Файл: Анализ судебной практики по искам об обжаловании решений таможенных органов, принятых по результатам таможенного контроля таможенной стоимости товаров.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 219
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
недостоверности заявленной стоимости товара, орган принимает решение о проведении дополнительной проверки. Запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения, которые подтверждают заявленную стоимость используются для того чтобы декларант смог подтвердить правомерность использования определенного способа.
Некоторые из участников ВЭД, которые обращаются с ходатайствами о приобщении к материалам дела новых доказательств в арбитражный суд, мотивируют свои просьбы недостаточностью предоставленного таможенным органом срока (2-месячный срок для представления документов и сведений на склад таможенного органа не может превышать 2 месяцев). Согласно выводам, сделанным пленумом Верховного Суда РФ для лиц которые ввозят на таможенную территорию товары по ценам значительно отличающимся от сопоставимых цен аналогичных товаров разумно ждать поведения направленного к заблаговременному сбору доказательств и подтверждений доступных таким товаром (товарами) в условиях внешнеторгового оборота. Отвечая на вопрос о рекомендации постановления Пленума ВС РФ № 18, следует сказать об отношении судов к поведению декларантов. Исходя из смысла этого документа стоит рассмотреть внимательнее их поведение в двухмесячный срок и не считать нежелание представлять документы таможенным органам экстраординарной причиной получения новых доказательств арбитражным судом по той причине что ранее такие бумаги уже были представлены.
Таможенное законодательство ЕАЭС, в вопросах регламентации способов контроля таможенной стоимости товаров ссылается на п. 11 «Порядка контролирования Таможненной ценности Товаров», принятого Решением Комиссии таможенного союза от 20 сентября 2010 года № 376». Выявленные недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, заявленных декларантом могут являться:
1) случаи несовпадения сведений, которые определяют стоимость товаров в документах отправленных декларантом или его представителем таможенным органам.
2) Сравнение товаров, представленных в декларации и их цена отличаются незначительно:
- Сумма цены на идентичные или однородные товары при одинаковых условиях их ввоза по свидетельству иностранных производителей может отличаться от суммы цен аналогичных товаров, если такие условия имеются.
- Величина цены одинакового или однородного товара в соответствии с информацией, предоставленной соответствующими котировками цен аукционов, биржовых торгов и каталогов.
- Предлагаемые цены на составные части (включая сырье) товаров, предназначенных для ввоза.
3) Информация об имеющейся взаимосвязи продавца и покупателя, которая в совокупности с предложенными заниженными ценами товаров,которые представлены декларации дает повод заключать о влиянии указанной зависимости на цену по которой покупались или должны были быть оплачены товары;
4) очевидные признаки несоблюдения структуры искомой стоимости, например, не были учтены либо учтены не в полном объеме транспортные расходы или расходы на страхование.
Если таможенный орган увидит у декларанта или его представителя другие доказательства недоверия к указанной в декларации цене товара, то ему придется произвести дополнительную проверку. В процессе которой потребуются дополнительные документы и сведения от них самих либо их представителей. Описания и данные дополнительные источники информации подробно указываются в решении о проведении дополнительной проверки, регламентированного отмеченным Порядком.
Важно отметить, что для решения таможенных органов о корректировке таможенной стоимости необходимо предоставить документы или сведения и разъяснения причин их отсутствия. Это условия определены ТК ЕАЭС. А также важно помнить то условие, при котором не предоставляется много документов подтверждающих цены товаров. Неустранение сомнений и запрашивание дополнительной проверки документов или сведений также является основанием для получения такого основания. Таможенный орган принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров, исходя из результатов проверки.
Как пример, таможенные органы приводят отсутствие у декларанта или таможенного представителя ряда документов (экспортная декларация и т.д.), которые были запрошены в ходе проведения проверки ими являются как повод для корректировки цены товара. При этом суды не всегда принимают во внимание доводы о непредставлении необходимых документов. Если у декларанта нет документов, которые требуют от него таможенные органы и он их не предоставил, суды говорят о том что сомнение в достоверности сведений может быть основано только на факте отсутствия таковых. Конечно, подразумевается: в том случае если они подтверждаются другими документами.
По мнению суда можно отметить тот факт
, что не всегда декларанты предоставляют документы, которые могут подтвердить заявленную таможенную стоимость. Так оригиналы договоров купли-продажи нужны им при осуществлении своей деятельности (несмотря на предоставление таможенного органа гарантии возврата подлинников документов).
Как вывод, суды не соглашаются с доводами таможенных органов о недостаточности документов и сведений или несоответствиях в документах которые подтверждают стоимость товаров ввозимых декларантами. Они также указывают на то что данные противоречат документам из которых взяты товары. Судебные приставы фиксируют наличие бумаг даже несмотря на содержание. Это кажется довольно абсурдным. Как нам кажется, данную практику стоит поменять и прописать в постановлении Пленума ВС РФ № 18 требование об изучении судами содержания представленных декларантами документов.
На наш взгляд, при рассмотрении дел об оспаривании решений таможенных органов о корректировке таможенной стоимости в суд не должны быть представлены декларантом новые доказательства, которыми нет возможности располагать на момент вынесения решения по изменению цены. Так же считаем возможным рассмотрение дела без представления новых доказательств когда лицо ходатайствующее представит причины для невозможности их предоставления административному органу исходя из своих причин.
Контроль таможенной стоимости является наиболее актуальным среди всех направлений таможенного контроля.
При этом, ФТС России в режиме постоянной готовности совершенствует администрирование процесса контроля таможенной стоимости.
При изучении актуальности администрирования процессов контроля таможенной стоимости, по данным ФТС России за 2018-2022 годы большее количество решений и действий таможенных органов обжаловалось участниками ВЭД именно после того как их товары выпущены в соответствии с заявленной процедурой. Процент подобных обжалований в 2021 г. составил 44,4%. Аналогичными категориями являются жалобы и иски об оспаривании решений по вопросам таможенной стоимости, поданные участниками ВЭД. Рисунок показывает, что в 2022 году по сравнению с 2018 годом доля исков об оспаривании таких решений уменьшилась на 30%. Занимают лидирующие позиции иски о оспаривании постановлений таможенных органов об административном правонарушении, а на втором месте – по таможенной стоимости (см. Рисунок 1).
Рис. 1. Доля исков об оспаривании участниками ВЭД решений по таможенной стоимости от общего количество исков в 2018-2022 гг., %
Наиболее распространенными жалобами являются жалобы по таможенной стоимости. С 2018 года доля таких претензий уменьшилась на 50%, хотя изначально была 77%.
Анализ показал, что в большинстве случаев суды принимают сторону таможенных органов. И если в 2018 году только около 30% всех решений принималось за таможенные органы, то уже к 2022 году их доля возросла до 55%, что является хорошей тенденцией.
Подтверждением этому является наличие актуальности данного вида таможенного контроля.
Итоги администрирования процесса контроля таможенной стоимости показаны в таблице.
Из таблицы видно, что в 2022 году таможенными органами в 165,4 тыс. деклараций на товары (далее - ДТ) (включая контроль после выпуска товаров) результате внесения изменений в сведения о таможенной стоимости дополнительно взыскано в федеральный бюджет более 20,5 млрд. руб. (в 2021 году - 20,6 млрд. рублей), что позволяет сделать вывод о стабильности данного показателя. Позитивным является то, что в расчете на одну ДТ сумма доначисленных таможенных платежей увеличилась за 2022 год примерно ещё 14 % по сопоставлению с аналогичным периодом прошлого года (см. Таблица 2).
Таблица 2
Статистические показатели, характеризующие контроль таможенной стоимости таможенными органами РФ с 2018 по 2022 гг.
Таким образом, стоит отметить, что за последние 5 лет наблюдается положительная тенденция в администрировании процессов контроля таможенной стоимости, что экономит временные и финансовые затраты, как предприятий-участников ВЭД так и государства, а также обеспечивает защиту экономической безопасности страны.
Некоторые из участников ВЭД, которые обращаются с ходатайствами о приобщении к материалам дела новых доказательств в арбитражный суд, мотивируют свои просьбы недостаточностью предоставленного таможенным органом срока (2-месячный срок для представления документов и сведений на склад таможенного органа не может превышать 2 месяцев). Согласно выводам, сделанным пленумом Верховного Суда РФ для лиц которые ввозят на таможенную территорию товары по ценам значительно отличающимся от сопоставимых цен аналогичных товаров разумно ждать поведения направленного к заблаговременному сбору доказательств и подтверждений доступных таким товаром (товарами) в условиях внешнеторгового оборота. Отвечая на вопрос о рекомендации постановления Пленума ВС РФ № 18, следует сказать об отношении судов к поведению декларантов. Исходя из смысла этого документа стоит рассмотреть внимательнее их поведение в двухмесячный срок и не считать нежелание представлять документы таможенным органам экстраординарной причиной получения новых доказательств арбитражным судом по той причине что ранее такие бумаги уже были представлены.
Таможенное законодательство ЕАЭС, в вопросах регламентации способов контроля таможенной стоимости товаров ссылается на п. 11 «Порядка контролирования Таможненной ценности Товаров», принятого Решением Комиссии таможенного союза от 20 сентября 2010 года № 376». Выявленные недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, заявленных декларантом могут являться:
1) случаи несовпадения сведений, которые определяют стоимость товаров в документах отправленных декларантом или его представителем таможенным органам.
2) Сравнение товаров, представленных в декларации и их цена отличаются незначительно:
- Сумма цены на идентичные или однородные товары при одинаковых условиях их ввоза по свидетельству иностранных производителей может отличаться от суммы цен аналогичных товаров, если такие условия имеются.
- Величина цены одинакового или однородного товара в соответствии с информацией, предоставленной соответствующими котировками цен аукционов, биржовых торгов и каталогов.
- Предлагаемые цены на составные части (включая сырье) товаров, предназначенных для ввоза.
3) Информация об имеющейся взаимосвязи продавца и покупателя, которая в совокупности с предложенными заниженными ценами товаров,которые представлены декларации дает повод заключать о влиянии указанной зависимости на цену по которой покупались или должны были быть оплачены товары;
4) очевидные признаки несоблюдения структуры искомой стоимости, например, не были учтены либо учтены не в полном объеме транспортные расходы или расходы на страхование.
Если таможенный орган увидит у декларанта или его представителя другие доказательства недоверия к указанной в декларации цене товара, то ему придется произвести дополнительную проверку. В процессе которой потребуются дополнительные документы и сведения от них самих либо их представителей. Описания и данные дополнительные источники информации подробно указываются в решении о проведении дополнительной проверки, регламентированного отмеченным Порядком.
Важно отметить, что для решения таможенных органов о корректировке таможенной стоимости необходимо предоставить документы или сведения и разъяснения причин их отсутствия. Это условия определены ТК ЕАЭС. А также важно помнить то условие, при котором не предоставляется много документов подтверждающих цены товаров. Неустранение сомнений и запрашивание дополнительной проверки документов или сведений также является основанием для получения такого основания. Таможенный орган принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров, исходя из результатов проверки.
Как пример, таможенные органы приводят отсутствие у декларанта или таможенного представителя ряда документов (экспортная декларация и т.д.), которые были запрошены в ходе проведения проверки ими являются как повод для корректировки цены товара. При этом суды не всегда принимают во внимание доводы о непредставлении необходимых документов. Если у декларанта нет документов, которые требуют от него таможенные органы и он их не предоставил, суды говорят о том что сомнение в достоверности сведений может быть основано только на факте отсутствия таковых. Конечно, подразумевается: в том случае если они подтверждаются другими документами.
По мнению суда можно отметить тот факт
, что не всегда декларанты предоставляют документы, которые могут подтвердить заявленную таможенную стоимость. Так оригиналы договоров купли-продажи нужны им при осуществлении своей деятельности (несмотря на предоставление таможенного органа гарантии возврата подлинников документов).
Как вывод, суды не соглашаются с доводами таможенных органов о недостаточности документов и сведений или несоответствиях в документах которые подтверждают стоимость товаров ввозимых декларантами. Они также указывают на то что данные противоречат документам из которых взяты товары. Судебные приставы фиксируют наличие бумаг даже несмотря на содержание. Это кажется довольно абсурдным. Как нам кажется, данную практику стоит поменять и прописать в постановлении Пленума ВС РФ № 18 требование об изучении судами содержания представленных декларантами документов.
На наш взгляд, при рассмотрении дел об оспаривании решений таможенных органов о корректировке таможенной стоимости в суд не должны быть представлены декларантом новые доказательства, которыми нет возможности располагать на момент вынесения решения по изменению цены. Так же считаем возможным рассмотрение дела без представления новых доказательств когда лицо ходатайствующее представит причины для невозможности их предоставления административному органу исходя из своих причин.
Контроль таможенной стоимости является наиболее актуальным среди всех направлений таможенного контроля.
При этом, ФТС России в режиме постоянной готовности совершенствует администрирование процесса контроля таможенной стоимости.
При изучении актуальности администрирования процессов контроля таможенной стоимости, по данным ФТС России за 2018-2022 годы большее количество решений и действий таможенных органов обжаловалось участниками ВЭД именно после того как их товары выпущены в соответствии с заявленной процедурой. Процент подобных обжалований в 2021 г. составил 44,4%. Аналогичными категориями являются жалобы и иски об оспаривании решений по вопросам таможенной стоимости, поданные участниками ВЭД. Рисунок показывает, что в 2022 году по сравнению с 2018 годом доля исков об оспаривании таких решений уменьшилась на 30%. Занимают лидирующие позиции иски о оспаривании постановлений таможенных органов об административном правонарушении, а на втором месте – по таможенной стоимости (см. Рисунок 1).
Рис. 1. Доля исков об оспаривании участниками ВЭД решений по таможенной стоимости от общего количество исков в 2018-2022 гг., %
Наиболее распространенными жалобами являются жалобы по таможенной стоимости. С 2018 года доля таких претензий уменьшилась на 50%, хотя изначально была 77%.
Анализ показал, что в большинстве случаев суды принимают сторону таможенных органов. И если в 2018 году только около 30% всех решений принималось за таможенные органы, то уже к 2022 году их доля возросла до 55%, что является хорошей тенденцией.
Подтверждением этому является наличие актуальности данного вида таможенного контроля.
Итоги администрирования процесса контроля таможенной стоимости показаны в таблице.
Из таблицы видно, что в 2022 году таможенными органами в 165,4 тыс. деклараций на товары (далее - ДТ) (включая контроль после выпуска товаров) результате внесения изменений в сведения о таможенной стоимости дополнительно взыскано в федеральный бюджет более 20,5 млрд. руб. (в 2021 году - 20,6 млрд. рублей), что позволяет сделать вывод о стабильности данного показателя. Позитивным является то, что в расчете на одну ДТ сумма доначисленных таможенных платежей увеличилась за 2022 год примерно ещё 14 % по сопоставлению с аналогичным периодом прошлого года (см. Таблица 2).
Таблица 2
Статистические показатели, характеризующие контроль таможенной стоимости таможенными органами РФ с 2018 по 2022 гг.
Показатели | Год | ||||
2017 | 2018 | 2020 | 2021 | 2022 | |
Количество внесенных изменений сведений о величине таможенной стоимости, тыс. шт. | 180,0 | 183,0 | 163,0 | 183,0 | 165,4 |
Дополнительно взыскано в федеральный бюджет по результатам изменений сведений, млрд. руб. | 25,1 | 22,7 | 20,3 | 20,6 | 20,5 |
Средняя стоимость таможенных платежей на одну ДТ, тыс. руб. | 139,4 | 124,0 | 124,5 | 112,6 | 123,8 |
Суммы, возвращенные из федерального бюджета по решению судебных органов / по результатам ведомственного контроля, млрд. руб. | 2,7 | 5,6 | 1,6 | 1,0 | 1,03 |
Средняя сумма возвращаемых из федерального бюджета платежей на одну корректировку, тыс. руб. | 15,0 | 30,6 | 9,8 | 5,5 | 6,2 |
Таким образом, стоит отметить, что за последние 5 лет наблюдается положительная тенденция в администрировании процессов контроля таможенной стоимости, что экономит временные и финансовые затраты, как предприятий-участников ВЭД так и государства, а также обеспечивает защиту экономической безопасности страны.