Файл: Литература и духовный облик Средневековья. Периодизация и жанровый состав средневековой литературы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 223
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В ту ночь на пиру к Макбету приходит призрак Банко. Увидев призрак, Макбет в ужасе бредит, пугая своих гостей, среди которых большинство представителей шотландской знати. Леди Макбет пытается нейтрализовать вред, но королевская власть Макбета вызывает все большее сопротивление со стороны его знати и подданных.
Испугавшись, Макбет отправляется к ведьмам в их пещеру. Там они показывают ему череду демонов и духов, которые дают ему дальнейшие пророчества: он должен остерегаться Макдуфа, шотландского дворянина, который противился восшествию Макбета на престол; ему не может причинить вреда ни один мужчина, рождённый от женщины; и он будет в безопасности, пока Бирнам Вуд не придёт в замок Дансинайн.
Макбет испытывает облегчение и чувствует себя в безопасности, потому что знает, что все мужчины рождаются от женщин и что леса не могут двигаться. Узнав, что Макдуф бежал в Англию к Малькольму, Макбет приказывает захватить замок Макдуфа и, что самое жестокое, убить леди Макдуф и её детей.
Когда весть о казни его семьи достигает Макдуфа в Англии, он поражён горем и клянётся отомстить. Принц Малькольм, сын Дункана, сумел собрать армию в Англии, и Макдуф присоединяется к нему, отправляясь в Шотландию, чтобы бросить вызов войскам Макбета. Вторжение получает поддержку шотландской знати, которая потрясена и напугана тираническим и убийственным поведением Макбета. Леди Макбет, тем временем, страдает от приступов лунатизма, в которых она жалуется на то, что, по её мнению, является пятнами крови на её руках.
Перед тем как прибывают противники Макбета, Макбет получает известие о том, что она покончила с собой, что приводит его в глубокое пессимистическое отчаяние. Тем не менее, он ждёт англичан и укрепляет Дунсинан, в который он, похоже, удалился, чтобы защищаться, уверенный, что пророчества ведьм гарантируют его непобедимость. Однако его охватывает страх, когда он узнает, что английская армия наступает на Дунсинан, прикрываясь ветвями Бирнамского леса. Бирнам Вуд действительно приближается к Дунсинану, исполняя половину пророчества ведьм.
В битве Макбет ожесточённо сражается, но английские войска постепенно одолевают его армию и замок. На поле боя Макбет сталкивается с мстительным Макдуфом, который заявляет, что он не был «рождён женщиной», а был «безвременно вырван» из чрева матери (то, что мы сейчас называем рождением путём кесарева сечения). Понимая, что он обречён, Макбет продолжает бороться, пока Макдуф не убивает и не обезглавливает его. Малькольм, теперь уже король Шотландии, объявляет о своих благодетельных намерениях в отношении страны и приглашает всех посмотреть на его коронацию в Скоуне.
41. Рыцарский и плутовской роман в испанской литературе XVI в.
Первые ростки испанского Возрождения возникли еще в 15 в. В испанской поэзии и драматургии 16 в. широко разрабатывались религиозные темы. Католическая Испания была страной, мало подходящей для расцвета гуманистической философии, зато испанская литература достигла поистине замечательного расцвета. Огромное внимание уделялось человеку, его чувствам, страстям, нравственным возможностям. Зато мир буржуазного стяжательства, основанный на корысти и эгоизме, не вызывал особых симпатий. Не ускользали от писателей темные стороны испанской жизни, порожденные развитием страны: трагические социальные противоречия, массовая нищета и обусловленный ею рост преступности, бродяжничества и т.д.
В Испании этой поры наблюдается более богатое, чем в какой-либо другой стране, развитие романа. Старейшим является ренессансно-рыцарский роман. Он находит известную аналогию в итальянском героико-романическом эпосе конца 15 – начала 16 в. Рыцарские романы нового типа перекликались с современностью. Они звали на смелые предприятия, военные подвиги, увлекая в чудесные, неведомые страны. Самый знаменитый из этих романов – «Амадис Галльский» (начало 14 в.). Романы эти имели в Испании необычайный успех. Такое увлечение встревожило общественное мнение. Карл 1 издал указ, воспрещавший печатание этих романов. Успех жанра длился до самого конца 16 в., когда стало ясным банкротство государственной политики Испании. Сам Сервантес восстал против нелепой фантастики и отсутствия правдивого изображения человеческих чувств в этих романах. В качестве образца он написал рыцарский роман «Персилес и Сихизмунда» (1612).
«Плутовской» роман рисует реальную жизнь в ее самых обыденных проявлениях и дает суровую критику. Настоящим прообразом плутовского романа в Испании является замечательное произведение некоего Фернандо де Рохас «Селестина» (конец 15 в.). В плутовских романах обнажаются все язвы тогдашнего испанского общества и раскрывается порочность общественной системы. Читателя и автора не радуют относительные удачи героя, т.к. они сопровождаются нравственным его развращением, если только он уже не развращен к моменту первого своего появления в романе. Самый ранний из этих романов, возникший еще во второй четверти 16 в., называется «Ласарильо с Тормеса». По своей сатирической силе, смелости мысли и остроумию он может сравниться с лучшими произведениями мыслителей 16 в. Следующий плутовской роман появился лишь полвека спустя – это «Гусман де Альфараче» (2 части, 1599 – 1604) Маттео Алемана. Весьма примечателен плутовской роман одного из крупнейших испанских писателей этой эпохи Франсиско Гомеса де Кеведо (1580 – 1645). Испанский плутовской роман оказал сильное влияние на развитие аналогичных произведений в Англии, Франции и Германии 16 – 18 вв.
42. Жизненный и творческий путь Сервантеса.
Мигель де Сервантес Сааведра (1547-1616) – испанский писатель, прославившийся на весь мир своим романом об увлекательных путешествиях доблестного рыцаря Дон Кихота. У писателя было немало достойных работ, но именно «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» вошел в золотой фонд мировой литературы. Биография Мигеля де Сервантеса Сааведры была полна испытаний и лишений, и только любовь к литературе помогла писателю достойно выдержать все удары судьбы.
Мигель появился на свет 29 сентября 1547 года в разорившемся дворянском семействе, в испанском городке Алькала-де-Энарес. Достоверной информации о детских и юношеских годах писателя нет.
В возрасте 23 лет Сервантес поступил на службу в полк Испанской морской пехоты. Во время одного из сражений он был тяжело ранен: пуля, пронзившая предплечье молодого солдата, навсегда лишила подвижности его левую руку.
Восстановив здоровье в госпитале, Мигель вернулся на службу. Ему довелось участвовать в морских экспедициях и побывать во многих заморских странах. Во время очередного плавания в 1575 году он попал в плен к алжирским пиратам, которые потребовали за него большой выкуп. В плену Сервантес провел пять лет, совершив несколько попыток побега. Однако каждый раз беглеца ловили и жестоко наказывали.
Долгожданное освобождение пришло вместе с христианскими миссионерами, и Мигель вновь вернулся на службу.
Свое истинное призвание Сервантес осознал в достаточно зрелом возрасте. Его первый роман «Галатея» был написан в 1585 году. Как и несколько последовавших за ним драматических пьес он не имел успеха. Очень много писал для театра Мигель Сервантес. Краткая биография писателя сообщает о том, что всего насчитывалось около 20-30 пьес. К сожалению, сохранились только две из них. Была утрачена даже комедия «Заблудившаяся», которую сам Сервантес называл лучшей своей пьесой.
Муза сжалилась над настойчивым писателем лишь в 1604 году, когда он написал первую часть своего нетленного романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Книга сразу вызвала живой интерес среди читателей не только в родной Испании, но и в других странах.
Но сочинительство не смогло прокормить его семью, а жизнь в Мадриде была не из дешевых. Бедственное положение вынудило писателя перевезти семью в Севилью. Здесь ему удалось получить должность по финансовому ведомству. Но жалование было крайне низким. В Севилье Сервантес прожил 10 лет, но об этом периоде известно крайне мало. Ясно, что он продолжал сильно нуждаться в деньгах, так как содержал еще и свою сестру, которая отдала свою часть наследства, чтобы выкупить брата из плена. В это время он написал несколько стихотворений и сонетов.
Он продолжал работать даже на смертном одре, а незадолго до кончины решает постричься в монахи. Скончался Сервантес от водянки, которая мучила его долгое время. Произошло это 23 апреля 1616 года в Мадриде, куда писатель перебрался незадолго до смерти. Долгие годы его могила была затеряна, так как на надгробии не было надписи. Останки Сервантеса обнаружили лишь в 2015 году в склепе монастыря де лас Тринитариас.
43. «Дон Кихот» Сервантеса как пародия на рыцарский роман
«Дон Кихот»- с первых страниц-пародия на рыцарский роман.
За вступлением следует рассказ о том, как Алонсо Кехана назвал себя громким именем Дон Кихота Ламанчского, облекся в рыцарские доспехи, избрал себе даму сердца и, оседлав боевого коня, отправился на поиски приключений. Только доспехи его были ветхими и ржавыми, богатырский конь представлял собой жалкую клячу, а владычицей его сердца, за неимением принцессы, стала деревенская девушка из ближайшего селения Тобосо, которую Дон Кихот торжественно именовал Дульсинеей Тобосской. Вскоре появился у Дон Кихота оруженосец, который столь же мало походил на оруженосца из рыцарских романов, как сам Дон Кихот на Амадиса Галльского или Пальмерина Английского. Мирный землепашец Санчо Панса не отличался отвагой, а молчаливость, столь украшавшая совершенных оруженосцев, вовсе не являлась его добродетелью.
Нелепы и часто смехотворны "подвиги" Дон Кихота, который хотел видеть и видел мир таким, каким его изображали рыцарских романы. Постоялый двор представлялся ему замком с четырьмя башнями и блестящими серебряными шпилями,
заурядные потаскухи - знатными обитательницами замка, толедские купцы - странствующими рыцарями, ветряные мельницы - многорукими великанами и т.п.
При этом Сервантес имел в виду не только общую схему рыцарского романа (очаровательные принцессы, великаны и карлики, странствующие рыцари и пр.), но и отдельные эпизоды популярных книг. Так, находясь в горах Сьерры-Морены, Дон Кихот решил подражать самому Амадису Галльскому, который, по его словам, был "путеводную звездою, ярким светилом, солнцем отважных и влюбленных рыцарей". Однажды, отвергнутый принцессой Орианой, Амадис наложил на себя покаяние и, приняв имя Мрачного Красавца, удалился в горы. Дон Кихота никто не отвергал, однако, оказавшись среди скал, он вознамерился повторить поступки Амадиса и, обращаясь к Санчо Пансе, сказал: "Сейчас я разорву на себе одежды, разбросаю доспехи, стану биться головой о скалы..." На что добродушный Санчо, не читавший рыцарских романов, заметил ему: "Ради самого Христа, смотрите, ваша милость, поберегите вы свою голову, а то еще нападете на такую скалу и на такой выступ, что с первого же раза вся эта возня с покаянием кончится".
Сердобольное замечание Санчо, продиктованное здравым смыслом, сразу же выявляет всю крайнюю надуманность книжной романтики. Опущенные на обыденную землю традиционные ситуации рыцарского романа перестают казаться возвышенными и становятся просто смешными. К этому приему "приземления" книжной рыцарской романтики Сервантес неоднократно прибегает в этом романе. Условные, подчас совершенно неправдоподобные образы и похождения как бы "переводятся" на