Файл: Литература и духовный облик Средневековья. Периодизация и жанровый состав средневековой литературы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 222
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глубокая народность романа Сервантеса заключается во вдумчивом и сочувственном изображении широкого фона народной жизни; в сближении Дон-Кихота с Санчо Пансой, в показе творческих возможностей, таящийся в этом сыне испанского народа; в ясном и трезвом отношении к жизни; в обличении всякой социальной неправды и насилия; в глубокой любви уважении к человеку, о котором говорит эта книга; в том оптимизме, которым она дышит, несмотря на грустный характер большинства ее эпизодов и на пронизывающую ее печаль.
Всему этому соответствует замечательный реалистический язык романа, ясный, красочный, богатый оттенками, вобравший в себя множество
элементов народной речи. Язык персонажей Сервантеса различен в зависимости от их общественного положения и характера. Особенно отчетливо выступает противоположность между размеренным и важным, иногда даже несколько архаическим языком Дон-Кихота и не всегда правильной, но сочной и выразительной, пересыпанной пословицами, поговорками, междометиями, подлинно народной речью Санчо Пансы. Язык персонажей меняется у Сервантеса также в связи с характером ситуации или душевного состояния говорящих, принимая то ораторский, то разговорный, то патетический, то шутливый или фамильярный оттенок.
Сервантес гениально уловил основные тенденции и проблемы своей эпохи. Обобщив их в образах двух главных героев своего романа, он вложил в них большое общечеловеческое содержание. Благодаря этому центральные образы романа, отражая действительное состояние Испании XVI – XVII вв., вместе с тем приобрели гораздо более широкое значение, сохранив свою жизненность и выразительность и в последующие века. В частности, поскольку Сервантес, писавший свой роман в условиях кризиса гуманизма, отразил в нем с огромной силой столкновение идеальных устремлений человеческого ума с миром корысти и личных интересов, «Дон Кихот» стал для будущих поколений мыслителей и писателей образцом противопоставления идеала и «низменной действительности».
Значение «Дон Кихота» для дальнейшего развития европейского романа очень велико. Разрушая старый рыцарский роман, Сервантес вместе с тем закладывает основы нового типа романа, означающего огромный шаг вперед в развитии художественного реализма.
Роман Сервантеса был в начале XVII в. явлением исключительным, значительно опередившим свою эпоху. Он был по-настоящему понят и мог оказать действительное влияние на европейскую литературу лишь в XVIII и особенно в XIX в., когда стала возможной более высокая форма реализма. Начиная с этого момента идеи, образы, манера повествования, общий тон и отдельные стилистические черты «Дон Кихота» находят широкий отклик в европейской литературе.
Санчо Панса
Санчо Панса в романе «Дон Кихот» является оруженосцем главного героя. Он простой крестьянин, земледелец, которого привлекли рассказы Дон Кихота о рыцарской славе и добыче. В начале произведения Санчо Панса - антипод своему господину. Санчо Панса интересует именно богатство и добыча. Он стремится получить легкую наживу от рыцарского похода с Дон Кихотом и навечно обеспечить свою семью - жену и детей. А у ж более всего Санчо любит поспать и поесть.
Санчо Панса, в отличие от Дон Кихота, вовсе не мечтатель. Он трезвый, рассудительный, практичный, даже хитрый. Выгода интересует Санчо Панса всегда и везде. «А мы лучше спустимся на землю и будем ходить по ней ногами» - приговаривает он. Как человек, который твердо стоит на земле, Санчо Панса пытается отговорить своего господина от нелепых поступков. Но даже рассудительный Санчо поддается мечте стать вельможей, графом и губернатором. Иллюзии Дон Кихота о рыцарской славе кружат голову даже ему.
Образ Санчо Пансы - воплощение человека из народа, носителя народной мудрости, но одновременно человека простого, наивного. Со временем Санчо меняется под влиянием бескорыстного Дон Кихота. Он уже служит Дон Кихоту не за деньги, которые тот не в состоянии заплатить ему. Санчо жалеет своего господина и глубоко уважает его. Оруженосец обнаруживает черты, общие для них с Дон Кихотом - доброту, отзывчивость, человечность, чистоту сердца. Когда Санчо Панса выпадает возможность побыть некоторое время губернатором острова, то он проявляет себя милосердным правителем, хочет заботиться о земледельцах и поднимать сельское хозяйство.
46. Художественное своеобразие романа Сервантеса «Дон Кихот». Русские критики о романе.
Роман был задуман автором как пародия на рыцарские романы. На пародийный характер произведения указывает автор в прологе, говоря, что единственным его желанием было придать общей насмешке нерассудительно лживые рыцарские книги. В них герой жил и действовал в условном времени и пространстве. Сервантес, сохранил все формальные основы рыцарского романа: высокую и благородную цель странствующего
рыцаря, его приключения и подвиги, образы оруженосца, Прекрасной Дамы. Автор изображает своего героя в конкретных условиях жизни Испании конца XVI ст.
Это открывает автору широкое пространство, как для реалистического изображения жизни испанского общества, так и для использования средств комического. Поэтому роман “Дон Кихот” – это трагикомический эпос испанской жизни конца XVI ст. Жанровая природа произведения Сервантеса уникальна.При сохранении внешних признаков пародии в романе удачно объединяются черты авантюрного, бытового, философского романов. Мотив странствия, дороги оказался идеальным для такого произведения. Литературовед Н. Бахтин писал по этому поводу: “На рубеже XVI-XVII веков на дорогу выехал Дон Кихот, чтобы встретить на ней всю Испанию, от каторжника, идущего на галеры, до герцога”. Описывая странствия героя, Сервантес высмеивает не только бестолковость рыцарских романов, а и все отжившее, несправедливое, что наблюдал он сам в жизни. Объектом высмеивания становятся человеческий эгоизм, мелочность, практицизм, жестокость.
Произведение Сервантеса – это еще и настоящая энциклопедия испанской жизни. Заезжие дворы, мельницы, дворцы, усадьбы, каторжники, паломники, солдаты, кастеляне, корчмари, разбойники, пастухи, мужчины, женщины – все представлено в романе. Фигура Дон Кихота на фоне такой будничности выглядит одновременно и комической, и трагической. Устами главного героя автор высказывает мечту о несокрушимом стремлении человека к идеалу, что придает роману философскую окраску.
Первая часть романа «Дон Кихот» М. Сервантес написал в 1605 году, вторая – в 1615 г. Как видим, прошло уже более четырехсот лет, а произведение остается одним из самых читаемых в мире. По словам А. Красноглазова, доктора философских наук и автора книг о Сервантесе, «по количеству переизданий «Дон Кихот» стоит на втором месте после Библии». Исследование романа началось в ХVII веке и продолжается в наше время. Почему же ученые не утратили интерес к «Дон Кихоту»? Многогранность образа Дон Кихота, философское значение романа, поиск абсолютных идеалов добра человеком – все это «обрекает» книгу на постоянное пристальное внимание к себе со стороны литературоведческой мысли. В данной статье рассмотрены суждения о романе «Дон Кихот» критиков ХХ столетия. Актуальность заключается в том, что система взглядов критиков нашего времени предоставит возможность понять, что современный читатель находит уникального в книге о Дон Кихоте, а также трансформировалось ли мышление читающих сегодня. Известно, что отношение к роману менялось на протяжении 400 лет. Сам М. Сервантес не ожидал такого успеха от своего создания, Лопе де Вега вообще раскритиковал книгу. Говоря о ХХ веке русской литературной критики «Дон Кихота», целесообразнее всего начать с Д.С. Мережковского, русского писателя, поэта, критика, переводчика, историка, религиозный философа и общественного деятеля. В своей статье «Дон Кихот и Санчо Панса» ученый
раскрывает отношение Сервантеса к своему роману, художественные приемы в романе, анализирует образы Дон Кихота и Санчо Панса.
По словам Д.С. Мережковского, Сервантес не сознавал громадного значения своего романа, т.к. в тексте допущены противоречия и ошибки. Ученый придерживается мнения большинства литературоведов в том, что Сервантес, выпуская в свет «Дон Кихота», гораздо меньше рассчитывал на успех, чем издавая другие сочинения. Автор до такой степени не понимал глубины и значительности бессмертного романа, что ставил гораздо выше свои посредственные стихи (напр., юношескую поэму «Галатея») и еще более посредственные комедии… Очевидно, не сатира, не рыцарские романы, а нечто другое, чего сам автор не сознает и не видит, составляет источник смеха и трагизма, проникающих его книгу… В этом гениальном образе таится зародыш единственно возможного на земле бессмертия – бессмертия великой идеи. Что касается художественных приемов Сервантеса, критик замечает, что в книге отсутствуют описания природы, картин окружающей местности, но все, что относится к человеческому миру – внутренность домов, особенно наружность действующих лиц, костюм, пищу,
он описывает с самыми мелкими подробностями, как истинный колорист, так, что интимный, домашний быт Испании XVII века воскресает перед нами с изумительной полнотой и точностью. Сервантес избегает всего незаконченного, неясного. Д.С. Мережковский не находит в «Дон-Кихоте» никакой интриги, последовательно-развивающегося действия; все действие вращается вокруг основной идеи романа.
Одним из исследователей образа Дон Кихота в аспекте теории литературы является Г.В. Степанов. В статье «Дон Кихот: персонаж и личность» мы находим научный подход к изучению образа. Работа сложна обилием сложной терминологии. Своеобразие романа критик видит в том, что литература и реальность жизни нашли свое художественное отражение. «Величие автора «Дон Кихота» проявилось в том, что, оставив в стороне проторенные рыцарями маршруты, утопичные поля, леса и долины, населенные пастухами и пастушками, как бы устав сострадать униженным и обездоленным пикаро, он построил новую эстетику и «стал первым, кто написал роман на кастильском языке». Творческой волей Сервантеса была создана (в сфере идеологии и эстетики) конфронтация новой литературной системы со старыми, традиционными и отживающими». Ученый видит в «Дон Кихоте» смешение жанров: рыцарского романа и пасторали. Однако, в отличие от рыцарских романов, в которых герой романа – самый лучший, а его дама сердца – идеальная женщина, никто не оценивает других или самого себя; Дон Кихот, как и герои в пасторали, наделен духовностью. Поэтому «самое существенное в романе – не поступки Дон Кихота, а личностная форма видения мира, характер
восприятия и оценок окружающих людей, событий и собственных поступков». Критик считает, что идея развития Дон Кихота не была художественно разработана до Сервантеса. Г.В. Степанов пришел к выводу, что Дон Кихот хочет поступать как персонаж рыцарских романов, поэтому предстает перед нами как личность. Реальность показывает ему несоответствие его мечтаний и действительности, именно это, по мнению ученого, и содействует формированию личности.