Файл: Внеурочная деятельность как средство развития межличностных отношений у младших школьников.doc
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 218
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Далее в своем исследовании мы будем придерживаться следующего определения: «Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения» [11 с.45].
1. 2. Особенности межличностных отношений в коллективе
младших школьников
Межличностные отношения детей в классном коллективе – это форма реализации социальной сущности каждого ребенка, психологическая основа для сплочения детей. В коллективе у младшего школьника реализуется потребность в социальном соответствии: желание соответствовать социальным требованиям, выполнять правила общественной жизни, быть общественно полноценным. Это побуждает ребенка проявлять интерес к сверстникам, искать друзей.
Вступление в классный коллектив имеет огромное значение для развития личности и социальных чувств младшего школьника. Межличностное взаимодействие с учителями и одноклассниками, занятие определенного места в системе отношений сверстников обеспечивает практическое овладение школьником нормами и правилами общественного поведения. Младший школьник активно осваивает навыки общения, умения завязывать и поддерживать дружеские контакты. Поэтому одна из важных задач развития ребенка на этом возрастном этапе – это приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей. Общение со сверстниками играет важную роль в начальной школе. Оно не только делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулирует их учебу.
Детский коллектив активно формирует межличностные отношения. Общаясь со сверстниками, младший школьник приобретает личный опыт отношений в обществе, социально-психологические качества (умение понимать одноклассников, тактичность, вежливость, способность к взаимодействию). Именно межличностные отношения дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развивать самоконтроль [20 с.32].
Существенную роль играет социально-психологическая атмосфера коллектива. Она должна создавать наилучшие условия для развития младшего школьника: порождать чувство психологической защищенности, удовлетворять потребность ребенка в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей. Положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться сам, стихийно. Нужна «окружающая ребенка атмосфера» социальной мысли (Л. С. Выготский), внешнее педагогическое влияние и руководство [6 с.350].
В начальной школе учитель играет объединяющую роль. В первые годы жизни учащиеся ориентируются на мнение учителя, часто авторитет его очень высок (Мне учитель так показал…. Меня учитель так научил…)
Взаимоотношения первоклассников также во многом определяются учителем через организацию учебного процесса. Классный руководитель способствует формированию статусов и межличностных отношений в классе. Изначально дети начинают общаться по симпатиям, по общим интересам. Их дружба основана на общих внешних жизненных обстоятельствах: живут поблизости, интересуются рисованием или сидят за одной партой.
Сознание младших школьников еще не достигло того уровня, чтобы выбирать друзей по каким-либо существенным качествам личности. Поэтому в первом и во втором классе преобладает линия взаимоотношений «я и учитель», а не линия «я и одноклассники». В основе межличностных отношений лежат микрогруппы, состоящие из двух или трёх человек. Учащиеся ведут себя импульсивно, самоконтроль развит слабо и не у всех, поэтому младшим школьникам не всегда получается сдерживать повышенную эмоциональность своего возраста.
Ко второму и третьему классу личность учителя становится менее значимой, но зато связи с одноклассниками становятся более тесными. Постепенно к 4 классу приобретают значимость личностные качества одноклассников (внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность), его организаторские способности. Ученые считают, что в младшем школьном возрасте превалирует эмоциональное отношение к товарищам. По степени эмоционального вовлечения общение ребенка со сверстниками может быть товарищеским и приятельским [10 с.38].
Эмоционально менее глубокое общение ребенка, т.е. товарищеское осуществляется в классе и именно со своим полом. Приятельское общение реализуется и в классе, так и вне его в основном со своим полом (только 8% мальчиков и 11% девочек — с противоположным полом).
Именно в младшем школьном возрасте появляется социальнопсихологический феномен дружбы как индивидуально-избирательных глубоких межличностных детских отношений, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого. В начальной школе отношения среди мальчиков и девочек складываются спонтанно. Симпатия, товарищество и дружба являются показателями гуманистических отношений между мальчиками и девочками. При их развитии возникает стремление к общению. У младших школьников по сравнению с личным товариществом и симпатией личная дружба устанавливается реже.
На развитие потребности в общении у младших школьников влияют индивидуальные особенности учащегося. В связи с этими особенностями выделяют две группы детей: для одних общение со сверстниками в большинстве случаев связано лишь со школой, для других общение уже занимает немалое место в жизни [15 с.19].
В младшем школьном возрасте происходят позитивные изменения, связанные с личностью ребёнка. Именно в этом возрасте ученик должен почувствовать радость познания, приобрести уверенность в своих способностях и возможностях, ведь спустя некоторое время это будет сделать труднее. В этом случае и положение ребенка в структуре личных взаимоотношений со сверстниками исправить будет труднее.
Учеными изучаются факторы, влияющие на межличностные отношения. К таким факторам научно-психологическая литература, в первую очередь, относит общество, семью, школу, социальную среду, совместную деятельность и индивидуальные особенности людей.
Роль детского коллектива, как фактора межличностных отношений учащихся начальной школы исследуется в работах Куприянова Б.В: отношения младших школьников характеризуются в основном узостью межличностных связей. В большинстве случаев это отношения между двумя учениками, а группы вообще не возникают или появляются эпизодически. Взаимные предпочтения между мальчиками и девочками почти отсутствуют. В конечном итоге структура межличностных отношений становится аморфной, состоящей из двух подструктур – мальчиков и девочек. В этом случае лидерство имеет одиночный и расширенный характер, а каждая из подструктур имеет своих лидеров.
Таким образом, в межличностном отношении младших школьников выделяются такие особенности, как узость межличностных связей, отсутствие взаимных предпочтений у мальчиков и девочек, эмоциональное отношение к товарищам, т.е. мотивом межличностного выбора будут являться игровые или же мотивы чисто внешнего плана; которые реализуются в коллективе, группе сверстников в процессе общения и в зависимости от различных факторов, влияющих на них, таких как, взаимная симпатия, общность интересов, жизненные обстоятельства, половые признаки. Все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость.
1.3 Методы (приёмы) развития межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды деятельности младших школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно решение задач их социализации и воспитания.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотделимой частью образовательного процесса в школе. Время, которое отводится для внеурочной деятельности, используется по желанию обучающихся, также в формах, отличающихся от урочной системы обучения.
Для осуществления в школе внеурочной деятельности доступны следующие виды:
-
игровая деятельность; -
познавательная деятельность; -
проблемно-ценностное общение; -
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); -
художественное творчество; -
социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); -
трудовая (производственная) деятельность; -
спортивно-оздоровительная деятельность; -
туристско-краеведческая деятельность.
15
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: научно-познавательное, художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность. Виды направления внеурочной деятельности младших школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть применены в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.
При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.
Результатом внеурочной деятельности является то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект – это последствия результата. Например, приобретенные знания,
пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Воспитательным результатом внеурочной деятельности является непосредственное духовно-нравственное достижение ребенка вследствие его участия в том или ином виде деятельности. Воспитательным эффектом внеурочной деятельности является влияние того или иного духовно-нравственного достижения на процесс личностного развития младшего школьника.
Таким образом, можно сказать, что все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.