Файл: Внеурочная деятельность как средство развития межличностных отношений у младших школьников.doc
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Стоить отметить, что действия, которые связаны с созданием алгоритмов деятельности, смыслообразованием, творческим и исследовательским направлением работы на занятии относится к общеучебному типу познавательных УУД. Также этот вид учебных действий тесно связан с коммуникативными действиями, так как без умения грамотно формулировать цели и задачи, а также аргументированно отстаивать свою позицию невозможно. Для этого учащемуся необходимо произвести предварительное изучение и анализ имеющейся информации.
Логический компонент познавательных УУД представляет собой анализ, синтез, выбор оснований, установление связей, доказательство выдвигаемых предположений. Основной упор при формировании логического компонента делается на доказательную часть выдвигаемых гипотез. Чтобы найти верное решение задачи необходимо произвести сравнение имеющихся возможностей и путей, а также построить логическую цепочку рассуждений. Особую роль в развитии познавательных логических учебных действий играет проектная деятельность. Именно в ней учащийся способен пройти все ступени развития познавательных логических универсальных учебных действий.
Знаково-символические познавательные УУД предполагают использование знаков и схем для решения поставленных задач. Допустимо преобразование уже имеющихся моделей. Основной упор делается на моделирование. Таким образом, ребенок учится выделять и обобщенно фиксировать группы признаковой, которые, по его мнению, считаются существенными.
Информационные познавательные УУД включают в себя работу с информацией в различном виде и из различных источников. Так же учащийся может дополнять уже имеющуюся информацию новыми фактами. При этом происходит структурирование информации на основную и второстепенную. Возможно применение современных технологий и ИКТ. Передача полученной информации осуществляется различными способами: устным, письменным, цифровым. Основной упор делается на работу с информацией, не зависимо от формы ее предоставления.
Заключение
Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, пришли к выводу, что:
1. Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения возникают в процессе совместной деятельности, и образуются на основе предметно заданных взаимодействий, а со временем приобретают относительно самостоятельный характер. Межличностные отношения определяют положение человека в группе или коллективе. От того, как они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворённость или неудовлетворённость человека пребыванием в данной группе. От этого зависит сплочённость группы, коллектива, способность решать поставленные задачи.
2. В межличностном отношении младших школьников выделяются такие особенности, как узость межличностных связей, отсутствие взаимных предпочтений у мальчиков и девочек, эмоциональное отношение к товарищам, т.е. мотивом межличностного выбора будут являться игровые или же мотивы чисто внешнего плана; которые реализуются в коллективе, группе сверстников в процессе общения и в зависимости от различных факторов, влияющих на них, таких как, взаимная симпатия, общность интересов, жизненные обстоятельства, половые признаки. Все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость.
3. Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.
Также в ходе курсовой работы была разработана программа кружка общекультурного направления «Фантазия красок», изучены особенности разработки технологических карт и разработаны технологические карты занятий кружка общекультурного направления «Фантазия красок» с использованием методов и форм развития межличностных отношений.
В данной курсовой работе применялись следующие методы
исследования:
-
изучение литературы по данной теме печатных изданий и в сети Интернет; -
анализ литературы; -
сравнение и обработка информации из разных источников.
По ходу работы поставленная цель курсовой – теоретически обосновать возможность развития межличностных отношений на занятиях кружка в коллективе детей младшего школьного возраста – достигнута. Задачи, определенные для достижения поставленной цели, решены.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
-
Абраменкова, В.В. Социальная психология детства [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.В. Абраменкова. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – 431 с. -
Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учеб. для высш. учеб. завед. / Г. М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 363 с -
Организация внеурочной деятельности по социальному творчеству с младшими школьниками [Электронный ресурс] // Библиофонд – электронная библиотека студента. URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=699112. -
Гусевская, О.В. Художественно-творческая деятельность младших школьников во внеурочном процессе: организационно-методический аспект [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvenno-tvorcheskaya-deyatelnostmladshih-shkolnikov-vo-vneurochnom-protsesse-organizatsionno-metodicheskiyaspekt. -
Волков, Б.С. Возрастная психология. От младшего школьного возраста до юношества [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, под ред. Б.С.Волкова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 343 с. -
Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский, под ред. В. В. Давыдова. – М.: АСТ; Астрель, 2010. – 672 с. -
Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина ; под ред. М.В. Гамезо. –М. : Просвещение, 1984. –256 с. -
Журавлев, А.Л. Социальная психология [Текст]: учеб. пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ФОРУМ, 2011. – 496 с. -
Жутикова, Н. В. Учителю о практике психологической помощи [Текст]: кн. для учителя / Н. В. Жутикова. – М.: Просвещение, 1990. – 295 с. 62 -
Казанцева, В.А. Методы и приемы формирования культуры межличностного общения младших школьников. Теоретические и прикладные аспекты современной науки [Текст]: сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции, 31 августа 2014 г.: в 2 частях. Часть II / Под. общей редакцией М.Г. Петровой. – г. Белгород. Агентство перспективных научных исследований (АПНИ): "Белгород" НИУ "БелГУ" 2014. – 22 с. -
Коломинский, Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах [Текст]: учеб. пособие для психологов, педагогов, социологов / Я. Л. Коломинский. – М.: Аст, 2010. – 446 с. -
Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина ; под ред. М.В. Гамезо. –М. : Просвещение, 1984. –256 с. -
Кулаченко, М. П. Поведение младших школьников в конфликтных ситуациях межличностного взаимодействия [Текст] / М. П. Кулаченко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 8-2. – С. 133-135. -
Мельникова, Е.А., Беккер, И.Л. Туристско-краеведческая деятельность как фактор социализации младших школьников [Текст] / Е.А. Мельникова, И.Л. Беккер // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. –2007. –№7. – С. 223-227 -
Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания [Текст]: учеб. пособие / А. В. Мудрик. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 320 с. -
Мясищев В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. – Москва: МПСИ, 2007. – 158 с. -
Обознов, Н.Н. Психология межличностных отношений [Текст] / Н. Н. Обознов. – Киев: Лыбидь, 1999. – 205 с. -
Петровский, А. В. Психология [Текст]: учеб. для вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2005. – 501 с. -
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: серия «Мастера психологии» [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с. -
Шкуричева, Н.А. Деятельность учителя по формированию межличностных отношений школьников в процессе их социализации [Текст] / Н.А. Шкуричева // журнал Начальная школа: Науч.- методич. журнал / М-в образования РФ. – 2009 . – N3. – 7-10 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Дата | № п/п | Тема занятия | Количество часов |
| | Пальцевая живопись | 2 |
| 1. | Цветы на клумбе. | 1 |
| | Ветка рябины. Кисть винограда. | 1 |
| | Печатание | 2 |
| | Осенний букет. | 1 |
| | Волшебные ладошки. Дерево дружбы (коллективная работа) | 1 |
| | Рисование мазками | 1 |
| | Осень | 1 |
| | Рисование свечой | 2 |
| | Ваза для цветов. | 1 |
| | Звёздное небо. | 1 |
| | Монотипия | 3 |
| | Бабочка. | 1 |
| | На что похоже? | 1 |
| | В гостях у сказки. Иллюстрирование русской народной сказки «Мужик и медведь» | 1 |
| | Рисование свечой | 2 |
| | Узоры на окнах. Снежинки. | 1 |
| | Снеговик. | 1 |
| | Рисование «набрызгом» | 2 |
| | Моё имя. | 1 |
| | Зимний пейзаж. | 1 |
| | Рисование по мокрой бумаге | 2 |
| | Ветка ели. | 1 |
| | Новогодняя ёлка (групповая работа) | 1 |
| | Совмещение техник | 1 |
| | Ёлочные шары. | 1 |
| | Тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой | 2 |
| | Ёжики на опушке. | 1 |
| | Морские ежи. | 1 |
| | Мраморные краски. | 1 |
| | Волшебный цветок. | 1 |
| | Аппликация с дорисовыванием | 2 |
| | На что похоже? (многоугольники) | 1 |
| | На что похоже? (круги) | 1 |
| | Рисование мелом | 2 |
| | Зимняя ночь. | 1 |
| | Стрекозы. | 1 |
| | Граттаж | 2 |
| | Лесной натюрморт (грибы и ягоды). | 1 |
| | Космос. | 1 |
| | Ниткография | 1 |
| | Загадки. | |
| | Печатание | 1 |
| | Улица (групповая работа) | 1 |
| | Рисование по мокрой бумаге | 3 |
| | Закат на море | 1 |
| | Одуванчики | 1 |
| | Ирисы | 1 |
| | Рисование свечой | 2 |
| | Тюльпаны. | 1 |
| | Букет роз. | 1 |
| | Обобщающее занятие | 1 |
| | Дорисуй (коллективная работа) | 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкетирование учащихся
Анкета № 1
-
Какие качества твоего характера родителям нравятся? -
За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают? -
Как тебя поощряют, за что? -
Как тебя наказывают, за что? -
Какие качества твоего характера родителям не нравятся? -
Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?
Анкета № 2
-
Доверяешь ли ты свои секреты родителям? -
Стараешься ли контролировать свое поведение? -
Каких поощрений ждешь от родителей? -
Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье? -
Хватает ли тебе общения с родителями? -
Знакомы ли твои родители с твоими друзьями? -
Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать? -
С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ ЗАНЯТИЙ
Направление: ИЗО.
Класс:1.
Тема курса: Пальцевая живопись.
Тема: «Ветка рябины»
Педагогическая цель: изобразить «Ветку рябины» в нетрадиционной технике, пальчиками.
Задачи урока:
Образовательные:
•познакомить с техникой «Пуантализм», с его историей и особенностями;
Обучающие:
•учить детей рисовать гуашью кончиком пальцев;
•учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей;
•развивать чувство формы, цвета, ритма, композиции, пропорции;
Воспитательные:
•воспитывать интерес к изобразительному искусству (нетрадиционному рисованию);
•воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание;
Формы работы: индивидуальная
Предварительная работа: беседа об осенних фруктах и ягодах.
Материалы, инструменты, оборудование: иллюстрации: балетные туфли, балерина, рябина. Гроздь настоящей рябины, гжель зеленого и красного цветов, бумага (предварительно затонирована воспитателем-фон). Образец работы.
Организационная структура организованной образовательной деятельности
Этапы (структурные компоненты деятельности) | Деятельности воспитателя | Деятельность детей | Ожидаемые результаты |
Мотивационно-побудительный (5 мин) | - Сегодня возле школы я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим! (Передаем воздушный шарик – солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми, умными и внимательными. | Передают шарик/говорят друг другу ласковое слово | Коммуникативные: эмоциональное позитивное отношение к процессу; |
Организационно-поисковый (проектирование решения проблемной ситуации, актуализация знаний; начало выполнения действий по решению задач организованной образовательной деятельности или др.) (13 мин) | -Посмотрите на картинку, знаете ли вы что на ней изображено? Это балетная обувь, которую носят балерины и называются они «пуанты». Французское слово pointe используется для обозначения кончиков пальцев ног. Говоря о том, что балерина «танцует на пуантах» значит, что она опирается не на всю стопу, а только на кончики пальцев. Отсюда и название специальной танцевальной обуви. Балерина будто оставляет точки на сцене, художники так вдохновились этим танцем, что решили так же оставлять точки, только уже на холстах и назвали этот вид живописи-пуантилизм. Давайте повторим это новое и загадочное для нас слово: ПУАН ТИ ЛИЗМ! -Сегодня, мы с вами побудем, величайшими мастерами живописи и создадим свою картину точками, а будем мы писать наши картины не просто кистью, а своими руками, а еще точнее пальчиками. -Посмотрите, что у меня в руках? правильно, это гроздь рябины. - Рассмотрим ее получше, какие у нее листочки, а ягодки? Каким они цветом, на что похожи? А вот так рябина выглядит на иллюстрации. Обратите внимание рисунок находиться в центре листа 1.Положите перед собой лист горизонтально. Покажите мне все как это горизонтально? 2.Определяем середину на листе. 3.Перед вами 2 баночки основных цветов (зеленый и красный) 4.Окунаем пальчик в баночку с зеленой краской, затем аккуратно ставим точки, так что бы у нас получился зеленый листик, смотрите как это делаю я. -Используем два пальчика: один-для зеленого цвета, второй-для красного. 5.Когда листики готовы переходим к ягодам, окунаем пальчик в красную краску и точками создаем гроздь рябины. Кто повторит этапы работы? Какая перед вами стоит задача? (изобразить ветку рябины) | -да/нет/ Повторяют слово по слогам: пуантилизм Рябина\зеленые листочки\вытянутые/овальные\красные ягодки\похожи на бусинки. Рассматривают иллюстрацию «Рябина» Повторяют этапы работы: Горизонт/середин/окунаем в зеленую краску/рисуем листья/рисуем ягоды Нарисовать ветку рябины | Коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы; Коммуникативные: Умение строить монологическое высказывание и диалоговую речь; умение слушать и отвечать на вопросы; эмоциональное позитивное отношение к процессу. Познавательные: умение применять правила и пользоваться инструкциями; Регулятивные: умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции; умение планировать своё действие в соответствии с конкретной задачей; Познавательные: умение применять правила и пользоваться инструкциями; |
Рефлексивно-коррегирующий (2 мин) | - А теперь давайте посмотрим на рисунки, которые мы с вами сегодня сделали. В каком виде живописи мы исполнили наш рисунок? Как он называется? А из какой страны пришло к нам это необычное слово? | Пуантилизм/ Франция | Личностные: умение осознавать свои возможности, умения; формирование адекватной самооценки; умение анализировать свою работу |