Файл: 1. 2 Особенности договора коммерческой концессии и его отличия от смежных договоров.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 284

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, что франчайзи действует от своего имени, за свой счет и в своих интересах, несмотря на свое присутствие в коммерческом обороте под средствами индивидуализации франчайзера. Кроме того, предметом договора франчайзинга является передача комплекса интеллектуальных прав, а не совершение определенных действий или заключение сделок. Использование переданных по договору франчайзинга прав является скорее следствием договора.

Франчайзинг часто относят к договорам об организации сбыта наряду с дистрибьюторским договором. Договоры об организации сбыта направлены на организацию товарообмена, экспансии производителя на новые товарные рынки. Франчайзинг, не
сомненно, способствует росту узнаваемости бренда франчайзера и может служить способом выхода на новые рынки (к примеру, до открытия полноценного филиала). Тем не менее франчайзер не является производителем товаров, в отличие от дистрибьютора. Кроме того, в рамках дистрибуции, как справедливо отмечает Е.А. Демичева, отсутствует передача организационных и управленческих инноваций1. Таким образом, при использовании франчайзинга не происходит организации сбыта как такового, в силу чего относить договор франчайзинга к этой группе договоров можно лишь с большой долей условности.

К организационным договорам относятся соглашения, направленные на организаци

ю, упорядочивание взаимоотношений и создание необходимых предпосылок для вступления субъектов в иные правоотношения имущественного характера2. Относительно того, какие именно договоры относятся к организационным, до сих пор существуют дискуссии. Обычно к ним относят договоры простого товарищества, рамочные и предварительные договоры, договоры перевозки и др. А.А. Еремин и Е.Я. Токар, ссылаясь на труды О.А. Красавчикова, определяют следующие признаки организационных правоотношений:

1) возникновение по инициативе самих участников правоотношения;

2) построение на началах равенства (координации), а не подчинения (субординации);

3) направленность на упорядо
чение организуемых (имущественных) отношений, вследствие чего организационные правоотношения выполняют служебную функцию.

По мнению Е.Б. Козловой, среди организационных договоров следует выделять корпоративные, рамочные, предварительные и видовые договоры. Последние представляют собой способы упорядочения конкретных обязательственных отношений, возникающих из гражданско-правовых договоров определенных видов1.

Договор франчайзинга по своей природе организует стороны для осуществления предпринимательской деятельности. Сама передача интеллектуальных прав за плату редко является самоцелью договора франчайзинга, поскольку стороны часто преследуют то, что произойдет в результате такой пе
редачи, - получение возможности использовать данные права в коммерческой деятельности (для франчайзи) и возможности получения прибыли (для франчайзера). Тем не менее договор франчайзинга нельзя назвать организационным, поскольку он возникает непосредственно по поводу имущественных благ.

Наиболее близко, на наш взгляд, договор франчайзинга стоит к договорам по передаче исключительных прав. Центральный элемент договора франчайзинга, как и договора коммерческой концессии, заключается в передаче франчайзером франчайзи за плату комплекса исключительных прав. Тем не менее, как уже отмечалось, суть франчайзинга состоит в построении эффективной бизнес-модели, в которой обе сторо