Файл: Диссертация на тему изучение особенностей смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 991
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
приверженец феминистского движения в Европе второй половины XX в. Симона де Бовуар очень точно сформулировала идею формирования женского гендера и обрекла ее в лаконичную фразу «Женщиной не рождаются, женщиной становятся» [13]. Эту же логику можно отнести к объяснению становления гендерного пола личности, понимая, что становление происходит в процессе выработки и осуществления тех форм поведения, которые в данном конкретном обществе расцениваются как мужские или женские.
Необходимо дополнить, что в основу концепции С. Бовуар помещено экзистенциальное учение. Основным положением экзистенциализма Жана Поля Сартра является утверждение, что в человеке нет ничего заранее заданного, заложенного, поскольку в нем «существование предшествует сущности, где сущность человека складывается из его поступков, она – результат его сознательного выбора, точнее, нескольких выборов за всю жизнь» [96]. С точки зрения экзистенциалистов силой, побуждающей конкретный поступок личности, является «воля и стремление к свободе, и эти побудители сильнее общественных законов и всевозможных предрассудков» [76].
Другими словами, на современном этапе социально-психологический пол человека, то есть его гендер, определяется не его биологической принадлежностью к полу, а системой его социо-психологических отношений с социумом, условиями его личностного становления по ходу социализации и культурации, где человек осваивает социальные
роли «путем научения и усвоения ценностей, норм и образцов» [124].
На сегодня в науке более представлен подход социального конструирования гендера П. Бергера и Т. Лукмана, где эта категория
рассматривается как объективно существующая в культуре и социуме и не зависящая от личности конструкция, но одновременно разворачивается и как субъективная, сконструированная личностью модель поведения [43].
Существовавшие изначально биологизаторские концепции, рассматривают детерминированность личности половыми особенностями и природообусловленность реализации человека в аспекте биологического пола, где женщина – есть мать, жена, а мужчина – защитник, добытчик. Все, выходящее за рамки установленного «природой» (деятельность, поведения, профессия и пр.) считалось отклонением от нормы, девиацией или анархическим протестом личности, то есть, либо болезнью, либо протестом против устоев. Приверженцами данной теории были многие видные ученые своего времени, например И. Кант и Г. Спенсер. В своих рассуждениях они отводили женщине только материнскую роль, считая размножение и сохранение единственными функциями, на которые она пригодна [90]. Родоначальник психоанализа З. Фрейд считал, что судьба женщины предопределена природой [120], а Ч. Ломброзо придерживался мысли, что женщины слабее мужчин во всем [65].
Современное развитие полоролевой подход получил в трудах Р. Бейлса и Т. Парсонса. По их мнению, полоролевая дифференциация необходима для сохранения общественной системы в целом, а прописанная в рамках пола
«экспрессивная и инструментальная функции мужчин и женщин» обеспечит обществу функциональность в рамках организованной структуры (теория
структурного функционализма общества). [84].
Проблема половых различий, гендерного пола личности в современном мире все еще порождает множество дискуссий, споров и даже конфликтов, разворачивающихся между сторонниками детерминированности социальной роли личности ее биологическим полом и сторонниками гендерных теорий личности. Те же тенденции напряжения можно наблюдать и в межличностном взаимодействии в социуме, где сталкиваются стереотипные представления о мужских и женских моделях реализации личности,
ожидаемое поведение мужчин и женщин (особенно женщин) в системе отношений, деятельности, общения и пр. с реальным поведением реального человека того или иного пола, где выбор им моделей обусловлен индивидуальностью, потребностями или необходимостью в аспекте выживания и реализации [51]. Эта мысль подтверждается в исследованиях Ю.В. Оболонского, И.С. Кожевникова [80], Д.А. Гараткиной и др. [28].
Значительную роль в гендерных исследованиях занимает понятие
«гендерные стереотипы». Гендерные стереотипы – проблема, которая в большей степени стала стимулом для развития женских исследований, а впоследствии и гендерных в целом. Стоит отметить, что особую заинтересованность в изучении проблематики гендерных стереотипов проявили социологи западных стран в семидесятые годы XX в., но данная тема остается актуальной и в настоящее время. Интерес к данному феномену высок благодаря тому, что гендерные стереотипы очень отличаются от этнических стереотипов.
Описанию и изучению гендерных стереотипов посвящены
многие исследования зарубежных и отечественных ученых. В понятии «социальный стереотип» раскрывается основание человеческого умозаключения, некритического вывода и, как следствие, обобщенной оценки явлений окружающего мира. Положительная роль социальных стереотипов – в способности в условиях недостаточной информированности мгновенно реагировать на совершающиеся модификации, тем самым ускоряя познавательный процесс. Однако стоит отметить, что социальные стереотипы не всегда являются отражением объективной действительности. Очень часто стереотипы проявляют консервативное влияние, формируя в человеке ошибочные представления, которые отрицательно сказываются при межличностном взаимодействии. Э. Аронсон пишет: «Мыслить стереотипно
видов социальных стереотипов, основанный на принятом в обществе представлении о мужских и женских стратегиях социального поведения. Под социальным стереотипом обычно понимается стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно-определенный образ» [46]. Обозначенные стереотипы проявляются во всех сферах жизни человека
Итак, проблемы гендерных различий широко исследованы в психологии. В основе гендерных
различий также лежит стереотипное
Необходимо дополнить, что в основу концепции С. Бовуар помещено экзистенциальное учение. Основным положением экзистенциализма Жана Поля Сартра является утверждение, что в человеке нет ничего заранее заданного, заложенного, поскольку в нем «существование предшествует сущности, где сущность человека складывается из его поступков, она – результат его сознательного выбора, точнее, нескольких выборов за всю жизнь» [96]. С точки зрения экзистенциалистов силой, побуждающей конкретный поступок личности, является «воля и стремление к свободе, и эти побудители сильнее общественных законов и всевозможных предрассудков» [76].
Другими словами, на современном этапе социально-психологический пол человека, то есть его гендер, определяется не его биологической принадлежностью к полу, а системой его социо-психологических отношений с социумом, условиями его личностного становления по ходу социализации и культурации, где человек осваивает социальные
роли «путем научения и усвоения ценностей, норм и образцов» [124].
На сегодня в науке более представлен подход социального конструирования гендера П. Бергера и Т. Лукмана, где эта категория
рассматривается как объективно существующая в культуре и социуме и не зависящая от личности конструкция, но одновременно разворачивается и как субъективная, сконструированная личностью модель поведения [43].
Существовавшие изначально биологизаторские концепции, рассматривают детерминированность личности половыми особенностями и природообусловленность реализации человека в аспекте биологического пола, где женщина – есть мать, жена, а мужчина – защитник, добытчик. Все, выходящее за рамки установленного «природой» (деятельность, поведения, профессия и пр.) считалось отклонением от нормы, девиацией или анархическим протестом личности, то есть, либо болезнью, либо протестом против устоев. Приверженцами данной теории были многие видные ученые своего времени, например И. Кант и Г. Спенсер. В своих рассуждениях они отводили женщине только материнскую роль, считая размножение и сохранение единственными функциями, на которые она пригодна [90]. Родоначальник психоанализа З. Фрейд считал, что судьба женщины предопределена природой [120], а Ч. Ломброзо придерживался мысли, что женщины слабее мужчин во всем [65].
Современное развитие полоролевой подход получил в трудах Р. Бейлса и Т. Парсонса. По их мнению, полоролевая дифференциация необходима для сохранения общественной системы в целом, а прописанная в рамках пола
«экспрессивная и инструментальная функции мужчин и женщин» обеспечит обществу функциональность в рамках организованной структуры (теория
структурного функционализма общества). [84].
Проблема половых различий, гендерного пола личности в современном мире все еще порождает множество дискуссий, споров и даже конфликтов, разворачивающихся между сторонниками детерминированности социальной роли личности ее биологическим полом и сторонниками гендерных теорий личности. Те же тенденции напряжения можно наблюдать и в межличностном взаимодействии в социуме, где сталкиваются стереотипные представления о мужских и женских моделях реализации личности,
ожидаемое поведение мужчин и женщин (особенно женщин) в системе отношений, деятельности, общения и пр. с реальным поведением реального человека того или иного пола, где выбор им моделей обусловлен индивидуальностью, потребностями или необходимостью в аспекте выживания и реализации [51]. Эта мысль подтверждается в исследованиях Ю.В. Оболонского, И.С. Кожевникова [80], Д.А. Гараткиной и др. [28].
Значительную роль в гендерных исследованиях занимает понятие
«гендерные стереотипы». Гендерные стереотипы – проблема, которая в большей степени стала стимулом для развития женских исследований, а впоследствии и гендерных в целом. Стоит отметить, что особую заинтересованность в изучении проблематики гендерных стереотипов проявили социологи западных стран в семидесятые годы XX в., но данная тема остается актуальной и в настоящее время. Интерес к данному феномену высок благодаря тому, что гендерные стереотипы очень отличаются от этнических стереотипов.
Описанию и изучению гендерных стереотипов посвящены
многие исследования зарубежных и отечественных ученых. В понятии «социальный стереотип» раскрывается основание человеческого умозаключения, некритического вывода и, как следствие, обобщенной оценки явлений окружающего мира. Положительная роль социальных стереотипов – в способности в условиях недостаточной информированности мгновенно реагировать на совершающиеся модификации, тем самым ускоряя познавательный процесс. Однако стоит отметить, что социальные стереотипы не всегда являются отражением объективной действительности. Очень часто стереотипы проявляют консервативное влияние, формируя в человеке ошибочные представления, которые отрицательно сказываются при межличностном взаимодействии. Э. Аронсон пишет: «Мыслить стереотипно
-
значит приписывать идентичные характеристики любому человеку в группе, не обращая внимания на реальные различия между членами этой группы» [6]. Н. Карбовская определяет «гендерные стереотипы как один из
видов социальных стереотипов, основанный на принятом в обществе представлении о мужских и женских стратегиях социального поведения. Под социальным стереотипом обычно понимается стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно-определенный образ» [46]. Обозначенные стереотипы проявляются во всех сферах жизни человека
-
самосознании, в межличностном союзе и межгрупповом взаимодействии.
Итак, проблемы гендерных различий широко исследованы в психологии. В основе гендерных
различий также лежит стереотипное