ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 445
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
236
1 ... 15 16 17 18 19 20 21 22 ... 28
Глава
4
.
ОКАЗАНИЕ
ПЕРВОЙ
(
ДОВРАЧЕБНОЙ
)
ПОМОЩИ
ПРИ
РАЗЛИЧНЫХ
ТРАВМАХ
4.1.
Помощь
при
автодорожных
происшествиях
В настоящее время при непрерывно увеличивающемся потоке транспортных средств на дорогах нашей страны существенно возрас- тает количество людей, погибающих в результате автомобильных ка- тастроф. Ежегодно количество смертей по этой причине составляет в России более 30 тыс. человек. Число жертв на дорогах могло быть значительно меньше, если бы при оказании первой помощи на месте происшествия не допускались грубые ошибки и просчеты.
Часто несчастные случаи в результате дорожно-транспортных происшествий заканчиваются смертью пострадавшего не столько из-за тяжести повреждений, сколько из-за безграмотных действий оказав- шихся рядом людей.
4.1.1.
Оказание
помощи
пострадавшему
,
находящемуся
без
сознания
Основные
причины гибели пострадавших и типичные ошибки
при
оказании первой помощи. Частой причиной дорожного травма- тизма являются рассеянность и невнимательность при переходе улицы на противоположную сторону (чаще всего страдают дети).
Одним из самых опасных видов транспорта для рассеянных го- рожан давно стал троллейбус. Бесшумный ход и спокойная серо-голу- бая окраска позволяют троллейбусам буквально подкрадываться к беспечным пешеходам.
Наиболее опасные для пешеходов виды городского транспорта:
●
мотоциклы (в руках юнцов они превращаются в орудие убийства);
●
троллейбусы и автобусы (их неповоротливость несовместима с толчеей на остановках);
●
легковые машины (водители часто игнорируют правила без- опасности движения);
●
трамваи и грузовики (их масса и длина тормозного пути не ос- тавляют шансов на спасение).
237
В случаях, когда сбитый автотранспортом человек оказывается лежащим на дороге, его, как правило, плотным кольцом обступает толпа, но никто не решается подойти первым. В лучшем случае люди, боясь сделать шаг к пострадавшему, дают нелепые советы, которые часто вносят полнейшую путаницу.
Однако, к сожалению, и у тех, кто обладает большим личным мужеством, человеколюбием и первым бросается на помощь, не все- гда оказывается достаточно опыта и знаний, и их действия приносят больше вреда, чем пользы. Например, какая-нибудь сердобольная старушка, уверенная в своем большом жизненном опыте, перевернет несчастного на спину, оботрет ему лицо от дорожной грязи и обяза- тельно подложит под голову либо свою авоську, либо свернутые ва- ликом плащ или пальто. Однако, когда под голову пострадавшего
подкладывают подушку, происходит самое настоящее убийство.
Среди основных причин смерти на дорогах В. Г. Бубнов и Н. В. Буб- нова отмечают следующие: несовместимые с жизнью повреждения –
15 %, несвоевременное прибытие бригады скорой помощи – 15 %, безучастность и безграмотность очевидцев – 70 % [8].
Понятие
о черепно-мозговой травме и коматозном состоянии.
Черепно-мозговую травму можно предположить в следующих случаях: когда пострадавший находится без сознания; в случаях падения или на- несения удара по голове; при наличии ссадин или ран на голове; даже при кратковременной потере сознания и жалобах на подташнивание или рвоту после получения травмы. Как правило, черепно-мозговая травма сопровождается потерей сознания, или так называемой мозговой комой.
При потере сознания полностью отсутствует реакция на проис- ходящее, звуковые и болевые раздражители. Слово «koma» в перево- де с греческого означает «глубокий сон», и действительно, внешне кома напоминает глубокий сон. Но разбудить такого «спящего» чело- века практически невозможно: он не реагирует ни на сильные звуко- вые, ни на болевые раздражители. В зависимости от глубины комы резко снижается тонус подъязычных мышц и мягкого неба – вот глав- ная опасность бессознательного состояния.
В положении лежа на спине происходит западание языка, кото- рый настолько плотно прилипает к задней стенке глотки, что полно- стью блокирует доступ воздуха в легкие. Наступает механическая
238
асфиксия (гр. a – отрицание, sphixis – пульс). В современной меди- цине этот термин означает удушение, хотя древние греки трактовали его как отсутствие пульса и признаков жизни. В подавляющем большинстве случаев пострадавшие погибают от удушения собст- венным языком. В состоянии комы язык начнет играть роль подвиж- ного инородного тела, которым пострадавший будет периодически давиться. А резко сниженный тонус мягкого неба и небной занавески заставит их вибрировать при дыхании и издавать звуки знакомого всем храпа. Именно поэтому состоянию комы часто сопутствует так называемое захрапывающее дыхание с различными по тембру хри- пами и сипом на вдохе. При вдохе широко открывается рот и напря- гается все тело. Человек становится похожим на большую рыбу, вы- брошенную на берег. Подобный тип дыхания сопровождается сипе- нием, свистом, шипением по причине резкого сужения просвета ды- хательных путей (западание языка, попадание инородных тел, спазм голосовой щели).
Другая опасность коматозного состояния заключается в угнете- нии кашлевого и глотательного рефлексов, защищающих дыхатель- ные пути от попадания инородных тел и слюны.
Если человек в состоянии комы лежит на спине, то слюна, мок- рота, кровь из носа и разбитых губ, а также рвотные массы будут обя- зательно затекать в дыхательные пути. Происходит аспирация (лат.
aspiratio – вдыхание) содержимого ротовой полости в легкие.
Учитывая, что при черепно-мозговой травме рвота – обязатель- ный симптом, аспирация содержимого желудка будет неизбежной.
Многие жизни оборвались именно таким образом. Поэтому для челове-
ка в состоянии комы положение лежа на спине крайне опасно!
Вот почему под голову пострадавшего нельзя подкладывать по- душку. Если он лежит лицом вниз, то кровь, мокрота и содержимое желудка, стекая вниз, удаляются естественным путем. Под собствен- ной тяжестью язык самопроизвольно отходит от задней стенки глотки и высвобождает просвет дыхательных путей.
Случаи, когда можно предположить состояние комы:
●
при потере сознания более чем на 4 мин, но сохраненном пульсе на сонной артерии;
●
при появлении захрапывающего дыхания с сипом на вдохе.
239
Основные причины смерти в первые минуты комы:
●
удушение собственным языком (западание языка);
●
аспирация (вдыхание) слюны, крови и содержимого желудка [8].
Экстренная
помощь пострадавшему в состоянии комы. Суще- ственное значение имеет то, через какое время пострадавшему была ока- зана помощь. Ни в коем случае не следует терять времени на вызов ско-
рой помощи и на выяснение обстоятельств случившегося. Пострадав- ший может погибнуть уже через 1–2 мин, а бригада «03» прибудет на ме- сто происшествия в лучшем случае только через 10–15 мин, не говоря уже о том, что часть времени уйдет на поиск телефона и попытку дозвониться.
Первое, что следует сделать как можно скорее, – это убедиться в наличии пульса на сонной артерии. После этого нужно повернуть по- страдавшего на живот (взявшись за его дальнее от себя плечо и потя- нув на себя). Уложить пострадавшего на живот необходимо так, чтобы его лицо было повернуто к вам, руки свободно лежали вдоль тулови- ща, а ноги – параллельно друг другу. Недопустимо поворачивать на
бок только голову пострадавшего, так как содержимое ротовой полос- ти может поступать в дыхательные пути, а корень языка так и не отой- дет от задней стенки глотки. Более того, при повреждении шейного от- дела позвоночника это неверное действие вызовет смещение шейных позвонков и приведет к параличу конечностей и даже к смерти.
Дальнейшая
последовательность осмотра пострадавшего
и
оказания помощи. После того как была обеспечена проходимость дыхательных путей, следует более внимательно осмотреть постра- давшего и сделать предварительное заключение о характере получен- ных повреждений.
При наружном кровотечении необходимо как можно быстрее наложить давящие повязки или кровоостанавливающие жгуты на ко- нечности выше места кровотечения. На раны следует наложить сухие стерильные повязки. При подозрении на переломы костей конечно- стей (неестественное положение или деформация поврежденной ко- нечности) ни в коем случае нельзя переносить пострадавшего даже на несколько метров. Подобные действия приведут к дополнительному смещению костных обломков, повреждению тканей, усилению крово- течения и углублению шока.
До прибытия бригады «03» самое разумное – оставить постра- давшего на месте. Только при угрозе пожара, взрыва или другой опасности следует обеспечить его щадящую транспортировку.
240
После уточнения адреса (улицы и номера дома, рядом с которым вы находитесь) необходимо направить двух-трех человек (из числа по- мощников) вызвать скорую помощь. Еще одну группу можно отправить встретить ее.
Прежде чем переносить пострадавшего даже на несколько метров или перекладывать его на носилки, необходимо зафиксиро-
вать поврежденные конечности (провести иммобилизацию) любыми подручными средствами. В качестве носилок можно использовать фрагмент рекламного щита или кусок крепкой ткани.
Правила наложения транспортной шины на конечность:
●
при переломах костей нижней конечности – расположить ши- ну от подмышки до пятки (вдоль тела) на стороне повреждения;
●
зафиксировать шину повязками на уровне груди, живота, бедер, колен и голеней;
●
при переломах костей предплечья – зафиксировать шину от кончиков пальцев до плеча.
Перекладывать пострадавшего с асфальта на носилки следует только специальным способом, получившим название «нидерландский мост». Для этого потребуется помощь трех человек. Двое встают, ши- роко расставив ноги, лицом друг к другу: один – в изголовье, другой – в ногах пострадавшего (рис. 8). Первый осторожно приподнимает пле- чи, придерживая голову, второй – ноги. Третий помощник поддержи- вает тело на уровне поясницы и бедер, стараясь сохранять положение туловища и конечностей в горизонтальной плоскости.
Рис. 8. Перекладывание пострадавшего способом
«нидерландский мост»
241
Основное правило переноса и транспортировки пострадавшего
в состоянии комы заключается в том, что он должен лежать толь-
ко на животе [8].
Ожидание машины скорой помощи может затянуться более чем на 15 мин. Окружающие могут настаивать на том, чтобы, не теряя вре- мени зря, транспортировать пострадавшего до больницы на имеющей- ся легковой автомашине. Нельзя поддаться на эти уговоры и позволить поместить несчастного в состоянии комы, а тем более с множествен- ными повреждениями в случайную, не приспособленную для перевоз- ки больных машину. Если его и довезут до больницы живым, то даже в реанимационном центре он, скорее всего, умрет от последствий не- правильной транспортировки.
Немедленная транспортировка на попутном транспорте допус- кается только при сильном кровотечении. Когда с каждой секундой теряется большое количество крови, а рассчитывать на полную оста- новку кровотечения с помощью жгута или сильного прижатия сосуда не приходится, то спасение пострадавшего – только в скорости при- бытия в операционную.
При выборе автотранспорта предпочтение следует отдать автобу- су, грузовику или фургону, поскольку можно не только положить по- страдавшего на пол, но и взять с собой двух-трех сопровождающих.
При транспортировке пострадавшего в состоянии комы необхо- димо постоянно контролировать его состояние:
●
дыхание – через каждые пять минут очищать ротовую полость и носовые ходы пострадавшего от выделений с помощью носового платка или салфетки;
●
пульс – при его изменении приготовиться к реанимации;
●
кровотечение – при усилении кровотечения после наложения жгута заново наложить кровоостанавливающий жгут.
Недопустимо:
1. Оставлять пострадавшего в состоянии комы лежать на спине.
2. Подкладывать под голову подушку, сумку или свернутую одежду.
3. Переносить или перетаскивать пострадавшего с места проис- шествия без крайней необходимости (угроза взрыва, пожар и т. п.).
4. Самостоятельно транспортировать пострадавшего при воз- можности вызвать спасательные службы.
242
До прибытия спасательных служб рекомендуется следующее:
1. Не суетитесь! Вдохните глубоко и продумайте очередность действий. Непродуманные и спонтанные поступки могут вызвать не- поправимые ошибки.
2. Прежде чем начать действовать, обязательно оцените состояние пострадавшего, находящегося без сознания. Только при наличии пульса на сонной артерии пострадавшего его можно повернуть на живот.
3. Лишь уверенные действия и четкие команды позволят взять ситуацию под контроль. Это даст возможность быстро найти помощ- ников и оперативно скоординировать их действия.
4. Если вы остались один на один с пострадавшим, не отчаивай- тесь! Главное – повернуть его на живот. По крайней мере, в этой си- туации вы выполните самое необходимое действие [8].
Схема оказания помощи при автодорожном происшествии
(если пострадавший находится без сознания)
1. Убедиться в наличии пульса на сонной артерии и реакции зрачков на свет.
2. Быстро повернуть пострадавшего на живот.
3. Очистить с помощью платка или салфетки ротовую полость.
4. При кровотечении наложить кровоостанавливающие жгуты.
5. На раны наложить стерильные повязки.
6. При подозрении на переломы костей конечностей наложить шины.
7. Вызвать скорую помощь.
4.1.2.
Оказание
помощи
пострадавшему
,
находящемуся
в
состоянии
клинической
смерти
Ежегодно на дорогах России смерть уносит более 30 тыс. жизней.
Большую часть из них можно было бы спасти, окажись на месте про- исшествия хотя бы один человек, владеющий навыками реанимации.
Понятие
о клинической и социальной смерти. Если при первом взгляде на пострадавшего возникает вопрос «А дышит ли он?» (отсутст- вуют дыхательные движения) и несчастный находится без сознания, сле- дует предположить самое страшное – клиническую смерть. Нельзя те- рять драгоценных секунд на более точное определение признаков дыха- ния. Запотевание зеркальца или часового стеклышка, поднесенных к рту, может отмечаться и у остывающего в течение нескольких часов трупа.
243
Необходимо помнить, что уже через 4 мин после остановки кро- вообращения произойдут необратимые изменения в коре головного мозга и человек полностью утратит себя как личность. Наступит соци-
альная смерть. В таких случаях, даже если удастся вернуть пострадав- шего к жизни, его, скорее, можно будет отождествить с растением, не- жели с разумным существом.
Только в течение 3–4 мин после остановки кровообращения су- ществует реальная возможность реанимировать человека, сохранив его интеллект. Это пограничное состояние между жизнью и смертью получило название клинической смерти.
Признаки клинической смерти, или внезапной остановки сердца:
1) потеря сознания;
2) отсутствие реакции зрачков на свет (зрачки остаются широки- ми и не суживаются после повторного приподнимания верхнего века);
3) отсутствие пульса на сонной артерии (основной признак ос- тановки кровообращения).
При наличии указанных признаков нужно не тратить время на сбор малозначительной для спасения жизни информации (когда и что случилось или кто виноват), а быстрее повернуть пострадавшего на спину и нанести прекардиальный удар (рис. 9).
Рис. 9. Механическая дефибрилляция
Удар наносят кулаком в точку, расположенную на нижней сред- ней трети грудины, на 2–3 см выше мечевидного отростка, которым заканчивается грудная кость. Делают это коротким резким движением
(примерно так бьют по столу рассерженные начальники). Цель такого удара – как можно сильнее сотрясти грудную клетку, что должно по- служить толчком к запуску остановившегося сердца.