Файл: Анализ судебной практики по искам об обжаловании решений таможенных органов, принятых по результатам таможенного контроля таможенной стоимости товаров.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 218
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В целях таможенных целей необходимы сведения о таможенной стоимости товаров в декларации на товары и ДТС. ДТС составляется декларантом или представителем при заполнении декларации на товары.
Необходимой информацией для таможенного контроля являются сведения о сторонах сделки, физических характеристиках ввозимого товара и условия его хранения. Таможенный контроль проводится в стандартных формах (осмотр документов, досмотрр) с применением информации максимально возможной степени сопоставимости со сведениями об условиях договора купли-продажи:
1) О сделках с идентичными, однородными товарами такого же класса или вида также полученная при помощи информационных ресурсов таможенных органов;
2) Информацию о биржевых котировках, индексах и ценах аукционов можно получить из ценовых каталогов.
На данный момент контроль осуществляется с применением Системы управления рисками (СУР).
Согласно нормативному регулированию и судебной практике, выделяют следующие признаки недостоверности:
- Установление факта несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость ввозимых товаров и содержащихся в одном документе,иным сведениям этим или другим документам;
- Выявление более низкой цены ввозимых товаров по сопоставимым ценам с ценой аналогичных или однородных предметов при сравнимых условиях их приобретения, стоимостью биржевых котировок, аукционов и ценовых каталогов;
- Определение более низкой цены товаров, чем цена компонентов (в том числе сырьевых), из которых сделаны ввозимые товары;
- При наличии такого рода взаимосвязи между продавцом и покупателем ввозимого товара, стоимость которого будет значительно ниже цены идентичных или однородных товаров.
- Возможные причины сомнения в соблюдении структуры таможенной стоимости товаров: при неуплате или неполном внесении таможенных платежей за ввозимые товары, к цене товара добавлены и/или использованы лицензионный платеж (за использование объектов интеллектуальной собственности), затраты на перевозку поставляемых грузов.
1.2 Порядок пересмотра и обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях согласно Кодексу об административных правонарушениях
В последние годы сфера внешнеэкономической деятельности является одной из наиболее подверженных криминалу в Российской Федерации. В виду того, что таможенные правонарушения
принято относить к экономическим преступлениям, исследование деятельности таможенных органов в данном ключе является очень актуальным.
Проявление административного правонарушения в Таможенном кодексе Евразийского экономического Союза (далее - ТК ЕАЭС) описано как административные проступки. В соответствии с законодательством государств-членов Союза таможенные органы ведут процесс административного судопроизводства, совершая административные правонарушения.
Санкции за административные правонарушения в таможенной сфере прописаны во главе 16 КоАП РФ, именно там закреплены основные виды правонарушений.
Основными задачами расследования дел об административных правонарушениях в таможенных органах можно назвать:
- Разбор возможных оснований, условий и моментов совершения АП;
- Квалифицированное рассмотрение дела об АП;
- Обеспечение исполнения определений суда об АП;
- Рекомендуется осуществлять комплекс профилактических и предупредительных мер, направленных на предотвращение совершения АП.
В Российской Федерации в таможенной сфере расследованием дел об АП занимаются отделы административных расследований (далее - ОАР). Данные отделы таможни составляют структурное подразделение и занимаются расследованием дел об административных правонарушениях, которые относятся в их компетенции. В их ведение входит организация работы таможенных постов и структурных звеньев таможни, подчиненных по административному производству. На основе принципов работы таможни, планов деятельности оперативной таможенных органов и других разных порядков своей службы они формируют свою деятельность. ОАР руководствуется следующими принципами при осуществлении своей деятельности: принцип единоначалия, коллегиальности в принятии решений по вопросам труда и персональной ответственности должностных лиц. Основополагающей целью ОАР является утверждение её заместителем начальника таможни, который занимается правоохранительной деятельностью и выстроена она в зависимости от целей работы оперативной таможенного поста, обозначенных программ деятельности. Функции ОАР выполняет как самостоятельно, так и совместно с другими таможенными отделами или подчинёнными им постам. При ведении дел сотрудниками ОАР соблюдается процедура по сохранению секретности, которая согласуется с требованиями действующих нормативных актов ФТС РФ в области обеспечения информационной защищенностью. Если будут обнаружены следы преступления, дело будет передано в отдел дознания ОАР.
В Российской Федерации ФТС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. При осуществлении своих задач и функций ФТС России руководствуется международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, федеральными законами, актами Президента России и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минфина России, нормативными актами Центробанка и Положением о Федеральной таможенной службе [2], осуществляя правоприменение в рамках таможенных правоотношений в том числе в форме правоохранительной деятельности.
Правоохранительная деятельность таможенных органов нацелена на выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений (далее - АП), отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, в рамках которой таможенные органы являются органами дознания и (или) следствия, ведут оперативно-розыскную деятельность и рассмотрение дел об АП. Дознание по уголовным делам производится на основании ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) [7] по преступлениям, например, в сфере уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица (части 1 и 2 ст. 194 УПК РФ), контрабанды наличных денежных средств или денежных инструментов (ч. 1 ст. 200.1 УПК РФ) и алкогольной продукции или табачных изделий (ч. 1 ст. 200.2 УПК РФ). Функции таможенных органов, как по рассмотрению дел об АП закреплены в статьях 23.8 и 28.3 КоАП РФ [1].
К компетенции таможенных органов разного уровня относится деятельность по правоохранительной деятельности. Так, например на Дальнем Востоке правоохранительную функцию несет Дальневосточная оперативная таможня (ДВОТ). Занимая лидирующие позиции на Дальнем Востоке России по борьбе с контрабандой и иными нарушениями в сфере таможенного дела. Таможенное управление ДВОТ осуществляет оперативно-розыскную деятельность, руководит и контролирует работу по указанными направлениями в таможенных отделах подведомственных Дальневосточному таможенному управлению.
Анализируя итоги правоприменительной деятельности таможенных органов, можно выявить самые часто встречающиеся нарушения таможенного законодательства и выработать эффективные предложения по совершенствованию мер контроля организации осуществления внешнеэкономической деятельностью. Этот фактор является определяющим актуальность выбранной темы исследования. Цель исследования - выявление особенностей правоприминения в таможенных органах Российской Федерации на примере производства по делам об АП. Анализ данных ФТС России о правоохранительной деятельности таможенных органов за 2020-2022 гг. свидетельствует о преобладании дел об АП. Их доля в 2020 г. составила 98,6 %, в 2021 г. - 98,7 % и в 2022 г. - 98,2 %.
В официальных сведениях таможенных органов об АП отображаются возбужденные дела (в разрезе лиц, в отношении которых возбуждено производство), состав нарушений и санкции статей КоАП РФ,по исполнительным листам о назначении наказания / постановлениям по назначенному наказанию. Также сюда включаются перечисленное имущество которое было передано уполномоченным органам или административный штраф. Таблица содержит анализ структуры дел об АП, возбужденных в сфере таможенных правоотношений за 2020-2022 годы (см. Таблица 1).
Таблица 1
Структура дел об административных правонарушениях, возбужденных таможенными органами, за 2020–2022 гг.
Показатель | Год | |||||
2020 | 2021 | 2022 | ||||
ед. | % | ед. | % | ед. | % | |
Общее число возбужденных дел, | 114 547 | 100 | 138 818 | 100 | 146 936 | 100 |
в т. ч. в отношении
| 64 194 | 56,0 | 72 730 | 52,4 | 74 495 | 50,7 |
29 054 | 25,4 | 40 302 | 29 | 42 364 | 29,5 | |
14 209 | 12,4 | 17 088 | 12,3 | 17 415 | 11,9 | |
6 798 | 5,9 | 8 257 | 5,9 | 11 352 | 7,8 | |
в т. ч. предусмотренных гл. 16 КоАП рФ, всего из них | 64 194 | 56,0 | 81 791 | 58,9 | 85 906 | 58,4 |
– по ст. 16.2 | 25 316 | 22,1 | 30 336 | 21,8 | 25 190 | 17,1 |
– по ст. 16.3 | 10 692 | 9,3 | 13 273 | 9,6 | 14 464 | 9,8 |
– по ст. 19.7.13 | 33 357 | 29,1 | 37 591 | 27,1 | 42 491 | 28,9 |
– по ст. 15.25 | 8 220 | 7,2 | 7 205 | 5,2 | 9 256 | 6,3 |
Вынесено постановлений о назначении наказания, всего из них | 113 200 | 100 | 123 655 | 100 | 147 886 | 100 |
- должностными лицами таможенных органов | 92 929 | 82,1 | 105 867 | 85,6 | 123 920 | 83,8 |
- судом и уполномоченными органами | 20 271 | 17,9 | 17 788 | 14,4 | 23 966 | 16,2 |
Взыскано административных штрафов, млрд руб. | 2,1 | – | 2,9 | – | 2,5 | – |
Передано в уполномоченные органы имущество общей стоимостью, млрд руб. | 9,4 | – | 5,869 | – | 6,131 | – |
Из таблицы следует, что динамика количества возбужденных дел неровная и после резкого падения в 2020 году связанный с пандемией, наблюдается бурный рост в 2021 и 2022 году.
Стабильность структуры административного делопроизводства таможенных органов, характерна для 2020-2022 годов. Как выяснилось наиболее часто встречающиеся нарушения- это правонарушения, которые совершаются в отношении юридических лиц - по факту несвоевременного представления статистической формы учета перемещения товаров и недекларирования либо неправильной декларации товара. Должностные лица таможенных органов чаще всего выносят постановления о назначении наказания. Динамика улучшения качественных характеристик структуры административного производства таможенных органов свидетельствует о снижении доли дел, которые прекратились производство и роста исполненных постановлений. Чаще всего объектами правонарушений были валюта, табак и продукция растительного происхождения.
Улучшение структуры делопроизводства и снижение количества дел об АП может указывать на достижение цели административного наказания, закрепленной в ст. 3.1. КоАП РФ «Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами». Самая главная цель административного наказания всегда присутствует не только в теории науки административны права, но и довольно эффективно реализуется на практике. Как оказалось, сокращение количества дел об АП также связано с эпидемиологической ситуацией в 2020 г., а именно: приниматием ограничительных мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции.
Анализ деятельности таможенных органов по расследованию и назначения наказаний в процессе дел об административных правонарушениях. B таможенной сфере показал, что они имеют положительный эффект для страны.
На базе анализа определим основные проблемы и возможные пути их решения, которые касаются выявления правонарушений в таможенной сфере, расследования этих нарушенийи предупреждения.
1. Коррупция. Коррупция в таможенных органах – это злоупотребление должностными полномочиями и законными возможностями сотрудниками для получения выгоды, противоречащей законодательству РФ. Согласно данным ФТС РФ по преступлениям коррупционной направленности в 2022 году было возбуждено 212 уголовных дела: 104 дела в отношении 76 должностных лиц таможенных органов и 108 дел в отношении 88 взяткодателей. Это внушительные цифры. Из-за коррупции затрудняется эффективное обнаружение и расследование дел об АП в таможенной сфере, что является одной из актуальных проблем на данный момент. Чтобы бороться с коррупцией, необходимо использовать комплекс мер. Например: