Файл: Внеурочная деятельность как средство развития межличностных отношений у младших школьников.doc
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Занятие освоение нового знания.
Деятельностная цель этого вида занятия основана на формировании способности к новому способу действий, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Содержательная цель тесно связана с теоритическим обоснованием применимых понятий. Так же строится содержательная методическая линия. Рассматриваемая форма занятий направлена на формирование представлений о методах, которые связывают понятия в единую систему. На занятиях организовывается понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроль и самооценку, рефлексивную самоорганизацию.
Основные этапы занятия:
-
организационный момент; -
актуализация опорных знаний; -
мотивация деятельности; -
изложение нового материала; -
первичное применение нового материала. Этот этап состоит из отработки заданий, которая сопровождается комментариями педагога. Учащиеся знакомятся с быстрыми способами устранения ошибок, обоснованием нового метода, его эффективностью по сравнению с тем, что им уже доступно; -
применение новых умений в стандартных условиях. Чтобы интериоризация знаний произошла, необходимо пройти путь их отработки в стандартных условиях с воспроизведением действий вслух. Проще этот этап можно назвать «действие по образцу». Дети закрепляют те умения, которым научились только что. Необходимы стандартные условия, которые не изменились с момента показа действий педагогом. Как только дети освоят основные умения, то можно переходить к следующему этапу; -
творческий перенос знаний. Дети погружаются в творческий процесс, где могут применить умения, отработанные в стандартных условиях. Педагог в данном случае становится сторонним наблюдателем. Он не вмешивается в процесс, но может посредством наблюдения отметить степень освоения нового способа деятельности того или иного учащегося; -
рефлексия; -
итоги занятия.
Занятие-рефлексия.
Задачи занятия – фиксирование и преодоление возникающих затруднений в собственных действиях, а не в содержании деятельности. На занятии важно, чтобы дети смогли выбирать способы коррекции не случайным образом, а осознанно видеть свои ошибки и знать каким образом их можно исправить. Этому способствует рефлексивный метод.
Дети при помощи педагога выстраивают свой алгоритм исправления ошибок. Особенность данного алгоритма состоит в том, что дети сами составляют ход действий. При системности таких занятий учащиеся быстро запоминают действия, осваивают их и применяют на практике. Эта форма достаточно тяжела для педагога, так как требует большой и длительной подготовки. Однако стоит отметить большой интерес со стороны учащихся к таким занятиям.
Учащиеся не просто отрабатывают решение задач, а осваивают метод коррекции собственных действий: находят ошибки, вычленяют их причину, исправляют и оценивают правильность выбранного способа действий. Качество освоения материала увеличивается. Опыт рефлексивных занятий переносятся на другие области.
Исходя из выше указанного, содержательная цель занятия заключается в закреплении и возможности коррекции уже изученных способов действий, понятий и алгоритмов. Деятельностная цель – сформировать способности к рефлексии по типу контроля и коррекции, а также реализации норм.
Основные этапы занятия:
-
организационный момент; -
мотивация деятельности; -
контроль:
факторов внешних связей;
умения раскрывать сущность понятий;
умения систематизировать знания;
умения применить знания в стандартных условиях;
умения применить знания в нестандартных условиях;
На занятии происходит выявление места и причины затруднения, выбор способа и средства реализации для осознания и осмысления корректировки допущенных ошибок при самостоятельной работе. Педагог направляет творческий процесс поиска, содействует формулированию индивидуальной цели. Взрослый выполняет функцию организатора и регулирует временные затраты. Деятельность учащихся выстраивается так, что ошибки и затруднения классифицируются по типам и для каждого находится свой путь решения. Работа строиться на основе фронтального обсуждения: рефлексия; итоги занятия.
Помимо перечисленных типов занятий могут быть занятия комбинированного типа. Они включают в себя не только обязательные этапы, но и элементы других занятий.
Методы обучения, согласно классификации И. Лернер, М. Скаткину, могут быть следующими:
-
объяснительно-иллюстративные. К ним относятся вербальные способы выражения информации (рассказ, беседа, объяснение, инструктаж и пр.) и демонстрация материала; -
репродуктивные. Методы, при которых педагог выступает транслятором имеющихся знаний (лекция, пример, упражнение, алгоритмические действия); -
проблемные. К ним относятся все методы, в которых задается проблемная ситуация и в дальнейшем происходит поиск решения (игры, обобщение); -
частично поисковыми. В этих методах отражается суть проблемы, дается результат, но определить пути решения предлагается самим учащимся (диспут, наблюдение, самостоятельная работа, лабораторная работа); -
поисковые. Учащиеся полностью погружаются в проблему и выстраивают собственное видение решение проблемы или нахождение закономерностей (исследовательское моделирование, проектирование, сбор новых фактов).
Методы контроля могут быть устными, письменными, программированными, практическими, комбинированными. Выбор того или иного способа зависит от целей и задач занятия, временных ресурсов, материально-технического оснащения, возможностей учащихся и педагога.
Виды универсальных учебных действий (УУД), способы их формирования.
Универсальные учебные действия (УУД) подразделяются на личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные.
Личностные УУД создают ценностную ориентацию учащегося, отражают знание моральных норм и умение им следовать. Воспитывают умение соотносить совершенные поступки с этическими чувствами, к которым относятся вина, совесть, стыд и др. Личностные УУД определяют все направления развития личности с приставкой само: самоопределение, самокритичность, самовосприятие и т.д., а также формируют основы гражданской идентичности. К этой же группе действий относится установка на здоровой образ жизни, экологическая культура. В возрасте старшего школьника происходит осознание ответственности за собственное благополучие, этнической принадлежности, формируется гуманистическое сознание. При этом именно в этой группе УУД развивается социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм. Стоит отметить, что согласно законам нейропсихического развития мозг ребенка развивается неравномерно относительно временных рамок. Лобные доли продолжают свое формирование вплоть до 21 года. Поэтому требовать от учащегося полностью сформированных личностных универсальных учебных действий на этапе обучения бессмысленно. Педагог формирует траекторию развития, дает представления о социальных и моральных нормах, которые приняты, но говорить о полностью сформировавшейся личности еще рано. Именно в этом виде действия развивается эмпатия, способность адекватно воспринимать сложившиеся трудности, эмоционально-нравственная отзывчивость.
К личностным УУД относится положительное отношение к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания; стремиться к преодолению трудностей; желание осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом процессе; осознание себя не только как индивидуальности, но и как члена общества; признание морально-этических норм; осознание себя как гражданина; развитие критического мышления.
Основные пути формирования УУД: задания, стимулирующие познавательную деятельность, работа с текстами, анализ и синтез изученного материала, аудирование, выполнение проектов, обсуждение ситуаций и поведения персонажей, работа в парах и группах, сопоставление явлений и пр.
Регулятивные УУД включают в себя целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку.
Целеполагание представляет собой постановку учебной задачи на основе того, что учащемуся уже известно и соотнесения того, что неизвестно.
Планирование включает в себя определение последовательности поставленных промежуточных целей при учете конечного результата. Здесь же составляется план и определяется последовательность действий.
Прогнозирование - это определенное видение результата с учетом его временных характеристик и уровня его освоения.
Контроль осуществляется путем сопоставления способа действия и его результата с тем эталоном, который бы задан изначально. Цель контроля – обнаружить отклонения и отличия от эталона.
Коррекция включает в себя включение нужных и важных дополнений в план и способ действия при расхождении фактически получаемого и ожидаемого продукта. Именно здесь находят свое отражение способность к исправлению результатов, действий, а так же ошибок.
Оценка подразумевает умение осознать уровень усвоения знаний, способность соотносить полученный результат и поставленную цель, поставить учебную задачи с учетом того, каких знаний недостаточно для продолжения деятельности.
В регулятивные УУД также включают в себя умение преобразить практическую задачу в познавательную; действовать по плану, предложенному педагогом; способность прислушиваться к мнениям окружающих и адекватно воспринимать иные предлагаемые решения; умение выбрать доминирующий мотив и приложить некоторые волевые усилия для достижения поставленной цели. При этом в указанный тип УУД входит и стабилизация эмоционального состояния при решении задач, вызывающих затруднения.
Основные пути формирования регулятивных УУД включают в себя формулирование цели при помощи опорных глаголов, приемы, которые обозначают личностную значимость темы для учащегося, а так же определение уровня дефицита знаний при изучении определенной темы.
Коммуникативные УУД в основе своей имеют способность к верному и содержательному способу передачи информации. Это не только вербальные способы общения, но и способность к невербальному воспроизведению полученной информации.
К вербальным коммуникативным УУД относятся умения конструктивно строить диалог и верно передавать информацию; планировать учебное сотрудничество не только с педагогом, но и со сверстниками; умение достаточно полно и точно выражать свои мысли; умение ставить вопросы для поиска необходимой информации; умение найти конструктивный выход при сложившейся конфликтной ситуации; способность обратиться за помощью к другому субъекту образовательного процесса; умение точно формулировать свои затруднения; умение предложить свою помощь и сотрудничество; умение оформить свою мысль не только в устной форме, но и в письменной; умение строить высказывания, понятные не только автору, но и партнерам; умение построить монологичное высказывание; умение оказывать взаимопомощь в сотрудничестве; умение аргументированно отстоять свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке совместного решения в целях решения общей цели.
Помимо вербальных способов в данные УУД входят и невербальные: умение принять на себя ответственность за решение; умение планировать при распределении ролей во взаимодействии; умение воспринимать на слух тексты и инструкции, транслируемые не только педагогом, но и партнером по общению; умение слушать и слышать собеседника, а также вести не только устный, но и письменный диалог в соответствии с нормами русского языка; умение интегрироваться в группу сверстников; умение адекватно оценить свое поведение, а также поведение своих партнеров и окружающих.
Основными способами формирования коммуникативных УУД выступают методы мозгового штурма, сотрудничества, дидактической игры, работы в парах и пр.
Познавательные УУД предполагают действия, связанные с исследованием, поиском и отбором необходимой информации, ее структурированием и моделированием. При этом выделяют общеучебные, логические, знаково-символические и информационные действия.
К общеучебным относятся действия, связанные с формулированием познавательной цели, поиском и выделением информации. К этому же типу УУД относится и моделирование с помощью знаков и символов, а также ориентирование в способах решения поставленных задач. С учетом того, что можно использовать различные вариации одного и того же решения. Помимо специфичных способов решения задач, необходимо учитывать и владение общими приемами решения. Формулирование проблем и способность вычленить их из общего потока информации так же относится к познавательным общеучебным УУД.