Файл: Курсовой проект по учебному курсу Административное право.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Важно отметить, что за один дисциплинарный проступок возможно назначение только одного дисциплинарного взыскания. Рассмотрим порядок применения дисциплинарного взыскания. Наниматель обязан затребовать
от государственного служащего объяснения в письменной форме, а также провести служебную проверку. При применении дисциплинарного взыскания работодатель должен учитывать тяжесть совершенного служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Законодатель установил срок, в течение которого, к служащему может быть применено дисциплинарное взыскание – не позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. Если в течение одного года государственный служащий не совершит повторное дисциплинарный проступок, то дисциплинарное взыскание считается снятым.
В рамках вопроса о дисциплинарной ответственности считаемых необходимым рассмотреть такое основание увольнения как утрата доверия. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает перечень оснований увольнения государственного служащего, которые входят в понятие утрата доверия. Проанализировав данные основания, мы можем сделать вывод о том,
что они не связаны с правонарушением как таковым, утрата доверия представляет собой несоблюдение тех ограничений и запретов, которые наложены на государственного служащего, например, на запрет осуществления предпринимательской деятельности. В связи с изложенным выше, считаем,
что увольнение в связи с утратой доверия не является мерой ответственности.
Дисциплинарная ответственность взаимосвязана с иными видами ответственности. Она может выступать последствием совершения другого правонарушения, однако может наступить не в связи с совершением административного правонарушения или преступления. Например, прекращение в отношении государственного служащего уголовного преследования
по основанию отсутствия в его действиях состава преступления не является обстоятельством, освобождающим от дисциплинарной ответственности, если
по результатам служебной проверки установлено нарушением его служебных обязанностей32.
Дисциплинарная ответственность государственных служащих по своим характерным признакам соотносится с другими видами юридической ответственности, однако имеет также свои особенности, которые отличают
ее от других видов ответственности, таких как уголовная, административная
и гражданско-правовая. Дисциплинарная ответственность является одним
из основных видов ответственности государственных служащих, в силу таких особенностей, как возможность быстрого и эффективного реагирования
на совершение правонарушения, а также непосредственного участия в процессе принятия решений по данному вопросу вышестоящего начальства государственного служащего33.
В современной административно-правовой науке существуют различные точки зрения на то, какая из двух ответственностей - административная
или дисциплинарная - должна играть ключевую роль в обеспечении законности на государственной и муниципальной службе. Вопрос заключается
в конкуренции этих двух мер воздействия на служащих, которые совершили
те же самые действия. Это обусловлено тем, что составы административных правонарушений, по которым может быть привлечен государственный
или муниципальный служащий в качестве должностного лица, часто связаны
с неисполнением или ненадлежащим исполнением служебных обязанностей,
что в соответствии с законодательством о государственной и муниципальной службе рассматривается как дисциплинарный проступок. Однако различные точки зрения на конкуренцию этих двух видов ответственности продолжают существовать в настоящее время.
Чаннов С.Е. придерживается позиции, которая запрещает двойную ответственность за одно и то же деяние34, указывая на аналогию с применением наказания за совершение преступления. Так в ч. 1 ст. 50 Конституции Российской Федерации закреплена важная гарантия прав человека, а именно то, что никто
не может быть повторно осужден за одно и то же преступление35.
На наш взгляд, позиция Чаннова С.Е. заслуживает поддержки, хотя
и представляется, что указанные виды ответственности носят разный характер, административная связана с отношениями между государственным служащим
и государством, а дисциплинарная – между государственным служащим
и нанимателем.
2.4. Гражданско-правовая ответственность
Гражданско-правовая ответственность государственного гражданского служащего - это один из видов юридической ответственности, предполагающий наступление для государственного гражданского служащего неблагоприятных последствий за нарушение норм гражданского права в виде наложения на него санкций имущественного характера, инициированных государством36.
Гражданско-правовая ответственность носит имущественный характер
и направлена на имущественное восстановление материального состояния лица, которое понесло убытки.
Обязанность гражданского служащего возместить причиненный материальный ущерб существует только в отношении государственного органа. В случае если вред причинен имуществу физического либо юридического лица по вине государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей и предъявлен иск о возмещении, то согласно статье
1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации или казны субъекта Российской Федерации37.
Возмещению подлежит также и моральный вред, если в следствие незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, он был причинен лицу.
Заключение
Ответственность государственного гражданского служащего – это довольно сложный правовой институт. Основное предназначение государственной службы заключается в том, чтобы обеспечить взаимодействие между государственными органами и населением и правильное функционирование государственной организации. В любом случае, каждое действие или бездействие гражданского служащего может иметь серьезные юридические последствия для граждан, а также и для юридических лиц.
Государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий органов власти, публичных образований и иных полномочий, установленных законом. Действующим законом предусмотрен открытый перечень видов государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба и государственная служба иных видов.
В настоящее время, развитие новой российской государственности часто замедляется из-за слабой исполнительской дисциплины и безответственности должностных лиц и сотрудников федеральных и региональных органов исполнительной власти. Неисполнение или нарушение государственных нормативных актов не только подрывает основы конституционного строя России, но и создает условия для коррупции и злоупотреблений, а также нарушает права и свободы граждан. В связи с этим, необходимо разработать целостную теорию государственно-правового принуждения, чтобы предотвратить такие последствия.
Государственные гражданские служащие являются специальными субъектами правонарушения – должностными лицами Законодатель не относит к числу принципов госслужбы принцип «ответственности государственных гражданских служащих за надлежащее исполнение своих должностных обязанностей».
В настоящее время самой важной задачей является обеспечение не только правовой ответственности государственных гражданских служащих,
но и гарантий на защиту их прав и свобод. Для стабилизации ситуации в области юридической ответственности государственных гражданских служащих, требуется совершенствование законодательства, а также повышение профессионального уровня государственных служащих.
Список источников и литературы
Нормативные правовые акты:
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации - Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022. -
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)
от 26.01.1996 № 14-ФЗ // СЗ РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410. -
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф // СЗ РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954. -
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1. -
Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета, № 170, 29.07.1992. -
Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ, 20.11.1995, № 47, ст. 4472. -
Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // СЗ РФ, 28.07.1997, № 30, ст. 3586. -
Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» // СЗ РФ, 28.07.1997,
№ 30, ст. 3590. -
Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // СЗ РФ, 30.03.1998, № 13, ст. 1475. -
Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ, 02.06.2003, № 22,
ст. 2063. -
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ, 02.08.2004, № 31,
ст. 3215. -
Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // СЗ РФ, 05.03.2007, № 10, ст. 1152. -
Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» // СЗ РФ, 03.01.2011, № 1, ст. 15. -
Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗФ РФ, 05.12.2011, № 49
(ч. 1), ст. 7020. -
Федеральный закон от 02.07.2013 № 185-ФЗ «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ, 08.07.2013, № 27, ст. 3477. -
Федеральный закон от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы
и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ, 30.05.2016, № 22, ст. 3089. -
Федеральный закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // СЗ РФ. 23.07.2018, № 30, ст. 4532. -
Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» // СЗ РФ, 02.01.2006, № 1, ст. 118. -
Закон г. Москвы от 26.01.2005 № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы, № 8, 31.01.2005. -
Федерального закона от 31.07.1995 № 119-ФЗ (ред. от 07.11.2000)
«Об основах государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ, 31.07.1995, № 31, ст. 2990 (утратил силу).