Файл: Анализ судебной практики по искам об обжаловании решений таможенных органов, принятых по результатам таможенного контроля таможенной стоимости товаров.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 221
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.2 Совершенствование механизмов контроля таможенной стоимости товаров и процедуры обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях
В связи с тем, что в последние годы транснационализация мировой торговли занимает лидирующие позиции во всех сферах экономики, а экономический рост национального хозяйства зависит от участия государства среди глобализированных товарных цепочек приобретенной стоимости. Особое значение приобретают вопросы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Для того чтобы проводить регулирование внешней торговли товарами нужно иметь в виду систему таможенно-тарифного регулирования. Из-за вхождения России в состав Евразийского экономического союза, правоотношения при ввозе товаров регулируются нормативно правовыми актами национального и наднационального характера.
Согласно п. 1 ст 2 Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС) под мерами таможенно-тарифного регулирования понимается совокупность мер, применяемых в отношении ввозимых на территорию Союза товаров и включающих применение ставок таможенных пошлин, тарифных квот тарифообразования.
Ставки ввозных таможенных пошлин входят в перечень мер таможенно-тарифного регулирования, которые используются для того чтобы сформировать и обеспечить тарифную защиту внутреннего рынка страны экспортера.
Таким образом, постепенное снижение среднего уровня ставок ввозных таможенных пошлин в странах ЕАЭС (которые являются участниками ВТО) приводит к ослаблению тарифной защиты внутреннего рынка России. При вступлении в ВТО, уже на момент 2010-2012 годов уровень ввозных таможенных пошлин России был ниже уровня большинства развивающихся стран и составлял около 10%. Тогда как у Китая в 2010 г. он равнялся 9,6%, у Бразилии - 13,7%, Индии - 13%, Турции - 9,9%. После окончания переходного периода, на завершающем этапе после вступления в ВТО уровень тарифной защиты России стал ниже большей части развивающихся стран и сопоставим с тем что имеется у наиболее развитых.
Вопросы совершенствования таможенно-тарифного регулирования приобретают особую актуальность в этих условиях из - за того, что необходимо повышение эффективности контроля над органами таможенного дела достоверным определением и декларированием цены ввозимых товаров. В связи с использованием адвалорных ставок таможенных сборов, в Едином таможенном тарифе ЕАЭС происходит контроль за достоверностью сведений о физических характеристиках ввозимых товаров. В случае если данные сведения не соответствуют действительности возможно применение таможенного осмотра и досмотра товара чтобы получить исчерпывающую информацию по данным показателям или проведения Таможенного аудита для более точного определения данных показателей
В настоящий момент работа не рассматривается. Главным следствием происходящих на современном этапе в мировой экономике процессов интернационализации и интеграции производства является быстрое повышение товарообмена между странами. Заметно опережающими темпами увеличивалась внешняя торговля товарами. Если мировой ВВП с 1960 по 2022 гг., то экспорт товаров- в 144 раза, что обусловлено отчасти следующими факторами:
- Последствиями процессов глобализации мировой экономики в второй половине XX - начале XXI века: если доля мирового экспорта товаров на мировом рынке до 1960 года составляла около 9%, а к 2000 году достигла 19%;
- Процессы международной специализации и международная производственная кооперация получают большее развитие на базе межгосударственного разделения труда (МРТ).
- Чрезвычайно активным вхождением в процессы МРТ развивающихся стран, особенно Юго-Восточной Азии;
- С конца 1950-х годов число ТНК в мире увеличилось почти вдвое и на сегодняшний день составляет около 80 тысяч. Согласно данным Юнктада, примерно 70% мировой торговли приходится как разна деятельность транснациональных корпораций (ТНК), но 40%, что собственно торговля внутри самих компаний с применением механизма тендерного ценообразования. На современном этапе контроль над производством и перемещением до 2/3 мирового ВВП, а также более 4 / 5 патентов на изобретения,технологии принадлежит ТНК.
Покупки во всем мире в масштабах подразделений ТНК производятся на основе трансфертного ценообразования, что зачастую не предполагает конкурентное взаимодействие отдельных контрагентов. Благодаря использованию трансфертных цен внутрифирменной торговле ТНК получает дополнительные источники прибыли, которые используются для решения следующих задач:
- Счета филиалов ТНК, находящиеся в странах с высоким и низким налоговым режимом перераспределяют прибыль.
- регулирования отдельных потоков капитала;
- Экономической санации определенного филиала;
-С целью повышения конкурентоспособности производимой на отдельном национальном рынке продукции, следует сократить издержки связанные с уплатой таможенных пошлин (налогов и т.д.), а также других расходов непосредственно связанных со сбором налогов в бюджет страны.
Применяя эти инструменты, ТНК имеют возможность манипулировать ценами на производимую продукцию в национальных рынках стран базирования. Несоответствие цены производимой на обособленном национальном рынке продукции от ее равновесной сильно усиливает конкурентные преимущества ТНК по сравнению с национальными производителем. Также высокая конкуренция
часто ведет к упадку целых секторов экономики, что при изменении экономической конъюнктуры и прекращении деятельности ТНК на территории страны базирования может приводить ко вполне ощутимым негативным последствиям для социально-экономического развития государства.
Методика оценки совокупных объемов занижения таможенной стоимости товаров входит в состав контроля, осуществляемого за ввозимыми товарами. Она направлена на то чтобы нивелировать негативное влияние трансфертного ценообразования для состояние таможенного тарифа и его защиты. С помощью анализа подходов к оценке установлено, что они не могут учитывать количество заниженной таможенной стоимости ввозимого товара когда оно обусловлено влиянием взаимосвязи между контрагентами на цену сделки (например при совершении покупки-продажи с товарами в рамках торговых подразделений ТНК). При применении метода «зеркальных» сопоставлений в данном случае не будет учитываться занижение таможенной стоимости ввозимых товаров, так как между контрагентами действительно идет согласование низкой цены сделки. При применении метода анализа внутреннего рынка и импорта также не будут учитываться подобного рода завышения. Если не применять комбинации методов зеркальной статистики и анализа платежного баланса, то трудно отобразить масштаб занижения таможенной стоимости при влиянии взаимосвязи между контрагентами на цену так как присутствует реальная оплата такой цены.
Необходимо отметить, что речь идет о том числе и торговле внутри ТНК (что касается поставок), а также в об отдельных компаниях из России с зарубежными филиалами. В случае необходимости они выступают как фиктивные посредники между реальным продавцом на территории РФ покупателям товаров для их завышения цены за границей. Иногда директорами таких компаний являются и лица со славянскими фамилиями [1].
При более подробном рассмотрении категории таможенной стоимости как базы для расчетов таможенных платежей, а также имеющихся механизмов контроля за ее достоверным заявлением возможно сделать выводы о возможных негативных последствиях транснационализации мировой экономики на состояние тарифной защиты РФ. В данном контексте будут рассмотрены определения декларантом таможенной стоимости ввозимых товаров по рыночной цене сделки с ними (метод 1) как наиболее распространенный случай.
Если считать, что структура таможенной стоимости (ТС) представляет собой совокупность затрат, понесенных декларантом при реализации внешнеторговой сделки и является совокупностью того ущерба которые понесли покупатели в процессе осуществления сделок между взаимосвязанными контрагентами на стадии подготовки к сделке(например когда проходит внутрифирменный торг ТНК), то занижение цены товара способствует уменьшению налоговых платежей.
Существующий алгоритм контроля таможенной стоимости ввозимых товаров, применяемый таможенными органами, основан преимущественно на положениях ст. 37-45, 62-65, 324-326 Таможенного кодекса ЕАЭС, Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 г. № 42 «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС» и других нормативно-правовых актах наднационального и национального уровня. Представленная в приложении А условная схема будет представлять собой его декомпозицию.
В качестве основания для проведения таможенного контроля таможенной стоимости ввозимых товаров может выступить выявление государственным органом признаков недостоверности заявленной товарной цены.
Этот документ является своеобразным декларантом таможенной стоимости. При выявлении признаков недостоверности декларантом таможенной стоимости, таможенных орган извещает о них контрагента и производит запрос документов или сведений необходимых для проведения контроля ТС товаров, перечень которых уточняется с учетом рассмотренных факторов. Контроль таможенной стоимости представляет собой вспомогательный элемент в процессе осуществления внешнеэкономической сделки купли-продажи между взаимосвязанными контрагентами, при наличии такого признака недостоверности определения цены как наличие связи продавца и покупателя товаров по отдельности или менее низкой ценой ввозимых товарами после сопоставления с аналогичными ценами однородных магазинов.
Нечасто, но все же таможенные органы фиксируют случаи не предоставления декларантом сведений о взаимосвязи между контрагентами в соответствующей графе декларации Таможенной стоимости. Это может быть вызвано отказом от ответственности за распространение ложной информации об отношениях продавца и покупателя товара. Несмотря на это, взаимосвязь между контрагентами может быть подтверждена только с помощью косвенных признаков. Для подтверждения/опровержения выявленных признаков недостоверности таможенной стоимости, контролирующий орган имеет право запрашивать документы или иной материал подтверждающий отсутствие взаимосвязи продавца и покупателя.
В случае, если декларантом не были представлены документы или разъяснения об их отсутствии (например информация о взаимосвязи отсутствовала в ЕГРЮЛ), таможенный орган фактически отрицает факт связи между контрагентами и указывает на отсутствие достоверных доказательств. Также это может повлиять негативно для таможенного оформления сделки по причине отсутствия связующей информации. В случае принятия таможенной декларации, в которой отсутствует стоимость товара меньшая цены информации о декларировании идентичных/однородных товаров или если отсутствуют косвенные признаки взаимосвязи между контрагентами то можно сделать вывод что цена заявленная декларантом ниже ценности такой же информацией описываемой при первичном использовании. Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 ноября 2019 г № 49 «О некоторых вопросах, которые возникают в судебной практике из-за вступления ТК ЕАЭС», таможенный орган не может принимать обоснованные решения о корректировке стоимости товара без соответствующего запроса суда и таможенного органа соответственно (протокол N 2). Вот такая ситуация складывается, например при «опосредованном» образовании взаимосвязанных компаний. (см. Рисунок 2).
Это можно увидеть на примере, где материнская компания создает фирму в стране торговли. В свою очередь, данная фирма становится учредителем новой фирмы в РФ. Данная взаимосвязь контрагентов вносится ЕГРЮЛ. В аналогичной ситуации, если сделка купли-продажи совершается меж материнской компанией и фирмой на третьем уровне учреждения в случае ежели факт взаимосвязи не оглашается декларантом а документы о наличии таковой нераздельности небыли препровождены таможенному органу без представления актов для доказательственной базы. Из этого следует, что в том случае если взаимосвязь подобного типа оказала влияние на цену сделки и стала причиной уплаты таможенных пошлин (а также НДС), необходимо платить меньший размер пошлины. Это существенно снижает эффективность тарифной защиты или уменьшают объемы налоговых поступлений к бюджету от внешнеэкономической деятельности. В связи с изложенным считаем актуальным вопрос выявления взаимосвязи между контрагентами в случае если не будут представлены сведения согласно гр. 7(а) ДТС-1, это может негативно сказаться на результативности контроля таможенной стоимости и тарифной защиты.
Рис. 2. Пример сделки купли-продажи между взаимосвязанными контрагентами