ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 601
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Зона обслуживания (зона реализации услуги) — это территория, в пределах которой население получает услугу по данному обслуживанию. Зона обслуживания зависит от радиуса реализации услуг порога услуг данного вида : радиус реализации должен быть таким, чтобы обеспечить количество потребителей, достаточную для порога услуг.
Ранги услуг. Услуги ранжируют по их порогами по количеству потребителей и радиусами реализации и зонами обслуживания. Услуги малых (низких) рангов имеют малые пороги, радиусы и зоны обслуживания. Услуги высших (больших) рангов выделяются большими и значительно большими порогами, радиусами и зонами обслуживания. Первых услуг много, других — меньше. Ранги услуг хорошо коррелированы с регулярностью спроса на них. Мелкие услуги, как правило, имеют постоянный и ежедневный спрос (хлеб, вода, газ, телефон, электричество). Услуги более высоких рангов имеют регулярный спрос с разными сроками — раз в несколько дней, еженедельный, подекадный, ежемесячный, ежесезонные, ежегодный. Услуги наиболее высоких рангов могут быть эпизодическими и разовыми : высшее образование, брак, выезд за границу, приобретение дома, квартиры, автомобиля и т.д.
Сфера услуг в экономике
Иерархия центров обслуживания (центральных мест) определяется по их рангам — от высших до низших. Распределение видов услуг по центрам обслуживания различных рангов имеет кумулятивный (накопительный) характер : центры низкого ранга могут предоставлять только один вид услуг; центры следующих рангов обязательно должны все предыдущие виды услуг, характерные для центров более низких рангов, и добавляют к ним один или несколько видов услуг, которых не имели центры низших рангов. В. Кристаллер первым установил иерархию центров обслуживания и зоны их обслуживания.
Пространственная суперпозиция (наложение) зон обслуживания заключается в том, что зоны обслуживания центров разных рангов пространственно накладываются друг на друга. Соседние и территориально смежные зоны обслуживания центров низкого (условно VII) ранга попадают в зону обслуживания центра с рангом VI. Центр обслуживания следующего ранга (V) охватывает своей зоной все прилегающие зоны обслуживания центров шестого ранга, а вместе с ними и центров седьмого ранга. 1 такое наложение завершается наравне формирования
И еще одно важное замечание. Теоретически не должно быть территорий (участков) вне сферы услуг. Если зоны обслуживания будут иметь круговую форму, то между соседними кругами останутся » ничейные » треугольники. Именно поэтому ТЦМ отмечает, что зоны обслуживания всех уровней имеют правильную шестиугольную (гексагональную) форму, которая обеспечивает так называемое » плотное замощение «, или » плотную упаковку», то есть разграничение зон обслуживания без перекрытий и разрывов (рис. 69).
Общие принципы территориальной организации сферы услуг за ТЦМ такие (В.М. Юрковский, 1989):
1) чем больше населенный пункт (центральное место), тем больше в нем предприятий данного вида услуг;
2) с ростом населения населенного пункта увеличивается и набор (перечень) услуг различных видов, но такое увеличение идет по нисходящей, все медленнее;
3) услуги высших рангов можно встретить только в больших населе них пунктах, представляют собой центры обслуживания (центральные места) высших рангов;
4) существует иерархия центров обслуживания (центральных мест) по следующей схеме: а) высокий ранг имеет один центр обслуживания б) центров обслуживания высших рангов немного в) количество центров обслуживания каждого следующего (более низкого) ранга воз тает, ориентировано, в 6 раз (гексагональная сеть) г) центры обслуживания (центральные места) данного ранга имеют весь перечень по слуг центров обслуживания всех предыдущих (низших) рангов;
5) с ростом населения данного центра развитие его сферы услуг возрастающей степени определяться потребностями населения самого центра, а не его окружения;
6) с развитием производительных сил края количество центров обслуживания низших рангов имеет тенденцию к сокращению. Теоретическая схема размещения центров обслуживания рассматривается для условной однородной (изотропной) территории с равномерным расселением населения и развитой транспортной Сети. В этом случае транспортные расходы будут пропорциональны дальностям, центры одного ранга будут иметь одинаковые зоны обслуживания и будут распределены равномерно, на узлах правильной » треугольной сети» транспортных магистралей. Зоны обслуживания при этом будут иметь форму правильных шестиугольников и напоминать » пчелиные соты», обеспечивающие плотное покрытие территории без разрывов и перекрытий.
Схема размещения центральных мест В.Кристаллера была геометрически четкой и иерархической. А. Леш попытался приблизить ее к реальной ситуации, значительно усложнил и назвал «экономическим ландшафтом «. Значение ТЦМ в общественной географии чрезвычайно высокое. По выражению А.Льоша, она позволяет увидеть » замаскированный порядок» в территориальной организации сферы услуг.
Сфера услуг в экономике
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ
Проблемы развития и рациональной территориальной организации сферы услуг приобретают в наше время первостепенное значение, поскольку возрастающая часть населения занята в сфере услуг, а уровень развития социальной сферы становится главным показателем качества жизни.
Географические исследования сферы услуг могут быть отраслевыми или комплексными. В первом случае рассматривают территориальную организацию отдельной отрасли (или определенного вида услуг) и анализируют территориальные различия ее размещения и уровня развития. Во втором — сфера услуг рассматривается в целом для отдельных стран, регионов, городов. Оценке подлежит ее отраслевая полнота, состав и структура, особенности территориального взаимодействия различных видов услуг, уровень обслуживания.
Совокупность предприятий и учреждений обслуживания на определенной территории образует сеть обслуживания. Населенные пункты, в которых размещены предприятия сферы услуг, называют центрами обслуживания. Центры обслуживания вместе с их зонами обслуживания, предприятиями и учреждениями, размещенные на определенной территории (область, район, город, курортная зона и т.д.), называют территориальной системой обслуживания, или территориальной системой услуг.
Размещение предприятий сферы услуг имеет свои особенности по сравнению с привязкой промышленных предприятий. Как было показано в предыдущих разделах, промышленные предприятия имеют много различных ориентаций, которые необходимо учесть при их размещении: ориентации на сырье, материалы, энергию, воду, транспорт, газоснабжения, рабочую силу, рынки сбыта, кооперации, комбинирования, экологическую безопасность и т. д. Предприятия сферы услуг имеют одну ориентацию — на потребителя. Правда, потребление услуг может быть очень разным по его массовости, регулярности, видов услуг и др.. И еще одно требование по размещению предприятий обслуживания : потребитель должен иметь доступ к услугам всех видов: другими словами, предприятия сферы услуг необходимо размещать так, чтобы обеспечить население полным перечнем различных услуг.
В предыдущем разделе рассматривались принципы территориальной организации сферы услуг согласно теории центральных мест (ТЦМ). Насколько этот теоретический подход может быть реализован для организации сферы услуг городов, регионов страны?
В советской экономике планирования развития сферы услуг и ее размещение базировалось на нормативах обслуживания. Пропорционально количеству населения рассчитывалась необходима емкость или мощность соответствующих видов обслуживания. Правда, » остаточный » принцип финансирования сферы услуг делал недосягаемым этот нормативный уровень обслуживания для всех регионов и городов, кроме столиц. И еще одно обстоятельство : нормативный метод не давал « ответы на вопросы, где лучше разместить то или иное предприятие сферы услуг. Нормативный подход работал с точностью «до района » или в «города «.
Для того чтобы разработать схему (модель) территориальной организации сферы услуг на основе ТЦМ, нужно определить :
1) перечень услуг и их систематику по отраслям, видам и подвидам, массовостью — индивидуальностью, регулярностью потребления;
2) иерархию центров обслуживания — центральных мест и перечень видов услуг, характерный для центров обслуживания разных рангов;
3) границы услуг различных видов по минимальным количеством клиентов, обеспечивающих эффективное (рентабельное) функционирования данной сфе и отдельных ее предприятий и учреждений;
4) радиусы услуг различных видов по максимальной их доступностью с учетом транспортных расходов населения;
5) зоны обслуживания центров разных рангов и их пространственную композицию (суперпозицию) : зоны центров разных рангов должны территориально накладываться так, чтобы обеспечить доступность населению любого населенного пункта до полного перечня услуг.
Понятно, что территориальная организация сферы услуг в крупных городах и в сельской местности будет иметь свои особенности. Нормативы услуг различных видов будут разными для городов и сельской местности, для больших и малых городов, для различных планировочных частей города. Так же дифференцированы и принципы размещения и территориальной организации обслуживания различных видов.
В больших городах с очень высокой концентрацией населения ТЦМ чрезвычайно » спрессованная » и » деформирована «. Центры обслуживания сосредоточиваются в общественно -бытовых ядрах и ячейках города. Группы предприятий и заведений сферы услуг размещают » сгустками » и » кустами » в центральной части города, в центрах его микрорайонов и жилых массивов. Развитый внутренний транспорт города
резко деформирует реальную доступность центров обслуживания к населению. Наиболее доступными опять-таки становятся центральные зоны городов. Многочисленные виды предприятий и учреждений обслуживания тяготеют к транспортным магистралям и по своему размещением повторяют конфигурацию транспортной сети города. В наше время стали популярными мощные торговые центры в пригородных зонах.
В сельской местности ТЦМ реализуется более четко. Если территория достаточно однородная по расселению и транспортной доступности, то » кристаллеривську решетку » центральных мест и зон обслуживания можно увидеть в » чистом виде». И наоборот, если реальная картина размещения центров обслуживания и их зон заметно » деформирована » по сравнению с ТЦМ, то нужно искать ответы о причинах такой » деформации «, которые вызывают отклонения реального размещения центров от теоретического.
Сельская местность значительно отличается от городов по перечню услуг, радиусами их реализации, размерами зон обслуживания. Так, например, в городах общеобразовательные школы по нормативам должны 500- метровый радиус обслуживания, а в сельской местности — 3- километровый. Сфера услуг в сельской местности имеет определенные особенности по своей территориальной организации. Клиентура сферы услуг здесь малочисленная, территориально рассредоточена и кое-где распылена. Центры обслуживания в сельской местности четко локализованы и ранжированы.
С 1960 — х годов в отечественном градостроительстве услуги систематизируют по периодичности и регулярностью спроса на них. Первая ступень охватывает услуги, которым население пользуется практически ежедневно. Это услуги повседневного спроса (повседневные услуги), радиус реализации которых должен быть минимальным — не более 500 метров расстоянию (8-10 минут пешеходной доступности). Такими услугами, например, являются продовольственные товары повседневного спроса, дошкольные учреждения, аптеки.
Ко второй степени отнесены услуги, которым население пользуется периодически, но регулярно — один раз в неделю или в месяц. Радиус реализации таких услуг возрастает до 1200 метров (15-20 минут пешей доступности) и уже допускает пользование городским транспортом. Заведения обслуживания периодического спроса включают торговые центры, библиотеки, почтовые отделения, поликлиники и т.д.