Файл: Внеурочная деятельность как средство развития межличностных отношений у младших школьников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2.  Методика развития межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности

2.1 Разработка программы общекультурного направления «Фантазия красок»

Внеурочная деятельность – важная, неотъемлемая часть деятельности образования школьников. Это проявляемая вне уроков активность, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя в окружающей действительности, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника. Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию.

Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование нетрадиционной техникой стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Программа кружка основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности и тесной связи с жизнью. Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению.

Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема предметов.

Занятия построены в виде игры – знакомство с необычными способами создания рисунков, которые выводят ребенка за привычные рамки рисования. Ребёнку предлагаются различные виды рисования: точками, пальчиками, брызгами, с использованием ниток, трафаретов, воска. На каждом занятии даётся подробное объяснение техники рисования и образец выполняемой работы. При этом у ребёнка есть возможность не просто скопировать, повторить образец, но и внести свои элементы, выразить своё видение данного предмета, исходя из собственных наблюдений и воображения.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

- занятия проводятся в свободное время;

- обучение организовано на добровольных началах.


Тип программы:

образовательная программа по художественному творчеству для младших школьников.

Формы занятий.

Одно из главных условий успеха обучения и развития творческих способностей ребёнка – это индивидуальный подход. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные и групповые задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Программа кружка «Фантазия красок» представляет собой внеурочную деятельность учащихся, составлена для учащихся параллели 1-2 классов школы на 1 год обучения (34 часа). Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 35 минут.

Актуальность.

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Организация внеурочной деятельности входит в обязанности школы и учителей.

Наша школа находится в селе. Поэтому не все дети имеют возможность посещать учреждения дополнительного образования, в частности, художественную школу. А данная программа позволяет удовлетворить потребность детей 7 – 8 лет в реализации своих художественных желаний и возможностей.

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Во многих дошкольных учреждениях детей знакомят с нетрадиционным рисованием. Но из поступающих в нашу школу первоклассников только 50-60% посещали детский сад. Поэтому для них такое рисование становится открытием.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

  • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

  • внимания и усидчивости;

  • наблюдательности, эмоциональной отзывчивости;

  • в процессе этой деятельности у школьника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для младших школьников, разнообразно по видам деятельности. При использовании нетрадиционных техник рисования хорошие результаты получаются у всех детей. Данное пособие предлагается как помощь в работе учителю начальных классов во внеурочной деятельности. Краткое описание используемых техник рисования позволит любому преподавателю проводить кружковые занятия.



Цели программы:

  • формирование художественной культуры школьников, развитие природных задатков, творческого потенциала,

  • расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.

Задачи:

  • ознакомить детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;

  • создать условия для развития творческих способностей детей;

  • способствовать воспитанию у детей интереса к изобразительной деятельности; усидчивости, аккуратности и терпения при выполнении работы; культуры деятельности;

  • создать условия для формирования навыков сотрудничества; оценки и самооценки

Планируемые результаты:

Личностные.

  1. Личностные универсальные учебные действия

У учащихся будут сформированы:

- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

- способность к оценке своей работы;

- чувство прекрасного и эстетические чувства

Метапредметные:

  1. Регулятивные универсальные учебные действия

Ученики научатся:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно оценивать свою работу;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и других членов кружка

2. Познавательные универсальные учебные действия

Ученики научатся:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- произвольно и осознанно владеть общими приёмами рисования

3. Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученики научатся:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Предметные

Ученики научатся:

- создавать простые композиции на заданную тему
;

- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

- изображать предметы различной формы;

Ученики получат возможность научиться:

- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, предметов.

2.2 Разработка технологических карт занятий кружка с использованием методов и форм развития межличностных отношений

Современное образование предполагает не только трансляцию знаний, но и взаимосвязь его с другими сферами деятельности. Инновации становятся ключевым методом в работе педагога. Это дает возможность не только отойти от привычного видения логики преподавания, но и модернизировать технологию так, чтобы ребенок смог применить полученные умения и навыки в других сферах своей жизнедеятельности.

Время не стоит на месте. Все вокруг интенсивно изменяется и модернизируется. Такой тенденции должен следовать и педагог. Активное применение современных образовательных технологий в системе основного общего образования не оставляет выбора системе дополнительного образования: либо пропасть между образовательными организациями начального, общего и среднего образования и учреждениями дополнительного образования разрастается, либо происходит активное интегрирование  одной системы в другую. Дополнительное образование еще строго не привязано к ФГОСам, но это не означает, что реформа системы не будет осуществлена. Деятельность становится основой формирования знаний, умений и навыков. Чтобы ребенок вел активную поисковую деятельность, педагог должен организовать этот процесс, дать ему те инструменты, использование которых приведёт ребенка к тому результату, который он ожидает. Педагог ставится не наставником, а соратником, помогающим преодолевать трудности.

Для успешного выстраивания деятельности педагога необходимо совершать ряд профессионально-педагогических умений. Среди них – умения по проектированию и проведению занятий, реализующих системно-деятельностный подход. Этим определяется создание нового вида методической продукции – технологической карты занятия.

Основным отличием карты от привычного конспекта выступает более эффективное и качественное проектирование будущего занятия.

Целью работы является обобщение методологических подходов к организации составления технологической карты с опорой на личностный профессиональный опыт педагогов.


Методические рекомендации по составлению технологической карты занятия.

Одним из требований к современному педагогу является учет индивидуально-личностных особенностей учащегося в рамках деятельностного подхода в реализации основных общеобразовательных программ. Данные методические рекомендации посвящены методике разработки и оформлению технологической карты занятия педагогами дополнительного образования.

В рекомендациях приведены примеры заполнения карт по программам художественной и технической направленности. Предназначение данных методических рекомендаций состоит в том, чтобы дать педагогу инструментарий, позволяющий увидеть занятие не в вертикальной плоскости, как при реализации традиционного метода обучения, а в горизонтальной, в соответствии с логикой всей программы.

Методические рекомендации призваны оказать реальную помощь педагогу при выстраивании логики занятия, а также грамотно оформить документацию при подготовке к процедуре аттестации.

Источником практического опыта является деятельность педагогов муниципального образовательного учреждения «Центр развития творчества «Созвездие». Основной сферой использования методических рекомендаций является как повседневная деятельность, так и подготовка к открытым мероприятиям.

Целью методических рекомендаций является оказание методической помощи педагогам, описание алгоритма составления технологической карты занятия в зависимости от типа занятия и используемых образовательных технологий. Использование технологической карты позволяет увидеть реализацию деятельностного подхода на занятии.

Исходя из выше сказанного, определены задачи работы:

  • анализ разноплановых источников по указанной тематике;

  • выявление актуальных типов занятий в дополнительном образовании в рамках реализации деятельностного подхода и составление карт по ним;

  • составление методических рекомендаций для педагогов.

Использование технологической карты позволяет сделать учебный процесс более эффективным, обеспечивает реализацию предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся, отследить формирование универсальных учебных действий и сократить время педагога на подготовку к занятию.

Ожидаемые результаты:

  • овладение опытом составления технологической карты вне зависимости от направленности реализуемой программы;

  • создание действенной, работоспособной системы помощи педагогам;

  • создание методической копилки с материалами по составлению технологической карты занятия.