Файл: Диссертация на тему изучение особенностей смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 986
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
связан уже с эго человека, где смыслом становятся личная выгодность, престиж, комфорт и удобство, которыми обуславливаются и отношения человека с другими, с миром, которые «помогают или, напротив, являются помехой» на пути удовлетворения эгоцентрических потребностей. Третий уровень смыслов в динамической смысловой сфере личности уже центрирован на значимой для себя, референтной, группе. И здесь человек уже может преодолеть прагматический и эгоистические смыслы, поставив смыслы группы выше собственных, но только в том случае, если он чувствует собственную принадлежность к группе и не является «чужим» для
группы. Последний уровень смысловых ориентаций – это уровень общечеловеческих ценностей, морали и нравственности, и при высоком уровне развития личности, человек руководствуется уже ими в организации своей жизни, в поведении, деятельности, отношениях, в целях и перспективах своей жизни [18].
Смыслы, как комплекс идей, убеждений и ценностей, которыми руководствуется и при помощи которых человек ориентируется в собственной жизни, активно изучался Д.А. Леонтьевым. Он в этой системе выделял две активно функционирующих подсистемы, одна из которых связывала активность личности, целенаправленность жизни и удовлетворенность этим самой личностью (внешний уровень), а другая соотносилась с ориентацией личности на контроль и управление собственной жизнью и даже в большей степени способность организовывать ее в соответствии с ценностями
и смыслами жизни (локус-контроль). Также, Д.А. Леонтьев выделяет в смысложизненных ориентациях наличие временного континуума «прошлое-настоящее-будущее» [63]. Личностный смысл определяется Д.А. Леонтьевым как отношение личности к значимым для него объектам. Они выступают, с одной стороны, как источники важных человеку смыслов, с другой, как носители этих смыслов. От согласованности структур ценностей зависит успех развития личности. А разрушение системы ценностей провоцирует возникновение личностного кризиса, преодолеть который весьма сложно [63].
В последнее время благодаря гендерным исследования стали известны особенности смысловой сферы личности в аспекте ее пола. И.А. Галай, Р.И. Айзман, С.А. Богомаз выделили, что при всей универсальной типичности таких смыслообразующих ценностей, как хорошая работа, здоровье, материальная обеспеченность, любовь, карьера, семья, на уровне ранжирования можно отметить различное положение этих ценностей в их иерархической представленности у юношей и девушек. Ими было выявлено, что установка на создание семьи, стремление к ощущению безопасности,
желание самоутвердиться у девушек значительно выше, чем у юношей. А юношам свойственно определять как приоритетные такие ценности как профессиональный успех, полнота жизни и жизненное целеполагание. В меньшей степени для них оказались значимы социальные и духовные ценности и в большей степени они были сфокусированы на ценностях и установках, относящихся к категории материальных. Гендерные различия на данном уровне выявления ценностей позволяют предположить, что гендер, наряду с физиологическим
и психологическим развитием личности оказывает влияние на установки и базисное формирование ценностей. Но, нельзя утверждать, что только гендер диктует личности, какие ценности будут близки именно ему. Конечно, социальная, экономическая и политическая ситуация влияет на все изменения и процессы внутри общества [27].
Половые различие в иерархии ценностей и смыслов были установлены также и в исследованиях Н.Е. Ждановой. Так, по сделанным ею выводам для девушек приоритетным, в отличии от юношей, является направленность на саморазвитие, но вместе с этим и сохраняется ориентация на семью, а также выражены ценности социального взаимодействия и помощи другим. Интересным фактом, выявленном в исследовании является ориентация девушек на достижение социального статуса и престижа. Такая тенденция, еще недавно считавшаяся маскулинной, сегодня может быть объяснена выравниванием представлений о возможностях и достоинствах людей обоих полов, развитием идей феминизма и феминистского движения за равенство полов и смещению устоявшихся гендерных стереотипов в современном социуме [37].
Смысложизненные ориентации имеют и возрастные особенности. Смысловая сфера развивается по ходу развития и социализации личности, претерпевает свои кризисы и качественные изменения. В зрелом возрасте по мнению многих авторов человек заканчивает процессы «своего расширения в пространство жизни», количественные преобразования личности начинают
свое преобразование в свое новое качество и, как указывал К. Юнг,
«внимание человека смещается к его Самости» [130].
Кризис, переживаемый личностью в середине жизни, во многом обусловлен погружением в рефлексивный анализ сделанных выборов и их результатов. Э. Эриксон считал,
что в этот период человек сфокусирован опять же на выборе, но выбор его происходит между дальнейшей
«продуктивностью и инертностью» [129]. Э. Эриксон объясняет суть этого выбора тем, что в этот период человек сталкивается с фактом того, что представление о себе и собственных достижениях предшествующего этапа жизни начинают восприниматься и оцениваться личностью с позиций реально существующих фактов его жизни, и, как правило, человек испытывает разочарование, тревогу из-за расхождения в желаемом, планируемом им и достигнутым. Ориентация личности при переживании кризиса на дальнейшее развитие, на личностный рост, хоть все еще желаемая, сталкивается зачастую с усталостью, апатией, потерей надежды и смыслов активности и напряжения сил. Здесь, по его мнению, и могут возникнуть эго-ориентации, то есть, ценностью и смыслом могут стать отдых, «потакание собственным желаниям и удовольствиям» [129]. Напротив, нахождение в своей активности смысла с ориентацией на общественную полезность, на универсальную ценностность, на заботу о других и помощь им, и является условием и движущей силой развития личности на этом этапе жизни, а также фактором, позволяющем продуктивно пережить кризисный возрастной период жизни [97].
Система смысложизненных конструктов, определяющаяся еще в подростковом возрасте и развивающаяся в течении всей жизни человека, имеет динамические характеристики. Достигая зрелых возрастов
, личность систему ценностей и смыслов во многом перестраивает. Трансформация эта происходит по принципам реалистичности, гибкости, индивидуализации, личной ответственности и моральности. Такие позиции делают возможным воспринимать ценностно-смысловую сферу личности и ее смысложизненные
ориентации как маркеры, позволяющие с одной стороны оценить достигнутую степень зрелости личности к периоду зрелости, к среднему возрасту, а с другой – определить задачи, поставленные личностью себе в этот период своей жизнедеятельности и самореализации.
Итак, жизненные ценности и смысл жизни в психологии понимаются как предпочитаемые ориентиры действий, которые являются маяком для саморазвития, построения своего отношения в различных сферах жизни с объективной реальностью. Ценностно-смысловая сфера связана с интеллектуальным развитием и мотивационной сферой личности, они являются регуляторами поведения человека. Основными факторами развития ценностно-смысловой сферы личности можно назвать потребности: биологические потребности, потребности социального взаимодействия и потребности в сохранении благополучия, эмоциональная окраска смысла ценности. Поэтому гендерные особенности смысложизненных ценностей, вместе с пониманием смысла жизни человека и ценностных ориентаций, формируются почти с одинаковых позиций, так как они имеют схожую структуру и выполняют схожие функции как конструкты поведения личности, потому что являются чисто субъективными критериями социализации и идентичности.
группы. Последний уровень смысловых ориентаций – это уровень общечеловеческих ценностей, морали и нравственности, и при высоком уровне развития личности, человек руководствуется уже ими в организации своей жизни, в поведении, деятельности, отношениях, в целях и перспективах своей жизни [18].
Смыслы, как комплекс идей, убеждений и ценностей, которыми руководствуется и при помощи которых человек ориентируется в собственной жизни, активно изучался Д.А. Леонтьевым. Он в этой системе выделял две активно функционирующих подсистемы, одна из которых связывала активность личности, целенаправленность жизни и удовлетворенность этим самой личностью (внешний уровень), а другая соотносилась с ориентацией личности на контроль и управление собственной жизнью и даже в большей степени способность организовывать ее в соответствии с ценностями
и смыслами жизни (локус-контроль). Также, Д.А. Леонтьев выделяет в смысложизненных ориентациях наличие временного континуума «прошлое-настоящее-будущее» [63]. Личностный смысл определяется Д.А. Леонтьевым как отношение личности к значимым для него объектам. Они выступают, с одной стороны, как источники важных человеку смыслов, с другой, как носители этих смыслов. От согласованности структур ценностей зависит успех развития личности. А разрушение системы ценностей провоцирует возникновение личностного кризиса, преодолеть который весьма сложно [63].
В последнее время благодаря гендерным исследования стали известны особенности смысловой сферы личности в аспекте ее пола. И.А. Галай, Р.И. Айзман, С.А. Богомаз выделили, что при всей универсальной типичности таких смыслообразующих ценностей, как хорошая работа, здоровье, материальная обеспеченность, любовь, карьера, семья, на уровне ранжирования можно отметить различное положение этих ценностей в их иерархической представленности у юношей и девушек. Ими было выявлено, что установка на создание семьи, стремление к ощущению безопасности,
желание самоутвердиться у девушек значительно выше, чем у юношей. А юношам свойственно определять как приоритетные такие ценности как профессиональный успех, полнота жизни и жизненное целеполагание. В меньшей степени для них оказались значимы социальные и духовные ценности и в большей степени они были сфокусированы на ценностях и установках, относящихся к категории материальных. Гендерные различия на данном уровне выявления ценностей позволяют предположить, что гендер, наряду с физиологическим
и психологическим развитием личности оказывает влияние на установки и базисное формирование ценностей. Но, нельзя утверждать, что только гендер диктует личности, какие ценности будут близки именно ему. Конечно, социальная, экономическая и политическая ситуация влияет на все изменения и процессы внутри общества [27].
Половые различие в иерархии ценностей и смыслов были установлены также и в исследованиях Н.Е. Ждановой. Так, по сделанным ею выводам для девушек приоритетным, в отличии от юношей, является направленность на саморазвитие, но вместе с этим и сохраняется ориентация на семью, а также выражены ценности социального взаимодействия и помощи другим. Интересным фактом, выявленном в исследовании является ориентация девушек на достижение социального статуса и престижа. Такая тенденция, еще недавно считавшаяся маскулинной, сегодня может быть объяснена выравниванием представлений о возможностях и достоинствах людей обоих полов, развитием идей феминизма и феминистского движения за равенство полов и смещению устоявшихся гендерных стереотипов в современном социуме [37].
Смысложизненные ориентации имеют и возрастные особенности. Смысловая сфера развивается по ходу развития и социализации личности, претерпевает свои кризисы и качественные изменения. В зрелом возрасте по мнению многих авторов человек заканчивает процессы «своего расширения в пространство жизни», количественные преобразования личности начинают
свое преобразование в свое новое качество и, как указывал К. Юнг,
«внимание человека смещается к его Самости» [130].
Кризис, переживаемый личностью в середине жизни, во многом обусловлен погружением в рефлексивный анализ сделанных выборов и их результатов. Э. Эриксон считал,
что в этот период человек сфокусирован опять же на выборе, но выбор его происходит между дальнейшей
«продуктивностью и инертностью» [129]. Э. Эриксон объясняет суть этого выбора тем, что в этот период человек сталкивается с фактом того, что представление о себе и собственных достижениях предшествующего этапа жизни начинают восприниматься и оцениваться личностью с позиций реально существующих фактов его жизни, и, как правило, человек испытывает разочарование, тревогу из-за расхождения в желаемом, планируемом им и достигнутым. Ориентация личности при переживании кризиса на дальнейшее развитие, на личностный рост, хоть все еще желаемая, сталкивается зачастую с усталостью, апатией, потерей надежды и смыслов активности и напряжения сил. Здесь, по его мнению, и могут возникнуть эго-ориентации, то есть, ценностью и смыслом могут стать отдых, «потакание собственным желаниям и удовольствиям» [129]. Напротив, нахождение в своей активности смысла с ориентацией на общественную полезность, на универсальную ценностность, на заботу о других и помощь им, и является условием и движущей силой развития личности на этом этапе жизни, а также фактором, позволяющем продуктивно пережить кризисный возрастной период жизни [97].
Система смысложизненных конструктов, определяющаяся еще в подростковом возрасте и развивающаяся в течении всей жизни человека, имеет динамические характеристики. Достигая зрелых возрастов
, личность систему ценностей и смыслов во многом перестраивает. Трансформация эта происходит по принципам реалистичности, гибкости, индивидуализации, личной ответственности и моральности. Такие позиции делают возможным воспринимать ценностно-смысловую сферу личности и ее смысложизненные
ориентации как маркеры, позволяющие с одной стороны оценить достигнутую степень зрелости личности к периоду зрелости, к среднему возрасту, а с другой – определить задачи, поставленные личностью себе в этот период своей жизнедеятельности и самореализации.
Итак, жизненные ценности и смысл жизни в психологии понимаются как предпочитаемые ориентиры действий, которые являются маяком для саморазвития, построения своего отношения в различных сферах жизни с объективной реальностью. Ценностно-смысловая сфера связана с интеллектуальным развитием и мотивационной сферой личности, они являются регуляторами поведения человека. Основными факторами развития ценностно-смысловой сферы личности можно назвать потребности: биологические потребности, потребности социального взаимодействия и потребности в сохранении благополучия, эмоциональная окраска смысла ценности. Поэтому гендерные особенности смысложизненных ценностей, вместе с пониманием смысла жизни человека и ценностных ориентаций, формируются почти с одинаковых позиций, так как они имеют схожую структуру и выполняют схожие функции как конструкты поведения личности, потому что являются чисто субъективными критериями социализации и идентичности.
- Психологическая помощь личности в период кризиса середины жизни в консультативной практике психолога