ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 602
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные показатели, характеризующие изменение численности населения:
1. Абсолютные показатели естественного движения населения:
-
число родившихся (P, N); -
число умерших (У, М); -
естественный прирост (ЕП).
ЕП=Р-У
2. Абсолютные показатели механического движения населения:
-
число прибывших (П); -
число выбывших (В); -
механический прирост (МП).
МП=П-В
Общий прирост населения (ОП)=ЕП+МП
3. Относительные показатели естественного движения населения (коэффициенты):
-
коэффициент рождаемости (Кр, КN ) показывает среднее число родившихся на 1 тыс. чел. населения К=Р/S*1000, где S – среднегодовая численность наличного населения -
коэффициент смертности (Ку, КМ ) показывает среднее число умерших на 1тыс. чел. населения. -
коэффициент естественного прироста характеризует величину ЕП за 1 год на 1 тыс. чел. населения и рассчитывается 2-мя способами: где - среднегодовая численность наличного населения -
коэффициент жизненности (коэффициент Покровского) показывает соотношение между рождаемостью и смертностью, характеризует процесс воспроизводства населения (если >100% – расширенное, <100% – вымирание населения, =100% – простое воспроизводство). Существует 2 способа расчета: К=Р/У. Все коэффициенты рассчитываются в промилле, Кж – в процентах.
-
специальный коэффициент рождаемости (F) (коэффициент плодовитости). показывает среднее число родившихся на 1 тыс. женщин в возрасте от 15 до 49 лет. Определяется 2-мя способами:
, где - средняя численность женщин возрасте от 15 до 49
F=Kr/d(15-49), где - доля женщин в возрасте от 15 до 49 лет в общей численности населения
4. Относительные показатели механического движения населения:
-
коэффициент прибытия; -
коэффициент выбытия; -
коэффициент механического прироста.
Рассчитываются как отношение соответствующего абсолютного показателя к среднегодовой численности населения в расчете на 1 тыс. чел. населения.
Миграция населения – перемещение людей через границы определенных территорий в связи со сменой постоянного места жительства либо возвращением к нему. Все перемещения населения относительно каждой территории слагается из эмиграционных и иммиграционных потоков.
Эмиграция – выбытие за границу, иммиграция – прибытие из-за границы. Различие между этими двумя потоками – объем чистой миграции, а сумма – объем валовой миграции.
-
Статистическое изучение населения. Основные классификационные группировки.
Статистика населения является самой древней отраслью статистики. В глубокой древности первые учетные операции проводились в связи с учетом населения в военных и хозяйственных целях (воинские повинности, обложение налогом и пр.). Определенные закономерности при изучении массовых данных впервые также выявлены в области таких явлений, как рождаемость и смертность населения.
И в наши дни население — объект всестороннего исследования, поскольку оно (трудоспособная его часть) является непосредственным участником производственного процесса и потребителем его результатов. Причем интерес к статистическому изучению населения, процессов, которые происходят в обществе, условий жизни не снижается, а, наоборот, все более возрастает.
Население как предмет изучения в статистике представляет собой совокупность людей, проживающих на определенной территории и непрерывно возобновляющихся за счет рождений и смертей.
Население любого государства весьма неоднородно по своему составу и изменчиво во времени, поэтому закономерности развития населения, изменение его состава и многие другие характеристики должны изучаться с учетом конкретных исторических условий.
В статистике населения единицей наблюдения чаще всего является отдельный человек как индивидуум, однако может быть и семья. В 1994 г. при проведении в России микропереписи населения впервые учитывалась не только семья, но и домохозяйство (как принято в международной практике).
В отличие от семьи под домохозяйством понимают совместно проживающих и ведущих общее хозяйство людей (необязательно родственников). Домохозяйство, в отличие от семьи, может состоять и из одного человека, обеспечивающего себя материально.
В статистике населения объектом статистического наблюдения могут быть самые разные совокупности:
население в целом (постоянное или наличное),
отдельные группы населения (трудоспособное население, безработные, пенсионеры)
городское население или сельское, мужчины или женщины и т. д.
молодые семьи (или, наоборот, пожилые),
родившиеся за год (или иной период) или умершие и т. д.
Объект и единица наблюдения выбираются в зависимости от цели исследования.
Основными источниками статистики населения являются текущий учет и единовременные наблюдения в виде сплошных или выборочных переписей. Причем первоисточником сведений о населении являются переписи. Они дают наиболее полные и точные сведения о численности населения. Текущий учет родившихся, умерших, прибывших на ту или иную территорию и выбывших с нее позволяет определять численность населения ежегодно на основе итогов последней переписи.
Всеобщая перепись населения — трудоемкая и дорогостоящая операция, поэтому проводится она нечасто. В бывшем СССР переписи населения проводились в 1920, 1926, 1939, 1959, 1970, 1979 и 1989 гг.
2002 (октябрь) — перепись населения
В промежутках между переписями для получения важных данных о демографических и социальных процессах, происходящих в обществе, проводятся обычно выборочные обследования (микропереписи населения), охватывающие 5% постоянного населения. В Российской Федерации микроперепись населения проводилась в 1994 г.
В каждом конкретном статистическом обследовании населения могут решаться (и решаются) самые различные задачи. Но в целом, говоря о статистике населения, можно выделить следующие основные задачи:
1) определение численности населения и его распределения (размещения) по территории страны;
2) изучение состава населения (по полу, возрасту, национальной принадлежности, социальному положению, образованию, занятиям и пр.);
3) изучение естественного движения населения (рождаемость, смертность, естественный прирост населения, заключение и расторжение браков);
4) изучение миграции населения;
5) социальная характеристика населения.
-
Показатели продукции сферы услуг.
Статистика сферы услуг пользуется обычными экономической мы показателями. Каждую отрасль или определенный вид услуг характеризуют интегральных экономическими показателями, такими как стоимость основных фондов (1), количество работников (2), объем выручки (3). Каждый вид услуг имеет свои » отраслевые » показатели, которые могут быть очень разными: площадь предприятий торговли (торговая площадь), количество врачей и больничных коек, количество посадочных мест (столовые, кинотеатры), объем книжного фонда (библиотеки); вес сухого белья (прачечной). Такие показатели называют натуральными, или физическими.
ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ
Сфера услуг в экономике
Абсолютные показатели — экономические, стоимостные или натуральные — характеризуют общие объемы услуг, предоставленных населению. Для оценки уровня обслуживания пользуются относительными удельными показателями, которые представляют объемы производства и потребления услуг в отношении населения — на душу, на 100, 1000 или 10000 жителей. Дополнительно вычисляют относительные показатели обслуживания определенного контингента потребителей — детей, женщин, пенсионеров, крестьян и т.д. Для полного анализа и оценки уровня развития каждой отрасли (вида) услуг, как правило, пользуются не одним показателем, а определенной их системой. Недостаточно, например, оценивать уровень медицинского обслуживания только по количеству врачей и больничных коек на тысячу жителей. Необходимо знать обеспеченность населения различными видами и формами медицинских услуг, то есть нужна определенная система показателей.
Статистика сферы услуг в настоящее время очень бедная и крайне недостаточно организована. Показатели производства и потребления различных услуг рассеяны десятками и сотнями ведомств и служб, недостаточно агрегированные, не имеют детальной территориальной привязки и часто подаются » с точностью до административного района или области».
Для оценки уровней развития сферы услуг обычно пользуются сравнением фактических показателей обслуживания — абсолютных и относительных, данной страны или региона с наиболее высокими или средними их значениями. Показатели обслуживания данной страны сравнивают со страной — лидером в сфере услуг или рядовыми для всех стран (или определенной группы стран) характеристиками. Показатели сферы услуг отдельного региона сравнивают с наиболее развитым регионом или с обычными показателями в стране.
Еще одно направление оценки уровней развития сферы услуг заключается в сравнении фактических показателей с нормативными. При этом нормативы могут быть разными: 1) нормативное количество работников в той или иной отрасли сферы услуг, 2) нормативная емкость учреждений обслуживания данного вида, 3) нормативные доли услуг различных видов в общей сфере услуг 4) нормативная доступность населения к данному виду услуг (радиусы услуг) и т.д. В отечественном градостроительстве были приняты такие нормативы развития сферы услуг в городах (табл. 40, 41).
Сравнивая фактическое количество работников в различных видах услуг данного города с нормативной, можно количественно оценить уровень обеспечения населения теми или иными услугами, а также общий уровень сформированности сферы услуг в целом. Так же, сравнивая нормативную емкость учреждений обслуживания различных видов с фактическими показателями, можно оценить уровень развития сферы услуг и отдельных видов обслуживания населения.
Сфера услуг в экономике
ПРИНЦИПЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СФЕРЫ УСЛУГ. ТЕОРИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ МЕСТ
Теоретические основы территориальной организации сферы услуг были заложены в 30- х годах XX в. В. Кристаллер и А.Льошем. Они первыми рассматривали сферу услуг как систему центров обслуживания разных рангов и их зон обслуживания. Результатом такого рассмотрения стала теория центральных мест (ТЦМ). Основные понятия ТЦМ такие : пороги услуг; радиусы услуг; центры обслуживания (центральные места) рангах услуг; рангах центров обслуживания (центральных мест) зоны обслуживания; иерархия центральных мест и их зон обслуживания; пространственная суперпозиция (наложение) зон обслуживания различных рангов.
Порог услуг определяется минимальным количеством потребителей (клиентов), которые делают возможной и экономически рентабельной (выгодной) организацию соответствующего вида обслуживания. Для различных видов услуг такие пороги неодинаковы. В отечественной практике градостроительства аптечная сеть формировалась, например, из расчета одна аптека на 10 тыс. населения, предприятия общественного питания — 24 посадочных места на 1 тыс. населения и тд.
Радиус обслуживания (радиус реализации услуг) представляет собой максимальное расстояние, которое соглашается преодолевать потребитель для получения данной услуги. В экономическом аспекте радиус обслуживания ограничивается той самой суммой расходов, которую сможет выдержать клиент из расчета цена услуги плюс транспортные расходы. Понятно, что для разных видов услуг радиус обслуживания может быть очень разным.
Центром обслуживания (по В. Кристаллер, центральным местом) могут выступать как отдельные предприятия сферы услуг (киоск, магазин, школа, больница и т.д.), так и населенные пункты в целом или их части — микрорайоны, массивы и т. д.