Файл: Анализ судебной практики по искам об обжаловании решений таможенных органов, принятых по результатам таможенного контроля таможенной стоимости товаров.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Увеличить заработную плату работникам таможенной службы;
- При профессиональном отборе сотрудников рекомендуется проводить различные конкурсы и тестирования;
- Необходимо проводить меры по профилактике, которые направлены на борьбу с коррупцией;
- Контроль сотрудника осуществляется с помощью «ловли на живца» - дачи ложной взятки для того, чтобы контролировать его действия в условиях скрытой видеозаписи или радио-контроля.
- Увеличить наказание, предусмотренное статьями 290-291 УК РФ за дачу взятки.
2. Проблема некачественного проведения взаимодействия между правоохранительными органами и таможенными частями касается обнаружения а так же расследования дел об АП.Среди причин можно отметить обособленность государственного аппарата в целях достижения общего плана по безопасности страны, отсутствие единой стратегии развития отдельных направлений службы на данном направлении, что ведет к неисполнению своих прямых задач. Для того, чтобы решить данную проблему нужно создать единую базу информации о проблемах всех предприятий – юридических и физических лиц. С помощью этого будет обеспечено тесное взаимодействие органов за счет ускорения обмена информацией между ними, что приведет к более эффективному и оперативнему выявлению правонарушений в таможенной сфере.
3. Схожие способы выполнения административного производства таможенными органами. У должностных лиц таможенных органов одинаково много сил и времени на рассмотрение дел об административных правонарушениях разного уровня сложности. Изменение административного производства таможенными органами – это один из способов исправить плохую загрузку сотрудников. К примеру, внести в Кодекс об административных правонарушениях положение о наделении сотрудников таможни полномочиями по принятию решений на основе дел Об АП, предусматривающих небольшие санкции (предупреждение и небольшой штраф).
4. В таможенной сфере увеличивается число дел об административных правонарушениях. Чтобы снизить это количество нужно:
- Необходимо увеличивать количество и качество профилактических мер, которые будут направлены на выявление условий или причин,которые способствуют совершению АП.
- На таможенных постах необходимо проводить мероприятия по воспитанию правовой направленности, акцентировать внимание на своевременном получении информации о АП и наказаниях.
Эти меры направлены на сокращение правонарушений в сфере таможенных органов. Заметный результат можно ожидать, если предложенные меры будут реализованы. Если они смогут уменьшить коррупционные проявления в таможенных органах и повысить продуктивность сотрудников этого органа (а также снизить количество дел об административных правонарушениях), то тогда получится эффект снижение коррупции внутри таможенного ведомства:
- Улучшение взаимодействия правоохранительных органов России.
- Улучшение качества рассмотрения и расследования административных правонарушений в сфере таможенного дела.
- Значительно возрастает поступление доходов в бюджет Российской Федерации.
Целью исследования являлось изучение деятельности таможенных органов Российской Федерации в области возбуждения дел об административных правонарушениях.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ПРИНЯТЫХ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ
2.1 Анализ практики возбуждения и обжалования решений таможенных органов, принятых по результатам таможенного контроля таможенной стоимости товаров
Практически ежедневно участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) делают тысячи операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС. Они участвуют в осуществлении ВЭД. Занимается максимальными усилиями для того, чтобы данный бизнес приносил максимальный доход. Это возможно только при значительном уменьшении доли платёжеспособных таможенных платежей или обструкции налоговых правил. Таможенные органы, в целях достижения максимальной выгоды для бюджета государства - члена ЕАЭС с каждым годом выполняют все большее количество мер по выявлению лиц нарушающих таможенное законодательство и принимают тысячи решений обязательных к выполнению участниками ВЭД.
Данные статистики говорят о том, что большое количество заинтересованных лиц попадает в арбитражные суды для того чтобы оспорить решения таможенных органов.
Стоит подчеркнуть, что показатели результативности судебной практики входят в систему показателей эффективности деятельности таможенных органов и являются своего рода «индикатором состояния законности» для сферы таможенного дела.
Нелепо обвинять в проигрыше дел исключительно должностных лиц таможенной службы. Множество раз таможенные органы, объясняя сложившуюся не в их пользу ситуацию и выдвигая предложения по совершенствованию действующего таможенного законодательства так же арбитражного процессуального права считая несовершенным последнее. А лицам откровенно нарушающим законодательство на которое ориентировано все современное общество дает возможность с легкостью уходить от ответственности получая выгоды для себя. Однако просьбы работников таможенной службы так и не были услышаны. При изучении материалов арбитражной практики выясняется, что суды в силу сложности таможенного законодательства прибегают не только к различным подходам его интерпретации
, но и зачастую трактуют таможенных правоотношения противореча законам. Суды, рассматривающие заявления об оспаривании решений таможенных органов в первую очередь руководствуются презумпцией невиновности участников ВЭД, а это означает что бремя доказывания вины лица принявшего решение таможенным органом перекладывается на последнего.
Результаты проведенного анализа правовых норм, относящихся к арбитражным судам показывают то что там больше всего затруднений испытывают таможенные органы в обжаловании решений о корректировке стоимости при доказывании правильности использования шестого или резервного метода определения цены. В случае если декларанты не могут предоставить документы подтверждающие использование предыдущих методов и их применение невозможно именно этот метод используют инспекторы таможенного контроля после применения предыдущего.
Что наиболее примечательно, законодатель в гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) [5], которая регламентирует порядок обжалования судебных решений по антимонопольным органам и таможенным органам не раскрывал подробно процесс доказывания средств доказательства для каждой из сторон. Только в ч. 4 ст 200 АПК РФ можно найти указание на предмет доказывания.
Суд осуществляет проверку оспариваемого акта, решения или действий и устанавливает их соответствие закону либо другому нормативному правовому акту; также он проверяет полномочия органа принявшего акт, решение / совершивших действия по отношению к обжалуемому акту. Кроме того суд выясняет нарушаются ли права заявителя в сфере предпринимательской деятельности при принятии актов судебной власти.
Только незначительную часть проблемы можно решить с помощью этого постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» (постановление Пленума ВС РФ № 18) [6], которое содержит разъяснение новых правил доказывания. Пленум ВС РФ № 18 в постановлении еще раз напомнил судам о презумапции достоверности информации, предоставляемой информационными системами.
На основе этого можно сделать вывод о том, что таможенные органы несут не только бремя опровержения стоимости товаров по декларации но и еще являются должниками перед декларантом.
По мнению некоторых исследователей, результат рассмотрения споров о таможенной стоимости зависит от наличия в распоряжении суда доказательственной базы: наличие у таможенного органа необходимой информации; полноты и качества представленного декларантом комплекта документов. От качества документального оформления правильность определения таможенной стоимости и примененного декларантом способа оценки напрямую зависит решение суда, вынесенное в пользу того или иного лица.
Не смотря на это, АПК РФ не содержит никаких ограничений в применении новых доказательств для рассмотрения дел об оспаривании решений государственных органов. Если рассматривать нововведение, то подписанное Пленумом ВС РФ № 18 постановление ограничивает представление участником ВЭД новых доказательств в суд тому случаю когда таможенные органы не приняли к сведению документы представленные участникам внешнеэкономической деятельности. Вместе с тем Верховный Суд РФ указал, что в виду того,что таможенный орган принимает решение о корректировке цены за счет той совокупности документов и сведений которые были представлены декларантом то представление новых доказательств противоречило бы решению взятому ранее. Но судебное разбирательство не должно подменять собой осуществление таможенного контроля в соответствующей административной процедуре. Тогда новые доказательства могут приниматься судом только лишь при условии, если лицо оспорит решение таможни о корректировке таможенных затрат после момента получения оспариваемого решения или же сможет привести объективные и независимые от его воли причины для того чтобы эти обоснования были представлены органу до вынесения обжалуемых решений.
Согласно этому толкованию, суду не должны предоставляться новые доказательства за исключением случаев когда они по объективным причинам отсутствовали у таможни. Однако данное положение закреплено лишь в качестве пункта постановления Пленума ВС РФ № 18. Абсолютный пробел в законодательной базе наблюдается на государственном уровне. На наш взгляд, нужно создать запрет для заявителей о защите нарушенных прав и законных интересов посредством обжалования ненормативных правовых актов (решений), действий(бездействия) работников административных органов. Если такое лицо предоставит суду новые доказательства невозможности их представления по причине отсутствия от него возможности повлиять на административный орган. С целью расширить сферу применения статьи 200 АПК РФ, следует дополнить ее частью 5.1 следующего содержания:
Арбитражный суд может принять новые доказательства, только если лицо которые просит об этом обосновано наличие объективных препятствий для получения этих доказательств до вынесения оспариваемого ненормативного правового акта или решения и совершения обжалуемых действий (бездействия) органомили лицом. Вынесенное на обсуждение постановление Пленума ВС РФ № 18 имеет большой вес в защите прав декларантов. Оно делает акцент, что таможенный орган не может рассматривать доказательства недостоверности указанной цены или отсутствия необходимого подтверждения стоимости сделки как основание для корректировки суммы таможенных платежей и проведения дополнительной проверки декларации. При выявлении таможенным органом