Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 3400
Скачиваний: 20
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РЕФЕРАТ
на тему
«Пакт о ненападении 23 августа 1939 года»
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..….3
Положение СССР на международной арене накануне сближения с Германией……...4
Сближение СССР и Германии, его причины………………………………………….…7
Подготовка и ход переговоров СССР и Германии……………………………………..10
Положения пакта 23 августа 1939 года………………………………………………….12
Значение (итоги) подписания пакта ………………………………………………….…14
Заключение…………………………………………………………………………….…18
Список литературы………………………………………………………………………19
Введение
Любое событие в мировой истории имеет свою структуру: предпосылки, причины, повод, ход событий и итоги. Рассматривая ситуацию в мире в конце 1930х, возникает множество вопросов: какие причины привели к мировому конфликту и как в этих условиях действовали страны – все это затрагивает внимание ученых и исследователей. Не менее дискуссионным является вопрос, связанный с подписанием советско-германского договора о не нападении 23 августа 1939 года.
Провал попытки создания системы коллективной безопасности, взаимное недоверие неагрессивных государств, их национальный эгоизм, стремление столкнуть отдельные страны с Германией – все это не позволило принять реальных мер по борьбе с агрессией Германии и ее союзников.
Стремление советского руководства обезопасить страну от неминуемой угрозы привело к заключению пакта о ненападении.
23 августа 1939 года, был подписан Пакт Молотова-Риббентропа - договор о ненападении между Советским Союзом и Германией. К нему был приложен секретный протокол, в котором Сталин и Гитлер, фактически, разграничили сферы своих интересов в Центральной и Восточной Европе. Зачем понадобилось СССР и Германии идти на этот шаг, являлось ли заключение данного пакта просчетом руководства СССР или это был намеренный и просчитанный стратегический ход – об этом еще идут споры. В общем и целом, события советской истории в 1939–1941 гг. до последних лет оставались особо охраняемым секретом, более того, часть архивных материалов засекречена до сих пор, что создает немалые трудности при изучении этого вопроса.
Заключение германо-советского договора о ненападении, который позднее получил название «пакт Молотова–Риббентропа», явилось сенсацией и вызвало широкий резонанс в мире. В Советском Союзе значительная часть населения считала, что правительство поступило правильно, и стране на ближайшее время гарантирована мирная жизнь. Многие исследователи видят в этом просчет советского руководства, усиление недоверия и враждебности между СССР, Англией и Францией. Чтобы сделать вывод о роли данного документа, стоит изучить не только его положения, но и причины, которые привели к заключению пакта, а также итоги данного события.
-
Положение СССР на международной арене накануне сближения с Германией.
В 1933 году расклад политических сил в Европе изменился. В Германии к власти пришли нацисты, которые не скрывали своего намерения начать борьбу за передел мира. Советский Союз был вынужден изменить свой внешнеполитический курс. В первую очередь были пересмотрены основные положения советской внешней политики, согласно которым все «империалистические» страны считались врагами, готовыми вести войну против СССР. Несмотря на то, что Веймарская республика еще в конце 1932 года находилась в состоянии распада, на этот счет не следовало делать никаких иллюзий, так как с приходом к власти Гитлера, набиравшего популярность, ситуация сразу изменилась. Германия из «друга» в любой момент могла превратиться во врага. Если такова перспектива, то в интересах политики мира СССР необходимо улучшить отношения с Англией и Францией, особенно с Англией, как ведущей капиталистической державой. В конце 1933 года наркомат иностранных дел во главе с Литвиновым по поручению ЦК ВКП(б) разрабатывал план по созданию системы коллективной безопасности в Европе.
С 1934 года, особенно с середины этого года, после разгрома Гитлером группы Рема и всестороннего подавления оппозиции в партии, настроения правящих групп в разных странах стали меняться. Они поняли, что Гитлер набирает силу и что к нему нужно относиться серьезно. Это вызвало беспокойство в правящих кругах. Сразу вспомнились события и обстоятельства Первой мировой войны. Стремления, лозунги и требования Гитлера явно предвещали возрождение старых планов германской гегемонии. Первоначальная реакция сводилась к одной идее: необходимость возродить союзные державы времен Антанты, военный союз Великобритании, Франции и России против Германии. Правда, теперь уже не царская Россия, а Союз Советских Социалистических Республик – именно это обстоятельство и будет оказывать влияние на поведение этих стран в отношении к СССР, однако попытки наладить связи все таки были.
Здесь нельзя не упомянуть важное для СССР события – вступление в Лигу Наций в 1934 году. В 1933 году Япония и Германия, ставшие на путь активной агрессии, вышли из состава Лиги, в роли «хозяев» Лиги Наций остались Англия и Франция, которым было явно не под силу в столь непростой ситуации справиться в одиночку. Это заставило лидеров англо-французского блока подумать о привлечении в Лигу СССР. В свою очередь Советское правительство к концу 1933 года пришло к выводу, что в сложившихся условиях СССР
целесообразно войти в состав Лиги наций, так как это предоставляло к его услугам возможность для продвижения идеи защиты мира и противодействия опасности второй мировой войны, также, как казалось советскому руководству на первых этапах, это возможность оттянуть грядущий конфликт. В результате в сентябре 1934 года СССР стал членом Лиги наций с постоянным местом в ее совете.
Однако уверенный рост могущества Германии заставлял Англию и Францию скорее склониться в сторону сближения с Гитлером. Так, если в 1934 году правящие круги Англии склонялись к возрождению Антанты, то в 1935 году среди правящих кругов Англии все более активно стала обнаруживаться идея стравливания СССР и Германии: «Для Британской империи опасны и гитлеровская Германия, и Советская Россия: надо столкнуть их между собой (тем более что фашисты и коммунисты ненавидят друг друга), а самим остаться в стороне; когда Германия и СССР хорошенько пустят друг другу кровь и в результате войны сильно ослабеют, настанет момент для выступления на сцену «запада», прежде всего Англии,— тогда «запад» продиктует Германии и СССР такой мир, который на долгое время, если не навсегда, обеспечит безопасность Британской империи и, возможно, ее мировую гегемонию». Это наглядно демонстрирует позицию «дружественных» Советскому Союзу стран. В такой обстановке происходит постепенное охлаждение в отношениях стран антифашистского блока. Кроме того, попытки предпринимаемы советским руководством по созданию системы коллективной безопасности не дали ожидаемых результатов. Так, в 1935 году Советский Союз осудил Германию за введение обязательной военной службы и Италию за нападение на Эфиопию. После того как немецкие войска вошли в демилитаризованную Рейнскую область, Советский Союз предложил Лиге Наций коллективные меры для эффективного пресечения нарушений международных обязательств. Но голос Советского Союза не был услышан.
Но при этом формально отношения СССР с Англией и Францией не были враждебными, поддерживалась видимость дружественных отношений. В мае 1935 г. между СССР и Францией был заключён договор о взаимной помощи в случае нападения агрессора. Но принятые взаимные обязательства на деле были малоэффективными, так как договор не сопровождался какими-либо военными соглашениями. Вслед за тем договор о взаимной помощи был подписан с Чехословакией.
Также политика невмешательства Англии и Франции видна при рассмотрении ситуации в Испании в 1936 году. Там произошел фашистский мятеж во главе с Франко против республиканского правительства. Италия и Германия оказывали испанским фашистам существенную материальную и техническую помощь. Англия и Франция провозгласили политику «невмешательства», которая была на руку мятежникам. При этом СССР открыто заявил о своей поддержке Испанской республики. События в Испании со всей очевидностью показали необходимость объединённых усилий в борьбе против набиравшего силу фашизма. Но демократические государства всё ещё взвешивали, какой режим опаснее для демократии — фашистский или коммунистический. Это наглядно демонстрирует усиление конфронтации во взаимоотношениях стран антифашистского блока, отсутствие совместного желания стран бороться с усиливающимся фашизмом, что заставляет СССР в свою очередь задумываться о поиске новых союзников.
Большее ухудшение ситуации произошло в марте 1938 года, когда Гитлер молниеносным ударом захватил Австрию. В свою очередь Англия и Франция реагировали на столь вопиющий акт агрессии лишь словесными протестами, которые ни они сами, ни тем более Гитлер не принимали всерьез. Через пять дней после захвата Австрии, нарком иностранных дел М. М. Литвинов от имени Советского правительства дал в Москве интервью представителям печати, в котором он, между прочим, сказал: «Если случаи агрессии раньше имели место на более или менее отдаленных от Европы материках, или на окраине Европы, ...то на этот раз насилие совершено в центре Европы, создав несомненную опасность не только для отныне граничащих с агрессором 11-ти стран, но и для всех европейских государств, и не только европейских». Целью этого выступления была попытка советской власти призвать, в первую очередь, Англию и Францию к более активным мерам, противодействию захватнической и все более агрессивной политике Гитлера. Однако никакого положительного эффекта это не произвело. Ситуация продолжала ухудшаться. После захвата Австрии Гитлер начал новую и еще более серьезную «операцию» по вопросу, связанному с Чехословакией. Париж и Лондон склонились в пользу продолжения «политики умиротворения». Судьба Чехословакии уже была решена к началу сентября. В ходе встречи в Мюнхене в сентябре 1938 г., на которую были приглашены лидеры Франции, Великобритании и Италии, было подписано соглашение, в соответствии с которым Судетская область отделялась от Чехословакии в пользу Германии. В отношении остальной территории страны Германия давала гарантии неприкосновенности. Данное событие вызвало негативную оценку со стороны СССР, учитывая к тому же, что между Францией и Чехословакией был заключен договор о взаимопомощи (1935г.), которая так и не была оказана. Все это демонстрировало усиление конфронтации во взаимоотношениях СССР со странами антифашистского блока. «Лига наций и коллективная безопасность мертвы. В международных отношениях наступает эпоха жесточайшего разгула грубой силы и политики бронированного кулака. В Англии царит глубокая реакция, и у власти стоят наиболее консервативные круги буржуазии, боящиеся прежде всего коммунизма» - Телеграмма полномочного представителя СССР в Великобритании И. М. Майского в Народный комиссариат иностранных дел СССР- 2 октября 1938 г. – это наглядно доказывает осознание советским руководством невозможности продолжать пытаться оказать совместными действиями отпор Германии, что вынуждает СССР искать союзников «по другую сторону баррикад».
-
Сближение СССР и Германии, его причины.
Впрочем, и период между апрелем 1933 и августом 1939 гг. нельзя назвать «мертвым сезоном» в советско-германских отношениях. Советское руководство со своей стороны предпринимало меры по налаживанию связей с Германией. С 1934 по 1937 год Советский Союз много раз пытался расширить советско-германские экономические отношения и облегчить политические отношения. В конце 1934 года в Берлин в качестве торгового представителя был направлен личный эмиссар Сталина Давид Канделаки. Ведя переговоры в Германии, Канделаки пытался перевести их с экономического уровня на уровень политический — на рейхсминистра Г. Геринга и директора Рейхсбанка Й. Шахта. Первоначально Германия не предпринимала ответных действий по налаживанию дружественных отношений, но после подписания договора 1935 года между СССР и Францией, последовала реакция со стороны немецкого правительства.
20 марта 1935 г. Гитлер идет на подписание соглашения «Об общих условиях поставок из Германии в СССР», в развитие которого 9 апреля заключается межправительственное экономическое соглашение, предусматривавшее, в частности, предоставление германского кредита в размере 200 млн марок на финансирование торговли с СССР в течение пяти ближайших лет. Однако в 1937 отношения снова охладели. После подписания Мюнхенского соглашения, как впоследствии признавался Гитлер, именно тогда он понял, что пришло время скорректировать свою внешнюю политику в отношении Москвы. Свидетельством улучшения советско-германских отношений стало заключенное в октябре 1938 г. соглашение о взаимном прекращении нападок на руководителей обеих стран по радио и в печати. В декабре 1938 года последовало советско-германское торговое соглашение. 12 января 1939 г. на правительственном новогоднем приеме для дипломатического корпуса была обнародована новая политика Берлина в отношении Советского Союза. На этом приеме Гитлер проявил неожиданное внимание к советскому полпреду А. Мерекалову. Любезностью советского лидера стала его речь на XVIII съезде КПСС в марте 1939(б), в которой он фактически назвал Англию и Францию поджигателями войны и ничего не сказал о Берлине. В целом 1939 год можно назвать «годом СССР в Германии». С января полностью прекратилась критика советского режима в немецкой печати и выступлениях официальных лиц Третьего рейха. В начале мая правительство Германии удовлетворило требования Москвы о признании ее предыдущего контракта с чешскими заводами «Шкода» на поставку оборонной продукции в Советский Союз до того, как Германия захватила Чехию. В июне Германия выступила с инициативой подписать пакты о ненападении с Латвией и Эстонией, принимая во внимание озабоченность СССР ситуацией в Балтийском море.