;
●
обязательное всеобщее обучение населения правилам поведе- ния и действиям в чрезвычайной ситуации;
●
проведение режимных, санитарно-гигиенических и противо- эпидемических мероприятий;
●
отказ от строительства АЭС, химических, целлюлозно-бумаж- ных и других потенциально опасных объектов в экономически уязви- мых зонах;
●
перепрофилирование объектов – источников повышенной опас- ности для здоровья и жизни людей;
●
разработка, материальное, финансовое обеспечение и практи- ческая отработка планов ликвидации последствий чрезвычайной си- туации и т. п.;
227 2) защитные мероприятия, осуществляемые после того, как пред- сказан момент чрезвычайной ситуации:
●
развертывание системы наблюдения и разведки, необходимой для уточнения прогноза;
●
приведение в состояние готовности системы оповещения на- селения о чрезвычайных ситуациях;
●
ввод в действие специальных правил функционирования эко- номики и общественной жизни, вплоть до чрезвычайного положения;
●
нейтрализация источников повышенной опасности при чрез- вычайной ситуации (АЭС, токсичных и взрывоопасных производств и т. п.), прекращение операций с ними, дополнительное укрепление или демонтаж;
●
приведение в состояние готовности аварийно-спасательных служб; частичная эвакуация населения.
Для реализации ряда важнейших мероприятий нужны многие годы и, следовательно, долгосрочный прогноз. Другие не менее важ- ные мероприятия можно осуществить быстро, но на короткое время.
Для этого необходим краткосрочный прогноз. Для осуществления многих защитных мер не обязательно точно знать время возникнове- ния чрезвычайных ситуаций и их характер; разные мероприятия мож- но проводить при различной определенности предсказаний.
Эти соображения и определяют выбор конкретного набора за- щитных мер. Исходными материалами должны служить каталог воз- можных мероприятий с оценкой их стоимости и предотвращенного ими ущерба, а также набор типовых сценариев (вариантов) действий.
В настоящее время ученые и специалисты не всегда в состоянии заранее с высоким уровнем достоверности точно указать место, время и последствия той или иной чрезвычайной ситуации [5].
Планирование
мероприятий. Планирование является ведущей функцией, центральным звеном в обеспечении безопасности жизне- деятельности при чрезвычайной ситуации. Оно позволяет конкрети- зировать достижение целей и задач по времени, ресурсам и исполни- телям. Планирование базируется на научных прогнозах обстановки, которая может сложиться в результате возникновения чрезвычайной ситуации, на всестороннем анализе и оценке людских и материальных ресурсов, а также на достигнутом уровне развития теории и практики защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
228
Конечным результатом планирования служит составление опре- деленного вида документа – плана. Он должен содержать следующие элементы: конкретные показатели (виды работ, мероприятия); сроки выполнения этих работ; необходимые для выполнения плана ресурсы
(виды, количество, источники); указания лицам, ответственным за вы- полнение каждого пункта плана; способы контроля выполнения плана.
Текстовая часть плана может состоять из двух разделов: в первом разделе приводятся выводы из оценки обстановки, которая может сло- житься в результате чрезвычайной ситуации, а во втором излагаются мероприятия по обеспечению безопасности населения при угрозе и воз- никновении чрезвычайной ситуации. Основными из них являются:
●
порядок оповещения, организация разведки и наблюдения;
●
подготовка сил и средств для организации и проведения спаса- тельных и других неотложных работ;
●
мероприятия по предупреждению и смягчению последствий ЧС;
●
ускоренное проведение мероприятий по защите людей и мате- риальных ценностей;
●
медицинское обеспечение, дозиметрический и химический кон- троль;
●
порядок проведения мероприятий по безаварийной остановке производства;
●
организация защиты людей, выдача населению средств инди- видуальной защиты;
●
организация эвакуационных мероприятий;
●
организация управления;
●
порядок и очередность ведения спасательных и других неот- ложных работ в различных условиях;
●
порядок предоставления донесений в вышестоящие органы, в комиссию по чрезвычайным ситуациям.
К плану могут прилагаться различные справочные и поясняю- щие материалы (графические, текстовые).
План должен быть реальным, полным по содержанию, предель- но кратким по изложению, экономически целесообразным и отражать действительные возможности объекта.
Реальность плана проверяется в ходе систематических тренировок и учений, проводимых применительно к действительным условиям ор- ганизации работ по обеспечению безопасности жизнедеятельности в чрез- вычайных ситуациях природного и техногенного происхождения.
229
3.4.3.
Обеспечение
устойчивой
работы
объектов
экономики
и
технических
средств
в
чрезвычайных
ситуациях
Под устойчивостью работы объектов экономики и техниче-
ских средств понимают способность противостоять разрушительному воздействию поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, произ- водить продукцию согласно запланированному объему и номенклату- ре, обеспечивать безопасность жизнедеятельности рабочих и служа- щих, а также приспособленность к восстановлению производства в случае повреждения [4].
Устойчивая работа объекта в чрезвычайных ситуациях может быть достигнута путем проведения комплекса организационных, инженерно- технических и других мероприятий. Эти меры в первую очередь должны быть направлены на защиту рабочих и служащих от поражающих факто- ров чрезвычайной ситуации. Они тесно связаны с мерами по подготовке и проведению спасательных и других неотложных работ. Без людских ресурсов и успешной ликвидации последствий чрезвычайной ситуации проводить мероприятия по обеспечению устойчивой работы объектов экономики практически невозможно. Кроме того, для обеспечения без- опасности жизнедеятельности работающих и населения, проживающего вблизи объекта, важное значение имеют мероприятия по исключению возникновения вторичных поражающих факторов. Они могут появиться под воздействием как внутренних, так и внешних причин.
Для разработки мер по обеспечению устойчивости и надежности работы объекта проводят анализ уязвимости объекта и его элементов.
Дается оценка возможности его функционирования в условиях чрез- вычайной ситуации. Среди целого комплекса мероприятий по повы- шению устойчивости работы объекта в чрезвычайной ситуации будут рассмотрены только два, которые непосредственно связаны с пробле- мой обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях, а именно: защита рабочих и служащих, исключение или ограничение поражения от вторичных факторов.
Защита
рабочих и служащих. При решении задач, направлен- ных на повышение устойчивости работы объектов, особое внимание обращается на следующее [5]:
●
заблаговременное строительство убежищ на предприятиях, в технологических процессах которых используются взрывоопасные, токсичные и радиоактивные вещества;
230
●
разработка режимов труда рабочих и служащих в условиях за- ражения вредными веществами;
●
обучение персонала объекта выполнению конкретных работ по ликвидации очагов заражения;
●
организация и поддержание в постоянной готовности локаль- ной системы оповещения рабочих и служащих объекта и населения, проживающего вблизи, об опасности.
Исключение
или ограничение поражения от вторичных фак-
торов
при авариях. К вторичным факторам относятся пожары, взры- вы, обрушения сооружений, утечки токсичных, радиоактивных и дру- гих вредных веществ.
В нормальных условиях производства на объекте должен прово- диться ряд мероприятий, обеспечивающих безаварийную и безопас- ную работу. Однако в чрезвычайной ситуации этого может оказаться недостаточно, поэтому необходимы дополнительные меры, направ- ленные на ограничение действия вторичных факторов при авариях.
К ним можно отнести:
●
сокращение до минимума запасов сильнодействующих ядови- тых веществ, взрыво- и пожароопасных материалов и хранение их в защищенных хранилищах;
●
применение приспособлений, исключающих разлив токсичных, горючих и агрессивных жидкостей;
●
размещение складов древесины, ядохимикатов, легковоспламе- няющихся жидкостей с учетом направления господствующих ветров;
●
устройство противопожарных разрывов и пожарных проездов, строительство пожарных водоемов и емкостей на объектах экономи- ки, создание запасов средств пожаротушения;
●
заглубление в грунт технологических коммуникаций, линий электроснабжения и т. п.
3.4.4.
Ликвидация
последствий
чрезвычайных
ситуаций
Для организации работ по ликвидации последствий аварий, ката- строф и стихийных бедствий, обеспечения постоянной готовности к действиям аварийно-спасательной службы страны, а также для реали- зации мер по предупреждению возможных аварий и катастроф функ- ционирует единая российская государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.
231
Организационно РСЧС состоит из территориальных и функцио- нальных подсистем пяти уровней: федерального, регионального (не- сколько субъектов РФ), территориального (территория субъекта РФ), местного (район, город) и объектного (организация, предприятие).
Территориальная подсистема РСЧС предназначена для преду- преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомствен- ной территории. Главный руководящий орган – комиссия по чрезвы- чайным ситуациям, защите населения и территории. Рабочими орга- нами территориальных комиссий являются штабы по делам граждан- ской обороны и чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Функциональные подсистемы РСЧС создают в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации. В их задачи вхо- дят контроль и наблюдение за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах, ликвидация чрез- вычайных ситуаций, защита персонала и населения территорий.
Руководство всей системой РСЧС осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвида- ции последствий стихийных бедствий.
Территория Российской Федерации разделена на 9 регионов, в ко- торых созданы региональные центры РСЧС (Москва, Санкт-Петер- бург, Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Красно- ярск, Чита, Хабаровск).
Система РСЧС функционирует в трех режимах:
1. Режим повседневной деятельности (в мирное время при нор- мальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке).
2. Режим повседневной готовности (при ухудшении обстанов- ки и получении прогноза о возможности возникновения чрезвычай- ной ситуации, угрозе войны).
3. Чрезвычайный режим (при возникновении и ликвидации чрез- вычайной ситуации в мирное время, а также в случае применения со- временных средств поражения) [5].
Решение о введении соответствующих режимов в зависимости от масштабов чрезвычайной ситуации принимает Правительство РФ,
МЧС России или соответствующие комиссии по чрезвычайным си- туациям.
232
Все задачи по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации должны выполняться поэтапно в определенной последовательности в максимально короткие сроки.
На п е р в о м э т а п е решаются задачи по экстренной защите на- селения, предотвращению развития или уменьшению воздействия по- следствий чрезвычайной ситуации и подготовке к выполнению спаса- тельных и других неотложных работ.
Основные мероприятия по экстренной защите населения: опо- вещение об опасности, использование средств защиты, соблюдение режимов поведения, эвакуация из опасных зон, применение средств медицинской профилактики и оказание пострадавшим медицинской и других видов помощи.
Для предупреждения развития (или уменьшения последствий) чрезвычайной ситуации производятся локализация аварий, приоста- новка или изменение технологического процесса производства, пред- упреждение и тушение пожаров.
Основные мероприятия по подготовке к выполнению спасатель-
ных и других неотложных работ: приведение в готовность органов управления, сил и средств; ведение разведки очага поражения и оцен- ка сложившейся обстановки.
На в т о р о м э т а п е решается основная задача по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации: проводятся спасательные и дру- гие неотложные работы. Одновременно продолжается выполнение начатых на первом этапе задач по защите населения и уменьшению воздействия последствий чрезвычайных ситуаций.
Спасательные и другие неотложные работы ведутся непрерывно с необходимой сменой спасателей, ликвидаторов и соблюдением тех- ники безопасности и мер предосторожности.
Спасательные работы включают розыск пострадавших, извле- чение их из завалов, горящих зданий, поврежденных транспортных средств, эвакуацию людей из опасных зон, оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи. К неотложным рабо-
там относятся локализация и тушение пожаров; разборка завалов; ук- репление конструкций, угрожающих обрушением; восстановление коммунально-энергетических сетей, линий связи и дорог в интересах обеспечения спасательных работ, проведения санитарной обработки людей, дезактивации, дегазации и т. д.
233
При ведении спасательных и других неотложных работ органи- зуются все виды обеспечения. При этом особое внимание уделяется размещению пострадавшего населения, обеспечению его продоволь- ствием, водой, оказанию медицинской, материальной и финансовой помощи.
На т р е т ь е м э т а п е решаются задачи по обеспечению жиз- недеятельности населения в районах, пострадавших в результате ава- рии, катастрофы или стихийного бедствия.
В этих целях осуществляются мероприятия по восстановлению жилья или возведению временных жилых построек, восстановлению энерго- и водоснабжения, объектов коммунального обслуживания, линий связи. Сюда же могут быть отнесены санитарная очистка очага поражения, оказание населению помощи, снабжение людей продук- тами питания, предметами первой необходимости и т. п. По оконча- нии этих работ проводится возвращение (реэвакуация) эвакуирован- ного населения.
На данном этапе начинаются работы по восстановлению функ- ционирования объектов экономики. Они выполняются строительны- ми, монтажными и другими специальными организациями.
Возникновение отдельных видов чрезвычайных ситуаций может быть спрогнозировано заблаговременно. В этих случаях в соответ- ствии с планами проводятся мероприятия в целях защиты населения, предотвращения или уменьшения последствий чрезвычайной ситуа- ции и подготовки к проведению спасательных и других неотложных работ. Характер и объем этих мероприятий зависят от вида чрезвы- чайных ситуаций, их возможных масштабов и времени до их предпо- лагаемого возникновения.
Мероприятия, осуществляемые в целях защиты населения:
●
оповещение и информирование населения об опасности;
●
приведение в готовность средств защиты;
●
проверка готовности систем и средств управления;
●
подготовка к выдаче или выдача населению средств индивиду- альной защиты и медицинской профилактики;
●
проведение санитарных и противоэпидемических мероприятий;
●
подготовка к эвакуации, а при необходимости проведение эва- куации населения из районов и участков, которым угрожает опасность.
234
К мероприятиям по предотвращению воздействия поражаю-
щих факторов чрезвычайной ситуации относятся:
●
изменение режимов или приостановка работы объектов эко- номики, систем энерго-, газо- и водоснабжения;
●
укрепление существующих или строительство дополнитель- ных инженерных сооружений;
●
проведение противопожарных мероприятий;
●
вывоз материальных ценностей, запасов и сельскохозяйствен- ных животных из районов, которым угрожает опасность;
●
защита продовольствия, пищевого сырья, фуража и источни- ков водоснабжения.
Для подготовки к выполнению спасательных и других работ приводятся в готовность аварийно-спасательная служба, другие силы, а также создаются запасы материальных средств.
При получении данных об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций принимаются меры по проверке достоверности полученных данных и получению дополнительных сведений об обстановке.
При выполнении мероприятий по защите населения и ведении спасательных и других неотложных работ должны учитываться осо- бенности последствий, возникающих при различных видах чрезвы- чайных ситуаций. Основное последствие той или иной чрезвычайной ситуации может сопровождаться другими видами последствий. В та- ких случаях защитные мероприятия должны носить комплексный ха- рактер, учитывать все условия сложившейся обстановки.
Вопросы
и
задания
для
самоконтроля
1. Дайте определение чрезвычайной ситуации.
2. Чем отличаются опасная и экстремальная ситуации, авария, катастрофа, стихийное бедствие?
3. Каковы причины возникновения чрезвычайных ситуаций?
4. По каким параметрам классифицируют чрезвычайные си- туации?
5. В чем различия техногенных и антропогенных катастроф?
6. Назовите стадии развития чрезвычайной ситуации.
7. Каковы основные принципы защиты населения при чрезвы- чайной ситуации?
235 8. Какие существуют средства и способы защиты населения в чрез- вычайной ситуации?
9. Каковы пути обеспечения устойчивости работы объектов эко- номики в чрезвычайной ситуации?
10. На что обращается особое внимание при решении задач по- вышения устойчивости работы объектов экономики?
11. Дайте характеристику трех этапов ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
12. Какие мероприятия проводятся для предотвращения воздей- ствия поражающих факторов чрезвычайной ситуации?
13. Какие методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций ис- пользуются?
14. Какие элементы должен включать в себя план обеспечения безопасности жизнедеятельности при чрезвычайной ситуации?
15. Назовите основные мероприятия по обеспечению безопасно- сти населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации и ее реализации, которые включаются в план обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.