Файл: Литература и духовный облик Средневековья. Периодизация и жанровый состав средневековой литературы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 221

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
язык житейской прозы, и тогда сказочные великаны оказываются ветряными мельницами, войско могущественного волшебника - стадом баранов и т.п. Только в расстроенном воображении Дон Кихота выдуманный мир рыцарского романа сохраняет свою "реальность". Сам же Сервантес делает все, чтобы дискредитировать его в глазах читателей.

Современники Сервантеса были убеждены, что он написал “Дон Кихота” для того, чтобы высмеять рыцарские романы и навсегда отразить у своих земляков желание их читать. В “Дон Кихоте” читателями рыцарских романов является большинство персонажей романа, почти все, с кем судьба сводит Рыцаря Печального Образа, начиная от погонщиков и заканчивая семьей герцога. Причем каждый находит в этих романах то, что именно ему к сердцу, что близко именно его душе - кто-то героические подвиги, а кто-то любовные приключения. Жена хозяина постоялого двора любит рыцарские романы уже за то, что, читая их, мужчина забывает с ней ссориться. Русский исследователь В. Е. Топь отмечает: “Сервантес выступил не столько против рыцарских романов как таких, сколько против бездарных писателей, бестолковостей и преувеличений массового чтения, которое пленило в XVI столетии испанский книжный рынок, основную массу которого представляли эпигонские рыцарские романы”.

Роман “Дон Кихот”, начат как пародия на рыцарские романы, но с развитием сюжета перерастает в трагикомический эпос испанской жизни. Действие перенесено в современную писателю Испанию. Поступки героя вызывают у читателя смех, но смех с горечью: Дон Кихот искренне хочет помогать людям, но его помощь только шкодит им при условиях действительности.

Сервантес не ставил себе цель надругаться над рыцарским романом. Он видел в образах рыцарей высокие качества. И понимал, что действительность несовместима с рыцарским благородством и честью. Ведь и сам он пострадал в жизни не за жестокость, подлость или коварность, а за свою целеустремленность, честность, талантливость. Плен, тюремная камера, бедность…

Эти испытания повлияли на его судьбу. Всемирная слава и признания ждали Сервантеса аж в XIX ст. (приблизительно через 300 лет после смерти!), когда его произведение было сызнова прочитано. Судьба и в самом деле не всегда проводит границу между трагическим и комическим.
44. Образ Дон Кихота в одноименном романе Сервантеса


Сервантес в своем герое обобщает важнейшие черты человеческого характера: романтическую жажду утверждения идеала вместе с комической наивностью и безрассудностью. Сердце того самого «костлявого, тощего и

взбалмошного рыцаря» пылает искренней любовью к человечеству. Дон Кихот настолько проникся рыцарственно-гуманистическим идеалом, что полностью оторвался от окружающей его действительности. В несовершенном мире из его миссии «исправителя кривды» вытекает его мирское мученичество; его воля и отвага проявляются в стремлении быть самим собой, в этом смысле старый жалкий идальго является одним из первых героев эпохи индивидуализма.

Благородный безумец Дон Кихот и его здравомыслящий Санчо Панса дополняют друг друга. Санчо Панса восхищается своим хозяином, потому что видит, что Дон Кихот так или иначе возвышается над всеми, кого встречает, в нем торжествует чистый альтруизм, отказ от всего земного. Безумие Дон Кихота неотделимо от его мудрости, комизм в романе — от трагизма, это выражает полноту ренессансного мироощущения. Дон Кихот стремиться к тем рыцарским идеалам благородства, чести и мужества, о которых он так много читал в книгах, но при этом он совсем забыл о той жестокой реальности, которая его окружает. В своем воображении он строит красивую рыцарскую иллюзию, но она так сильно расходится с реальной жизнью. Ему и в голову не придет, что все эти рыцарские романы просто вымысел.

Конфликт между идеалом и действительностью ощущается в безуспешности попыток главного героя устанавливать справедливость и творить добро. Этот одинокий странствующий рыцарь, имея добрые намерения и огромное желание сделать мир лучше и справедливее, «один в поле - не воин». Ярый романтик Дон Кихот ничего не может изменить в окружающем мире, даже при всем благородстве его целей. Несмотря на комичность ситуаций, герой вызывает жалость и сострадание. В нем отражается бескорыстное стремление человека защищать добро и справедливость, а также исповедовать благородные и высокие идеалы - так называемое «донкихотство». Ради своих идеалов Дон Кихот проявляет большую отвагу, он легко способен пожертвовать собой, но все эти жертвы, кажущиеся ему благородными в том его идеальном мире, бессмысленны в реальности.

Дон Кихот предстает как мелкопоместный дворянин, который проживает в скромной провинциальной деревушке. Он с гордостью хранит свое родовое копье и щит, а в праздничные дни расхаживает при всем параде. Сам он тощ как скелет и кляча у него на дворе тоже тощая, при этом большинство своих средств он тратит на еду. С упоением он читает рыцарские романы, и даже настолько сильно увлекается этим занятием, что не только забросил охоту и хозяйство, но и даже продал кусок земли, чтобы купить себе новых рыцарских книг. Зачитываясь этими романами, он забывает часто о сне и об обеде. В итоге это увлечение привело к тому, что он настолько сжился с выдуманными историями, что незаметно стал их частью. Он перестал воспринимать мир как реально существующий, целыми ночами он пытался разгадать смысл написанных авторами рыцарских романов фраз, которые были лишь просто красиво припудрены, но сами по себе абсолютно бессмысленны. Лишь иногда его несколько смущали те несуразности, которые он встречал в романах, но это вовсе не мешало ему продолжать предаваться чтению. Он настолько бредил рыцарскими историями, что совсем сошел с ума, вообразив себя одним из них. Он возомнил себя единственным спасителем, борцом за справедливость и славным воином, но все это сводит его образ лишь к комичности. Причина заблуждений Дон Кихота кроется в его уходе от реальности, в

неизменности и несовершенстве окружающего мира

В реальной жизни Дон Кихот всего лишь простой человек, тощий идальго, которому уже под пятьдесят, но эта реальность его не устраивает, другое дело – благородный рыцарь, который несет за собой целый шлейф добрых дел и справедливых решений. В своем воображении он рисует красочные картины, не желая расставаться с этим волшебным, сказочным миром. Отправляясь в свои странствия, Дон Кихот жаждал подвигов, мечтал стоять на страже добра, восстанавливать справедливость, при этом снискать себе славу и почет. Но благородство тогда почетно, когда оно приемлемо и бескорыстно. Задавшись целью творить добро и искоренять зло, точно следуя рыцарским обычаям, Дон Кихот со своей неуемной

фантазией вызывает у встречающих его людей противоположенное ожиданием мнение. Однако славный рыцарь Дон Кихот считает, что «каждый – сын своих дел», что каждый становится тем, кем делает его образ жизни и его деяния, поэтому он следует свой цели, с полным убеждением своего рыцарского предназначения.

Немедленная жажда приключений подтолкнула Дон Кихота к сражению с ветряными мельницами, которых он вообразил великанами. Не мудрено, что в этой битве пострадал только он сам. Дон Кихот, борясь с этим мнимым врагом, которого он выбрал в качестве своей жертвы, выглядит смешно и глупо, поскольку эта борьба абсолютно не имеет смысла, она ни к чему не приводит. Ветряные мельницы здесь представлены в качестве прообраза вечных жизненных процессов на Земле. Ведь борьба с ними также лишена всякого смысла, при этом она нанесет вред только самому борцу, но ни коем образом не нарушит и не изменит всего вечного. Поэтому можно сколько угодно вести споры о жизни, философствовать, молоть и молоть слова, фразы, мысли, словно те самые зерна в мельнице, но все же изменить бесконечные жизненные явления, с которыми мы сталкиваемся, невозможно. Здесь, как мне кажется, кроется такая мысль: придумывая себе мнимые и бессмысленные идеи, цели, мечты, мы переносим их в реальную нашу жизнь и сами того не замечаем, как наделяем эту нашу жизнь смыслом и заполняем ту самую пустоту.

Дальше приключения Дон Кихота все больше принимают трагичную окраску. Повстречав на своем пути двух монахов-бенедиктинцев, которые в числе других всадников сопровождали карету, Дон Кихот отважно вступил с ними в бой. Но монахи ордена Святого Бенедикта насмерть перепугались отчаянного рыцаря и поспешили как можно скорее скрыться, крестясь с таким ужасом, словно за ними гнался сам дьявол. Монахов сопровождали двое слуг, но они не стали нападать на безумного рыцаря. Лишь заметив, что Дон Кихот отвлекся на разговор с дамой, сидевшей в карете, они с угрозами бросились на Санчо, Дон Кихот здесь представлен как абсолютно обезумевший человек. Сначала он чуть не бил монаха, а потом ударил бискайца по голове с такой бешеной силой, что у того кровь полилась из носа, рта и ушей. Все чаще подвиги Дон Кихота начинают приносить окружающим не просто ущерб, а смертельные раны. Позже он и вовсе нападает на похоронные дроги, при этом у одного из всадников оказывается сломанной нога. Дон Кихот громогласно заявляет ему, что странствует по свету, защищая обиженных. Однако, когда упавший леценциат пытается возразить ему сетуя на больную ногу, Дон Кихот лишь утверждает ему, «не все так делается, как мы того хотим». Он упрекает лиценциата в том, что это им пришло на ум путешествовать ночью в траурных одеждах, поэтому он принял их за выходцев с того света и исполнил свой долг, напав на них. Характерно, что здесь Санчо называет Дон Кихота рыцарем Печального образа, поскольку он показался ему таким несчастным, худым и бледным, что просто жалко смотреть.


Стремление Дон Кихота защищать добро и прославлять справедливость привело к тому, что он освободил приговоренных к галерам пленников. Вместо благодарности они забросали его камнями, вознаградили его побоями и отобрали камзол. Те благородные стремления и добрые намерения Дон Кихота, которые он прославляет, не осуществились, поскольку каторжники получили по заслугам, и их несвобода – это свобода для остальных людей от того зла, что они совершили. Освобождая же этих немногочисленных каторжников, наш рыцарь подвергает опасности многих других честных людей. Это и подтверждают скорые избиения неблагодарных освобожденных.

В схватке со львами странствующий рыцарь Дон Кихот готов пожертвовать жизнью во имя своих безумных идей. Но даже лев повернулся, показав славному идальго зад, и затем спокойно лег, не обращая на безумного рыцаря никакого внимания. Томас Манн охарактеризовал это приключение как кульминацию романа Сервантеса. Здесь наблюдается пик бесстрашия и храбрости Дон Кихота, его глупости и нелепости. В этом подвиге нет стремления искоренить зло и восстановить справедливость. Наш рыцарь напрасно геройствует, подвергая свою жизнь опасности.

Отвернувшийся лев здесь оказался куда мудрее, чем наделенный способностью думать человек. Благоразумный сторож также отказывается от просьбы Дон Кихота, отговаривая его от нелепой идеи будить в звере злость

Дон Кихот не желает жить простой жизнью. Она для него скучна и неинтересна. В своих мечтаниях он видит цель своего существования. Ощущая всю трагичность своей борьбы, он прикрывает ее высокими идеалами. Поделившись своими размышлениями о «золотом веке» с козопасами, Дон Кихот подверг их и Санчо в совершенное недоумение ясностью и трезвостью мыслей. Мечта о «золотом веке» здесь, как мечта об идеале, об истоках. Дон Кихот выражает мысль о том, что мы изначально получили совершенный, идеальный мир, спокойствие которого было нарушено, поэтому в век железный не сила и не обстоятельства должны влиять на жизнь людей, а воля и мудрость должна подсказывать нам ради чего мы живем. Перед отправкой на остров Дон Кихот дает Санчо наставления, прежде всего, бояться Бога, поскольку именно в этом заключена премудрость, познать себя, не зазнаваться и не забывать, что раньше пас свиней, проявлять мягкую снисходительность при такой высокой должности и не стыдиться своего происхождения.


В эпизоде столкновения Дон Кихота с духовником герцога прослеживается острая критика современности. Если для хозяина постоялого двора Дон Кихот всего лишь шут и чудак, то для духовника герцога он является идейным противником, опасным безумцем, нарушившим установившийся порядок в жизни. Поэтому духовник герцога и не может примириться с Дон Кихотом, как не может примириться с ним и Самсон Карраско, который жаждет излечить героя от безумства. Вмешавшись в дела Дон Кихота, заставив его вернуться в родное село, Самсон Карраско в облике Рыцаря Белой Луны вроде бы руководствуется добрыми намерениями, но лишая безумного рыцаря приключений, он лишает его смысла жизни. Поверженный Дон Кихот возвращается к обычной жизни, но для него такая жизнь - бесцельное существование. Здесь более чем во всех остальных эпизодах, проявилось величие Дон Кихота, его нравственная победа и превосходство над всеми. Он человек чести и слова, он добрее и лучше всех. Поверженный и побежденный Дон Кихот готов умереть, но не сдаться. Он продолжает утверждать, что Дульсинея Тобосская является самой прекрасной женщиной в мире, но себя называет самым несчастным рыцарем на свете и утверждает, что его бессилие не может поколебать эту истину. «Вонзай же копье свое, рыцарь, и отними у меня жизнь, ибо честь ты у меня уже отнял» - призывает он своего противника. Он повержен, лишен чести, но он не сдался и не предал своих ценностей.

Позже на могиле Дон Кихота Санчо Панса скажет: «Сжила его со свету тоска». В этих словах кроется истинная причина смерти героя – его никто не убивал, его никто не преследовал, лишь тоска, желание жить в идеальном мире, который вряд ли возможен, мешала ему спокойно жить. Несмотря на то, что он жил как рыцарь, все же умер он как обычный человек. Все те высокие гуманистические цели, которые преследовал герой гораздо разумнее осуществлять реальными путями. Именно этой линии призывал придерживаться М. Сервантес в своем произведении «Дон Кихот». Мечта об идеалах помогает нам делать мир лучше, но важно не сойти с пути разума и не упасть в пучину безумства, ведь смерть не способна различать разумных и безумных, а только лишь живя на земле можно хоть чуть-чуть изменить этот мир.
45. Люди из народа в изображении Сервантеса. Образ Санчо Пансы.