Файл: Внеурочная деятельность как средство развития межличностных отношений у младших школьников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основной отличительной особенности разработки является учет инновационных процессов в образовании по двум типам (по М. В. Кларину):

  • инновация – модернизация, суть которой состоит в усовершенствовании учебного процесса, не затрагивая его организационную сторону;

  • инновация – трансформация, где существенное преобразование терпит форма организации учебного процесса.

Помимо этого, Сумнительный К. и Богуславский М. вывели несколько иную классификацию инноваций:

  • инновации-ретроновации, где новшество носит повторный характер, который становится востребованным временными реалиями;

  • инновации-реновации, где имеющийся опыт переносится в новые реалии и соответственно трансформируется;

  • аналоговые инновации, когда в уже существующий распространенный подход вносятся частные модификации;

  • интегрированные инновации, когда старые элементы преобразуются в новую композицию, которая обеспечивает появление нового качества или выход на новый уровень.

Основные подходы к составлению технологических карт.

        Роль педагога меняется, и он становится координатором информационного потока. Чтобы соответствовать современным требованиям педагог обязан овладеть новыми образовательными технологиями и методиками, чтобы понимать потребности учащихся и уметь с ними общаться.

Центральным понятием становятся универсальные учебные действия. Все умения формируются в непосредственной деятельности. Понятие деятельности является одним из ключевых в системно-деятельностном подходе. Педагог выступает не только как носитель определенных знаний, а в качестве организатора поиска этого знания. Чтобы грамотно скоординировать познавательную активность детей, для облегчения понимания места одного занятия в их системе применяется технологическая карта. Она выступает своего рода минипроектом. В отличие от конспекта занятия она технологическая карта дает наглядное представление логики занятия при деятельностном подходе в обучении.

Технологическая карта занятия – относительно новый инструмент педагогического планирования, обеспечивающий качество образовательной деятельности в рамках конкретного промежутка времени (занятия), содержащий перечень планируемых результатов и путей их достижения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Основные отличия технологической карты занятия от традиционного конспекта.


Технологическая карта

Традиционный конспект

Оформляется в виде таблицы и описывает деятельность педагога и учащихся на каждом этапе занятия

Оформляется как сценарий и содержит описание слов, действий педагога и предполагает ответы учащихся

Характеризует деятельность учащегося с указанием УУД, формирование которых предполагается при каждом учебном действии

Указывает и описывает формы и методы, используемые на занятии

Помогает планировать результаты по каждому виду деятельности и держать под контролем процесс их достижения

Присутствуют только цели и задачи занятия

Приемы деятельности используются фиксированно и осознанно

Деятельность носить стихийные характер, часто не осознаваемый

Основной формой получения знаний является учебное сотрудничество

Предпочтительнее индивидуальная форма получения знаний

Проектируется не только деятельность педагога, но и деятельность учащегося

Проектируется по видам деятельности педагога

Формирование целостной картины мира на основе  реального использования жизненного опыта детей, знаний из других предметных областей, метапредметных знаний

Межпредметные связи базируются на основании некоторых элементов знаний

Оценка результатов происходит всеми участниками процесса, происходит индивидуализация достижений

Оценка результатов происходит в целом только педагогом.

Основные этапы занятия остаются прежними, но выбор форм, методов, содержания и других составляющих становится более критичным.

Структура технологической карты

В структуру технологической карты входят определенные этапы. В зависимости от типа занятия. Основные моменты остаются неизменны. Их описание будет приведено единожды. В дальнейшем при возникновении затруднений педагог может вернуться к ним и заново ознакомиться. Отличительные элементы в каждом типе занятия будут прописаны отдельно. Это позволит не только не потерять структуру занятия, но и даст возможность увидеть отличительные особенности.



Для того чтобы понять содержательное наполнение занятия, педагогу нужно ответить на вопросы:

  • какие операции нужно выполнить для достижения цели?

  • какова последовательность этих операций?

  • как часто необходимо выполнять эти операции?

  • каковы затраты при выполнении одной операции?

  • каков результат выполнения этой операции?

Основное отличие технологической карты занятия – это отражение системно-деятельностного подхода. По технологической карте занятия в вертикальной плоскости  можно отследить деятельность педагога и учащегося, а в горизонтальной  - этапы занятия, количество которых будет зависеть от типа занятия. Логика технологической карты направлена на самостоятельное формирование учебной деятельности, которая имеет своей задачей формирование интеллектуальных способностей. Это отражает вертикаль технологической карты, в которой отражены конкретные формы деятельности.

Персонификация образования является одним из аспектов философии педагогики и имеет тесную связь с дифференциацией. Это отражает горизонталь технологической карты.

Технологическая карта занятия позволяет увидеть систему и целостность учебного материала, осуществляет проектирование образовательного процесса с учетом основной цели программы. Процесс обучения приобретает гибкость за счет выбора эффективных приемов и форм работы. Этот вид документации помогает заранее согласовать действия педагога и учащихся. Самостоятельная деятельность учащихся из мало контролируемого стихийного процесса перетекает в специально организованный процесс.

Составление технологической карты для педагога позволит не только контролировать ход занятия, но и отследить степень реализации планируемых результатов. В технологической карте занятия легче отследить системность в формировании универсальных учебных действий, а так же спроектировать последовательность работы по освоению программного материала. Системность приводит к повышению качества образования, что является одним из показателей эффективности учреждения. Информационный поток приобретает структуру, что позволит учащимся успешнее осваивать материал. Педагог создает среду не только для развития качеств учащихся, но и для практического применения тех знаний, которые он уже имеет в своем жизненном опыте.

Составление технологической карты занятия позволяет педагогу легче проектировать цели занятия:

  • как предвосхищение результата деятельности;

  • как предметную проекцию будущего;

  • как субъективный образ желаемого, опережающего отражения событий в сознании человека.


За основу будет приемлемо в нашем случае взять определение цели как некоего образовательного продукта, который имеет внешнюю или внутреннюю форму, созданный за определенный промежуток времени и легко проверяемый диагностическим инструментарием.

Цель должна быть конкретна, четко ориентирована на формирование знаний, умений и навыков, а также легко диагностируема.

В соответствии с современными требованиями педагог формирует у учащегося универсальные учебные действия, которые ребенок сможет применить в другой области деятельности и на практике своего жизненного опыта. УУД – это умение учиться, т.е. то, насколько человек способен к самосовершенствованию через усвоение нового для него социального опыта.

Целеполагание становится одним из актуальных направлений развития. Занятия по типу целеполагания делятся на:

  • «открытия» нового знания;

  • освоения нового способа деятельности;

  • рефлексии;

  • тренировки умений.

Шапка технологической карты описывает следующее:

  • тема занятия;

  • тип занятия;

  • цель занятия;

  • планируемые результаты;

  • оборудование.

Далее педагог заполняет содержательную часть. Она имеет форму таблицы

Структурные этапы занятия

Время

Методы обучения

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формируемые УУД



















Обязательные этапы в структуре технологической карты.

В структуре технологической карты присутствуют обязательные элементы, не зависящие от типа занятия. Ниже приведены характеристики таких компонентов. При рассмотрении технологической карты по типу занятий эти этапы будут перечислены в назывном порядке.

В любом занятии будет присутствовать содержательная и деятельностная цели. Они различны, и описаны в соответствии с типом занятия.


Организационный момент. Определяет внешнюю и внутреннюю готовность всех субъектов педагогической деятельности к занятию. Это не только подготовка рабочего места, но и психологическая готовность к занятию. Основная задача этого этапа – привести группу детей в «рабочее состояние».

Актуализация опорных знаний. Этот этап предполагает не только воспроизведение уже имеющихся знаний, но и способность применять их в новой ситуации. Кроме того, в этот этап входит сосредоточение внимания, понимание значимости последствий деятельности, пробуждение интереса и энтузиазма к занятию. Именно на этом этапе происходит включение мыслительных операций, фиксируются индивидуальные затруднения.

Мотивация деятельности. Учащиеся должны понять, для чего им нужно новое знание. Педагог помогает определить личностную значимость. Так возникает триада «хочу-надо-могу». Педагог создает внутреннюю потребность через внешнее противоречие. При этом устанавливаются тематические рамки. У учащихся возникает желание освоить новое.

Рефлексия. Основная задача – оценить субъектами образовательного процесса собственную учебную деятельность, осознать методы своей деятельности. Рефлексия может быть организована при помощи вопросов или же иных форм подведения итогов. На этом этапе происходит фиксация  достижения цели занятия, поставленных задач, достигнутых результатов и соотнесение их с ожидаемыми. Намечаются цели дальнейшей работы.

Итоги занятия. Данных этап, как и предыдущий, относится к заключительному. Учащиеся подводят итог, получают (если это предусмотрено программой) какое-либо задание, приводят в порядок свои рабочие места.  

Варианты технологической карты в зависимости от типа занятия.

Занятие «открытия» нового знания.

Основное отличие цели таких занятий состоит в расширении понятийной базы. Это достигается путем включения новых элементов. Деятельность определяется формированием у учащихся умений реализовывать новые способы действий.  

Основные этапы занятия:

  • организационный момент;

  • актуализации опорных знаний;

  • мотивация деятельности;

  • изложение нового материала. В ходе данного этапа происходит поиск возможных вариантов решения проблемы. Учащиеся при помощи педагога открывают для себя новый способ решения задачи, которая вызывала затруднение. Педагог становится не транслятором знаний, а организатором деятельности. На этом этапе дети могут выдвинуть гипотезы, используя известные им сведения или средства. В ходе данного этапа происходит поиск решения и  понимание затруднения. Немаловажным моментом становится фиксация преодоления затруднений, т.е. получение нового знания;

  • обобщение и систематизация знаний. На этом этапе педагог вместе с учащимися включает получение новых знаний в ту систему, которая уже есть. А также дает понять детям, что без отработки полученного знания невозможно дальнейшее успешное применение новых способов деятельности. Главная задача – отработать с детьми механизм, чтобы знание из внешнего перешло во внутреннее, т.е. произошел процесс интериоризации.  Педагог обращает внимание детей на процесс самопроверки, т.е. сравнение выполненного задания с эталоном. На этом же этапе происходит отработка ошибок, их исправление. Таким образом, даже при ошибках, допущенных детьми, создается ситуация успеха для каждого учащегося путем проведения индивидуальной коррекционной работы и обогащению арсенала детей способами исправления допущенных неверных действий. Дети на данном этапе могут работать в любой форме (парная, подгрупповая, групповая), фиксировать границы применения нового знания, а также возможные области его применения;

  • рефлексия;

  • итоги занятия.