Файл: Диссертация на тему изучение особенностей смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 998
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
исследований является их понимание в аспекте направленности личности, которая организует всю систему свойств и характеристик личности, определяя ее систему отношений с собой, миром и другими людьми. Еще в работах классиков отечественной психологии, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, Б.Г. Ананьева, Д.Н. Узнадзе, А.Н. Леонтьева, была обозначена и суть, и значение направленности в функционировании личности. Ими был сделан вывод так же и о содержании направленности, которая представлена
«ценностным отношением личности к различным сторонам действительности» [58].
Большое количество исследований в отечественной психологии рассматривает социальную природу ценностей, интериоризированных личностью. Так, еще в трудах Л.С. Выготского была обозначена социальная ситуация развития, выступающая и как условие и как фактор личностных новообразований, элементом которых являются и ценности человека.
К.К. Платонов, развивая идею роли отношений в формировании индивидуальности, выделил содержательные характеристики направленности личности в виде комплекса убеждений, идеалов, смыслов, моральных ориентиров и пр., которые по своей сути представляют собой ценностные ориентиры, регулирующие отношения человека с миром [58].
В теории отношений В.Н. Мясищева, где личность определяется не столько опытом жизни, сколько отношением к нему, а это, в свою очередь, наполняет содержанием ценностность и осмысленность жизни человека, выражаясь в его направленности [77]. А в работах Б.Г. Ананьева отражено его мнение, что ценности человека обусловлены опытом его социальной жизни, выраженной в личной статусности в иерархической картине социума
и чувством общности, имеющемся в его «мире» в ходе формирования личности. Роль отношений в становлении ценностной сферы личности была продолжена в исследованиях А.А. Бодалева, В.И. Мухиной, Б.Д. Парыгина, Г.М. Андреевой и многими другими [58].
Большой вклад в изучение ценностей был сделан А.Н. Леонтьевым, в теории деятельности которого было отведено ведущее место роли деятельности (а не только отношений) в становлении смыслообразующих категорий сознания человека, где они являются не только регуляторами, но и побудителями (мотивами) активности личности [61].
Ценности и их личностные смыслы изучались В.И. Слободчиковым, Б.С. Братусем, Б.В. Зейгарник, А.Г. Асмоловым и другими исследователями, а общим для них являлось понимание общественной природы ценностей, которые универсальны и типичны, и их индивидуальной представленностью в личности в виде смыслов, ориентирующих и направляющих потребности и мотивы личности. Ими же была высказана идея о иерархии ценностей, которая позволяет личности соподчинять мотивы и потребности, направляя свою активность в сторону более ценностных и приоритетных смыслов жизни [58].
Систематизируя исследования, можно сделать выводы о психологическом содержании ценностей в сознании человека, которые существуют как комплекс оценочных представлений (хорошо-плохо и пр.), убеждений и верований личности, обеспечивают избирательность и направленность активности в аспекте желательности и эталонности чего- либо (в частности, личного развития и его специфики), определяют значимость и важность (или отсутствие оного) в происходящем, используя категории желательности и «правильности»,
а также определяют цели и смыслы жизни, и средства их достижения.
Феноменологическая картина ценностей человека находит свое отражение и в смыслах и смысложизненных ориентациях личности. Психология, изучая человека как субъекта своей жизни, то есть, как активную и несущую ответственность за результаты своей активности личность, смыслам придает значение одного из регуляторных механизмов, наряду с потребностями, мотивами и ценностями, которые определяют вектор активности и качеством ее результата.
Смысл как значение «всего сущего» в психологии изучается в плане смысловой сферы личности, которая не отличается категорически от ценностной, мотивационно-потребностной, т. е., сфер, содержащих регуляторные детерминанты в плане побудителей деятельности и ее направленности.
Для человека осмысленность его существования имеет доминирующее значение. Смысл жизни определяет доминирующие аспекты и сферы жизни личности и выступает в виде переживания осуществления собственной жизни собственным Я. Смысл имеет для личности огромное значение, так как человеку свойственно «придавать смысл» всему и оценивать в этом плане все, происходящее с ним на жизненном пути. В процессе жизнедеятельности личность, обретая смыслы, реализует себя в соответствии с ними. Они начинают выступать как некие принципы, согласно которым личность организует свою жизнь во всех сферах своей
реализации.
В экзистенциальной психологии, которая рассматривает проблемы смыслов и их места в структуре личности, прямо ставится вопрос о необходимости для личности активного поиска смыслов в каждом моменте и элементе своей активности. При всей субъективности, смыслы, по мнению исследователей этого направления, вместе с тем и объективны – они существуют в рамках цивилизации, культуры. Этот феномен определяет направленность личности на поиск смысла и осмысленность своей деятельности в аспекте смыслообразующих ценностей человечества, и
«изобретение» личных смыслов, как правило, не приносит удовлетворения личности.
Научные исследования смысла лишь в конце XX в. (80-е гг.) поставили проблему довольно-таки широко, системно, и стали изучать не сам смысл, а в целом смысловую сферу человека. Это стало возможным благодаря накопленному в науке опыту и знаниям по данной проблеме. Так, начиная с работ А.Н. Леонтьева, где он в рамках собственной теории деятельности обозначил зону личностных смыслов, были введены и изучены понятия смысловых конструктов, смысловой установки и пр., что и привело к возможности говорить о сфере в структуре личности, содержащей все элементы смысла и представляющей «динамическую смысловую систему» [63].
Исследования смысла, проведенные А.Г. Асмоловым, выделили в смысловой сфере личности некую категорию, функция которой, как было установлено, направить активность субъекта на совершение деятельности, которая побуждена мотивом и имеет смысловое значение для личности. Эту категорию А.Г. Асмолов назвал «смысловой установкой» сознания, причем поясняя, что «смысл в целом, содержащийся
в сознании, посредством смысловой установки выражает себя в деятельности…» [7]. Е.Е. Насиновская, изучающая мотивы и мотивацию личности в деятельностной парадигме, в ходе исследований выделила роль и место смыслов жизни в жизнедеятельности человека. По ее мнению, «смысловое
образование – это психическое образование (представленное или не представленное сознанию), характеризующее собственно личностное развитие человека и определяющее личностно-смысловую сферу мотивации. Смысловые образования формируются в индивидуальной жизни субъекта, несут в себе субъективное отношение индивида к разнообразным объектам, являются одновременно и эмоционально-оценочными, и действенными образованиями. Основной признак смыслового образования – слитность с областью «Я»…» [78].
Изучение смысловой сферы личности в целом, выполненное Б.С. Братусем, систематизировало во-многом накопленную в науке информацию, что позволило увидеть и структуру смыслов, и их функции в личностной организации и ее активности. Так, по мнению Б.С. Братуся, именно активность человека в ходе своей жизни в аспекте опыта отношений, деятельности, специфики самореализации и личностной переработки этого опыта и порождает «смысловые образования», которые и организуют «ядро личности» [18]. Им же была предложена идея о структуре смыслов в смысловой сфере личности, где он выделял 4 уровня, каждый из которых существенно отличался от другого качественными характеристиками и местом Я в значимых смыслах. Так, если на низшем уровне приоритетны смыслы, порождаемые необходимостью решать задачи «сейчас и в конкретных условиях» («прагматические смыслы»), то следующий уровень
«ценностным отношением личности к различным сторонам действительности» [58].
Большое количество исследований в отечественной психологии рассматривает социальную природу ценностей, интериоризированных личностью. Так, еще в трудах Л.С. Выготского была обозначена социальная ситуация развития, выступающая и как условие и как фактор личностных новообразований, элементом которых являются и ценности человека.
К.К. Платонов, развивая идею роли отношений в формировании индивидуальности, выделил содержательные характеристики направленности личности в виде комплекса убеждений, идеалов, смыслов, моральных ориентиров и пр., которые по своей сути представляют собой ценностные ориентиры, регулирующие отношения человека с миром [58].
В теории отношений В.Н. Мясищева, где личность определяется не столько опытом жизни, сколько отношением к нему, а это, в свою очередь, наполняет содержанием ценностность и осмысленность жизни человека, выражаясь в его направленности [77]. А в работах Б.Г. Ананьева отражено его мнение, что ценности человека обусловлены опытом его социальной жизни, выраженной в личной статусности в иерархической картине социума
и чувством общности, имеющемся в его «мире» в ходе формирования личности. Роль отношений в становлении ценностной сферы личности была продолжена в исследованиях А.А. Бодалева, В.И. Мухиной, Б.Д. Парыгина, Г.М. Андреевой и многими другими [58].
Большой вклад в изучение ценностей был сделан А.Н. Леонтьевым, в теории деятельности которого было отведено ведущее место роли деятельности (а не только отношений) в становлении смыслообразующих категорий сознания человека, где они являются не только регуляторами, но и побудителями (мотивами) активности личности [61].
Ценности и их личностные смыслы изучались В.И. Слободчиковым, Б.С. Братусем, Б.В. Зейгарник, А.Г. Асмоловым и другими исследователями, а общим для них являлось понимание общественной природы ценностей, которые универсальны и типичны, и их индивидуальной представленностью в личности в виде смыслов, ориентирующих и направляющих потребности и мотивы личности. Ими же была высказана идея о иерархии ценностей, которая позволяет личности соподчинять мотивы и потребности, направляя свою активность в сторону более ценностных и приоритетных смыслов жизни [58].
Систематизируя исследования, можно сделать выводы о психологическом содержании ценностей в сознании человека, которые существуют как комплекс оценочных представлений (хорошо-плохо и пр.), убеждений и верований личности, обеспечивают избирательность и направленность активности в аспекте желательности и эталонности чего- либо (в частности, личного развития и его специфики), определяют значимость и важность (или отсутствие оного) в происходящем, используя категории желательности и «правильности»,
а также определяют цели и смыслы жизни, и средства их достижения.
Феноменологическая картина ценностей человека находит свое отражение и в смыслах и смысложизненных ориентациях личности. Психология, изучая человека как субъекта своей жизни, то есть, как активную и несущую ответственность за результаты своей активности личность, смыслам придает значение одного из регуляторных механизмов, наряду с потребностями, мотивами и ценностями, которые определяют вектор активности и качеством ее результата.
Смысл как значение «всего сущего» в психологии изучается в плане смысловой сферы личности, которая не отличается категорически от ценностной, мотивационно-потребностной, т. е., сфер, содержащих регуляторные детерминанты в плане побудителей деятельности и ее направленности.
Для человека осмысленность его существования имеет доминирующее значение. Смысл жизни определяет доминирующие аспекты и сферы жизни личности и выступает в виде переживания осуществления собственной жизни собственным Я. Смысл имеет для личности огромное значение, так как человеку свойственно «придавать смысл» всему и оценивать в этом плане все, происходящее с ним на жизненном пути. В процессе жизнедеятельности личность, обретая смыслы, реализует себя в соответствии с ними. Они начинают выступать как некие принципы, согласно которым личность организует свою жизнь во всех сферах своей
реализации.
В экзистенциальной психологии, которая рассматривает проблемы смыслов и их места в структуре личности, прямо ставится вопрос о необходимости для личности активного поиска смыслов в каждом моменте и элементе своей активности. При всей субъективности, смыслы, по мнению исследователей этого направления, вместе с тем и объективны – они существуют в рамках цивилизации, культуры. Этот феномен определяет направленность личности на поиск смысла и осмысленность своей деятельности в аспекте смыслообразующих ценностей человечества, и
«изобретение» личных смыслов, как правило, не приносит удовлетворения личности.
Научные исследования смысла лишь в конце XX в. (80-е гг.) поставили проблему довольно-таки широко, системно, и стали изучать не сам смысл, а в целом смысловую сферу человека. Это стало возможным благодаря накопленному в науке опыту и знаниям по данной проблеме. Так, начиная с работ А.Н. Леонтьева, где он в рамках собственной теории деятельности обозначил зону личностных смыслов, были введены и изучены понятия смысловых конструктов, смысловой установки и пр., что и привело к возможности говорить о сфере в структуре личности, содержащей все элементы смысла и представляющей «динамическую смысловую систему» [63].
Исследования смысла, проведенные А.Г. Асмоловым, выделили в смысловой сфере личности некую категорию, функция которой, как было установлено, направить активность субъекта на совершение деятельности, которая побуждена мотивом и имеет смысловое значение для личности. Эту категорию А.Г. Асмолов назвал «смысловой установкой» сознания, причем поясняя, что «смысл в целом, содержащийся
в сознании, посредством смысловой установки выражает себя в деятельности…» [7]. Е.Е. Насиновская, изучающая мотивы и мотивацию личности в деятельностной парадигме, в ходе исследований выделила роль и место смыслов жизни в жизнедеятельности человека. По ее мнению, «смысловое
образование – это психическое образование (представленное или не представленное сознанию), характеризующее собственно личностное развитие человека и определяющее личностно-смысловую сферу мотивации. Смысловые образования формируются в индивидуальной жизни субъекта, несут в себе субъективное отношение индивида к разнообразным объектам, являются одновременно и эмоционально-оценочными, и действенными образованиями. Основной признак смыслового образования – слитность с областью «Я»…» [78].
Изучение смысловой сферы личности в целом, выполненное Б.С. Братусем, систематизировало во-многом накопленную в науке информацию, что позволило увидеть и структуру смыслов, и их функции в личностной организации и ее активности. Так, по мнению Б.С. Братуся, именно активность человека в ходе своей жизни в аспекте опыта отношений, деятельности, специфики самореализации и личностной переработки этого опыта и порождает «смысловые образования», которые и организуют «ядро личности» [18]. Им же была предложена идея о структуре смыслов в смысловой сфере личности, где он выделял 4 уровня, каждый из которых существенно отличался от другого качественными характеристиками и местом Я в значимых смыслах. Так, если на низшем уровне приоритетны смыслы, порождаемые необходимостью решать задачи «сейчас и в конкретных условиях» («прагматические смыслы»), то следующий уровень