Файл: Курсовой проект по учебному курсу Административное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

по обеспечению исполнения полномочий:

  1. Российской Федерации;

  2. Федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

  3. Субъектов Российской Федерации;

  4. Органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

  5. Лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

  6. Лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации;

  7. Федеральных территорий;

  8. Органов публичной власти федеральных территорий;

  9. Лиц, замещающих в федеральной территории должности, устанавливаемые федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, а также уставом федеральной территории для непосредственного исполнения полномочий органов публичной власти федеральной территории5.

Важно отметить, что в России также существует муниципальная служба. Муниципальная служба – «профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта)6. Выделение муниципальной службы обусловлено тем, что муниципальная власть отделена от государственной. Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации7.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти»8.

Выделим следующие признаки государственной службы:

  1. Государственная служба носит управленческий характер, так как
    она связана с оказанием государственных услуг и выполнением государственных функций.

  2. Государственная служба является властной деятельностью.
    В рамках осуществлении служебной деятельности государственный служащий своими действиями реализует полномочия органов государственной власти. В процессе деятельности государственного служащего реализуются полномочия как федеральных органов власти, так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

  3. Государственная служба является достаточно формализованным институтом. Она предусматривает конкретный перечень должностей. Например, Указом Президента от 31 декабря 2005 года утвержден Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы9.

  4. Государственная служба является профессиональной деятельностью. Кандидат на замещение должности государственной службы предъявляются определенные требования: возраст, гражданство, образование, уровень профессиональной подготовки10.

    1. 1   2   3   4   5   6

Виды государственной службы



Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает различные основания выделения видов государственной службы:

1. В зависимости от уровня государственной службы:

1.1. Федеральная государственная служба.

1.2. Государственная служба субъекта Российской Федерации.

2. В зависимости от сферы деятельности:

2.1. Государственная гражданская служба.

Государственная гражданская служба Российской Федерации – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации11.

В свою очередь государственная гражданская служба подразделяется
на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

На уровне субъектов Российской Федерации также принимаются нормативные правовые акты, регулирующие отношения, складывающиеся
в процессе государственной службы. Например, в Москве действует Закон
г. Москвы от 26.01.2005 № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы»12.

Проанализировав Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, можно сделать вывод о том, что гражданская служба организуется в большинстве государственных органах, как в органах исполнительной власти, так и в законодательных и судебных органах. Однако российский законодатель не закрепляет какой-либо перечень государственных органов, в которых осуществляется государственная гражданская служба.

2.2. Военная служба. Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой:

- гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, - в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, в
Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, в воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях;

- гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях13.

2.3. Государственная служба иных видов.

В ранее действующей редакции (редакция от 02.07.201314) третьим видом государственной службы выделялась правоохранительная служба, под которой понималась федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах
и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина15.
Законодатель не закрепляет в нормативных правовых актах понятие «правоохранительный орган», а также не указывает на критерии отнесения органа власти к числу правоохранительных. В доктрине существует множество подходов, можно выделить главный признак – деятельность таких органов связывается с реализацией специальных задач и функций правоохранительного характера16.

Законы, регулирующие государственную службу иных видов:

  1. Федеральный закон «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»17.

  2. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»18.

  3. Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации»19.

  4. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»20.

  5. Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации»21.

  6. Федеральный закон «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации»22.

  7. Федеральный закон «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы
    и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»23.


Однако данный перечень законов не является закрытым, по некоторым видам службы не принят специальный федеральный закон, а служебная деятельность регламентируется различными нормативными актами, в основном ведомственными.

Рассмотрим вопрос отнесения судов к числу правоохранительным органам. Сложно поспорить, что деятельность судов носит правоохранительный характер. Хотя если рассматривать деятельность судов с точки зрения концепции, что охрана прав возможна только до момента их нарушения,
а после нарушения происходит уже защита нарушенных прав, то тогда суды
не относятся к правоохранительным органам при буквальном толковании указанной терминологии.

В настоящее время судьи арбитражных судов и судов общей юрисдикции замещают государственные должности Российской Федерации, их правовое положение регулируется Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года «О статусе судей Российской Федерации»24. Сотрудники аппарата судов состоят на государственной гражданской службе, о чем свидетельствует Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный Указом Президента от 31 декабря 2005 года25

В Государственную Думу Российской Федерации внесен законопроект
о государственной судебной службе Российской Федерации. Однако
в Заключении Комитета по государственному строительству и законодательству указано, что проектируемые нормы во многом идентичны нормам Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При этом в пояснительной записке к проекту
не содержится достаточных обоснований, которые подтверждали бы специфику указанной деятельности в судебных органах, обуславливающих необходимость выделения государственной судебной службы из государственной гражданской службы, пояснительная записка к законопроекту не содержит26. Несмотря
на указанные замечания, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству поддержал законопроект.

На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что система государственной службы в настоящее время не урегулирована
на законодательном уровне в полном объеме. Российское законодательство предусматривает неограниченный перечень видов государственной службы. Представляется, что должен быть закреплен закрытый перечень видов государственной службы, что будет способствовать четкому установлению прав, обязанностей, полномочий государственного служащего, а также способствует определению субъекта правонарушения для привлечения лица к юридической ответственности государственных служащих.