Файл: Внеурочная деятельность как средство развития межличностных отношений у младших школьников.doc
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования Красноярского края
КГА ПОУ «Канский педагогический колледж»
Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом
Курсовая работа
Тема:
«Внеурочная деятельность как средство развития межличностных отношений у младших школьников»
Выполнил: Чернова О. А.,
студентка 33Н группы
Руководитель: Макарова Е. Ю
преподаватель Методики
обучения продуктивным видам
деятельности с практикумом
КР допущена к защите:
_________________________
Оценка:
__________________________
Канск
2021
Оглавление
Глава 1. Теоретические основы развития межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности…………………………………………..
1.1 Сущность понятия «межличностные отношения» в психолого-
педагогической литературе………………………………………………………..
1.2 Особенности межличностных отношений в коллективе младших
школьников……………………………………………………………………...….
1.3 Методы (приёмы) развития межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности…………………………………….….
Глава 2. Методика развития межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности…………………………………………………………
2.1 Разработка программы кружка общекультурного направления «Фантазия красок»………………………………………………………………………………
2.2 Разработка технологических карт занятий кружка с использованием методов и форм развития межличностных отношений………………………….
Заключение……………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………………
Приложения
1. Тематический план кружка «Фантазия красок»………………………………...
2. Анкета для учащихся
3. Технологические карты внеурочных занятий……………………………………
Введение
Проблема взаимоотношений между людьми была актуальна всегда. Психологами, педагогами исследуются межличностные конфликты, споры, вопросы, проблемы, возникающие при общении людей. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к межличностным отношениям учащихся начальной школы. Неблагоприятные экологические факторы, социальные условия жизни, усиливающийся информационный поток (компьютеризация, телевидение), дефицит общения и положительных эмоций, постоянное использование сотовых телефонов – всё это способствует нарушению эмоциональных состояний и устойчивых межличностных отношений детей. Эмоциональные контакты очень важны в жизни детей в начальной школе, в силу того, что именно они создают эмоциональное богатство и благополучие самого индивида, что во многом определяет положительный психологический потенциал коллектива в целом. Именно в личных отношениях младший школьник удовлетворяет свои базовые потребности: в эмоциональном контакте, в защищённости, социальной компетентности, стремлении быть личностью. Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, формирование навыков коммуникативного общения, одна из задач процесса.
Дети, приходя в школу, проявляют свою индивидуальность. Чаще всего у них появляется желание работать, действовать и решать учебные задачи индивидуально, не обращая внимания на мнение и действия партнера.
В рамках занятий по внеурочной деятельности можно формировать межличностные отношения через коммуникативные действия, включающие в себя навыки учебного сотрудничества, умения строить продуктивное взаимодействие, рассматриваются как концептуальный аспект социального взаимодействия.
В системе общего образования развитие универсальных учебных действий соответствует новым социальным запросам. Целью образования
становится личностное, культурное, познавательное развитие обучающихся. Они обеспечивают такие компетенции: умение учиться и формирование таких ключевых навыков, умения выстраивать межличностные отношения.
Объект исследования – межличностные отношения у младших школьников.
Предмет исследования – Внеурочная деятельность как средство развития межличностных отношений у младших школьников.
Цель – теоретически обосновать возможность развития межличностных отношений на занятиях кружка в коллективе детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу, раскрыть сущность понятия «межличностные отношения»;
2. Изучить особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников;
3. Изучить методы (приёмы) развития межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности;
4. Разработать программу кружка общекультурного направления «Фантазия красок».
5. Разработать технологические карты занятий кружка с использованием методов и форм развития межличностных отношений.
В данной курсовой работе применялись следующие методы
исследования:
-
изучение литературы по данной теме печатных изданий и в сети Интернет; -
анализ литературы; -
сравнение и обработка информации из разных источников.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Глава І. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1. 1. Сущность понятия «межличностные отношения» в психологопедагогической литературе
Вне общения человеческое общество не может существовать. Общение является способом объединения людей, характерным компонентом их личностного развития. Этим и определяется существование общения как реальности межличностных отношений. Общение людей происходит в разнообразных группах. Межличностные отношения определяют положение человека в группе или коллективе. От того, как они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворённость или неудовлетворённость человека пребыванием в данной группе. От этого зависит сплочённость группы, коллектива, способность решать поставленные задачи.
В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками. В общении ребенка со сверстниками не только более активно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ними и делает группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной. Участием в группе они очень дорожат. От того, как ребенок общается со сверстниками
, будет зависеть направление его развития. Отсюда следует, что межличностные отношения в коллективе являются одним из факторов, развивающим личность. В связи с этим ученые уделяют большое внимание проблемам межличностных отношений, которые актуальны и в настоящее время. Прежде чем рассматривать сущностную характеристику понятия «межличностные отношения» дадим определение понятию «отношения». В отечественной социальной психологии понятие «отношения» трактуется как система взаимосвязей между социальными общностями или индивидами, возникающими в процессе совместной деятельности [8, с.28].
В.Н. Мясищев рассматривает отношения между людьми как целостную систему индивидуальных избирательных сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. А для С.Л. Рубинштейна отношение – это, прежде всего, родовое свойство человека, которое раскрывается через отношение одного человека к другому.
Я. Л. Коломинский под межличностными отношениями понимает субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, которые объективно проявляются в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения [11 c.45].
Термин «межличностные» означает не только то, что объектом отношений является другой человек, но и указывает на взаимный характер отношений. Эта особенность нашла отражение в учебнике А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского в следующем определении: межличностные отношения – система установок, ориентаций и ожиданий членов группы, относительно друг друга, обусловленных содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности, на которых основывается общение людей. Выступает основой формирования социально-психологического климата в коллективе.
В. В. Абраменкова под межличностными отношениями понимает уникальную социальную систему, центром которой является сам человек, его потребности и мотивы, доминирующие индивидуальные особенности, социальные качества, цели и типичные шаблоны поведения [1 c.15].
Межличностные отношения возникают в процессе совместной деятельности, и образуются на основе предметно заданных взаимодействий, а со временем приобретают относительно самостоятельный характер. (В. Абраменкова). Формируются они на основе эмоций и чувств людей по отношению друг к другу. Обязательно имеют эмоциональную основу. Межличностные отношения, обусловленные 8
содержанием совместной деятельности, так же оказывают воздействие на её процесс и результаты.
Андреева Г.М. утверждает, что природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а видеть в них особый ряд отношений, возникающих внутри
каждого вида общественных отношений, не вне их.
Проблемой межличностных отношений занимается такая наука как социальная психология. В научно-психологической литературе исследуется не только сущность межличностных отношений, их значимость в жизни человека, но и их виды. Например, в социальной психологии даётся описание таких видов межличностных отношений как деловые и личностные. Деловые связаны с общей трудовой деятельностью или обучением в школе. Личные отношения бывают – оценочные (восхищение, популярность) и действенные (связанные с взаимодействием). Они характеризуются потребностью в общении и удовлетворением этой потребностью.
Проблема межличностных отношений также рассматривается Н. Н. Обозновым. Определяя межличностные отношения как взаимную готовность партнеров к определенному типу чувств, притязаний, ожиданий и поведения, автор дает их классификацию, основанную на нескольких критериях: глубина отношений; избирательность в выборе партнера и функции отношений. Н. Н. Обознов выделяет следующие виды межличностных отношений: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные, деструктивные. Главным критерием он выделяет меру и глубину вовлечения личности в отношения [17 с.5].
Н. В. Жутикова в зависимости от меры личностной значимости контактов и эмоциональных проявлений в них партнеров различает знакомство, приятельство и дружбу. Она выделяет три этапа межличностных отношений членов группы: положительные, отрицательные и неодинаковые (когда один относится к другому положительно, а тот к нему, наоборот, отрицательно).
Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что межличностные отношения – это совокупность взаимоотношений между людьми, объективно проявляющаяся в характере и способах взаимных влияний. Межличностные отношения возникают в процессе совместной деятельности, и образуются на основе предметно заданных взаимодействий, после приобретают самостоятельный характер и определяют положение человека в группе или коллективе. От того, как они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворённость или неудовлетворённость человека пребыванием в определённой группе. От этого зависит сплочённость группы, коллектива, также межличностные отношения выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.