Файл: Диссертация на тему изучение особенностей смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 990

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
мышление и установки, соответственно предвзятое отношение для оценки своих принципов, идеалов, потребностей, ценностей в зависимости от гендера.

Исследования различий проживания кризиса среднего возраста проводились активно многими отечественными и зарубежными психологами. На сегодняшний момент доказано, что кризис середины жизни переживают и мужчины, и женщины, хотя в ранних работах (Л.С. Выготский, Д. Левинсон, К.Г. Юнг и др.) утверждалось, что кризис взрослости присущ только представителям мужского пола, объясняя эту принадлежность более активной социальной ролью мужчины в обществе. Сегодня же социальные роли и позиции сравнялись и связано это, в первую очередь, эмансипированность женщин в обществе привела их к личностной и профессиональной самореализации, ответственности, как в социальном пространстве, так и в пространстве семейно-бытовых отношений, не в меньшей степени, чем мужчин.

Тем не менее, все же сегодня следует говорить о выявленных различиях в переживании кризиса среднего возраста у мужчин и женщин. И в первую очередь, эти различия отмечаются в том, что помимо переживаний в аспекте индивидуации и профессиональной реализации, женщинам свойственна рефлексия по поводу реализации в сугубо личной жизни в плане отношений с партнёром, супружеством, семейной жизни, наличием детей и отношениями с ними и пр.

Эмпирические данные, полученные в исследованиях кризиса середины жизни первого десятилетия XXI в., показали, что 40 % респондентов вне зависимости пола, уровня успешности, карьерного роста и пр. показывают
признаки кризисных переживаний. При этом было установлено, что сила проживания кризиса может быть самая разная (от слабого и быстропроходящего до длительного и маловыраженного), но довольно-таки типичной является картина переживаний. Исследования показали наличие у респондентов колебания самооценки, наличие выраженных показателей тревоги, снижение удовлетворенности жизнью, а также колебаниями смысложизненных ориентаций и снижением уровня осмысленности жизни [68]. Также, интересной особенностью людей, переживающих кризис, по данным исследований, является снижение уровня использования защитных механизмов и неконструктивных стратегий поведения. Испытуемые склонны были демонстрировать принятие тревожащих их мыслей, чувств, информации в целом, они в меньшей степени применяли замещающее поведение и пр. [68].

Анализируя эти данные, можно сделать вывод о готовности личности как мужчин, так и женщин, в той или иной степени, к позитивной переработке фрустрирующих переживаний, порожденных кризисом среднего возраста, и направленности на выход из него на более качественно высоком уровне личностного развития. Это подтверждает мнение многих ученых о положительной роли любого кризиса в онтогенезе человека.

    1. Проблема ценностей и смысложизненных ориентаций личности в отечественной и зарубежной психологии


Человеческое сознание, его содержание, всегда стояло во главе интересов исследователей разных наук и научных направлений. Особое место в этих исследованиях занимало и занимает изучение мировоззрения

человека, как комплекса представлений

личности о мире, его устройстве, закономерностях, ориентирах и движущих силах.

Ценности человека занимают значимое место в картине мира и мировоззрении личности, и они, естественно, являются предметом исследований многих научных направлений. В системе психологических наук под ценностями понимается «…отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров…» [98]. По мнению Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко ценности – это «важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т. п.)…В социологических концепциях ценностные ориентации нередко трактуются как социальные ценности, которые «вкладываются» в личность в процессе ее социализации и являются главным фактором, «регулирующим, детерминирующим» ее мотивацию и, следовательно, поведение…» [16].

Ценности, первоначально изучавшиеся в философии, уже практически столетие (20-е гг. XX в.) разносторонне исследуются в системе психологических наук. Так, У. Томас, проводя социологическое исследование, сформулировал идею о регуляторах одобряемого поведения и действий членов какой-либо группы людей, существующих в виде «правил», коими, по сути, по его мнению, и являются ценности этой группы [137]. последователями этой позиции относительно ценностей являются Т. Парсон, К. Клакхон, Ф. Знанецкий, Ф. Стродберг и др., которые
рассматривают

«ценностные стандарты», как регуляторы устойчивых и вполне предсказуемых отношений социума и личности, «ценностные ориентиры» личности система правил, помогающая разрешать «типичные проблемы типичному человеку» [132].

Совершенно иначе к ценностям относились на западе в психологии. Еще в описательной психологии В. Дильтея указывается значение ценностей для «духа человека», где именно они задают эмоционально-чувственный мир личности, так как «ценностно для нас то, что пережито в чувствах…» [35].

Большой вклад в понимание ценностей личности сделали экзистенциальные и гуманистические психологи. Так, А. Маслоу, концепция которого построена на идее свободы человека, а именно свободе его выбора, считает, что личность не столько ориентирована на ценности, сколько выбирает их, а выбор определен потребностью человека в самоактуализации. Причем, А.Х. Маслоу, хоть и несколько идеалистично, считает, что в своем выборе личность направлена на высшие ценности и буквально

«инстинктивно выбирает добро и истину» [70].

К.Р. Роджерс в своей гуманистической концепции самости личности указывает на то, что ценностями для человека становятся индивидуально переживаемые аспекты жизни относительно собственного Я, но вместе с тем

«интроецируются» личностью и внешне существующие ценности, которые при этом также отфильтровываются посредством личного переживания. По мнению К. Роджерса доминирующим критерием при отборе ценностей в свою систему для человека является «полезность каждой из них для организма» [91].

В концепции В. Франкла экзистенциальные смыслы человека в его индивидуальном сознании представлены
как уникальными, так и универсальными ценностями и смыслами, присущими человечеству в процессе цивилизации [118].

Большой вклад в исследование ценностей сделал немецкий психолог, философ Э. Шпрангер, сказавший о доминирующей функции ценностей в сознании человека. По его мнению, ценности служат регулятором познания мира личностью и занимают в личности такое значимое место, что «могут служить ее характеристикой» [89]. Развитие его взглядов можно проследить в работах Г. Олпорта, американского психолога, автора диспозиционной

теории личности, основная идея которой заключается в диспозиционной обусловленности поведения человека, где ценности играют немалую роль. Ценности и мораль, узнаваемые личностью по ходу жизни, преобразуются в личные, приобретая индивидуальную значимость, и находят свое отражение как в кардинальных и центральных диспозиционных чертах, так и влияя определенным образом на вторичные диспозиции личности [89].

Большое внимание ценностям человека было уделено в работах Г. Риккерта, У. Билски, Ш. Шварца, М. Вебера, М. Рокич и др., которыми была начата работа по систематизации ценностей личности и их категоризации. Большое внимание уделялось морально-нравственным ценностям, которые существуют как некие идеалы (Г. Риккерт), как регуляторы межличностных отношений (М. Вебер), а как комплекс регуляторов целей (группа терминальных ценностей) и способов поведения (инструментальные) человека (У. Билски, Ш. Шварц, М. Рокич) [125].

В отечественной психологии проблеме ценностей уделялось тоже огромное внимание. По мнению историков науки, особенностью