Файл: Курсовая работа по дисциплине Организация коммерческой деятельности на тему Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 251
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
также разрабатывает маркетинговую стратегию, чтобы продвигать компанию на внешнем рынке. В обязанности коммерческого директора входит разработка и утверждение программы лояльности «Мой ТУР КЛУБ» для клиентов компании, а также система мотивации для персонала «Кубок Чемпионов».
3 Финансовый директор занимается организацией бухгалтерского учета хозяйственно – финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Обеспечивает взаимодействие с кредитными организациями, составляет кассовую отчетность. Занимается подготовкой проектов приказов, инструкций, указаний, а также смет, договоров и других документов, связанных с решением финансовых вопросов.
4 Заместитель генерального директора – руководитель службы контроля качества. Осуществляет работу в рамках службы контроля качества, а также ведет работу по обработке жалоб, претензий и рекламаций, представляет интересы организации в суде.
5 Заместитель генерального директора - руководитель центра обучения персонала. Осуществляет работу с персоналом, в частности, занимается кадровыми вопросами, развитием и обучением сотрудников ООО «АЭРО-ТУР», взаимодействует с Центром занятости населения, организует обучающие мероприятия для сотрудников компании.
6 Специалисты по предоставлению туристических услуг проводят консультации и бронирование турпродукта, учитывая все потребности туристов, также оказывают дополнительные услуги. Обеспечивают клиента необходимой устной и письменной информацией о стране, о правилах въезда, о безопасности во время путешествия. Можно отметить, что в туристическом агентстве «ТУР-КЛУБ» наибольшее количество сотрудников имеет высшее образование и на протяжении исследуемого периода число сотрудников, которые имеют высшее образование увеличивается. Это говорит, о том, что в туристическом агентстве «ТУР КЛУБ» работает высококвалифицированный персонал.
Стимулирование сотрудников фирмы направлено на повышение качества обслуживания, рост профессионального мастерства и совершенствование работы. Кроме выплаты заработной платы турагентам, которая складывается из оклада и процентов от продаж туров, формируется система бонусов «Кубок Чемпионов». Она предусматривает возможность набора баллов за объемы продаж. На данные бонусы менеджеры могут приобрести рекламно-информационный тур, либо провести отпуск за счет компании. Также от туроператоров проводятся work-shops, семинары от хотельеров, на которые приглашают специалистов. Work-shops - участие турфирмы в специализированных выставках и профессиональных встречах.
Дополнительные стимулы в компании:
– помощь в обучении;
– социальный пакет;
– программа мотивации;
– повышение квалификации по договору с РГУТИС;
– отпуск и выходные дни;
– страхование.
Спектр предложенных направлений в компании достаточно широкий. Туристическая компания занимается как внутренним, так и выездным туризмом, также специализируется на пляжном и оздоровительном отдыхе, экскурсионных турах, санаторно-курортном лечении как за рубежом, так и в России.
В связи с эпидемиологической ситуацией во всем мире, список стран сократился. Сеть туристических агентств «ТУР КЛУБ» предлагает своим туристам следующие страны: Турция, Россия, Абхазия, Египет, ОАЭ, Тунис, Азербайджан, Армения, Мальдивы, Кипр, Таиланд, Шри-Ланка, Израиль, Хорватия, Черногория, Грузия, Казахстан.
В настоящее время самыми популярными направлениями являются Турция (Анталийское побережье) и Россия.
Далее необходимо рассмотреть финансово-экономическую деятельность ООО «АЭРО-ТУР». Данные для анализа были предоставлены финансовым директором. Оборот компании ООО «АЭРО-ТУР» за последний год непрерывно растет. Рост оборота находится в прямой зависимости от прироста новых клиентов. К примеру, с учетом закрытия границ и эпидемиологической ситуацией в мире за 2021 год оборот компании составил 346 млн рублей и 4175 новых туристов.
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «АЭРО-ТУР» за период с 2019-2021 гг. представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Отчет о финансовых результатах ООО «АЭРО-ТУР» [18]
Анализируя финансовый отчет фирмы, можно сделать вывод, что объемы туристической компании ООО «АЭРО-ТУР» зависит от следующих показателей:
1 Количество оформленных туров.
2 Комиссия туристических агентств от туроператора.
Также есть и не менее значимые факторы:
– количество офисов;
– маркетинговая деятельность (программа лояльности, бонусные баллы);
– профессионализм персонала (обучение, семинары);
– технологии, используемые в работе (офисная техника, CRM-система, телефоны, Интернет).
Таким образом, предприятие ООО «АЭРО-ТУР» организованно в форме общества с ограниченной ответственностью, основная деятельность которого является деятельность туристических агентств. Благодаря отличной координации руководства, коллектив работает как единый механизм, обеспечивая четкую и слаженную работу. Анализ финансовых результатах показал, что состояние компании оценивается как стабильное.
2.2 Анализ уровня конкурентоспособности предприятия ООО «АЭРО-ТУР»
Для анализа уровня конкурентоспособности предприятия необходимо рассмотреть внешнею и внутреннюю среду ООО «АЭРО-ТУР».
К микросреде можно отнести поставщиков услуг, персонал, потребителей и конкурентов.
Поставщиками услуг являются туроператоры, с которыми заключен агентский договор. ООО «АЭРО-ТУР» работает с туроператорами «напрямую», без участия центров бронирования и иных посредников. Основными туроператорами-партнерами ООО «АЭРО-ТУР» являются компании: PEGAS Touristik, ANEX Tour, Coral Travel, Sunmar, FUN&SUN, Национальный туроператор «АЛЕАН», PAC Group, Инфофлот, Intourist, Библио-Глобус. Данные компании занимаются туроператорской деятельностью свыше 10 лет, являются надежными партнерами, чем заслужили доверие туристов. В таблице 4 представлено комиссионное вознаграждение туристического агентства.
Таблица 4 – Размер агентского вознаграждения турагентств «ТУР КЛУБ»
Продолжение таблицы 4
Можно сделать вывод о том, что сеть турагентств ООО «АЭРО-ТУР» относится к выбору партнеров избирательно и заключает договоры только с проверенными крупными компаниями.
Среди сотрудников ООО «АЭРО-ТУР» преобладает возрастная категория 22–35 лет, это свидетельствует о том, что предприятие заинтересовано в молодых кадрах. Также необходимо отметить, что в сети туристических агентств «ТУР КЛУБ» в большей степени преобладает персонал женского пола, это связано, в первую очередь со спецификой деятельности предприятия. Большая часть персонала в сфере предоставления турагентских услуг работает более 5 лет, это говорит о грамотной кадровой политике, проводимой на предприятии. В туристической компании «ТУР КЛУБ» наибольшее количество сотрудников имеет высшее профильное образование, в сфере организации туроператорских и турагентских услуг. Это показывает то, что в туристическом агентстве «ТУР-КЛУБ» работает высококвалифицированный персонал.
Стоит отметить, что сотрудники сети турагентств систематически проходят обучение, ежемесячно проходят профессиональный тест, подтверждающий уровень знания популярных туристических направлений. Часто организуют профессиональные встречи представители отелей и туроператоров. Ежегодно сотрудники ООО «АЭРО-ТУР» посещают рекламно-информационные туры, целью которых является ознакомление с курортными зонами и ее отельной базой.
Изучение потребителей позволит лучше понять то, какие услуги в наибольшей степени будут востребованы, рассчитать прогнозируемый уровень спроса, увеличение объема продаж. В компании наблюдается большой поток клиентов, кроме того, уже сформирована база постоянных клиентов. Всего в CRM-системе ООО «АЭРО-ТУР» зарегистрировано 27 163 туристов.
Потребительский сегмент данной сети туристических агентств следующий: в основном туры приобретают горожане возраста от 20 до 55 лет, чей уровень дохода средний и выше среднего. Чаще всего это семейные люди, поэтому туры приобретаются на 2 - 4 человек. Мотивация путешествия: отдых, лечение, желание получить экстремальные ощущения (дайвинг, сафари, экзотические страны и т.д.). Средняя стоимость тура 150 000 - 200 000 рублей на 2 человек. Сеть туристических агентств «ТУР КЛУБ» стремиться привлечь различные потребительские сегменты.
Рисунок 5 - Сегментация туристов по половому признаку ООО «АЭРО-ТУР», чел.
Маркетинговая деятельность формируется для разных категорий потребителей, поэтому необходимо изучать потребителей и по возрасту.
Структура потребителей ООО «АЭРО-ТУР» по возрасту представлена на рисунке 6.
Рисунок 6 – Структура потребителей по возрасту ООО «АЭРО-ТУР», чел.
Как видно из диаграммы, представленной на рисунке 6, наибольший удельный вес в структуре потребителей занимают люди в возрасте 25-45 лет. Это наиболее активная группа населения.
Туристическая компания ООО «АЭРО-ТУР» позиционирует себя как многопрофильная и предоставляет туры как по внутреннему туризму, так и по выездному туризму. Ассортимент туристических продуктов компании позволяют любому клиенту выбрать оптимальный вариант по цене и набору услуг.
Рисунок 7 – Сегментация оформленных туров в ООО «АЭРО-ТУР»
На рисунке 7 показана сегментация проданных туров за 2021 год. Сегментация показывает, что подавляющее большинство туристов посещают зарубежные страны. Количество, оформленных туров в 2021 году, составило 78% или 2490. На долю внутреннего туризма в компании пришлось 22 % или 719 оформленных туров. Следовательно, основу формирования выручки компании ООО «АЭРО-ТУР» составляют туристские продукты по выездному туризму.
За 2021 год популярными направлениями среди туристов стали: Турция, Россия, Египет, ОАЭ, Абхазия, Доминиканская республика, Куба, Кипр и Мальдивы. На рисунке 8 представлена структура основных туристических направлений, которые пользуются спросом в ООО «АЭРО-ТУР».
Рисунок 8 – Структура туристических направлений ООО «АЭРО-ТУР» за 2021 год
Исходя из представленных данных на рисунке 9 можно сделать вывод, что наибольший удельный вес составляют оформленные туры в Турцию, затем Россия и Египет.
3 Финансовый директор занимается организацией бухгалтерского учета хозяйственно – финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Обеспечивает взаимодействие с кредитными организациями, составляет кассовую отчетность. Занимается подготовкой проектов приказов, инструкций, указаний, а также смет, договоров и других документов, связанных с решением финансовых вопросов.
4 Заместитель генерального директора – руководитель службы контроля качества. Осуществляет работу в рамках службы контроля качества, а также ведет работу по обработке жалоб, претензий и рекламаций, представляет интересы организации в суде.
5 Заместитель генерального директора - руководитель центра обучения персонала. Осуществляет работу с персоналом, в частности, занимается кадровыми вопросами, развитием и обучением сотрудников ООО «АЭРО-ТУР», взаимодействует с Центром занятости населения, организует обучающие мероприятия для сотрудников компании.
6 Специалисты по предоставлению туристических услуг проводят консультации и бронирование турпродукта, учитывая все потребности туристов, также оказывают дополнительные услуги. Обеспечивают клиента необходимой устной и письменной информацией о стране, о правилах въезда, о безопасности во время путешествия. Можно отметить, что в туристическом агентстве «ТУР-КЛУБ» наибольшее количество сотрудников имеет высшее образование и на протяжении исследуемого периода число сотрудников, которые имеют высшее образование увеличивается. Это говорит, о том, что в туристическом агентстве «ТУР КЛУБ» работает высококвалифицированный персонал.
Стимулирование сотрудников фирмы направлено на повышение качества обслуживания, рост профессионального мастерства и совершенствование работы. Кроме выплаты заработной платы турагентам, которая складывается из оклада и процентов от продаж туров, формируется система бонусов «Кубок Чемпионов». Она предусматривает возможность набора баллов за объемы продаж. На данные бонусы менеджеры могут приобрести рекламно-информационный тур, либо провести отпуск за счет компании. Также от туроператоров проводятся work-shops, семинары от хотельеров, на которые приглашают специалистов. Work-shops - участие турфирмы в специализированных выставках и профессиональных встречах.
Дополнительные стимулы в компании:
– помощь в обучении;
– социальный пакет;
– программа мотивации;
– повышение квалификации по договору с РГУТИС;
– отпуск и выходные дни;
– страхование.
Спектр предложенных направлений в компании достаточно широкий. Туристическая компания занимается как внутренним, так и выездным туризмом, также специализируется на пляжном и оздоровительном отдыхе, экскурсионных турах, санаторно-курортном лечении как за рубежом, так и в России.
В связи с эпидемиологической ситуацией во всем мире, список стран сократился. Сеть туристических агентств «ТУР КЛУБ» предлагает своим туристам следующие страны: Турция, Россия, Абхазия, Египет, ОАЭ, Тунис, Азербайджан, Армения, Мальдивы, Кипр, Таиланд, Шри-Ланка, Израиль, Хорватия, Черногория, Грузия, Казахстан.
В настоящее время самыми популярными направлениями являются Турция (Анталийское побережье) и Россия.
Далее необходимо рассмотреть финансово-экономическую деятельность ООО «АЭРО-ТУР». Данные для анализа были предоставлены финансовым директором. Оборот компании ООО «АЭРО-ТУР» за последний год непрерывно растет. Рост оборота находится в прямой зависимости от прироста новых клиентов. К примеру, с учетом закрытия границ и эпидемиологической ситуацией в мире за 2021 год оборот компании составил 346 млн рублей и 4175 новых туристов.
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «АЭРО-ТУР» за период с 2019-2021 гг. представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Отчет о финансовых результатах ООО «АЭРО-ТУР» [18]
Показатели | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | Абсолютное отклонение (+/-) | Относительное отклонение, % | ||
2020 г. к 2019 г. | 2021 г. к 2020 г. | 2020 г. к 2019 г. | 2021 г. к 2020 г. | ||||
Выручка, тыс. руб. | 22519 | 11834 | 20296 | - 10685 | 8462 | - 47 | 71 |
Расходы, тыс. руб. | 19066 | 12101 | 15505 | - 6965 | 3404 | - 36 | 28 |
Прибыль, тыс. руб. | 1692 | 753 | 2065 | - 936 | 1312 | - 55 | 174 |
Уровень рентабельность продаж, % | 7,5 | 6,3 | 10 | - 1,2 | 3,7 | - 16 | 58 |
Количество, оформленных туров, шт. | 5506 | 1802 | 3896 | - 3704 | 2094 | - 67 | 116 |
Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. | 28676 | 17623 | 16026 | - 11053 | - 1597 | - 38 | - 9 |
ФЗП, тыс. руб. | 7570 | 5075 | 5961 | - 2495 | 886 | - 32 | 17 |
Среднесписочная численность работников, чел. | 22 | 24 | 31 | 2 | 7 | 9 | 29 |
Анализируя финансовый отчет фирмы, можно сделать вывод, что объемы туристической компании ООО «АЭРО-ТУР» зависит от следующих показателей:
1 Количество оформленных туров.
2 Комиссия туристических агентств от туроператора.
Также есть и не менее значимые факторы:
– количество офисов;
– маркетинговая деятельность (программа лояльности, бонусные баллы);
– профессионализм персонала (обучение, семинары);
– технологии, используемые в работе (офисная техника, CRM-система, телефоны, Интернет).
Таким образом, предприятие ООО «АЭРО-ТУР» организованно в форме общества с ограниченной ответственностью, основная деятельность которого является деятельность туристических агентств. Благодаря отличной координации руководства, коллектив работает как единый механизм, обеспечивая четкую и слаженную работу. Анализ финансовых результатах показал, что состояние компании оценивается как стабильное.
2.2 Анализ уровня конкурентоспособности предприятия ООО «АЭРО-ТУР»
Для анализа уровня конкурентоспособности предприятия необходимо рассмотреть внешнею и внутреннюю среду ООО «АЭРО-ТУР».
К микросреде можно отнести поставщиков услуг, персонал, потребителей и конкурентов.
Поставщиками услуг являются туроператоры, с которыми заключен агентский договор. ООО «АЭРО-ТУР» работает с туроператорами «напрямую», без участия центров бронирования и иных посредников. Основными туроператорами-партнерами ООО «АЭРО-ТУР» являются компании: PEGAS Touristik, ANEX Tour, Coral Travel, Sunmar, FUN&SUN, Национальный туроператор «АЛЕАН», PAC Group, Инфофлот, Intourist, Библио-Глобус. Данные компании занимаются туроператорской деятельностью свыше 10 лет, являются надежными партнерами, чем заслужили доверие туристов. В таблице 4 представлено комиссионное вознаграждение туристического агентства.
Таблица 4 – Размер агентского вознаграждения турагентств «ТУР КЛУБ»
Наименование туроператора | Размер агентского вознаграждения (процентная ставка), % |
Pegas Touristic | 10-12 |
Anex | 9-10 |
Сoral Тravel | 9 |
FUN&SUN | 12-13 |
PAC GROUP | 10 |
Алеан | 14 |
Продолжение таблицы 4
Наименование туроператора | Размер агентского вознаграждения (процентная ставка), % |
Библио-Глобус | 7-10 |
Интурист | 9 |
Инфофлот | 7-14 |
Русский Экспресс | 11 |
А-Трэвл | 11 |
Можно сделать вывод о том, что сеть турагентств ООО «АЭРО-ТУР» относится к выбору партнеров избирательно и заключает договоры только с проверенными крупными компаниями.
Среди сотрудников ООО «АЭРО-ТУР» преобладает возрастная категория 22–35 лет, это свидетельствует о том, что предприятие заинтересовано в молодых кадрах. Также необходимо отметить, что в сети туристических агентств «ТУР КЛУБ» в большей степени преобладает персонал женского пола, это связано, в первую очередь со спецификой деятельности предприятия. Большая часть персонала в сфере предоставления турагентских услуг работает более 5 лет, это говорит о грамотной кадровой политике, проводимой на предприятии. В туристической компании «ТУР КЛУБ» наибольшее количество сотрудников имеет высшее профильное образование, в сфере организации туроператорских и турагентских услуг. Это показывает то, что в туристическом агентстве «ТУР-КЛУБ» работает высококвалифицированный персонал.
Стоит отметить, что сотрудники сети турагентств систематически проходят обучение, ежемесячно проходят профессиональный тест, подтверждающий уровень знания популярных туристических направлений. Часто организуют профессиональные встречи представители отелей и туроператоров. Ежегодно сотрудники ООО «АЭРО-ТУР» посещают рекламно-информационные туры, целью которых является ознакомление с курортными зонами и ее отельной базой.
Изучение потребителей позволит лучше понять то, какие услуги в наибольшей степени будут востребованы, рассчитать прогнозируемый уровень спроса, увеличение объема продаж. В компании наблюдается большой поток клиентов, кроме того, уже сформирована база постоянных клиентов. Всего в CRM-системе ООО «АЭРО-ТУР» зарегистрировано 27 163 туристов.
Потребительский сегмент данной сети туристических агентств следующий: в основном туры приобретают горожане возраста от 20 до 55 лет, чей уровень дохода средний и выше среднего. Чаще всего это семейные люди, поэтому туры приобретаются на 2 - 4 человек. Мотивация путешествия: отдых, лечение, желание получить экстремальные ощущения (дайвинг, сафари, экзотические страны и т.д.). Средняя стоимость тура 150 000 - 200 000 рублей на 2 человек. Сеть туристических агентств «ТУР КЛУБ» стремиться привлечь различные потребительские сегменты.
Рисунок 5 - Сегментация туристов по половому признаку ООО «АЭРО-ТУР», чел.
Маркетинговая деятельность формируется для разных категорий потребителей, поэтому необходимо изучать потребителей и по возрасту.
Структура потребителей ООО «АЭРО-ТУР» по возрасту представлена на рисунке 6.
Рисунок 6 – Структура потребителей по возрасту ООО «АЭРО-ТУР», чел.
Как видно из диаграммы, представленной на рисунке 6, наибольший удельный вес в структуре потребителей занимают люди в возрасте 25-45 лет. Это наиболее активная группа населения.
Туристическая компания ООО «АЭРО-ТУР» позиционирует себя как многопрофильная и предоставляет туры как по внутреннему туризму, так и по выездному туризму. Ассортимент туристических продуктов компании позволяют любому клиенту выбрать оптимальный вариант по цене и набору услуг.
Рисунок 7 – Сегментация оформленных туров в ООО «АЭРО-ТУР»
На рисунке 7 показана сегментация проданных туров за 2021 год. Сегментация показывает, что подавляющее большинство туристов посещают зарубежные страны. Количество, оформленных туров в 2021 году, составило 78% или 2490. На долю внутреннего туризма в компании пришлось 22 % или 719 оформленных туров. Следовательно, основу формирования выручки компании ООО «АЭРО-ТУР» составляют туристские продукты по выездному туризму.
За 2021 год популярными направлениями среди туристов стали: Турция, Россия, Египет, ОАЭ, Абхазия, Доминиканская республика, Куба, Кипр и Мальдивы. На рисунке 8 представлена структура основных туристических направлений, которые пользуются спросом в ООО «АЭРО-ТУР».
Рисунок 8 – Структура туристических направлений ООО «АЭРО-ТУР» за 2021 год
Исходя из представленных данных на рисунке 9 можно сделать вывод, что наибольший удельный вес составляют оформленные туры в Турцию, затем Россия и Египет.